Напоминание

«Роль устного народного творчества в развитии речевой активности дошкольников»


Авторы: Алла Борисовна Новикова, Новикова Алла Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с 133 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: «Роль устного народного творчества в развитии речевой активности дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль устного народного творчества

в развитии речевой активности дошкольников»

Разработал: воспитатель

Новикова А. Б.

Новосибирск 2021г.

Одним из действенных средств воспитания человека и его

полноценного развития является устное народное творчество.

Ещё К. Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том,

что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь,

соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно

великое, исторически живое целое».

Возможность использования устного народного творчества в

дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста

обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного

творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым

развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их

мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным

ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа,

выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его

способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не

только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту,

лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые

впечатления о ней.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное

использование его как в режимных моментах, так и в игровой

деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и

воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным

нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах

жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

Фольклор является уникальным средством для передачи

народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным

фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется

внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений

русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный

запас, способность к овладению родной речью.

Какие же формы фольклора использую в работе воспитатели?

Формы фольклора.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически

все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными

приемами и средствами речевого развития дошкольников можно

использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в

раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы

слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны

речи. Пропевая слоги в словах, ребёнок имеет возможность услышать все

звуки, особенно в слабых позициях, почувствовать ритмический рисунок

слова, что способствует развитию фонематического слуха.

В потешках, песнях, прибаутках отражается суть раннего

детства : видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без

лукавства и фальши. Поэтому значительное место в практике воспитания

отводится эмоциональному воспитанию именно средствами музыкального

фольклора. Периодом для формирования основ эмоций и чувств являются

первые 3 года жизни.

Потешки очень помогают воспитателям наладить эмоциональный

контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в

игровой деятельности.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью

пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми

устного народного творчества создает уникальные условия для:

-развития речи;

- мышления детей;

- мотивации поведения;

- накопления положительного морального опыта в межличностных

отношениях;

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом

для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы,

готовят ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и

формируем у него интонационную выразительность.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками

шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных

поколений. Через особую организацию, интонационную окраску,

использование специфических языковых средств выразительности

(сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному

предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр

устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали

опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. С их

помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить

порицание.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно,

лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно

окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово,

умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

За многовековую историю России создано огромное количество

пословиц и поговорок. Язык пословиц прост и доступен даже детям,

излучает остроту и юмор. С незапаметных времен эти маленькие

жемчужины народной мудрости живут в разговорной речи, выражая все

оттенки отношения людей в обществе, друг к другу.

Пословицы и поговорки украшают речь ребенка, делая ее более образной и

живой, расширяется словарный запас, развивается воображение.

Пословицы и поговорки используюся в процессе повседневного общения с

детьми.

- подбадрить робкого: «Смелость города берет»;

- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря

Егорки всегда отговорки»;

- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»;

- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»;

- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»;

- кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации: «Где

много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»;

- во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»;

- пословицы о труде: «Сделал дело - гуляй смело», «Любишь кататься,

люби и саночки возить» .

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов,

помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об

их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и

грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на

языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает

способность дошкольников к анализу, обобщению, способствует

развитию у них навыков речи – доказательства речи – описания.

Широко используюся в своей деятельности загадки, как в

непосредственно-образовательной деятельности, так и в трудовой и игровой

деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению,

размышлению, познанию. Средствами загадки формируется любовь к

родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир

народной поэзии. Они обогащают слух ребенка разнообразными рифмами и

мелодиями. Ритмико-мелодическая основа жанра загадки тесно связана с

другими жанрами народного творчества-сказками , песнями, пословицами.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей.

Сама природа загадки, ее назначение требуют от разгадывающего

вдумчивого отношения к ее языковой форме: словарю, морфологии,

синтаксису. Загадки дают ребенку большое число новых или малознакомых

для него слов: кушак, кафтан, хоромы, сито, лыко, хлев и др .Они помогают

увидеть вторичные значения слов. «Идут часы», льет дождь «идет дождь» В

загадке дети воспринимают слова сопоставлено, объединено: Стучат,

стучат, не велят скучать, идут, идут, а все тут да тут (часы) Загадки

развивают детские языковые представления о возможностях переносного

употребления слова: Без ног бегут , без крыльев летят, без паруса плывут

(облака)

Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать

слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не

только языковую подготовку ребенка, но успешно развивает мыслительные

способности.

