Автор: Яшишкис Анастасия Витальевна
Должность: Педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ Ханжиновская СОШ
Населённый пункт: с.Ханжиново, Заларинский район, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Деятельность педагога-организатора в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование
Деятельность педагога-организатора в условиях реализации ФГОС
Автор статьи: Яшишкис Анастасия Витальевна, педагог-организатор МБОУ
Ханжиновская СОШ, с.Ханжиново, Заларинский район, Иркутская область.
Все знают, что в школе без учителя не будет образовательного
процесса. Но не все знают, что, кроме, учителя, в школе еще есть такая
профессия как педагог-организатор. Когда узнают, кем я работаю, удивленно
спрашивают, а чем я занимаюсь.Для людей, которые не работают в системе
образования, моя профессия -это что-то загадочное и далекое от их
понимания. Поэтому в этой статье я решила рассказать о том, кто такой
педагог-организатор, чем он занимается, какие функции выполняет, а
главное-какова цель его работы.
В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации
воспитательная
сущность
деятельности
и
профессиональная
миссия
педагога-организатора
заключаются
в
регулировании
воспитательного
процесса через создание условий для максимального самовыражения
воспитанников,
удовлетворения
их
социальных
потребностей,
самореализации
внутренних
ресурсов,
поддержания
инициативы,
побуждения
к
самовоспитанию,
организации
досуга,
внеурочной
жизнедеятельности,
а
также
для
предупреждения
и
профилактики
правонарушений среди несовершеннолетних.
Из всего вышесказанного понимаешь, что педагог-организатор должен
делать все: и учить, и воспитывать, и помогать раскрыть талант ребенка,
организовать досуг и проследить, чтобы учащийся не попал в беду. Но разве
под силу все это сделать одному человеку?! Под силу! И делает этоон с
большим удовольствием.
Следует отметить, что все функции педагога-организатора находят свое
отражение в его должностных обязанностях. В соответствии с которыми
педагог-организатор:
организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками в
школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, учреждениях внешкольного
воспитания и обучения, клубах по месту жительства; координирует
деятельность детских и молодежных общественных объединений; строит
работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма; создает
условия,
позволяющие
учащимся
раскрывать
таланты,
способности,
интересно и содержательно проводить свободное время; формирует общую
культуру учащихся; заботится о здоровье и безопасности детей и подростков;
совершенствует свой профессиональный и методический уровень.
Педагог организатор осуществляет в школе ряд работ педагогической
направленности по гражданско-патриотическому и идейно-нравственному
воспитанию учащихся,координации деятельности детских и молодежных
общественных
объединений;организации
так
называемого
школьного
(ученического)
самоуправления
и
свободного
времени
учащихся;формированию
здорового
образа
жизни;
по
профилактике
противоправного поведения учащихся.
Психологи
установили,
что
школьный
возраст
характеризуется
повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность
всего, непосредственностью в поведении.Именно в этом возрасте возникают
большие
возможности
для
систематического
и
последовательного
воспитания
детей.Эти
особенности
являются
залогом
обучаемости
и
воспитания школьников.
Воспитание и социализация,согласно ФГОС, концепции и примерной
программе,
должны
быть
интегрированы
во
все
виды
деятельности
школьника: учебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они,
в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-
нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты
воспитания
и
социализации
детей
и
молодежи:
семью,
институты
государства
и
гражданского
общества,
традиционные
российские
религиозные
организации,
учреждения
дополнительного
образования,
культуры и спорта, СМИ. Духовно-нравственное воспитание предполагает
становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к
труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие
качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к
действительности, глубокое уважение к людям.
Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко,
разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами школы,
а распространяется на микрорайон, место жительства школьников, сферу их
ближайшего окружения и отношений. Педагог-организатор работает с
учащимися всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и
привлекает
широкий
круг
людей,
заинтересованных
в
эффективных
результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями
детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит
единомышленников
и
добровольных
помощников,
включает
в
воспитательную работу представителей социального окружения.
Для того, чтобы досуг учащихся был более насыщенным и ярким,
педагоги -организаторы постоянно работают над созданием новых программ
и форм организации досуга, т.е. прибегают к использованию инновационной
деятельности и инновационных технологий. Инновационная деятельность в
работе с учащимися возможна, если -профессиональная деятельность
педагога имеет ярко выраженный творческий характер;
учреждение
образования имеет достаточную материальную базу для осуществления
инновационной деятельности;руководство учреждения заинтересовано в
создании и реализации инновационных проектов и поддерживает педагогов.
Позиция инновационного подхода предлагает реализацию активных
форм познавательной деятельности (коллективные, игровые), где имеются
достаточно
сложные
виды
работы
такие,
как
поиск,
наблюдение,
конструирование, моделирование, проектирование и др. Инновации в
воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на
использовании
новых
воспитательных
средств,
способствующие
социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные
явления в детско-юношеской среде. В основе развития новой воспитательной
системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как
одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты:
позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения,
совместной деятельности.
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть,
повернуть к себе, включить в деятельность.
Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это
нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее
выполнения. Мотивация – это процессы, определяющие движение к
поставленной
цели.
Существуют
различные
способы
развития
мотивации.Например, Организация образовательного процесса. Здесь важны
новизна,
практическая
значимость
подаваемого
материала;четкое
структурирование;логичное,
яркое,
контрастное
выступлениеритмичное
чередование
видов
деятельности;опора
на
возрастные,
половые
и
индивидуальные потребности.
Кроме того, необходимо
использование нетрадиционных форм
обучения: соревнований, экскурсий, путешествий, спектаклей, использование
разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ,
Очень продуктивными бывают моделирование проблемных ситуаций.
Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться
в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
Не менее важным видится и развитие культуры общения: гуманное
отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная
жизнь в классе.
Обязательным элементом на занятии является обращение к личному
опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование
жизненных ситуаций.
Сегодня в нашей гимназии
есть все условия для всестороннего
воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд
направлений.
Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных
видов:
•
беседы, включающие вопросы гигиены, питания дают знания в
области оздоровления;
•
динамические
паузы,
включающие
не
только
физические
упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ
(спортивный стиль) жизни;
•
деловые
игры,
игры-соревнования,
праздники
здоровья
способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям
современного общества.
Духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся
интегрировано в основные виды деятельности: урочную, внеурочную,
внешкольную и общественно-полезную. Ведь именно так ставится вопрос в
новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования, где урочной и внеурочной деятельности школьника уделено
особое внимание, определено пространство и время в образовательном
процессе.