Автор: Баулина Анастасия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого-физиологическая характеристика детей с задержкой психического развития .Классификация типов задержки психического развития
Раздел: дошкольное образование
Психолого-физиологическая характеристика детей с задержкой
психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального
темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший
школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых
интересов . При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность,
воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе
так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Детей с
временной задержкой психического развития нередко ошибочно считают
умственно отсталыми. Отличия этих групп детей определяются двумя
особенностями. У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной
грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значи-
тельно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с
более высоким уровнем развития познавательной деятельности.
Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с
временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе
работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот
принцип на выполнение других сходных заданий. Это показывает, что они
обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, т.е. будут
способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент
в условиях специального обучения могут выполнить с помощью педагога.
Длительное наблюдение за детьми с временной задержкой показало,
что именно
умение
использовать
оказанную
помощь и осмысленно
принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к
тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в
массовых школах.
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной
массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание
педагогов, психологов, медиков.
Комплексное изучение ЗПР как специфического отклонения детского
развития
развернулось
в
отечественной
дефектологии
в
60-е
годы.
Острейшая необходимость разработки теории развития детей с ЗПР в
сравнении с детьми с другими отклонениями развития, а также с полноценно
развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами
педагогической
практики.
Переход
школы
на
новые
усложненные
программы усугубил тяжелое положение в школе стойко неуспевающих
учащихся. В то же время развертыванию комплексного клинико-психолого-
педагогического
изучения
данной
категории
детей
способствовал
накопленный к этому времени опыт углубленной разработки проблем
дифференциальной диагностики
Дети
с
ЗПР,
несмотря
на
значительную
вариативность,
характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние,
как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости, они не
имеют нарушений отдельных анализаторов, у них нет интеллектуальной
недостаточности, но в то же время они стойко не успевают в массовой школе
вследствие полиморфной клинической симптоматики - незрелости сложных
форм
поведения,
целенаправленной
деятельности
на
фоне
быстрой
истощаемости,
утомляемости,
нарушений
работоспособности.
Патогенетической основой этих симптомов, как показывают исследования
многих
ученых,
клиницистов
и
психологов,
является
перенесенное
органическое заболевание центральной нервной системы [2].
Перенесенное
ребенком
органическое
заболевание
центральной
нервной
системы
и
остаточные
явления
(резидуальная
органическая
недостаточность
ЦНС)
служат
патогенетической
основой
нарушения
созревания тех или иных систем мозга, и в первую очередь лобных отделов.
Недостаточность отдельных корковых функций приводит к парциальному
нарушению
психологического
развития,
формирования
деятельности
ребенка. При парциальной дефективности мозга, однако, потенциальные
возможности психического развития, в частности развития абстрагирующей
и обобщающей функции интеллекта, могут быть более значительными, чем у
умственно отсталых детей.
Наряду с затрудненным развитием познавательной деятельности у
детей
с
ЗПР
могут
проявляться
энцефалопатические
синдромы
-
гиперактивности, тревоги, агрессии и т. п., что также свидетельствует об
органической недостаточности центральной нервной системы .
Задержка
психического
развития,
обусловленная
выраженным:
церебрально-органическими
причинами,
обязательно
предполагает
нарушение интеллектуальных функций, ущербность эмоционально-волевой
сферы, а также очень часто и физическую незрелость, что, в свою очередь,
еще больше осложняет тяжелое состояние ребенка. Эти дети нуждаются в
более сложном лечении, нежели при невроподобных состояниях или
соматогенных астениях, а также в более сложной педагогической коррекции.
Располагая определенными научными сведениями о клинических
особенностях детей с ЗПР, исследователи выделяют ряд вариаций этого
состояния (Т. А. Власова, К.С.Лебединская, В. И. Лубовский, М.С. Певзнер)
[2 ]. Психологический инфантилизм (эмоционально незрелые дети длительно
текущие астенические состояния представляют собой
наиболее легкие
формы. Дети с ЗПР этих форм могут иметь первичное нарушение, прежде
всего темпа формирования эмоционально-волевой регуляции, а на этой
основе малую работоспособность, быструю истощаемость, аритмию памяти,
внимания. Эти особенности психики не могут не влиять негативным образом
на обучаемость детей .
ЗПР, характеризующаяся первичным нарушением познавательной
деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций
(эти дети, как правило, имеют дефектную первооснову для развития и
интеллектуальной,
и
эмоционально-волевой
сферы,
а
также
для
нейрофизиологического и часто соматического развития), представляет
наиболее тяжелую ее форму. По сути своей эта форма нередко выражает
состояние, соотносимое с дебильностью (разумеется, и здесь возможна
вариативность состояния по снижению его тяжести). Обучаемость этих
детей, безусловно, в значительной степени снижена.