Народные игры – богаты образными разговорными формами,

выразительной лексикой. Содержащийся в них фольклорный материал

способствует овладению родной речью, помогут ребенку научиться

выплескивать негативные эмоции, снять мышечное и эмоциональное

напряжение. Подвижные игры очень нравятся детям, а игры

подкреплённые стихотворениями, речетативами и закличками интересны

вдвойне.

Сказки, былины. Работа над сказкой как нельзя лучше даёт

возможность решать поставленные задачи, потому что сказка, «как

образное отображение мира – близка и интересна детям». «Сказка – это

активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной

жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение»…

Сказочные сюжеты требуют особых качеств восприятия, творческого

воображения, развитой наблюдательности, чувства образного слова,

понимания внутренних мотивов поведения героев.

Сила сказки, как средства воспитания, заключается в том, что своим

содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению «это

можно», «это нельзя», «это хорошо», «это плохо», учит детей давать

ответы на разные жизненные вопросы. Слушая произведения устного

народного творчества, ребёнок самостоятельно делает выводы о своём

поведении, стараясь избежать ошибок героев.

Былина, способствует развитию познавательных способностей детей,

формированию высокого нравственного уважения к предкам,

защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре.

Фольклорные праздники и развлечения, сочетая различные виды

искусства, различные формы и жанры устного народного творчества,

оказывают большое влияние на чувства и эмоции детей.

Богатейшие возможности для развития эмоций у детей дошкольного

возраста классов имеют специально организованных занятия, по

ознакомлению с лучшими образцами устного народного творчества.

В процессе восприятия произведений устного народного творчества

формируются эстетические чувства. Они первоначально проявляются в

переживании положительных эмоций.

Эстетические чувства способствуют пробуждению эстетических

эмоций. На первых стадиях эстетические эмоции возникают главным

образом под воздействием яркой формы, привлекающей внимание

внешней красотой: ритмичностью, занимательностью.

Более развитые эстетические чувства проявляются в разнообразных

эмоциях: эмоции светлой радости или легкой печали и грусти,

негодования и восторга. Влияние фольклора усиливается с ростом и

развитием ребенка. Корректировать это влияние необходимо, в том числе

и на специально отведенных программой занятиях.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста представляется в

контексте личностного становления, причем рассматривается в основном

как дополнение, составляющий компонент интеллекуально-

познавательного развития, либо как обуславливающее поведение и

самочувствие ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом, через устное народное творчество ребёнок не только

овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность

приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о

ней, устанавливает преемственность между прошлым и будущим.

СБОРНИК

ФОЛЬКЛОР РУССКОГО НАРОДА: потешки, колыбельные песни,

заклички, пословицы и поговорки, прибаутки, считалки, хороводные игры.

Потешки.

***

Ой, качи-качи-качи!,

Глянь - баранки, калачи,

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

С пылу, с жару, из печи –

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачики,

Нам осталися бара-а-а-ночки!

***

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше - два, Паше - два,

Ване - два, Тане - два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

***

Сорока, сорока!

Где была? - Далеко!

Печку топила,

Кашу варила,

На порог скакала –

Гостей созывала.

***

Ручки, спляшите разок —

Будет вам завтра пирог!

Ах, вы мои мастерички,

Быстрые ручки-сестрички!

Яблочный будет пирог,

Только спляшите разок.

***

Утро настало. Солнышко

встало.

- Эй, братец Федя, Разбуди

соседей! –

Вставай, Большак! –

Вставай, Указка! –

Вставай, Середка! –

Вставай, Сиротка! –

И Крошка -Митрошка! –

Привет, Ладошка!

Все потянулись и

проснулись.

***

Ножки, ножки, где вы были?

За грибами в лес ходили. –

А вы, ручки, помогали? –

Мы грибочки собирали. –

А вы, глазки, помогали? –

Мы искали да смотрели, все

пенечки оглядели.

Вот и Ванечка с грибком,

С подосиновичком.

Колыбельные песенки

***

Ай, бай, бай, бай,

Ты собачка, не лай!

Ты, корова, не мычи!

Ты, петух, не кричи!

А наш мальчик будет спать,

Станет глазки закрывать.

***

Ай, люленьки да люленьки,

По горам идет олень.

На рогах он дрему носит,

В каждый дом ее заносит.

В люльку дрему он кладет,

Тихо песенку поет.

***

Ах,ты моя душечка,

Белая подушечка!

