Автор: Рябцева Людмила Семёновна
Должность: Учители математики
Учебное заведение: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ СБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Населённый пункт: Р.л. Переяславка, р-на имени Лазо, Хабаровского края
Наименование материала: СТАТЬЯ исследовательская работа
Тема: "ИГРА, КАК ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Раздел: среднее образование
1
Игра, как вид учебной деятельности.
Рябцева Людмила Семёновна
Учитель КГК ОУ ШИ 9.
Много ученых и педагогов высказывают своё мнение о значении игры в
учебном процессе.
«Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к
любой деятельности методами взрослого человека».
Н. К. Крупская.
«Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным,
но никогда – развлекательным».
К. Д. Ушинский
«В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения
действительности . Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном
обучении и труде».
Л.С.Выгодский.
Дети с ограниченными возможностями
здоровья
(интеллектуальной недостаточностью) обучаются по специальной
программе. Учебный труд, как и всякий другой интересен, тогда,
когда он разнообразен и понятен, поэтому наряду с другими формами
и методами обучения, я включаю в работу и такой вид деятельности
как игра.
Психологические требования
Игровая деятельность, так же как и любая деятельность должна
быть мотивирована, поэтому нужно, чтобы игровая деятельность
опиралась на знания, навыки и умения и обеспечивала возможность
принимать
рациональные
и
эффективные
решения.
Одним
из
важнейших
социально
–
психологических
требований
является
сочетание игры с практикой реального общения.
Применяя игру как форму обучения, ставлю задачи, посильные
для её участников
1.Создавать ситуацию педагогического общения через игровую
деятельность.
2. Формировать у учащихся учебные умения в процессе игры,
применяя определённые дидактические навыки.
3. Учить практическому применению полученных знаний.
Решать эти задачи помогают игры.
Классификация игр.
По особенностям содержания и форм проведения:
2
-ролевые (игры-импровизации, деловые игры);
- сюжетные (урок – соревнование, урок – путешествие);
- имитационные;
- настольные игры (лото, кубики, пазлы);
- игры – головоломки (кроссворды, загадки).
Педагогическая
игра позволяет моделировать реальные
ситуации, решение которых приводит к получению новых знаний и
умений, повторить пройденное, а так же помогает
провести
диагностику. Игру можно считать
эффективным, гибким и
универсальным приёмом обучения. Она позволяет активизировать
процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также
формировать и развивать мотивацию обучения, позволяет комплексно
решать задачи практического, воспитательного, развивающего и
образовательного характера.
Игра в ходе учебного процесса
способствует формированию определённых навыков, развивает речь и
умение общаться.
Из опыта работы с ребёнком, которому было на момент
поступления в школу 15 лет, тяжёлая умственная отсталость, ДЦП.
Говорил пять слов (папа, мама, дед, баба, волк) и «лепетные» -кук –
пить, кует – еда, ро –растения. Основная задача, поставленная мною,
была: научить говорить хотя бы простейшие слова для общения.
Основными методами работы были: рисование, рассматривание и
комментирование картинок в книгах, и игры. Одна из игр – работа с
пазлами. Эта игра многофункциональная: развитие мелкой моторики,
ориентирование на плоскости и развитие речи. Собирали вначале,
накладывая на картинку крупные пазлы, затем мельче, без картинки
Собирая пазлы, он начал спрашивать: «Так, да?», не находя нужного:
«Где она?» Дальше – что изображено: где солнышко, медведь и т. д.
В старших классах провожу для повторения пройденного
материала такие игры, как решение кроссвордов. Работаем с
тематическим кроссвордами, которые есть в рабочих тетрадях по
математике , и составляю сама.
Бывает, что дети забыли определение – играем в «поле чудес» со
всеми правилами игры. На доске черчу прямоугольник, делю на
клетки – столько- сколько букв в слове, и каждый называет букву,
пока не вспомнят или не догадаются, что же это за слово. Это больше
стимулирует мыслительную деятельность, чем, если определение
было бы названо учителем.
3
Игры - путешествия. Это «Памятные места района имени Лазо»,
«Наш Хабаровский край», «Реки района имени Лазо» - длина рек,
удэгейское название.
Всем известная игра в «Мешочек» (тактильное восприятие)
позволяет определить: знает ли ребёнок геометрические фигуры и
тела. Или: тема новая, ребёнок не знает определения фигур и тел. В
мешочке – квадрат. Как он даст определение, или описание того, что
он держит в руке? Много и других игр на тактильное восприятие и
развитие мелкой моторики придумывают учителя – расстёгивание и
застёгивание мелких пуговиц, собирать горошины…
Игра со строительным материалом или набором геометрических
тел - построение башни, дома и т. д. – развивается воображение,
аккуратность, чёткость в работе.
