Напоминание

"ИГРА, КАК ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"


Автор: Рябцева Людмила Семёновна
Должность: Учители математики
Учебное заведение: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ СБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Населённый пункт: Р.л. Переяславка, р-на имени Лазо, Хабаровского края
Наименование материала: СТАТЬЯ исследовательская работа
Тема: "ИГРА, КАК ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Раздел: среднее образование





Назад




1

Игра, как вид учебной деятельности.

Рябцева Людмила Семёновна

Учитель КГК ОУ ШИ 9.

Много ученых и педагогов высказывают своё мнение о значении игры в

учебном процессе.

«Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к

любой деятельности методами взрослого человека».

Н. К. Крупская.

«Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным,

но никогда – развлекательным».

К. Д. Ушинский

«В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения

действительности . Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном

обучении и труде».

Л.С.Выгодский.

Дети с ограниченными возможностями

здоровья

(интеллектуальной недостаточностью) обучаются по специальной

программе. Учебный труд, как и всякий другой интересен, тогда,

когда он разнообразен и понятен, поэтому наряду с другими формами

и методами обучения, я включаю в работу и такой вид деятельности

как игра.

Психологические требования

Игровая деятельность, так же как и любая деятельность должна

быть мотивирована, поэтому нужно, чтобы игровая деятельность

опиралась на знания, навыки и умения и обеспечивала возможность

принимать

рациональные

и

эффективные

решения.

Одним

из

важнейших

социально

психологических

требований

является

сочетание игры с практикой реального общения.

Применяя игру как форму обучения, ставлю задачи, посильные

для её участников

1.Создавать ситуацию педагогического общения через игровую

деятельность.

2. Формировать у учащихся учебные умения в процессе игры,

применяя определённые дидактические навыки.

3. Учить практическому применению полученных знаний.

Решать эти задачи помогают игры.

Классификация игр.

По особенностям содержания и форм проведения:

2

-ролевые (игры-импровизации, деловые игры);

- сюжетные (урок – соревнование, урок – путешествие);

- имитационные;

- настольные игры (лото, кубики, пазлы);

- игры – головоломки (кроссворды, загадки).

Педагогическая

игра позволяет моделировать реальные

ситуации, решение которых приводит к получению новых знаний и

умений, повторить пройденное, а так же помогает

провести

диагностику. Игру можно считать

эффективным, гибким и

универсальным приёмом обучения. Она позволяет активизировать

процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также

формировать и развивать мотивацию обучения, позволяет комплексно

решать задачи практического, воспитательного, развивающего и

образовательного характера.

Игра в ходе учебного процесса

способствует формированию определённых навыков, развивает речь и

умение общаться.

Из опыта работы с ребёнком, которому было на момент

поступления в школу 15 лет, тяжёлая умственная отсталость, ДЦП.

Говорил пять слов (папа, мама, дед, баба, волк) и «лепетные» -кук –

пить, кует – еда, ро –растения. Основная задача, поставленная мною,

была: научить говорить хотя бы простейшие слова для общения.

Основными методами работы были: рисование, рассматривание и

комментирование картинок в книгах, и игры. Одна из игр – работа с

пазлами. Эта игра многофункциональная: развитие мелкой моторики,

ориентирование на плоскости и развитие речи. Собирали вначале,

накладывая на картинку крупные пазлы, затем мельче, без картинки

Собирая пазлы, он начал спрашивать: «Так, да?», не находя нужного:

«Где она?» Дальше – что изображено: где солнышко, медведь и т. д.

В старших классах провожу для повторения пройденного

материала такие игры, как решение кроссвордов. Работаем с

тематическим кроссвордами, которые есть в рабочих тетрадях по

математике , и составляю сама.

Бывает, что дети забыли определение – играем в «поле чудес» со

всеми правилами игры. На доске черчу прямоугольник, делю на

клетки – столько- сколько букв в слове, и каждый называет букву,

пока не вспомнят или не догадаются, что же это за слово. Это больше

стимулирует мыслительную деятельность, чем, если определение

было бы названо учителем.

3

Игры - путешествия. Это «Памятные места района имени Лазо»,

«Наш Хабаровский край», «Реки района имени Лазо» - длина рек,

удэгейское название.

Всем известная игра в «Мешочек» (тактильное восприятие)

позволяет определить: знает ли ребёнок геометрические фигуры и

тела. Или: тема новая, ребёнок не знает определения фигур и тел. В

мешочке – квадрат. Как он даст определение, или описание того, что

он держит в руке? Много и других игр на тактильное восприятие и

развитие мелкой моторики придумывают учителя – расстёгивание и

застёгивание мелких пуговиц, собирать горошины…

Игра со строительным материалом или набором геометрических

тел - построение башни, дома и т. д. – развивается воображение,

аккуратность, чёткость в работе.