Если жить с тобою дружно,

То в кино ходить не нужно!

Лег -заснул, смотри кино,

Ведь покажут все равно!

Ах, ты моя душечка,

Белая подушечка

***

Баю-бай, баю-бай,

К нам приехал дед Мамай,

К нам приехал дед Мамай,

Просит: "Машеньку отдай!"

А мы Машу не дадим,

Пригодится нам самим.

***

Баю-бай, усни, Катюшка,

Моя зайка-веселушка,

Глазки зайка закрывай,

Баю-баю-баю-бай.

***

Баю-баю-баиньки,

В огороде заиньки.

Зайки траву едят,

Малым деткам спать велят.

***

Баю-баю-байки,

Прилетели чайки.

Стали крыльями махать,

Нашу Катю усыплять.

***

Баю, баю, баю, бай,

Ты собачка не лай.

Белолапа не скули,

Нашу дочку не буди.

Темна ноченька, не спится,

Наша доченька боится.

***

Баю-баю-баю-баю,

Ты уже напился чаю,

Кашку съел и наигрался,

Нашалился, наболтался,

Так теперь уж засыпай,

***

Баю-баю-баю-бай.

Вот присела на ворота

Говорливая сорока:

Кра-кра-кра-кра!

Маленькому спать пора!"

В окна голуби взглянули:

"Гули-гули - гули-гули,

Надо маленькому спать,

Чтобы утро не проспать".

***

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

Он ухватит за бочок,

И потащит во лесок,

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

Ты, волчок, к нам не ходи,

Нашу Катю не буди!

***

Заклички

***

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей!

***

Выйди, выйди, солнце,

Над моим оконцем.

Выйди, выйди, солнышко,

Мы посеем зёрнышко.

***

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошко!

Там твои детки,

Там малолетки,

Лепёшки валяют,

Тебя поджидают.

***

Радуга-дуга,

Подавай дождя!

Нам по ложке,

Медведю по плошке,

А серому волку —

По полному ведёрку!

***

Божья коровка,

Чёрная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого.

***

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепёшки, —

Высуни рожки!

***

Улитка, улитка.

Выпусти рога —

Дам тебе молока!

***

Ай, радуга-дуга.

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко –

К нам в оконышко!

***

Ах ты, радуга-дуга,

И туга, и высока!

Не давай нам дождичка,

Подавай нам ведрышко.

Чтоб ребятам погулять,

Чтоб телятам поскакать,

Нужно солнышко,

Колоколнышко!

Пословицы и поговорки

Который палец ни укуси —

все больно.

Кто детям потакает, тот

потом слезу проливает.

Кто родителей почитает, тот

вовеки не погибает.

Куда матушка, туда и

дитятко.

Птицы в гнезде до осени,

дети в семье до возраста.

Ребенок — что воск: что

хочешь, то и сольешь.

Родители трудолюбивы — и

дети не ленивы.

Учи дитя, пока поперек

лавочки лежит, а как вдоль

лавочки ляжет, тогда поздно

учить.

Чем бы дитя ни тешилось,

лишь бы не плакало.

Яблоко от яблони недалеко

падает.

Братская любовь пуще

каменных стен.

Где свои собаки грызутся,

чужая не приставай.

Дерись, бранись, а за своего

держись.

Зять да сват у тещи — первые

гости.

Зять на двор — пирог на

стол.

Испокон века книга растит

человека.

Книга-лучший подарок.

Книги читай, а дела не

забывай.

Книги читать, не в ладушки

играть.

Книги не говорят, а правду

сказывают.

Дом без книги — день без

солнца.

Кто не болел, тот здоровью

цены не знает.

Не всякий умирает, кто

хворает.

От здоровья не лечатся.

Грамота не болезнь – годы не

уносит.

На всякую болезнь зелье

вырастает.

На кривых корнях деревья

лучше стоят.

Ранняя пташечка носок

прочищает, поздняя лишь глаза

продирает.

Лучше синица в руке, чем

журавль в небе.

Беда вымучит, но она и

выучит.

За двумя зайцами

погонишься — ни одного не

поймаешь.

Лодырь да бездельник — им

праздник и в понедельник.

Людырь хочет прожить не

трудом, а языком.

Не привыкай к безделью,

учись рукоделью.

Кто ленив, тот сонлив.

Москва не сразу строилась.

Тише едешь — дальше

будешь.

Смелость города берёт.

