Особенности духовно-нравственного развития и воспитания подростков
Автор: Калинина Татьяна Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: "Центр для детей-сирот и детей №11" Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: сообщение Тема: Особенности духовно-нравственного развития и воспитания подростков Раздел: среднее профессиональное
Духовно-нравственное развитие и воспитание подростков 1
группы Детского Центра
Важнейшей
целью
современного
отечественного
образования
и
одной
из
приоритетных
задач
общества
и
государства
является
воспитание,
социально-
педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,
творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В работе по духовно-
нравственному развитию и воспитанию детей воспитатели 1 группы нацелены на решение
многих задач. В сфере личностного развития это следующий блок задач:
готовность
и
способность
к
духовному
развитию,
нра вс т ве нном у
самосовершенствованию,
самооценке,
пониманию
смысла
своей
жизни,
индивидуально-ответственному поведению;
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной
деятельности,
социальной
и
профессиональной
мобильности
на
основе
моральных
норм,
непрерывного
образования
и
универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
укрепление
нравственности,
основанной
на
свободе,
воле
и
духовных
отечественных
традициях,
внутренней
установке
личности
поступать
согласно
своей совести;
формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого
поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле,
должном и недопустимом;
развитие
совести
как
нравственного
самосознания
личности,
способности
формулировать
собственные
нравственные
обязательства,
осуществлять
нравственный
самоконтроль,
требовать
от
себя
выполнения
моральных
норм,
давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных
традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию,
критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе
морального
выбора,
принятию
ответственности
за
их
р е зул ьт ат ы ,
целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие,
бережливость,
жизненный
оптимизм,
способность
к
преодолению
трудностей;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к
действиям
и
влияниям,
представляющим
угрозу
жизни,
физическому
и
нравственному
здоровью,
духовной
безопасности
личности,
умение
им
противодействовать;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному,
гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной
ответственностью
личности
перед
семьёй,
обществом,
Россией,
будущими
поколениями;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед
прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание детей
преследует решение следующих задач:
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных
нравственных ценностей;
готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации;
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
понимание
и
поддержание
таких
нравственных
устоев
семьи,
как
любовь,
взаимопомощь,
уважение
к
родителям,
забота
о
младших
и
старших,
ответственность за другого человека;
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Как мы знаем, сегодня духовно-нравственное развитие и воспитание детей является
первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой
важный компонент социального заказа для образования.
Духовно-нравственное воспитание - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов
и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её
ценностно-смысловой
сферы,
посредством
сообщения
ей
духовно-нравственных
и
базовых национальных ценностей.
Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях
людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях
добра и зла, лжи и истины.
Традиционными
источниками
нравственности
являются:
Россия,
многонациональный
народ
Российской
Федерации,
гражданское
общество,
семья,
труд,
искусство,
наука,
религия, природа, человечество.
Соответственно
традиционным
источникам
нравственности
определяются
и
базовые
национальные
ценности,
каждая
из
которых
раскрывается
в
системе
нравственных
ценностей (представлений):
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение
Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие,
честь, достоинство;
гражданственность
—
служение
Отечеству,
правовое
государство,
гражданское
общество,
закон
и
правопорядок,
поликультурный
мир,
свобода
совести
и
вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода;
труд
и
творчество
—
уважение
к
труду,
творчество
и
с о з и д а н и е ,
целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные
российские
религии
—
представления
о
вере,
духовности,
религиозной
жизни
человека,
ценности
религиозного
мировоззрения,
толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство
и
литература
—
красота,
гармония,
духовный
мир
человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа
—
эволюция,
родная
земля,
заповедная
природа,
планета
Земля,
экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество.
Организация
работы
воспитателей
базируется
и
осуществляется
на
основе
пяти
принципов.
нравственного примера педагога;
социально-педагогического партнёрства;
индивидуально-личностного развития;
интегративность духовно-нравственного воспитания;
социальной востребованности воспитания.
