Автор: Романова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ МО
Населённый пункт: Люберецкий район , п.Малаховка , ул.Красная Змеевка, д.4
Наименование материала: статья
Тема: " Закаливание детей раннего возраста в условиях дома ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Доклад .
Тема: « Закаливание детей раннего возраста
в условиях дома ребенка.»
Закаливание - это важнейшая часть физического воспитания детей
дошкольного возраста . Лучшими средствами закаливания являются
естественные силы природы : воздух , солнце и вода .
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости
организма главным образом низким температурам , поскольку ряда
заболеваний является охлаждение организма .
Цель закаливания - выработать способность организма быстро
проводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся
внешней средой . Способность организма приспосабливаться к
определенным условиям внешней среды вырабатывается
многократным воздействием того или иного фактора ( холод ,
тепло и т.д. ) и постепенным увлечением дозировки такого
воздействия . В процессе закаливания в организме ребенка
происходят изменения : клетки покровов тела и слизистых ,
нервные окончания и нервные центры начинают быстрее и
целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды .
В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым
к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным
заболеваниям . Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и
аппетитом , спокойны , уравновешены , отличаются бодростью ,
жизнерадостностью , высокой работоспособностью . Таких
результатов можно добиться лишь при правильном выполнении
закаливающих процедур .
Положительных результатов от закаливающих процедур можно
ожидать только при соблюдении таких принципов , как
постепенность , последовательность , систематичность , комплексность,
учет индивидуальных особенностей каждого ребенка , а также
активное и положительное отношение детей к закаливающим
процедурам .
Особое внимание уделяем режиму дня. Если дети не приучены к
порядку , строгому режиму , то они растут раздражительными ,
капризными , постоянно взвинчивают себя и выводят из равновесия
взрослых. Неопытные родители обращаются к врачу , считая , что их
ребенок нуждается в лечении , и не понимают , что лучшим лекарством
для малышей будет соблюдение режима дня , который охраняет
нервную систему от переутомления.
Опыт показывает , если режим нарушен в каком- либо одном звене
( сон , прием пищи , прогулка , занятие ) , то разрушается вся цепь
последующих видов деятельности в течении дня .
Учитывая ранний возраст детей , в период повышенной заболеваемости
и карантина мы совместно с медицинским персоналом разрабатываем
специальный режим с четкой ориентацией на лечебно-
профилактическую работу. В этот период мы уменьшаем количество
занятий , их эмоцианальную насыщенность , увеличиваем длительность
прогулки и сна , проводим активные лечебно- профилактические
процедуры .
Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний
регулярно проводим закаливающие мероприятия .
1. Облегченная одежда ;
2. Сон без маечек ;
3. Дыхательная гимнастика ;
4. Босохождение ;
5. Обливание рук прохладной водой ;
6. Полоскание рта ;
7. Точечный массаж ;
8. Корригирующая гимнастика после сна .
При выполнение закаливающих мероприятий придерживаемся
следующих правил :
Осуществляем закаливание при условии , что ребенок здоров .
Не проводим процедуры при наличии у ребенка отрицательных
эмоций ( страха , плача , беспокойства ) ;
Осуществляем закаливание постепенно и последовательно .
И , конечно закаливание будет эффективным , если оно обеспечивается
в течении всего времени пребывания ребенка .
Большое значение в процессе оздоровления детей имеет правильное
питание .
Интесивно протекающие процессы роста и развития , характерные в
раннем возрасте , обеспечиваются лишь при получении организмом
энергетических веществ в соответствии с его потребностями . Поэтому
питание детей раннего возраста должно быть рациональным ,
калорийным , полноценным и сбалансированным .
Все это мы обязательно учитываем при составлении меню .
Введение большого количества овощей , фруктов , соков .
Дифференцированное меню для детей , страдающих аллергией .
Витаминизация пищи.
Закаливание воздухом наиболее доступное средство закаливания в
любое время года .
Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует
более быстрой адаптации организма к смене температурных
условий .Положительное воздействие воздушных ванн повышается ,
если сочетается с физическими упражнениями .
Эффективным средством закаливания является хождение босиком
в летнее время по хорошо очищенному грунту ( трава , гравий ,
песок ) .
Затем детей приучаю ходить босиком в помещении : так , перед
дневным сном разрешаю босиком дойти до кроватки по ковровой
дорожке .
Оздоровляющее воздействие воздуха необходимо также использовать
при организации дневного сна и прогулок .
Закаливающие мероприятия проводятся под руководством врача ,
который с учетом состояния здоровья детей и местных условий,
определяет вид и дозировку закаливающих процедур .
Основная задача - подготовить ребенка к самостоятельной жизни , дав
ему необходимые культурно-гигиенические знания , умения , навыки ,
воспитывать определенные привычки.
Все взрослые хотят иметь здорового ребенка , а для этого с ним
необходимо заниматься . Ребенок еще мал , зачем ему физкультура ,
придет время научиться . Нет , с ребенком необходимо заниматься и чем
раньше , тем лучше . Непрерывность и регулярность занятий
способствует созданию прочного фундамента здоровья .
Поэтому большое внимание в работе по оздоровлению уделяем
физическим упражнениям . Сюда входят :
Утренняя гимнастика ( создает бодрое настроение , подготавливает
организм к различным видам деятельности ) .
Физминутки ( позволяют снять во время занятий ) .
Подвижные игры ( способствуют правильному формированию стопы ,
укрепляют разные группы мышц ) .
Физкультурное занятие ( формируют правильную осанку , укрепляют
сердечно- сосудистую систему).
Кроме того в целях профилактики заболеваний проводиться лечебно-
оздоровительная работа .
Наиболее эффективным , на наш взгляд метод профилактики
заболеваний детей является ароматеропия . Целебные действия трав
известны еще с древнейших времен , применяются и в современных
методах лечения .
Утром для снятия нервного напряжения мы используем эфирные масла
душицы , розмарина , бергамота.
Для ароматизации воздуха в спальнях используем травяные подушечки .
Травы лаванды и мяты благотворно влияют на процесс засыпания
детей , помогают снять нервное перевозбуждение .
Все процедуры проводим с учетом отсутствия у детей аллергии на
данный препарат.
Для профилактики хронических тонзиллитов приучаем детей 2-3 лет
полоскать рот водой комнатной температуры .
Большим успехом у детей являются « дорожки здоровья » для
проведения гимнастики после сна . Они помогают активно перейти от
сна к бодроствованию .
Ослабленным и часто болеющим детям предлагаем сиропы и фиточаи
( шиповник , малина , липовый цвет ) .
Организазия режимных моментов .
Цветовое и световое решение интерьера .
Игры с водой .
Музыкальная терапия ( музыкальные развлечения , игры на музыкальных
инструментах , прослушивание сказок , песенок , записей ) .
Предоставление свободы и самостоятельности .
Правильная организация пространственной предметно- развивающей
среды.
Таким образом , комплексный подход к воспитанию здорового ребенка
позволит снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в
физическом развитие детей . Нам очень важно , чтобы ребенок вырос ,
окреп , успешно овладел знаниями . Совместная работа медиков ,
врачей , психолога , учителя- дефектолога , массажиста , воспитателя -
поможет нашим детям стать истинно здоровыми.
Использованная литература :
Л . Н. Волошина « Воспитание двигательной культуры дошкольников » ,
Москва 2005 г.
М.Н. Кузнецова « Развитие и воспитание дошкольника », Москва 2002г.
Л.Н. Голубева « Гимнастика и массаж для самых маленьких » , Москва
2002г.