Напоминание

Психолого-физиологическая характеристика детей с задержкой психического развития .Классификация типов задержки психического развития


Автор: Баулина Анастасия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого-физиологическая характеристика детей с задержкой психического развития .Классификация типов задержки психического развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого-физиологическая характеристика детей с задержкой

психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального

темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший

школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых

интересов . При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность,

воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе

так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Детей с

временной задержкой психического развития нередко ошибочно считают

умственно отсталыми. Отличия этих групп детей определяются двумя

особенностями. У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной

грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значи-

тельно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с

более высоким уровнем развития познавательной деятельности.

Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с

временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе

работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот

принцип на выполнение других сходных заданий. Это показывает, что они

обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, т.е. будут

способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент

в условиях специального обучения могут выполнить с помощью педагога.

Длительное наблюдение за детьми с временной задержкой показало,

что именно

умение

использовать

оказанную

помощь и осмысленно

принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к

тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в

массовых школах.

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной

массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание

педагогов, психологов, медиков.

Комплексное изучение ЗПР как специфического отклонения детского

развития

развернулось

в

отечественной

дефектологии

в

60-е

годы.

Острейшая необходимость разработки теории развития детей с ЗПР в

сравнении с детьми с другими отклонениями развития, а также с полноценно

развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами

педагогической

практики.

Переход

школы

на

новые

усложненные

программы усугубил тяжелое положение в школе стойко неуспевающих

учащихся. В то же время развертыванию комплексного клинико-психолого-

педагогического

изучения

данной

категории

детей

способствовал

накопленный к этому времени опыт углубленной разработки проблем

дифференциальной диагностики

Дети

с

ЗПР,

несмотря

на

значительную

вариативность,

характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние,

как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости, они не

имеют нарушений отдельных анализаторов, у них нет интеллектуальной

недостаточности, но в то же время они стойко не успевают в массовой школе

вследствие полиморфной клинической симптоматики - незрелости сложных

форм

поведения,

целенаправленной

деятельности

на

фоне

быстрой

истощаемости,

утомляемости,

нарушений

работоспособности.

Патогенетической основой этих симптомов, как показывают исследования

многих

ученых,

клиницистов

и

психологов,

является

перенесенное

органическое заболевание центральной нервной системы [2].

Перенесенное

ребенком

органическое

заболевание

центральной

нервной

системы

и

остаточные

явления

(резидуальная

органическая

недостаточность

ЦНС)

служат

патогенетической

основой

нарушения

созревания тех или иных систем мозга, и в первую очередь лобных отделов.

Недостаточность отдельных корковых функций приводит к парциальному

нарушению

психологического

развития,

формирования

деятельности

ребенка. При парциальной дефективности мозга, однако, потенциальные

возможности психического развития, в частности развития абстрагирующей

и обобщающей функции интеллекта, могут быть более значительными, чем у

умственно отсталых детей.

Наряду с затрудненным развитием познавательной деятельности у

детей

с

ЗПР

могут

проявляться

энцефалопатические

синдромы

-

гиперактивности, тревоги, агрессии и т. п., что также свидетельствует об

органической недостаточности центральной нервной системы .

Задержка

психического

развития,

обусловленная

выраженным:

церебрально-органическими

причинами,

обязательно

предполагает

нарушение интеллектуальных функций, ущербность эмоционально-волевой

сферы, а также очень часто и физическую незрелость, что, в свою очередь,

еще больше осложняет тяжелое состояние ребенка. Эти дети нуждаются в

более сложном лечении, нежели при невроподобных состояниях или

соматогенных астениях, а также в более сложной педагогической коррекции.

Располагая определенными научными сведениями о клинических

особенностях детей с ЗПР, исследователи выделяют ряд вариаций этого

состояния (Т. А. Власова, К.С.Лебединская, В. И. Лубовский, М.С. Певзнер)

[2 ]. Психологический инфантилизм (эмоционально незрелые дети длительно

текущие астенические состояния представляют собой

наиболее легкие

формы. Дети с ЗПР этих форм могут иметь первичное нарушение, прежде

всего темпа формирования эмоционально-волевой регуляции, а на этой

основе малую работоспособность, быструю истощаемость, аритмию памяти,

внимания. Эти особенности психики не могут не влиять негативным образом

на обучаемость детей .

ЗПР, характеризующаяся первичным нарушением познавательной

деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций

(эти дети, как правило, имеют дефектную первооснову для развития и

интеллектуальной,

и

эмоционально-волевой

сферы,

а

также

для

нейрофизиологического и часто соматического развития), представляет

наиболее тяжелую ее форму. По сути своей эта форма нередко выражает

состояние, соотносимое с дебильностью (разумеется, и здесь возможна

вариативность состояния по снижению его тяжести). Обучаемость этих

детей, безусловно, в значительной степени снижена.