Го в о р я
о нравственном
примере
педагога ,
следует
вспомнить
А. Дистервега,
выдающегося
немецкого
педагога,
который
считал,
что
«повсюду
ценность
школы
равняется
ценности
её
учителя».
Никакие
воспитательные
программы
не
будут
эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример
нравственного и гражданского личностного поведения.
Говоря о социально-педагогического партнерстве (втором принципе нашей работы)
мы имеем в виду партнёрские отношения с другими субъектами социализации наших
воспитанников: религиозными объединением "Синий Крест", отделом дополнительного
образования, психологической службой, школой и так далее.
Принцип индивидуально-личностного развития является приоритетом педагогики и по
сей день остаётся одной из важнейших задач современного образования. В пространстве
духовно-нравственного развития он приобретает полноту своей реализации.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы
в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и
общественно
полезную.
Таким
образом
реализуется
ещё
один
принцип
работы
по
духовно-нравственному воспитанию и развитию.
Последний принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы
быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка. Социализация и
своевременное
социальное
созревание
ребёнка
происходят
посредством
его
добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества.
Полноценное
духовно-нравственное
развитие
происходит,
если
воспитание
не
ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, а открывает
перед ним возможности для нравственного поступка.
Духовно-нравственное
развитие
достигает
содержательной
полноты
и
становится
актуальным
для
самого
обучающегося,
когда
соединяется
с
жизнью,
реальными
социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.
Духовно-нравственного развитие и воспитание должно предусматривать добровольное и
посильное включение детей в решение реальных социальных, экологических, культурных,
экономических и иных проблем малой Родины, города, области, страны.
В соответствии с планом работы воспитателями проводятся занятия фронтальные,
когда на занятии взаимодействует весь коллектив; групповые, на которых воспитанницы
заняты
группами,
а
также
индивидуальные
занятия,
которые
организуются
с
учётом
психологических, личностных и интеллектуальных особенностей.
Среди различных форм работы по духовно-нравственному развитию в группе особое
место занимают беседы, диспуты, вечера вопросов и ответов. За прошедший 2014-2015
учебный год в 1 группе в контексте духовно-нравственного развития был сделан акцент на
патриотическое воспитание в связи с проходящими в стране чествованиями ветеранов и
празднования 70-тилетия Победы в ВОВ.
В рамках цикла занятий "институт брака и семьи" проведены беседы и дискуссии на
темы: "Важней всего погода в доме"
"Символ жизни - семья"
"Какой бы я хотела видеть свою семью"
"Мир моей семьи"
"Традиции в семье - почему это важно"
"Мой дом - моя крепость"
Тема социальной солидарности и гражданственности часто звучит в вечерних
дискуссиях
и
диспутах
в
группе.
Девушки
живо
интересуются
темой
межрасовой
дискриминации,
проблемой
национальной
нетерпимости
и
ксенофобии,
вопросами
миграции
и
толерантного
отношения
к
людям
различного
вероисповедания,
национальности и социального статуса. Могу отметить, что воспитанницы, будучи сами
социально уязвимой категорией граждан, осознавая это, легче проникаются милосердием
и
добросердечным
отношением
к
людям,
нуждающимся
в
помощи,
социальной
поддержке.
Так,
девушки
группы
два
месяца
назад
с
энтузиазмом
откликнулись
на
городскую благотворительную акцию "Подарим праздник", организованную волонтёрами,
собравшими
подарки
и
поздравления
к
Новому
Году
одиноким
пенсионерам,
проживающим
в
домах
престарелых
и
социальных
домах
Санкт-Петербурга.
Воспитанницы
сделали
поздравления,
написали
сердечные
поздравления
бабушкам
и
дедушкам, купили скромные подарки и помогли воспитателю сделать ручные подарки.
Работа воспитателей в группе по духовно-нравственному развитию и воспитанию не
ограничивается
рамками
специально
организованных
занятий.
