Напоминание

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников


Автор: Павлова Виктория Климовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 71
Населённый пункт: мкр. Кангалассы, г. Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по

художественно – эстетическому развитию детей № 71 «Колокольчик» городского округа

«город Якутск»

Инновационные технологии в музыкальном воспитании

дошкольников.

Выполнила: музыкальный руководитель

Павлова Виктория Климовна

МБДОУ д/с № 71 «Колокольчик»

мкр. Кангалассы, г. Якутск

2020 год.

Инновационные технологии в музыкальном воспитании

дошкольников.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей

дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и

психологическими

особенностями

дошкольников.

Музыку

называют

«зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М.Теплов),

она отражает отношение человека ко всему миру, что происходит вокруг и в

самом человеке.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных

процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание

педагогов

дошкольного

образования

на

развитие

творческих

и

интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и

двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные

методы

обучения

и

воспитания,

направленные

на

активизацию

познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу

дошкольного

образования

необходимо

уметь

ориентироваться

в

многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре

современных технологий. Новые подходы к музыкальному воспитанию

требуют использования наиболее эффективных современных технологий в

музыкальном развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в

дошкольном

образовательном

учреждении

на

современном

этапе

наполняется

новым

содержанием

растить

человека,

способного

к

самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

Музыка – источник особой детской радости, и применение на

музыкальных

занятиях

различных

педагогических

методов

решает

важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование

ведущего

компонента

музыкальности

развитие

эмоциональной

отзывчивости на музыку

. Чтобы решить основную задачу развития

музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые

программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. При

создании

предметно-развивающей

среды

в

образовательной

области

«Музыка» учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и

увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН,

методические

разработки.

Но

часто

не

учитывается

тот

факт,

что

современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые

воспитывались в детских садах 10–20 лет назад. У современных детей иные

физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по-

другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также

претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая

среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям

фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать

проблемные ситуации.

Цель

моей работы – это активное внедрение и использование

инновационных технологий в музыкальном воспитании для повышения

эффективности образовательного процесса и качества усвоения детьми

материала образовательной программы.

Задачи:

- создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку

проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

- творческое развитие природной музыкальности ребенка;

- высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных

творческих проявлений;

- помощь в формировании внутреннего мира и самопознании.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют использование

абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в

развитии

музыкальности

детей.

Выступая

специфическим

видом

человеческого мышления, музыка несёт основную функцию – функцию

общения. Приобщение к искусству, музыкальное воспитание – очень

индивидуальное, связанное с неповторимым самоопределением личности.

В своей работе я использую некоторые современные технологии:

Здоровьесберегающая технология;

Элементарные формы музыкальной импровизации;

Музыкально-речевая и пальчиковая гимнастика;

Анимационные танцы и флешмобы;

Квесты;

Игры с инструментами

;

Применение ИКТ.

Задачи использования здоровьесберегающей технологии:

Развивать музыкальные и творческие способности детей в

различных

видах

музыкальной

деятельности,

используя

здоровьесберегающую методику, исходя их возрастных и индивидуальных

возможностей каждого ребенка.

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Создавать

условия,

обеспечивающие

эмоциональное

благополучие каждого ребенка.

Формировать

положительное

отношение

ребенка

к

окружающему миру, семье, сверстникам, самому себе.

Основные методы работы в здоровьесберегающей технологии:

- песенки-распевки. Используются для подготовки голосовых связок к пению

и упражнению в чистом интонировании определенных интервалов;

-дыхательная гимнастика. Приучает детей дышать носом для профилактики

респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает

вентиляцию лёгких, повышает насыщение крови кислородом, тренирует

сердечно-сосудистую

систему

повышает

устойчивость

к

гипоксии

(недостатку кислорода).

- пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей

психотерапевтическое, оздоравливающие воздействие: положительно влияет

на обменные процессы, способствует восстановлению центральной нервной

системы, восстанавливает носовое дыхание.

-артикуляционная гимнастика – выработка качественных движений органов

артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем, тренировка

мышц речевого аппарата, развитие музыкальной памяти, чувство ритма. В

результате улучшаются показатели уровня развития речи детей, певческие

навыки, музыкальная память, внимание.

- пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, которая влияет на

развитие речи, подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется

всем детям, особенно с речевыми проблемами.

-речевые

игры

снимают

напряжение,

повышают

способность

к

непроизвольному вниманию, обостряют наблюдательность. Музыкальный

слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию педагог

добавляет

музыкальные

инструменты,

звучащие

жесты,

движения

(пантомимические и театральные возможности).

-музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном

восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает

иммунитет

детей,

снимает

раздражительность

и

напряжение,

восстанавливает дыхание.

-музыкальные

физкультминутки

способствуют

укреплению

организма

ребенка,

позволяют

активно

менять

деятельность,

повышают

работоспособность.

Работа по здоровьесберегающей технологии ведется с учетом программ и

методических пособий.

Одной из инновационных форм в практике музыкального воспитания

являются элементарные формы музыкальной импровизации. В основе

этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение,

ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец,

импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок,

пантомиму,

импровизированную

театрализацию.

Форму

развития

музыкальности, которую я активно использую, это коммуникативные

танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание

атмосферы

приятия

друг

друга

и

эмоционально-психологическое

раскрепощение. Задачи, которые решают коммуникативные танцы:

Развитие коммуникативных навыков;

Работа над ощущением формы;

Развитие двигательной координации;

Развитие чувства ритма.

Это

возможность

согласовать

собственный

замысел

с

замыслом

сверстников и совместно организовывать игру, танец, пластические этюды,

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. В танцах с

использованием популярной детской музыки, используя знакомые движения,

которые объединяются в цепочки по 2-3 движения, включающие в себя

элементы невербального общения, смену партнеров, рождается инициатива,

творчество, воображение, взаимопонимание, умение сотрудничать.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Ценность в пальчиковых

игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они

представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых

характер

исполнения

фактически

интонируется,

обогащаясь

ритмо

звуковыми

модуляциями

разговорной

речи.

Работа

над

текстами

с

жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и

оразно – ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и

интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами

являются пальцы. Пальчиковые игры: развивают мышечный аппарат, мелкую

моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, его

реактивность; повышают общий уровень организации ребенка; направлены

на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно –

речевого интонирования, координации движений.

Особым вниманием в музыкальном воспитании в ДОУ пользуются

развлечения, тематические досуги и праздники. Это яркие события в жизни

детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они

оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Одной из

инновационных форм в практике дошкольного образования в организации

досугов и развлечений можно считать квест. Квест – это приключенческая

игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть

в том, что как правило, есть некая цепь, дойти до которой можно.

Последовательно разгадывая загадки. Каждая разгадка – ключ к следующей

точке и следующей задаче. А задачи могут быть и творческими и

интеллектуальными. Квесты могут проводиться как в помещении, так и на

площадке. Каждый ребенок становится непосредственным участником

разыгрываемых

событий.

За

основу

можно

взять

любой

сценарий.

Применение квеста решает ряд задач: воспитание толерантности, личной

ответственности за выполнение того или иного задания, развитие творческих

способностей, воображения, поисковой активности, формирование навыков

исследовательской деятельности, стремление к новизне; вовлечение каждого

ребенка

в

активный

творческий

процесс.

Возможность

реализации

образовательных задач в формате квеста вполне реальна в условиях

дошкольного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста в

организации праздников и развлечений.

Игры с музыкальными инструментами. В музыкальной деятельности с

детьми

считаю

необходимым

исследование

детских

музыкальных

инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты

просты и наиболее доступны детям. Кроме того, они составляют самое

привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма

работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием

только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной

методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук,

создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают

все большее развитие. Именно они являются участниками изумительного

оркестра. Общение детей с музыкальными инструментами развивает:

музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность,

художественность.

В своей музыкально-педагогической деятельности активно использую

анимационные танцы и флешмобы. Плюс таких танцев в том, что здесь не

нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень

нравится. Родители с удовольствием танцуют с детьми. Анимационные

танцы развивают творческие и двигательные способности дошкольников.

Для постановки таких танцев нужны несколько условий. Сначала нужно

выбрать музыку. Нужен средний и очень чёткий ритм.

