Авторы: Разуваева Ирина Михайловна, Ирина Михайловна Разуваева
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Тамбов Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Эффективная и динамично развивающаяся система подготовки к ЕГЭ по биологии – важное условие повышения качества современного образования.
Раздел: полное образование
Эффективная и динамично развивающаяся система подготовки к ЕГЭ по
биологии
–
важное
условие
повышения
качества
современного
образования.
Великая цель образования – это не знания, а действия.
Герберт Спенсер
Одним из приоритетных направлений модернизации системы образования сегодня
является обеспечение доступности качественного общего образования. Школа сегодня –
это школа вариативного образования, поддержки индивидуального развития детей и
подростков. Главной задачей становится формирование навыков, обеспечивающих
школьникам
умение
учиться,
развивать
способность
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию.
Сегодня, в современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый
план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям и навыкам, а
личность учащегося, как будущего активного деятеля. Меняется характер деятельности
человека, она становится инновационной, сокращается значимость и сужается круг
репродуктивной деятельности, связанной с использованием традиционных технологий.
Введение единого государственного экзамена – одно из современных направлений
модернизации российского образования, связанных с повышением качества образования и
увеличением доступности к образованию. Осмысление проблемы качества образования в
рамках модернизации Российского образования, необходимости развития личностных
достижений учащихся привели к необходимости разработки системы подготовки
школьников к ЕГЭ.
Актуальность и практическая значимость проблемы
обосновывается задачами
модернизации
образования
и
дальнейшим
становлением
системы
подготовки
школьников к ЕГЭ, направленной на повышение эффективности биологического
образования.
Основной задачей учителя является организация учебной деятельности
таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении
творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями и
его практическим применением.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков,
необходимо организовать эти поиски, управлять деятельностью учащихся, развивать их
познавательную деятельность и познавательный интерес.
Условия, необходимые для получения устойчивого положительного результата:
реализация деятельностного и личностно-ориентированного подхода в обучении -
научить школьника добывать, обновлять, пополнять и применять знания;
применение
форм
и
методов
обучения,
способствующих
расширению,
углублению, систематизации знаний учащихся;
содержание материала и способы его подачи (побуждение с помощью вопроса,
обучение логически связанному рассказу, сравнение, сопоставление, выделение
главного, установление противоречий, выдвижение гипотез, анализ, синтез,
составление схем, таблиц, нахождение аналогий, самостоятельная работа),
способствующие активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках и в
процессе самостоятельного приобретения знаний. Мыслить – значит раскрывать
все новые связи и отношения изучаемого объекта с другими объектами, узнавать
новое содержание, новые свойства, новые качества объекта;
положительная мотивация учащихся на повторение ранее изученного материала.
Положительный результат в работе дают следующие принципы подготовки к
ЕГЭ:
Тематический: от простых типовых заданий до заданий повышенного уровня, от
вопросов, требующих изложения материала до заданий, требующих практического
применения полученных знаний.
Тренировочный: решение тестов по разделу, блока с применением заданий любой
степени сложности.
Временной: тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением
времени.
Контролирующий: нагрузка по содержанию и по времени для всех школьников
одинакова, т. к. тест по своему назначению ставит всех в равные условия и
предполагает объективный контроль результатов.
В целях закрепления усвоенного материала, углубления изученного, уточнения и
отработки приобретенных знаний применяю:
повторение: вводное, текущее, поддерживающее, итоговое, систематизирующее,
обобщающее
логические приемы:
1.
анализ-синтез (мысленное или фактическое разделение предмета на части,
расположение
частей
предмета
в
определенной
последовательности
с
их
характеристикой, мысленное объединение частей предмета в единое целое с
установлением взаимосвязей между ними)
2.
сравнение - сопоставление объектов с целью выявления сходства или различия
между
ними,
например,
составление
обобщающих
таблиц
на
знание
отличительных признаков в сравнении отрядов насекомых, представителей
различных
типов
червей,
классов
покрытосеменных
растений,
семейств
покрытосеменных растений, строения клетки растений, грибов и животных…
3.
составление схем, структурированных конспектов, логико-смысловых моделей, что
дает возможность направить внимание учащихся, их сознание, мышление на
раскрытие закономерных связей и отношений, представить в целом тот или иной
материал
4.
формулирование вывода (нахождение главного общего в изучаемом явлении или
предмете, установление главной причины явлений и выражение этой мысли в
краткой форме.
работу с рисунками биологического содержания
отработку биологической терминологии
обобщение,
основанное на сравнительном анализе,
связанное с активной,
самостоятельной деятельностью учащихся
поисковую деятельность, где есть анализ, сравнение, обобщение…, т. к. по словам
великого английского писателя и прозаика Бернарда Шоу: «Единственный путь,
ведущий к знанию, - это деятельность».
Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Еще важнее – один
раз сделать, тогда помимо знаний появляется умение, а именно практическая деятельность
учащихся должна иметь приоритет.
Рекомендации:
1.
Материал на уроках излагать в простой, доступной, понятной, форме, возможно,
подавать блоками с последующей отработкой.
2.
Использовать разнообразные формы работы на уроках для повышения интереса к
предмету.
3.
Добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а
осознанного его понимания.
4.
В процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на разделы,
которые представлены в тестах ЕГЭ и вызывают затруднения.
5.
Новый материал строить наглядно, с использованием презентаций, видеоуроков,
цифровых образовательных ресурсов и платформ, тренировочных тренажеров.
6.
Разработать систему контроля знаний учеников: входной контроль, тестирование
по темам, разделам, итоговый по всему курсу.
7.
Отрабатывать
и
закреплять
теоретический
материал
на
лабораторных
и
практических работах.
8.
Отрабатывать навыки решения генетических задач и задач по молекулярной
биологии.
9.
Формировать у учащихся высокий уровень учебной самостоятельной деятельности,
как формы самоосуществления, формы свободной, творческой деятельности через
участие
в
олимпиадах,
конкурсах,
научно-практических
конференциях.
Вспоминается высказывание Л.Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда
оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».