Автор: Павлова Виктория Климовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 71
Населённый пункт: мкр. Кангалассы, г. Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно – эстетическому развитию детей № 71 «Колокольчик» городского округа
«город Якутск»
Инновационные технологии в музыкальном воспитании
дошкольников.
Выполнила: музыкальный руководитель
Павлова Виктория Климовна
МБДОУ д/с № 71 «Колокольчик»
мкр. Кангалассы, г. Якутск
2020 год.
Инновационные технологии в музыкальном воспитании
дошкольников.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей
дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и
психологическими
особенностями
дошкольников.
Музыку
называют
«зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М.Теплов),
она отражает отношение человека ко всему миру, что происходит вокруг и в
самом человеке.
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных
процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание
педагогов
дошкольного
образования
на
развитие
творческих
и
интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и
двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные
методы
обучения
и
воспитания,
направленные
на
активизацию
познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу
дошкольного
образования
необходимо
уметь
ориентироваться
в
многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре
современных технологий. Новые подходы к музыкальному воспитанию
требуют использования наиболее эффективных современных технологий в
музыкальном развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в
дошкольном
образовательном
учреждении
на
современном
этапе
наполняется
новым
содержанием
–
растить
человека,
способного
к
самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.
Музыка – источник особой детской радости, и применение на
музыкальных
занятиях
различных
педагогических
методов
решает
важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование
ведущего
компонента
музыкальности
–
развитие
эмоциональной
отзывчивости на музыку
. Чтобы решить основную задачу развития
музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые
программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. При
создании
предметно-развивающей
среды
в
образовательной
области
«Музыка» учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и
увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН,
методические
разработки.
Но
часто
не
учитывается
тот
факт,
что
современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые
воспитывались в детских садах 10–20 лет назад. У современных детей иные
физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по-
другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также
претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая
среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям
фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать
проблемные ситуации.
Цель
моей работы – это активное внедрение и использование
инновационных технологий в музыкальном воспитании для повышения
эффективности образовательного процесса и качества усвоения детьми
материала образовательной программы.
Задачи:
- создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку
проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
- творческое развитие природной музыкальности ребенка;
- высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных
творческих проявлений;
- помощь в формировании внутреннего мира и самопознании.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют использование
абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в
развитии
музыкальности
детей.
Выступая
специфическим
видом
человеческого мышления, музыка несёт основную функцию – функцию
общения. Приобщение к искусству, музыкальное воспитание – очень
индивидуальное, связанное с неповторимым самоопределением личности.
В своей работе я использую некоторые современные технологии:
Здоровьесберегающая технология;
Элементарные формы музыкальной импровизации;
Музыкально-речевая и пальчиковая гимнастика;
Анимационные танцы и флешмобы;
Квесты;
Игры с инструментами
;
Применение ИКТ.
Задачи использования здоровьесберегающей технологии:
Развивать музыкальные и творческие способности детей в
различных
видах
музыкальной
деятельности,
используя
здоровьесберегающую методику, исходя их возрастных и индивидуальных
возможностей каждого ребенка.
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье
Создавать
условия,
обеспечивающие
эмоциональное
благополучие каждого ребенка.
Формировать
положительное
отношение
ребенка
к
окружающему миру, семье, сверстникам, самому себе.
Основные методы работы в здоровьесберегающей технологии:
- песенки-распевки. Используются для подготовки голосовых связок к пению
и упражнению в чистом интонировании определенных интервалов;
-дыхательная гимнастика. Приучает детей дышать носом для профилактики
респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает
вентиляцию лёгких, повышает насыщение крови кислородом, тренирует
сердечно-сосудистую
систему
повышает
устойчивость
к
гипоксии
(недостатку кислорода).
- пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей
психотерапевтическое, оздоравливающие воздействие: положительно влияет
на обменные процессы, способствует восстановлению центральной нервной
системы, восстанавливает носовое дыхание.
-артикуляционная гимнастика – выработка качественных движений органов
артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем, тренировка
мышц речевого аппарата, развитие музыкальной памяти, чувство ритма. В
результате улучшаются показатели уровня развития речи детей, певческие
навыки, музыкальная память, внимание.
- пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, которая влияет на
развитие речи, подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется
всем детям, особенно с речевыми проблемами.
-речевые
игры
снимают
напряжение,
повышают
способность
к
непроизвольному вниманию, обостряют наблюдательность. Музыкальный
слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию педагог
добавляет
музыкальные
инструменты,
звучащие
жесты,
движения
(пантомимические и театральные возможности).
-музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном
восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает
иммунитет
детей,
снимает
раздражительность
и
напряжение,
восстанавливает дыхание.
-музыкальные
физкультминутки
способствуют
укреплению
организма
ребенка,
позволяют
активно
менять
деятельность,
повышают
работоспособность.
Работа по здоровьесберегающей технологии ведется с учетом программ и
методических пособий.
Одной из инновационных форм в практике музыкального воспитания
являются элементарные формы музыкальной импровизации. В основе
этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение,
ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец,
импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок,
пантомиму,
импровизированную
театрализацию.
Форму
развития
музыкальности, которую я активно использую, это коммуникативные
танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание
атмосферы
приятия
друг
друга
и
эмоционально-психологическое
раскрепощение. Задачи, которые решают коммуникативные танцы:
Развитие коммуникативных навыков;
Работа над ощущением формы;
Развитие двигательной координации;
Развитие чувства ритма.
Это
возможность
согласовать
собственный
замысел
с
замыслом
сверстников и совместно организовывать игру, танец, пластические этюды,
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. В танцах с
использованием популярной детской музыки, используя знакомые движения,
которые объединяются в цепочки по 2-3 движения, включающие в себя
элементы невербального общения, смену партнеров, рождается инициатива,
творчество, воображение, взаимопонимание, умение сотрудничать.
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Ценность в пальчиковых
игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они
представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых
характер
исполнения
фактически
интонируется,
обогащаясь
ритмо
–
звуковыми
модуляциями
разговорной
речи.
Работа
над
текстами
с
жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и
оразно – ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и
интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами
являются пальцы. Пальчиковые игры: развивают мышечный аппарат, мелкую
моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, его
реактивность; повышают общий уровень организации ребенка; направлены
на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно –
речевого интонирования, координации движений.
Особым вниманием в музыкальном воспитании в ДОУ пользуются
развлечения, тематические досуги и праздники. Это яркие события в жизни
детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они
оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Одной из
инновационных форм в практике дошкольного образования в организации
досугов и развлечений можно считать квест. Квест – это приключенческая
игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть
в том, что как правило, есть некая цепь, дойти до которой можно.
Последовательно разгадывая загадки. Каждая разгадка – ключ к следующей
точке и следующей задаче. А задачи могут быть и творческими и
интеллектуальными. Квесты могут проводиться как в помещении, так и на
площадке. Каждый ребенок становится непосредственным участником
разыгрываемых
событий.
За
основу
можно
взять
любой
сценарий.
Применение квеста решает ряд задач: воспитание толерантности, личной
ответственности за выполнение того или иного задания, развитие творческих
способностей, воображения, поисковой активности, формирование навыков
исследовательской деятельности, стремление к новизне; вовлечение каждого
ребенка
в
активный
творческий
процесс.
Возможность
реализации
образовательных задач в формате квеста вполне реальна в условиях
дошкольного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста в
организации праздников и развлечений.
Игры с музыкальными инструментами. В музыкальной деятельности с
детьми
считаю
необходимым
исследование
детских
музыкальных
инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты
просты и наиболее доступны детям. Кроме того, они составляют самое
привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма
работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием
только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной
методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук,
создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают
все большее развитие. Именно они являются участниками изумительного
оркестра. Общение детей с музыкальными инструментами развивает:
музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность,
художественность.
В своей музыкально-педагогической деятельности активно использую
анимационные танцы и флешмобы. Плюс таких танцев в том, что здесь не
нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень
нравится. Родители с удовольствием танцуют с детьми. Анимационные
танцы развивают творческие и двигательные способности дошкольников.
Для постановки таких танцев нужны несколько условий. Сначала нужно
выбрать музыку. Нужен средний и очень чёткий ритм.