Итак, задержка психологического развития (ЗПР) – это синдром

временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций

– моторных, сенсорных, речевых, который затрудняет процесс обучения

ребенка в школе по общеобразовательной программе и требует специально

организованной комплексной помощи соответствующих специалистов.

Классификация типов задержки психического развития

Существует

несколько

классификаций

задержки

психического

развития.

Первая

клиническая

классификация

была предложена Т.А.

Власовой и М.С. Певзнер (1967) . В данной классификации рассматриваются

два варианта ЗПР. При первом варианте нарушения проявляются в

эмоционально-личностной

незрелости,

вследствие

психического

или

психофизического инфантилизма. При втором варианте на серный план

выступают нарушения познавательной деятельности в связи со стойкой

церебральной астенией.

Интересна классификация В.В. Ковалева (1979). Он выделяет три

варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:

-дизонтогенетический (при состояниях психического инфантилизма);

-энцефапопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС);

ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних

нарушениях зрения, слуха), и четвертый вариант В.В. Ковалев связывает с

ранней социальной депривацией .

В практике работы с детьми с ЗПР более широко используется

классификация,

К.С.

Лебединской

(1980),

разработанный

на

основе

этиопатогенетического подхода. В соответствии с данной классификацией

различают четыре основных варианта ЗПР.

Основные

клинические

типы

ее

дифференцируются

по

этиопатогенетическому принципу:

а)

конституционного происхождения;

б)

соматогенного происхождения;

в)

психогенного происхождения;

г)

церебрастенического

(церебрально-органического

происхож-

дения) [7].

Все варианты ЗПР отличаются друг от друга особенностью структуры

и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии:

структурой инфантилизма; характером нейродинамических расстройств.

I. Задержка психического развития конституционного происхождения

(гармонический инфантилизм). При этом варианте у детей эмоционально-

волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом

напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего

школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации

поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость

эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения

в обучении, нередко наблюдаемых у этих детей в младших классах, связаны с

незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается

преобладание игровых интересов .

II. Задержка психического развития соматогенного происхождения.

Этот

тип

задержки

развития

обусловлен

длительной

соматической

недостаточностью различного происхождения:

- хроническими инфекциями;

- аллергическими состояниями;

- врожденными и приобретенными пороками развития соматической

сферы (например, сердца);

- детскими неврозами;

- астенией.

Все это может привести к снижению психического тонуса, нередко

имеет

место

и

задержка

эмоционального

развития

-

соматогенный

инфантилизм,

обусловленный

рядом

невротических

наслоений

-

неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической

неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в

котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Такие

дети - «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у

ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им

больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека роди-

телей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот

почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и

ставить его в соответствующие условия .

III. Задержка психического развития психогенного происхождения

связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими

правильному формированию личности ребенка.

Неблагоприятные

условия

среды,

рано

возникшие,

длительно

действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка,

могут

привести

к

стойким

сдвигам

его

нервно-психической

сферы,

нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую

очередь эмоционального развития .

IV.

Задержка

психического

развития

церебрастенического

(церебрально-органического) происхождения. У детей такого варианта

отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое

поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения

познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.

Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает

большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-

волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное

место в данной задержке развития.

Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев

показывает

наличие

негрубой

органической

недостаточности

нервной

системы, чаще резидуального характера вследствие патологии беременности

(тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт),

недоношенность, асфиксии и травмы при родах. Церебрально-органическая

недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру ЗПР,

провоцируя эмоционально- волевую незрелость и определяя характер

нарушений познавательной деятельности .

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.

1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу

класса

массовой

школы

своей

наивностью,

несамостоятельностью,

непосредственностью,

он

часто

конфликтует

со

сверстниками,

не

воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он

прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда

возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности,

хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-

ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной

деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации

собственной целенаправленной деятельности.

3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно

и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в

наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций.

Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не

может освоить свернутые мыслительные операции.

4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая

утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы,

усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою

несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в

себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность .

Итак,

важным

направлением

в

исследовании

проблемы

психологического сопровождения детей с ЗПР является систематическое

клинико-физиологическое и педагогическое изучение детей с задержкой

психического развития. А предложенная К.С. Лебединский классификация

ЗПР

и

сегодня

используется

наиболее

продуктивно

в

оказании

коррекционной помощи детям в специальных учреждениях. Классификация

позволяет понять, что

лежит в основе нарушений каждого типа и наметить

пути коррекции .



В раздел образования