Напоминание

"Сценарий (викторина) внеурочного мероприятия по естествознанию для студентов 1 курса СПО."


Автор: Жабинцева Ирина Николаевна
Должность: преподаватель естествознания
Учебное заведение: ГАПОУ НСО
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка внеурочного мероприятия
Тема: "Сценарий (викторина) внеурочного мероприятия по естествознанию для студентов 1 курса СПО."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Жабинцева Ирина Николаевна,

преподаватель экологических основ природопользования, естествознания

ГАПОУ НСО «Новосибирский областной колледж культуры и искусств»,

г. Новосибирск, Новосибирская область

Сценарий (викторина) внеурочного мероприятия по естествознанию

для студентов 1 курса СПО

КЛУБ ЭРУДИТОВ

Разработка представляет собой внеурочное мероприятие, которое проводится среди

студентов 1 курса. Мероприятие проводится в рамках недели предметов естественно–

математического цикла. Аналог телевизионной викторины «Своя игра».

Уровень образования учащихся. Для участия в викторине не требуется углубленных

знаний по указанным предметам, однако необходим широкий кругозор, знания,

полученных в школьном курсе химии, биологии, экологии, общая эрудиция.

Форма учебной работы: внеурочная.

Описание разработки.

Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки

поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память,

активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на

другой. Повышается эрудиция как игроков, так и зрителей.

Особенности роли преподавателя. Роль преподавателя заключается в подготовке

вопросов викторины и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе

участников игры, в подготовке ведущих и учащихся, проводящих паузы между турами.

Велика роль преподавателя в эмоциональном настрое студентов на игру, который

необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный

эмоциональный заряд учащимся.

Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее

оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация «Своя игра», карточки с

цифрами для подсчета баллов, «смайлики» разных цветов, изготовленные из картона для

игроков, вопросы викторины с ответами для ведущего, вопросы мини-викторины для

зрителей, призы.

Цели игры:

Учебная – совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся по

предметам естественно-математического цикла, осуществление межпредметных

связей.

Развивающая – развитие мышления, памяти, внимательности.

Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание культуры

общения

Задачи игры:

Повторение и обобщение знаний.

Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.

Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях

общенаучный, общеинтеллектуальный характер.

КЛУБ ЭРУДИТОВ

Для проведения этой викторины набирается команда эрудитов (6-8 человек). Остальные

студенты – команда зрителей. Команда эрудитов после минуты обсуждения должна

предоставить ответ на вопрос. Принимается только ответ одного эрудита. Если его

суждение неверно, то право ответа на этот вопрос переходит к зрителям. Зритель, давший

правильный ответ, заменяет за игровым столом эрудита, допустившего ошибку. Каждый

правильный ответ – 1 балл. Выигрывает тот студент, который набрал большее количество

баллов.

Вопросы

1. В клетках всех организмов имеется вода. При замерзании она может разорвать

внутренние структуры клетки и вызвать гибель организмов. Почему же зимой не

погибают растения, лягушки, насекомые и другие пойки-лотермные животные при

охлаждении их тела ниже 0 градусов по Цельсию?

(Внутренняя среда этих организмов содержит особые вещества – антифризмы,

препятствующие замерзанию воды.)

2. При окислении одного грамма белков выделяется столько же энергии, сколько при

окислении одного грамма углеводов. Почему организм использует белки как источник

энергии только в крайних случаях?

(Так как белок – основной строительный материал организма, то его использование как

топлива для организма невыгодно.)

3. Большинство живых организмов размножается половым путем. Однако для некоторых

организмов характерно и бесполое размножение. Почему в ходе эволюции эти организмы

не утратили способности к бесполому размножению?

(При бесполом размножении быстро растет количество особей, что способствует

сохранению вида.)

4. Многие виды животных – гермафродиты. Однако для большинства их них характерно

перекрестное оплодотворение. С чем это связано?

(При гермафродизме каждая особь способна произвести потомство, а перекрестное

оплодотворение дает возможность возникновения особей с новым набором признаков.)

5. Два идентичных близнеца мужчины вступили в брак с двумя идентичными близнецами

женщинами. Будут ли дети от этих браков похожи между собой так же, как идентичные

близнецы?

(Нет, так как в каждом случае потомство будет меть особую комбинацию генов.)

6. Человек получил небольшую дозу ионизирующего облучения. Повреждение каких

клеток наиболее опасно для последующих поколений

Для мужчин или для женщин опасно облучение?

(Опасно повреждение половых клеток; особенно опасно облучение для женщин, так как

яйцеклетки ее организма формируются еще до рождения и сохраняются в течение жизни,

таким образом при облучении женщины повреждаются все ее яйцеклетки.)

7. Широкую известность получили результаты наблюдений над детьми, выросшими в

изоляции от взрослых или логове зверей. У детей «маугли» отсутствует специфические

особенности поведения, свойственные человеку, не развита психика. О чем говорят эти

факты?

(Человек – биосоциальное существо, и формирование поведения идет через общение,

через подражание окружающим.)