Она
осуществляется
ежечасно и непрестанно: в личных, доверительных беседах воспитателя с подростком; на
собственном
примере
педагога;
в
назидательных
жизненных
примерах
и
ситуациях,
возникающих
постоянно
во
взаимодействии
ребёнка
с
социальной
средой.
Личность
ребёнка,
его
морально-этические
установки
и
принципы,
ценности,
которыми
руководствуется
ребёнок
в
жизни,
формируются
под
влиянием
его
социального
окружения
на
протяжении
многих
лет.
Воспитатель
участвует
в
жизни
ребёнка
непрерывно,
тактично
направляя
его,
по
возможности
регулируя
и
оберегая
его
от
возможного
негативного
влияния
социальной
среды.
Несмотря
на
сложные
индивидуальные
особенности
каждой
воспитанницы,
их
интеллектуальные
и
психо-
эмоциональные
нарушения,
мы
стараемся
каждый
день
создавать
и
поддерживать
доверительные и тёплые отношения с каждым подростком. От уровня нашего авторитета,
степени доверия ребёнка к педагогу, подчас зависит то или иное решение, которое примет
ребенок в сложной для него жизненной ситуации. Примет ли он во внимание мнение
воспитателя, найдёт в себе силы спросить совета, прислушается ли к старшему. Мы
понимаем, что
эффективность нашей работы по духовно-нравственному воспитанию
зависит от многих факторов , в том числе от слаженности работы двух воспитателей и
авторитета и степени доверия детей к педагогам.
В процессе оценки достижения планируемых результатов в работе по духовно-
нравственному развитию и воспитанию детей 1 группы использовались разнообразные
методы
и
формы,
в
том
числе
письменные
и
устные
работы,
проекты,
опросы,
тестирование,
самоанализ
и
самооценка,
наблюдения
педагога.
Контрольный
этап
исследования был проведён в октябре 2014 года. Интерпретационный сбор данных для
отображения динамики и оценивания проведён в январе 2016 года. Критерии оценки
разработаны от "1" балла до "5", где:
1 балл - уровень сформированности представлений о том или ином показатели оценить не
представляется возможным в силу особенностей ребёнка;
2 балла - очень низкая сформированность представлений;
3 балла - удовлетворительный уровень сформированности представлений;
4 балл - уровень представлений по определённому показателю сформирован хорошо;
5 баллов - отличный уровень сформированности оцениваемого показателя.
В ходе исследования изучались следующие показатели:
представления об институте семьи и брака;
гражданственность и социальная активность;
экологические представления;
готовность к профессиональному самоопределению;
отношение к общественным нормам и закону;
патриотизм.
Обобщенная оценка личностных результатов
представлена в графике :
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
4
4,5
окт.14
янв.16
окт.14
янв.16
На графике мы видим положительную динамику духовно-нравственного развития
воспитанниц 1 группы. Наибольшая динамика достигнута у четырех воспитанниц - Кати,
Зарины,
Веры
и
Людмилы.
У
подростков
с
положительной
динамикой
отмечается
наибольшая частота прецедентов положительного нравственного поведения, это дети с
высоким уровнем волевой саморегуляции и стремлением положительно влиять на других.
У детей с положительной динамикой высокая социальная активность в детском центре,
они заняты в дополнительном образовании, имеют авторитет среди друзей, пользуются
доброжелательным
отношением
взрослых;
у
них
хорошая
учебная
успеваемость.
Деятельность таких детей отличает высокая познавательная активность. Эти девушки
осознают
свои
права
и
обязанности
в
рамках
жизни
детского
центра,
которых
придерживаются и транслируют в кругу общения. Эти дети готовы к
личностному и
мировоззренческому
самоопределению.
По
представленному
графику
очевидно,
что
работа
по
духовно-нравственному
воспитанию
должна
продолжаться;
необходимо
увеличить долю групповых и индивидуальных занятий с детьми со интеллектуальной
недостаточностью; увеличить социально одобряемую активность подростков вне детского
центра.