Не допускать

большого нагромождения движений! Педагогу необходимо запомнить и

станцевать весь набор движений. Они должны быть удобными. Если вы

испытываете дискомфорт, то и детям тоже будет неудобно их танцевать. А

вот флешмоб, в отличие от анимационных танцев, требует хорошей

подготовки! Здесь важно отработать каждое движение. Эти танцы нацелены

на зрелищность, эстетику. За несколько минут танца может меняться и

музыка, и темп. В таких танцах можно смешивать стили, классику с хип-

хопом и другие. Музыка обязательно должна быть зажигательной, чтобы не

только танец, но и мелодия настраивала танцующих на позитивный лад.

Важно выбирать простые движения (прыжки, повороты, хлопки и т.д.).

Главное – чтобы было весело, и все участники могли их выполнить.

Сложность в том, чтобы научить детей выполнять движения синхронно, без

опозданий, зато это разовьет их координацию и внимание.

Когда музыкальный руководитель находится в постоянном творческом

поиске, процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский

отклик приносит удовольствие и ощущение «отдачи». «Где для детей польза,

там же для них должно быть и удовольствие» (Мишель Монтень)

Нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное

использование ИКТ в образовательной деятельности, на мероприятиях и

музыкальных праздниках, развлечениях, досугах. Использование компьютера

в учебном процессе даёт, во-первых, дополнительную учебную информацию;

во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический,

так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное

средство

повышения

эффективности

обучения,

усиление

мотивации

дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов

объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное

внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно-

ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для

ознакомления материала.

Например, знакомство с новой темой можно сопровождать показом слайдов,

видеофрагментов, фотографий; использовать при слушании музыки показ

репродукций картин художников и портретов композиторов;

демонстрировать графический материал (модели, схемы); “посещать” музеи,

театры, концерты; моделировать сюжеты и явления, которые нельзя увидеть

в повседневной жизни.

С помощью обучающих мультимедийных программ дети знакомятся с

основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся

с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки,

основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш – в младших

группах, опера, балет – в старших), а также постигают такие понятия, как

«соло»,

«дуэт»,

«трио»,

«ансамбль»,

«композитор»,

«исполнитель»,

«дирижёр» и многое другое. Более прочному усвоению музыкальных

понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры:

«Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «3 медведя», «Песня,

танец, марш», «Весело-грустно» и др. Благодаря методу наглядности у детей

активнее

развиваются

музыкально-сенсорные

и

общие

музыкальные

способности: ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, чувство

ритма.

В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется

мультимедийная техника. Так, праздники и развлечения сопровождаются

показом красочных слайдов по теме праздника. Использование в работе

музыкального руководителя компьютерных технологий помогает и в такой

сложной в настоящее время теме, как знакомство с народными праздниками

и традициями.

Использование данных инновационных технологий и методических форм

на практике позволяет добиться следующих результатов:

-

удается

создать

на

музыкальных

занятиях,

праздниках

атмосферу

радостного

общения,

приподнятого

настроения

и

гармоничного

самоощущения;

- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и

неуверенность;

- удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, рне

приходится прибегать к принуждению;

- дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально

– творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе

игрового, радостного и естественного общения с музыкой.

- музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске.

Процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик

приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Таким образом, использование всех видов музыкальной деятельности,

доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей

ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального

воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.

Литература:

1. Боровик Т.А «Пути педагогического творчества», М:ООО Издательский

дом «Воспитание дошкольника», 2004

2. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер

(новый инструмент музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2010.

3. Буренина А. «Коммуникативные танцы для детей», СПб, 2004

4.

Богодяж О. «Инновационные технологии в развитии музыкальности

дошкольников»

5.

Ветлугина

Н.А,.Кенеман

А.В

«Теория

и

методика

музыкального

воспитания в детском саду», М:Просвещение, 1983

6.

Радынова,

О.П.

«Дошкольный

возраст:

как

формировать

основы

музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3

7.

Радынова

О.П.

«Дошкольный

возраст

-

задачи

музыкального

воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30

8. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном

детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . - №1. – с.10



В раздел образования