8. Один из исследователей с несколькими друзьями провел 45 мин в сухо камере при t

+126 °C без вреда для здоровья, в то время как кусок мяса, взятый в камеру, оказался

сваренным. Как можно объяснить результаты этого эксперимента?

(Живой человеческий организм с помощью механизмов терморегуляции – теплоизлучения

и испарения пота с поверхности тела способен поддерживать постоянную температуру

тела.)

9. Известно, что бактерии размножаются лишь один раз в жизни и производят только двух

потомков. Дуб же образует огромное количество семян. В то же время бактериальная

популяция может увеличиваться быстрее, чем популяция дубов. Чем это можно

объяснить? (Дуб дает семена один раз в год, а бактерии при благоприятных условиях дают

потомство каждые 20 минут, то есть 1892160 раз в году.)

10. Если человек утонул в пресной воде, то вода из легких диффундирует в кровь и в

эритроциты, которые при этом разрушаются. Если он утонул в море, в легкие попадают

соли. Тогда плазма переходит в легкие. Почему?

(Вода переходит из раствора с более низкой концентрацией в раствор с более высокой

концентрацией)

11. В 1492 г. папе римскому Иннокентию VII с целью омоложения дали выпить кровь,

взятую от трех десятилетних мальчиков. Могло ли это заменить ему переливание крови?

(Нет, так как в пищеварительном тракте кровь переваривается)

12. Миллионы лет живые организмы дышат и потребляют органические вещества. Почему

кислород, топливо и пища не иссякают?

(Растения в результате фотосинтеза постоянно возобновляют запасы кислорода и

органических веществ.)

13. Когда его спросили, кого из адвокатов он думает пригласить для своей защиты на

предстоящем суде, он ответил, что вместо адвоката возьмёт лягушку и проделает перед

судьями все свои опыты. Кого собирались судить?

(И.М. Сеченова.)

14. у скрипача образовалась опухоль на мозжечке. Сможет ли он по-прежнему играть?

(Нет, так как нарушается координация движений.)

15. Если в космосе у человека под самым ухом выстрелить из пушки, то землянин не

услышит взрыва. Почему?

(Раздражителем слухового анализатора является колебание воздуха, вызывающее

колебание барабанной перепонки.)

Список литературы:

1.Мансуров, А.Н. Естествознание. Базовый уровень [Текст]: учебник для 10 класса / А.Н.

Мансуров, Н.А. Мансуров. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 272 с. ГРИФ-50

2.Мансуров, А.Н. Естествознание. Базовый уровень [Текст]: учебник для 11 класса / А.Н.

Мансуров, Н.А. Мансуров. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 286с. ГРИФ-50

3.Естествознание. 10 класс. Базовый уровень [Текст]: учебник для общеобразовательных

учреждений/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Н.С. Пурышева и др. - М.: Дрофа,

2013.,2014 - 329 с.: ил .ГРИФ

4.Естествознание. 11 класс. Базовый уровень [Текст]: учебник/ О. С. Габриелян, И. Г.

Остроумов, Н. С. Пурышева и др. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2015. - 334 с. -20 ГРИФ-20.

5.Биология [Текст] : 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень /

Ред. Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц. - изд. 5-е, испр. - М. : Просвещение, 2018, 2020 - 224 с :

ил. -13

6.Биология [Текст] : 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень /

Ред. Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц. - изд. 5-е, испр. - М. : Просвещение, 2018, 2020 - 224 с :

ил. -13

7.Мякишев, Г.Я. Физика. 10 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных

организаций : базовый уровень / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский ; под

редакцией Н. А. Парфентьевой. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2018. - 416 с : -13

8.Мякишев, Г.Я Физика. 11 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных

организаций : базовый уровень / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин ; под

редакцией проф. Н. А. Парфентьевой. - 5-е изд. - Москва : Просвещение, 2018. - 432 с: -13

9.Габриелян, О. С.Химия. 10 класс [Текст] : учеб.: базовый уровень / О.С. Габриелян. - 6-е

изд., стер. - М. : Дрофа, 2018. - 191 с. : ил..-27

10.Габриелян, О. С.Химия. 11 класс [Текст] : учеб. : базовый уровень / О.С. Габриелян. - 5-

е изд., стер. - М. : Дрофа, 2018. - 223 с.-27

Дополнительная литература:

1.Ахмедова, Т.И. Естествознание : учебное пособие / Т.И. Ахмедова, О.В. Мосягина ;

Российский государственный университет правосудия. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва :

РГУП, 2018. – 340 с.– Доступ из ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

2.Естествознание: 10 класс: [Электронный ресурс] / Н.С. Пурышева, И.В. Разумовская,

М.А. Винник и др. ; под ред. И.В. Разумовской. – Москва : Физматлит, 2018. – 384 с. -

Доступ из ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

3.Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания : практикум / С.Х. Карпенков.

– 6-е изд., испр. и доп. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 487 с. – Доступ из ЭБС

«Университетская библиотека онлайн»

4.Тулинов, В.Ф. Концепции современного естествознания : учебник / В.Ф. Тулинов, К.В.

Тулинов. – 3-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2018. – 483 с. : ил . – Доступ из ЭБС

«Университетская библиотека онлайн»



В раздел образования