Смелый приступ — половина

победы.

Терпение и труд, все

перетрут.

К большому терпенью придёт

и уменье.

Без терпенья нет уменья.

Совесть без зубов загрызёт

У страха глаза велики.

Друзья познаются в беде.

Нет друга — ищи, а нашёл —

береги.

Не имей сто рублей, а имей

сто друзей.

Не узнавай друга в три дня,

узнавай три года.

Один в поле не воин.

Всякая дорога вдвоём

веселей.

Кто других не любит, сам

себя губит.

Семеро одного не ждут.

Новых друзей наживай, а

старых не бросай.

Старый друг, лучше новых

двух.

На деньги друга не купишь.

Два сапога — пара.

Не лесть, а честь украшает

дружбу.

Дружба крепка не лестью, а

правдой и честью.

Дружбой дорожи, забывать её

не спеши.

Дружба дружбой, а служба

службой.

Петь хорошо вместе, а

говорить по

́

рознь.

Нет лучшего дружка, чем

родная матушка.

Лучше матери друга не

сыщешь.

Птица рада весне, а младенец

— матери.

При солнышке тепло, при

матери добро.

Об отце и о матери говори с

почтением.

Прибаутки

***

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

***

Ах ты, совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела.

Ах ты, совушка-сова,

Ты большая голова!

Во траву свалилася,

В яму покатилася!

Во траву свалилася,

В яму покатилася!

***

Шла лисичка по дорожке,

Нашла скалочку.

В люди снесла,

Добрым людям сбыла.

За скалочку взяла курочку,

За курочку взяла уточку,

За уточку — гусёночка!

Гусё-но-чка!

***

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом,

Идёт дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка — с фонарём,

А собачка — с помелом,

Серый заюшка с листом.

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас!

***

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду…

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

— Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок.

Там Бурёнка лежит,

На теляток глядит,

А домой не идёт,

Молочка не несёт.

Надо кашу варить,

Сашу кашкой кормить.

***

— На что тебе сено?

— Коровок кормить.

— На что тебе коровы?

— Молоко доить.

— А зачем молоко?

— Ребяток кормить.

***

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Ивашка — на кошке

Туда же по дорожке.

***

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

***

Считалочки

***

Аты-баты — шли солдаты,

Аты-баты — на базар

Аты-баты — что купили?

Аты-баты — самовар.

Аты-баты — сколько стоит?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты — кто выходит?

Аты-баты — ты и я.

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф — паф! Ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу,

Он украл там рукавицу.

П ривезли его в буфет,

Он украл там сто конфет.

Привезли его домой,

Оказался он живой.

***

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить —

Всё равно тебе водить!

***

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король,

королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

Выбирай поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей.

***

Эники-беники ели вареники,

Эники-беники съели

вареники,

Эники-беники — хоп!

Вышел зелёный сироп.

***

Ехал Лунтик на тележке

Раздавал он всем орешки

Кому - два, кому – три,

А водить будешь ты.

Хороводные игры

1.«Большие и маленькие

ножки»

Возьмитесь за руки и идите

по кругу, то медленно, громко

топая ногами, то ускоряя ход и

часто перебирая ногами.

Большие ноги

Шли по дороге

Топ-топ, топ-топ

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ топ топ топ топ,

Топ топ топ топ топ

2.«Мы по лесу идем»

Возьмитесь за руки и ходите

по кругу:

Мы по лесу идем,

Зверей найдем.

Зайца громко позовем:

«Ау-ау-ау!»

Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается,

Тихо: «Ау-ау-ау!»

Вместо зайца, можно

подставлять другие слова:

«Волка громко позовем», «Мы

медведя позовем», «Мы лису

позовем».

3. «По ровненькой дорожке»

Вместе с ребенком поводите

хоровод со словами:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки.

По пням, по кочкам,

по камушкам,

По камушкам, в яму – бух!

На последней строчке

присядьте.

4. «Зайка шел»

Возьмитесь за руки, образуя

круг. Идите по кругу,

приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» -

останавливайтесь и

присаживайтесь на корточки.

5. Раздувайся, пузырь!»

Вместе с воспитателем дети

становятся тесным кружком и

начинают «раздувать пузырь»:

наклонив головы вниз, малыши

дуют в кулачки, составленные

один под другим, как в дудочку.