Не допускать
большого нагромождения движений! Педагогу необходимо запомнить и
станцевать весь набор движений. Они должны быть удобными. Если вы
испытываете дискомфорт, то и детям тоже будет неудобно их танцевать. А
вот флешмоб, в отличие от анимационных танцев, требует хорошей
подготовки! Здесь важно отработать каждое движение. Эти танцы нацелены
на зрелищность, эстетику. За несколько минут танца может меняться и
музыка, и темп. В таких танцах можно смешивать стили, классику с хип-
хопом и другие. Музыка обязательно должна быть зажигательной, чтобы не
только танец, но и мелодия настраивала танцующих на позитивный лад.
Важно выбирать простые движения (прыжки, повороты, хлопки и т.д.).
Главное – чтобы было весело, и все участники могли их выполнить.
Сложность в том, чтобы научить детей выполнять движения синхронно, без
опозданий, зато это разовьет их координацию и внимание.
Когда музыкальный руководитель находится в постоянном творческом
поиске, процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский
отклик приносит удовольствие и ощущение «отдачи». «Где для детей польза,
там же для них должно быть и удовольствие» (Мишель Монтень)
Нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное
использование ИКТ в образовательной деятельности, на мероприятиях и
музыкальных праздниках, развлечениях, досугах. Использование компьютера
в учебном процессе даёт, во-первых, дополнительную учебную информацию;
во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический,
так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное
средство
повышения
эффективности
обучения,
усиление
мотивации
дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов
объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное
внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно-
ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для
ознакомления материала.
Например, знакомство с новой темой можно сопровождать показом слайдов,
видеофрагментов, фотографий; использовать при слушании музыки показ
репродукций картин художников и портретов композиторов;
демонстрировать графический материал (модели, схемы); “посещать” музеи,
театры, концерты; моделировать сюжеты и явления, которые нельзя увидеть
в повседневной жизни.
С помощью обучающих мультимедийных программ дети знакомятся с
основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся
с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки,
основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш – в младших
группах, опера, балет – в старших), а также постигают такие понятия, как
«соло»,
«дуэт»,
«трио»,
«ансамбль»,
«композитор»,
«исполнитель»,
«дирижёр» и многое другое. Более прочному усвоению музыкальных
понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры:
«Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «3 медведя», «Песня,
танец, марш», «Весело-грустно» и др. Благодаря методу наглядности у детей
активнее
развиваются
музыкально-сенсорные
и
общие
музыкальные
способности: ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, чувство
ритма.
В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется
мультимедийная техника. Так, праздники и развлечения сопровождаются
показом красочных слайдов по теме праздника. Использование в работе
музыкального руководителя компьютерных технологий помогает и в такой
сложной в настоящее время теме, как знакомство с народными праздниками
и традициями.
Использование данных инновационных технологий и методических форм
на практике позволяет добиться следующих результатов:
-
удается
создать
на
музыкальных
занятиях,
праздниках
атмосферу
радостного
общения,
приподнятого
настроения
и
гармоничного
самоощущения;
- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и
неуверенность;
- удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, рне
приходится прибегать к принуждению;
- дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально
– творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе
игрового, радостного и естественного общения с музыкой.
- музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске.
Процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик
приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Таким образом, использование всех видов музыкальной деятельности,
доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей
ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального
воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.
Литература:
1. Боровик Т.А «Пути педагогического творчества», М:ООО Издательский
дом «Воспитание дошкольника», 2004
2. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер
(новый инструмент музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2010.
3. Буренина А. «Коммуникативные танцы для детей», СПб, 2004
4.
Богодяж О. «Инновационные технологии в развитии музыкальности
дошкольников»
5.
Ветлугина
Н.А,.Кенеман
А.В
«Теория
и
методика
музыкального
воспитания в детском саду», М:Просвещение, 1983
6.
Радынова,
О.П.
«Дошкольный
возраст:
как
формировать
основы
музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3
7.
Радынова
О.П.
«Дошкольный
возраст
-
задачи
музыкального
воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30
8. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном
детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . - №1. – с.10