Я часто применяю игру «Поймай рыбку». Рыбки – стилизованные
модели рыбок разных цветов и размеров. Магнитной удочкой
ребёнок «ловит» рыбку, выполняя задания: самую большую
(маленькую, фиолетовую красную, и т. д.) ; рыбку справа от красной,
слева, внизу, вверху и т. д. Таким образом проверяю знание цвета и
ориентирование на плоскости. Есть карточки, где сом, карась, щука,
… . Тогда задания: поймай щуку, сома; или: «Поймай самую
большую рыбку. Как она называется? А где водится? ». Часто рыбки
– это карточки, на обратной стороне – примеры, слова для
составления предложений, задки и т. д
Справка. В Амуре более 90 видов рыб.
Сюжетно – ролевые игры. В них ребёнок воссоздаёт в доступной
форме отношения, которые складываются в мире взрослых. В детстве
дети играют «в магазин», «в школу». В старших классах игра «в
магазин» выглядит так: многие ходят в магазин и знают стоимость
продуктов. Сравниваем цены в разных магазинах и выбираем: «куда
пойдём» - заполняем ценники. Пример игры. Покупателям задача:
купить: 2 кг сахара, 1 булку хлеба, 300 г конфет. Сколько сдачи
получит
с
500
рублей?
Продавец
проверяет:
правильно
ли
подсчитано?
Таким
образом
решается
вопрос
социализации,
отрабатывается алгоритм устного вычисления 100 г, 200г, 300 г.
Ещё одна сюжетно - ролевая игра - «в школу». В старших
классах на день учителя у нас самоуправление. Каждый учитель
готовит себе «замену». Дети любят, когда им доверяют роль учителя.
Такие игры повышают самооценку. Воспитывают ответственность.
4
Ещё одна игра, которую любят дети и я. Это театр, где роль
овощей, фруктов, животных и т.д. исполняют дети или учитель –
ученик.
Пример занятия по предмету «Окружающий природный мир», тема
«Овощи». Ролевая игра- импровизация.
Помидор – учитель, огурец – ученик.
- П Давай познакомимся. Я – помидор. А ты кто?
-О. А я огурец.
-П.Я –овощ. Бываю, когда поспею, красным и жёлтым.
-О. Я – тоже овощ, но всегда зелёный
-П. Я- куст и расту на грядке.
-О. А я – тоже на грядке, но не куст (если ученик не знает, что плеть
или плетётся, то учитель подсказывает: «А я слышал …»)
-П.Я – вкусный, полезный. Из меня делают
сок, салат,
солят,
маринуют.
О. Меня тоже любят и свежими и солёными и тоже делают салат.
П. А с кем ты дружишь? (называют другие овощи, их свойства,
импровизация)
Когда назовём все свойства и признаки – обобщение. Монолог.
Ребёнок пересказывает, всё, что узнал о данном объекте.
В акой игре ведущий учитель, он даёт направление и подсказку:
«А я слышал…» , «А разве ты не знаешь…?», «А ты ещё не назвал…»
Психологические особенности детей с ОВЗ такие, что они
возбудимы,
быстро устают, поэтому к концу недели
я часто
планирую «выход за пределы школы» - это экскурсии в музей, в
библиотеку (там бывают интересные выставки), прогулки. Но мы не
просто гуляем, мы продолжаем играть и, играя, учиться: называем
деревья, кустарники – плодовые, декоративные. По каким признакам
можно определить название дерева летом, зимой ?
Игра «Назови адрес». Идём мимо дома 23. Назови адрес. К
номеру дома добавляем название улицы, посёлка, района, края и
индекс.
Все дети любят графические диктанты или «рисование по
клеточкам».
Перед таким видом работы повторяем: где право, где лево, как
считать клетки, что значит провести по диагонали. Таким образом,
строим модели для решения задач. Диктуя, как проводить линии,
сколько клеток вправо, сколько – влево – получаем например,
5
грузовик, легковую машину, дорисовываем колёса и… решаем задачу
на движение. Когда прошли тему «Симметрия», построив одну
машину, проводим ось симметрии, строим второй автомобиль, и
решаем задачу на встречное движение.
Так же для привития интереса к предмету и развития образного
мышления, применяю на уроках загадки. Загадка – это тоже задача: в
ней есть условие и вопрос, на который нужно ответить. С загадками я
начала работать после того, как предложила детям загадку: «Кто
становится выше, когда садится?» Были ответы: «дым», «жираф»,
«стул». Анализируем. Был вопрос: «кто?» -значит живое существо;
представьте - кто как садится из окружающих вас животных и стано-
вится ли он выше? Получите отгадку.
Загадки имеют образовательное и воспитательное значение .
Примеры применения некоторых загадок на уроке.
Загадка. Что надевают для спокойствия, а снимают для учтивости ?
Отгадка: халат. Загадка старинная. Учтивость – уважение.
Общаться с гостями в халате – неуважительно.
Задача. На платье дочери пошло 1,75 м, а на халат для матери на
1, 25 м больше. Сколько ткани пошло на халат?
У меня много и других загадок, которые развивают мышление,
расширяют кругозор, придают благоприятный эмоциональный фон
уроку.
Игры на уроках являются хорошим средством для развития
познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного
материала, применения его в новых ситуациях