Я часто применяю игру «Поймай рыбку». Рыбки – стилизованные

модели рыбок разных цветов и размеров. Магнитной удочкой

ребёнок «ловит» рыбку, выполняя задания: самую большую

(маленькую, фиолетовую красную, и т. д.) ; рыбку справа от красной,

слева, внизу, вверху и т. д. Таким образом проверяю знание цвета и

ориентирование на плоскости. Есть карточки, где сом, карась, щука,

… . Тогда задания: поймай щуку, сома; или: «Поймай самую

большую рыбку. Как она называется? А где водится? ». Часто рыбки

– это карточки, на обратной стороне – примеры, слова для

составления предложений, задки и т. д

Справка. В Амуре более 90 видов рыб.

Сюжетно – ролевые игры. В них ребёнок воссоздаёт в доступной

форме отношения, которые складываются в мире взрослых. В детстве

дети играют «в магазин», «в школу». В старших классах игра «в

магазин» выглядит так: многие ходят в магазин и знают стоимость

продуктов. Сравниваем цены в разных магазинах и выбираем: «куда

пойдём» - заполняем ценники. Пример игры. Покупателям задача:

купить: 2 кг сахара, 1 булку хлеба, 300 г конфет. Сколько сдачи

получит

с

500

рублей?

Продавец

проверяет:

правильно

ли

подсчитано?

Таким

образом

решается

вопрос

социализации,

отрабатывается алгоритм устного вычисления 100 г, 200г, 300 г.

Ещё одна сюжетно - ролевая игра - «в школу». В старших

классах на день учителя у нас самоуправление. Каждый учитель

готовит себе «замену». Дети любят, когда им доверяют роль учителя.

Такие игры повышают самооценку. Воспитывают ответственность.

4

Ещё одна игра, которую любят дети и я. Это театр, где роль

овощей, фруктов, животных и т.д. исполняют дети или учитель –

ученик.

Пример занятия по предмету «Окружающий природный мир», тема

«Овощи». Ролевая игра- импровизация.

Помидор – учитель, огурец – ученик.

- П Давай познакомимся. Я – помидор. А ты кто?

-О. А я огурец.

-П.Я –овощ. Бываю, когда поспею, красным и жёлтым.

-О. Я – тоже овощ, но всегда зелёный

-П. Я- куст и расту на грядке.

-О. А я – тоже на грядке, но не куст (если ученик не знает, что плеть

или плетётся, то учитель подсказывает: «А я слышал …»)

-П.Я – вкусный, полезный. Из меня делают

сок, салат,

солят,

маринуют.

О. Меня тоже любят и свежими и солёными и тоже делают салат.

П. А с кем ты дружишь? (называют другие овощи, их свойства,

импровизация)

Когда назовём все свойства и признаки – обобщение. Монолог.

Ребёнок пересказывает, всё, что узнал о данном объекте.

В акой игре ведущий учитель, он даёт направление и подсказку:

«А я слышал…» , «А разве ты не знаешь…?», «А ты ещё не назвал…»

Психологические особенности детей с ОВЗ такие, что они

возбудимы,

быстро устают, поэтому к концу недели

я часто

планирую «выход за пределы школы» - это экскурсии в музей, в

библиотеку (там бывают интересные выставки), прогулки. Но мы не

просто гуляем, мы продолжаем играть и, играя, учиться: называем

деревья, кустарники – плодовые, декоративные. По каким признакам

можно определить название дерева летом, зимой ?

Игра «Назови адрес». Идём мимо дома 23. Назови адрес. К

номеру дома добавляем название улицы, посёлка, района, края и

индекс.

Все дети любят графические диктанты или «рисование по

клеточкам».

Перед таким видом работы повторяем: где право, где лево, как

считать клетки, что значит провести по диагонали. Таким образом,

строим модели для решения задач. Диктуя, как проводить линии,

сколько клеток вправо, сколько – влево – получаем например,

5

грузовик, легковую машину, дорисовываем колёса и… решаем задачу

на движение. Когда прошли тему «Симметрия», построив одну

машину, проводим ось симметрии, строим второй автомобиль, и

решаем задачу на встречное движение.

Так же для привития интереса к предмету и развития образного

мышления, применяю на уроках загадки. Загадка – это тоже задача: в

ней есть условие и вопрос, на который нужно ответить. С загадками я

начала работать после того, как предложила детям загадку: «Кто

становится выше, когда садится?» Были ответы: «дым», «жираф»,

«стул». Анализируем. Был вопрос: «кто?» -значит живое существо;

представьте - кто как садится из окружающих вас животных и стано-

вится ли он выше? Получите отгадку.

Загадки имеют образовательное и воспитательное значение .

Примеры применения некоторых загадок на уроке.

Загадка. Что надевают для спокойствия, а снимают для учтивости ?

Отгадка: халат. Загадка старинная. Учтивость – уважение.

Общаться с гостями в халате – неуважительно.

Задача. На платье дочери пошло 1,75 м, а на халат для матери на

1, 25 м больше. Сколько ткани пошло на халат?

У меня много и других загадок, которые развивают мышление,

расширяют кругозор, придают благоприятный эмоциональный фон

уроку.

Игры на уроках являются хорошим средством для развития

познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного

материала, применения его в новых ситуациях



В раздел образования