Напоминание

Деятельность педагога-организатора в условиях реализации ФГОС


Автор: Яшишкис Анастасия Витальевна
Должность: Педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ Ханжиновская СОШ
Населённый пункт: с.Ханжиново, Заларинский район, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Деятельность педагога-организатора в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Деятельность педагога-организатора в условиях реализации ФГОС

Автор статьи: Яшишкис Анастасия Витальевна, педагог-организатор МБОУ

Ханжиновская СОШ, с.Ханжиново, Заларинский район, Иркутская область.

Все знают, что в школе без учителя не будет образовательного

процесса. Но не все знают, что, кроме, учителя, в школе еще есть такая

профессия как педагог-организатор. Когда узнают, кем я работаю, удивленно

спрашивают, а чем я занимаюсь.Для людей, которые не работают в системе

образования, моя профессия -это что-то загадочное и далекое от их

понимания. Поэтому в этой статье я решила рассказать о том, кто такой

педагог-организатор, чем он занимается, какие функции выполняет, а

главное-какова цель его работы.

В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации

воспитательная

сущность

деятельности

и

профессиональная

миссия

педагога-организатора

заключаются

в

регулировании

воспитательного

процесса через создание условий для максимального самовыражения

воспитанников,

удовлетворения

их

социальных

потребностей,

самореализации

внутренних

ресурсов,

поддержания

инициативы,

побуждения

к

самовоспитанию,

организации

досуга,

внеурочной

жизнедеятельности,

а

также

для

предупреждения

и

профилактики

правонарушений среди несовершеннолетних.

Из всего вышесказанного понимаешь, что педагог-организатор должен

делать все: и учить, и воспитывать, и помогать раскрыть талант ребенка,

организовать досуг и проследить, чтобы учащийся не попал в беду. Но разве

под силу все это сделать одному человеку?! Под силу! И делает этоон с

большим удовольствием.

Следует отметить, что все функции педагога-организатора находят свое

отражение в его должностных обязанностях. В соответствии с которыми

педагог-организатор:

организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками в

школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, учреждениях внешкольного

воспитания и обучения, клубах по месту жительства; координирует

деятельность детских и молодежных общественных объединений; строит

работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма; создает

условия,

позволяющие

учащимся

раскрывать

таланты,

способности,

интересно и содержательно проводить свободное время; формирует общую

культуру учащихся; заботится о здоровье и безопасности детей и подростков;

совершенствует свой профессиональный и методический уровень.

Педагог организатор осуществляет в школе ряд работ педагогической

направленности по гражданско-патриотическому и идейно-нравственному

воспитанию учащихся,координации деятельности детских и молодежных

общественных

объединений;организации

так

называемого

школьного

(ученического)

самоуправления

и

свободного

времени

учащихся;формированию

здорового

образа

жизни;

по

профилактике

противоправного поведения учащихся.

Психологи

установили,

что

школьный

возраст

характеризуется

повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность

всего, непосредственностью в поведении.Именно в этом возрасте возникают

большие

возможности

для

систематического

и

последовательного

воспитания

детей.Эти

особенности

являются

залогом

обучаемости

и

воспитания школьников.

Воспитание и социализация,согласно ФГОС, концепции и примерной

программе,

должны

быть

интегрированы

во

все

виды

деятельности

школьника: учебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они,

в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-

нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты

воспитания

и

социализации

детей

и

молодежи:

семью,

институты

государства

и

гражданского

общества,

традиционные

российские

религиозные

организации,

учреждения

дополнительного

образования,

культуры и спорта, СМИ. Духовно-нравственное воспитание предполагает

становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к

труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие

качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к

действительности, глубокое уважение к людям.

Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко,

разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами школы,

а распространяется на микрорайон, место жительства школьников, сферу их

ближайшего окружения и отношений. Педагог-организатор работает с

учащимися всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и

привлекает

широкий

круг

людей,

заинтересованных

в

эффективных

результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями

детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит

единомышленников

и

добровольных

помощников,

включает

в

воспитательную работу представителей социального окружения.

Для того, чтобы досуг учащихся был более насыщенным и ярким,

педагоги -организаторы постоянно работают над созданием новых программ

и форм организации досуга, т.е. прибегают к использованию инновационной

деятельности и инновационных технологий. Инновационная деятельность в

работе с учащимися возможна, если -профессиональная деятельность

педагога имеет ярко выраженный творческий характер;

учреждение

образования имеет достаточную материальную базу для осуществления

инновационной деятельности;руководство учреждения заинтересовано в

создании и реализации инновационных проектов и поддерживает педагогов.

Позиция инновационного подхода предлагает реализацию активных

форм познавательной деятельности (коллективные, игровые), где имеются

достаточно

сложные

виды

работы

такие,

как

поиск,

наблюдение,

конструирование, моделирование, проектирование и др. Инновации в

воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на

использовании

новых

воспитательных

средств,

способствующие

социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные

явления в детско-юношеской среде. В основе развития новой воспитательной

системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как

одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты:

позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения,

совместной деятельности.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть,

повернуть к себе, включить в деятельность.

Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это

нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее

выполнения. Мотивация – это процессы, определяющие движение к

поставленной

цели.

Существуют

различные

способы

развития

мотивации.Например, Организация образовательного процесса. Здесь важны

новизна,

практическая

значимость

подаваемого

материала;четкое

структурирование;логичное,

яркое,

контрастное

выступлениеритмичное

чередование

видов

деятельности;опора

на

возрастные,

половые

и

индивидуальные потребности.

Кроме того, необходимо

использование нетрадиционных форм

обучения: соревнований, экскурсий, путешествий, спектаклей, использование

разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ,

Очень продуктивными бывают моделирование проблемных ситуаций.

Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться

в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

Не менее важным видится и развитие культуры общения: гуманное

отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная

жизнь в классе.

Обязательным элементом на занятии является обращение к личному

опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование

жизненных ситуаций.

Сегодня в нашей гимназии

есть все условия для всестороннего

воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд

направлений.

Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных

видов:

беседы, включающие вопросы гигиены, питания дают знания в

области оздоровления;

динамические

паузы,

включающие

не

только

физические

упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ

(спортивный стиль) жизни;

деловые

игры,

игры-соревнования,

праздники

здоровья

способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям

современного общества.

Духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

обучающихся

интегрировано в основные виды деятельности: урочную, внеурочную,

внешкольную и общественно-полезную. Ведь именно так ставится вопрос в

новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего

образования, где урочной и внеурочной деятельности школьника уделено

особое внимание, определено пространство и время в образовательном

процессе.



В раздел образования