При этом они выпрямляются и

набирают воздух, а затем снова

наклоняются, выдувают воздух в

свою трубку и произносят звук

«ф-ф-ф-ф». Эти действия

повторяются 2-3 раза. При

каждом раздувании все делают

шаг назад, будто пузырь немного

увеличился. Затем все берутся за

руки и постепенно расширяют

круг, двигаясь и произнося

следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой, И не

лопайся!!!

Получается большой

растянутый круг.

Он летел, летел, летел.

И за веточку задел! (дети

бегут по кругу)

«Лопнул пузырь!»

все хлопают в ладоши,

произносят слово«Хлоп!»и

сбегаются в кучку.

6. «Водят пчелы хоровод»

Выполнять соответствующие

движения.

Водят пчелы хоровод –

Брум, брум.

В барабан ударил кот –

Трум, трум.

Стали мыши танцевать –

Тир-ля-ля,

Так, что начала дрожать вся

земле.

7. «Медведь»

И на горке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише,

Не шуметь!

И.Токмакова

Дети стоят по кругу.

Выбирается медведь. Он садится

на стульчик в середине круга и

«засыпает». На 1-ю и 3-ю строки

дети идут к середине круга (4

шага), на 2-ю 4-ю строки идут

назад, от центра (4 шага), на 5-ю

строку осторожно приближаются

к спящему медведю. Две

последние строки произносит

кто-либо из детей, назначенных

педагогом. Медведь должен по

голосу узнать этого ребенка.

Игра повторяется с новым

ребенком.

8. «Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки,

ритмично идут по кругу, говоря:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов

останавливаются и повторяют

движение, которое показывает

воспитатель, например

повернуться, наклониться,

присесть.

9. «Зайка»

«У зайчика зимой теплая

беленькая шубка. У него ушки

стоят на макушке, значит, зайка

прислушивается, а шевелит он

ими, чтобы еще лучше слышать.

Когда зайчику холодно и он

хочет согреть свои лапки, он

делает вот так (хлопает в

ладоши). А если зайка совсем

замерзнет, он начинает прыгать –

вот так». Выбирают зайку,

остальные образуют круг. Зайка

выходит на середину и,

изобразив руками ушки,

приседает на корточки.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так,

И ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать!

Скок-скок-скок-скок,

Надо зайке поскакать!

10. «Как на нашем на лугу»

Как на нашем на лугу

Пляшет Олечка в кругу,

А мы песенку поем

И в ладоши громко бьем.

Оля, Оля веселей!

Своих ножек не жалей

Поклониться не забудь,

Выбирай кого-нибудь.

Как на нашем на лугу

Заплясали все в кругу.

Мы все пляшем и поем

И в ладоши громко бьем.

Дети стоят в кругу. В

середине круга находиться

ребенок, про которого поется в

песне. Ребенок пляшет так, как

умеет. После слов «поклониться

не забудь» он кланяется кому-

нибудь, и тот выходит в круг. 1

куплет и припев повторяются

несколько раз, имена детей

меняются. В заключении поется

2 куплет. Пляшут все дети.

Утешалки

Ани-бани, трукатани,

Едет баба по Рязани,

Она едет на печи,

Продает калачи.

Калач

Горяч,

Выходи,

Не плачь!

***

Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

***

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки

Для Машиной потешки.

***

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не плачь, дорогой,

Куплю другой.

Не плачь, не кричи,

Дам тебе три.

***

Придет киска неспеша

И погладит малыша

Мяу-мяу – скажет киска

Наша детка хороша.

***

Ты, Катюшечка, не плачь,

Я куплю тебе калач,

На шею повешу,

А потом утешу.

***

Унас Саша сын один,

Мы в обиду не дадим.

Пиджак сошьем

И гулять пошлем.

***

От моей Оли

Уйдите, боли,

На чистое поле,

На синее море,

На темный лес,

На калину, на малину,

На горькую мать-осину.

***

Раз зубок, два зубок –

Скоро Дашеньке годок!

Хнычет доченька опять,

Будем Дашу утешать:

Уж вы зубки вырастайте

Потихонечку, полегонечку –

Не мешайте доче спать!

Не мешайте ей играть!

Будем прыгать и скакать,

Маму нежно обнимать!

****

У киски боли,

У собачки боли,

А у моего малыша

Заживи-заживи-заживи.

У кошки болит,

У собаки болит,

У лошадки болит,

А у Ванюши не болит!

У лисы боли,

У волка боли,

У моего сыночка (дочки)

Боль на берёзку

В лес улети!



В раздел образования