Итак, задержка психологического развития (ЗПР) – это синдром
временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций
– моторных, сенсорных, речевых, который затрудняет процесс обучения
ребенка в школе по общеобразовательной программе и требует специально
организованной комплексной помощи соответствующих специалистов.
Классификация типов задержки психического развития
Существует
несколько
классификаций
задержки
психического
развития.
Первая
клиническая
классификация
была предложена Т.А.
Власовой и М.С. Певзнер (1967) . В данной классификации рассматриваются
два варианта ЗПР. При первом варианте нарушения проявляются в
эмоционально-личностной
незрелости,
вследствие
психического
или
психофизического инфантилизма. При втором варианте на серный план
выступают нарушения познавательной деятельности в связи со стойкой
церебральной астенией.
Интересна классификация В.В. Ковалева (1979). Он выделяет три
варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:
-дизонтогенетический (при состояниях психического инфантилизма);
-энцефапопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС);
ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних
нарушениях зрения, слуха), и четвертый вариант В.В. Ковалев связывает с
ранней социальной депривацией .
В практике работы с детьми с ЗПР более широко используется
классификация,
К.С.
Лебединской
(1980),
разработанный
на
основе
этиопатогенетического подхода. В соответствии с данной классификацией
различают четыре основных варианта ЗПР.
Основные
клинические
типы
ее
дифференцируются
по
этиопатогенетическому принципу:
а)
конституционного происхождения;
б)
соматогенного происхождения;
в)
психогенного происхождения;
г)
церебрастенического
(церебрально-органического
происхож-
дения) [7].
Все варианты ЗПР отличаются друг от друга особенностью структуры
и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии:
структурой инфантилизма; характером нейродинамических расстройств.
I. Задержка психического развития конституционного происхождения
(гармонический инфантилизм). При этом варианте у детей эмоционально-
волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом
напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего
школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации
поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость
эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения
в обучении, нередко наблюдаемых у этих детей в младших классах, связаны с
незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается
преобладание игровых интересов .
II. Задержка психического развития соматогенного происхождения.
Этот
тип
задержки
развития
обусловлен
длительной
соматической
недостаточностью различного происхождения:
- хроническими инфекциями;
- аллергическими состояниями;
- врожденными и приобретенными пороками развития соматической
сферы (например, сердца);
- детскими неврозами;
- астенией.
Все это может привести к снижению психического тонуса, нередко
имеет
место
и
задержка
эмоционального
развития
-
соматогенный
инфантилизм,
обусловленный
рядом
невротических
наслоений
-
неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической
неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в
котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Такие
дети - «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у
ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им
больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека роди-
телей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот
почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и
ставить его в соответствующие условия .
III. Задержка психического развития психогенного происхождения
связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими
правильному формированию личности ребенка.
Неблагоприятные
условия
среды,
рано
возникшие,
длительно
действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка,
могут
привести
к
стойким
сдвигам
его
нервно-психической
сферы,
нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую
очередь эмоционального развития .
IV.
Задержка
психического
развития
церебрастенического
(церебрально-органического) происхождения. У детей такого варианта
отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое
поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения
познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.
Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает
большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-
волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное
место в данной задержке развития.
Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев
показывает
наличие
негрубой
органической
недостаточности
нервной
системы, чаще резидуального характера вследствие патологии беременности
(тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт),
недоношенность, асфиксии и травмы при родах. Церебрально-органическая
недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру ЗПР,
провоцируя эмоционально- волевую незрелость и определяя характер
нарушений познавательной деятельности .
Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.
1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу
класса
массовой
школы
своей
наивностью,
несамостоятельностью,
непосредственностью,
он
часто
конфликтует
со
сверстниками,
не
воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он
прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда
возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности,
хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-
ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной
деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации
собственной целенаправленной деятельности.
3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно
и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в
наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций.
Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не
может освоить свернутые мыслительные операции.
4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая
утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы,
усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.
6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою
несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в
себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность .
Итак,
важным
направлением
в
исследовании
проблемы
психологического сопровождения детей с ЗПР является систематическое
клинико-физиологическое и педагогическое изучение детей с задержкой
психического развития. А предложенная К.С. Лебединский классификация
ЗПР
и
сегодня
используется
наиболее
продуктивно
в
оказании
коррекционной помощи детям в специальных учреждениях. Классификация
позволяет понять, что
лежит в основе нарушений каждого типа и наметить
пути коррекции .