Напоминание

Эффективная и динамично развивающаяся система подготовки к ЕГЭ по биологии – важное условие повышения качества современного образования.


Авторы: Разуваева Ирина Михайловна, Ирина Михайловна Разуваева
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Тамбов Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Эффективная и динамично развивающаяся система подготовки к ЕГЭ по биологии – важное условие повышения качества современного образования.
Раздел: полное образование





Назад




Эффективная и динамично развивающаяся система подготовки к ЕГЭ по

биологии

важное

условие

повышения

качества

современного

образования.

Великая цель образования – это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

Одним из приоритетных направлений модернизации системы образования сегодня

является обеспечение доступности качественного общего образования. Школа сегодня –

это школа вариативного образования, поддержки индивидуального развития детей и

подростков. Главной задачей становится формирование навыков, обеспечивающих

школьникам

умение

учиться,

развивать

способность

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию.

Сегодня, в современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый

план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям и навыкам, а

личность учащегося, как будущего активного деятеля. Меняется характер деятельности

человека, она становится инновационной, сокращается значимость и сужается круг

репродуктивной деятельности, связанной с использованием традиционных технологий.

Введение единого государственного экзамена – одно из современных направлений

модернизации российского образования, связанных с повышением качества образования и

увеличением доступности к образованию. Осмысление проблемы качества образования в

рамках модернизации Российского образования, необходимости развития личностных

достижений учащихся привели к необходимости разработки системы подготовки

школьников к ЕГЭ.

Актуальность и практическая значимость проблемы

обосновывается задачами

модернизации

образования

и

дальнейшим

становлением

системы

подготовки

школьников к ЕГЭ, направленной на повышение эффективности биологического

образования.

Основной задачей учителя является организация учебной деятельности

таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении

творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями и

его практическим применением.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков,

необходимо организовать эти поиски, управлять деятельностью учащихся, развивать их

познавательную деятельность и познавательный интерес.

Условия, необходимые для получения устойчивого положительного результата:

реализация деятельностного и личностно-ориентированного подхода в обучении -

научить школьника добывать, обновлять, пополнять и применять знания;

применение

форм

и

методов

обучения,

способствующих

расширению,

углублению, систематизации знаний учащихся;

содержание материала и способы его подачи (побуждение с помощью вопроса,

обучение логически связанному рассказу, сравнение, сопоставление, выделение

главного, установление противоречий, выдвижение гипотез, анализ, синтез,

составление схем, таблиц, нахождение аналогий, самостоятельная работа),

способствующие активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках и в

процессе самостоятельного приобретения знаний. Мыслить – значит раскрывать

все новые связи и отношения изучаемого объекта с другими объектами, узнавать

новое содержание, новые свойства, новые качества объекта;

положительная мотивация учащихся на повторение ранее изученного материала.

Положительный результат в работе дают следующие принципы подготовки к

ЕГЭ:

Тематический: от простых типовых заданий до заданий повышенного уровня, от

вопросов, требующих изложения материала до заданий, требующих практического

применения полученных знаний.

Тренировочный: решение тестов по разделу, блока с применением заданий любой

степени сложности.

Временной: тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением

времени.

Контролирующий: нагрузка по содержанию и по времени для всех школьников

одинакова, т. к. тест по своему назначению ставит всех в равные условия и

предполагает объективный контроль результатов.

В целях закрепления усвоенного материала, углубления изученного, уточнения и

отработки приобретенных знаний применяю:

повторение: вводное, текущее, поддерживающее, итоговое, систематизирующее,

обобщающее

логические приемы:

1.

анализ-синтез (мысленное или фактическое разделение предмета на части,

расположение

частей

предмета

в

определенной

последовательности

с

их

характеристикой, мысленное объединение частей предмета в единое целое с

установлением взаимосвязей между ними)

2.

сравнение - сопоставление объектов с целью выявления сходства или различия

между

ними,

например,

составление

обобщающих

таблиц

на

знание

отличительных признаков в сравнении отрядов насекомых, представителей

различных

типов

червей,

классов

покрытосеменных

растений,

семейств

покрытосеменных растений, строения клетки растений, грибов и животных…

3.

составление схем, структурированных конспектов, логико-смысловых моделей, что

дает возможность направить внимание учащихся, их сознание, мышление на

раскрытие закономерных связей и отношений, представить в целом тот или иной

материал

4.

формулирование вывода (нахождение главного общего в изучаемом явлении или

предмете, установление главной причины явлений и выражение этой мысли в

краткой форме.

работу с рисунками биологического содержания

отработку биологической терминологии

обобщение,

основанное на сравнительном анализе,

связанное с активной,

самостоятельной деятельностью учащихся

поисковую деятельность, где есть анализ, сравнение, обобщение…, т. к. по словам

великого английского писателя и прозаика Бернарда Шоу: «Единственный путь,

ведущий к знанию, - это деятельность».

Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Еще важнее – один

раз сделать, тогда помимо знаний появляется умение, а именно практическая деятельность

учащихся должна иметь приоритет.

Рекомендации:

1.

Материал на уроках излагать в простой, доступной, понятной, форме, возможно,

подавать блоками с последующей отработкой.

2.

Использовать разнообразные формы работы на уроках для повышения интереса к

предмету.

3.

Добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а

осознанного его понимания.

4.

В процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на разделы,

которые представлены в тестах ЕГЭ и вызывают затруднения.

5.

Новый материал строить наглядно, с использованием презентаций, видеоуроков,

цифровых образовательных ресурсов и платформ, тренировочных тренажеров.

6.

Разработать систему контроля знаний учеников: входной контроль, тестирование

по темам, разделам, итоговый по всему курсу.

7.

Отрабатывать

и

закреплять

теоретический

материал

на

лабораторных

и

практических работах.

8.

Отрабатывать навыки решения генетических задач и задач по молекулярной

биологии.

9.

Формировать у учащихся высокий уровень учебной самостоятельной деятельности,

как формы самоосуществления, формы свободной, творческой деятельности через

участие

в

олимпиадах,

конкурсах,

научно-практических

конференциях.

Вспоминается высказывание Л.Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда

оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».



В раздел образования