Напоминание

" Закаливание детей раннего возраста в условиях дома ребенка"


Автор: Романова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ МО
Населённый пункт: Люберецкий район , п.Малаховка , ул.Красная Змеевка, д.4
Наименование материала: статья
Тема: " Закаливание детей раннего возраста в условиях дома ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад .

Тема: « Закаливание детей раннего возраста

в условиях дома ребенка.»

Закаливание - это важнейшая часть физического воспитания детей

дошкольного возраста . Лучшими средствами закаливания являются

естественные силы природы : воздух , солнце и вода .

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости

организма главным образом низким температурам , поскольку ряда

заболеваний является охлаждение организма .

Цель закаливания - выработать способность организма быстро

проводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся

внешней средой . Способность организма приспосабливаться к

определенным условиям внешней среды вырабатывается

многократным воздействием того или иного фактора ( холод ,

тепло и т.д. ) и постепенным увлечением дозировки такого

воздействия . В процессе закаливания в организме ребенка

происходят изменения : клетки покровов тела и слизистых ,

нервные окончания и нервные центры начинают быстрее и

целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды .

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым

к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным

заболеваниям . Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и

аппетитом , спокойны , уравновешены , отличаются бодростью ,

жизнерадостностью , высокой работоспособностью . Таких

результатов можно добиться лишь при правильном выполнении

закаливающих процедур .

Положительных результатов от закаливающих процедур можно

ожидать только при соблюдении таких принципов , как

постепенность , последовательность , систематичность , комплексность,

учет индивидуальных особенностей каждого ребенка , а также

активное и положительное отношение детей к закаливающим

процедурам .

Особое внимание уделяем режиму дня. Если дети не приучены к

порядку , строгому режиму , то они растут раздражительными ,

капризными , постоянно взвинчивают себя и выводят из равновесия

взрослых. Неопытные родители обращаются к врачу , считая , что их

ребенок нуждается в лечении , и не понимают , что лучшим лекарством

для малышей будет соблюдение режима дня , который охраняет

нервную систему от переутомления.

Опыт показывает , если режим нарушен в каком- либо одном звене

( сон , прием пищи , прогулка , занятие ) , то разрушается вся цепь

последующих видов деятельности в течении дня .

Учитывая ранний возраст детей , в период повышенной заболеваемости

и карантина мы совместно с медицинским персоналом разрабатываем

специальный режим с четкой ориентацией на лечебно-

профилактическую работу. В этот период мы уменьшаем количество

занятий , их эмоцианальную насыщенность , увеличиваем длительность

прогулки и сна , проводим активные лечебно- профилактические

процедуры .

Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний

регулярно проводим закаливающие мероприятия .

1. Облегченная одежда ;

2. Сон без маечек ;

3. Дыхательная гимнастика ;

4. Босохождение ;

5. Обливание рук прохладной водой ;

6. Полоскание рта ;

7. Точечный массаж ;

8. Корригирующая гимнастика после сна .

При выполнение закаливающих мероприятий придерживаемся

следующих правил :

Осуществляем закаливание при условии , что ребенок здоров .

Не проводим процедуры при наличии у ребенка отрицательных

эмоций ( страха , плача , беспокойства ) ;

Осуществляем закаливание постепенно и последовательно .

И , конечно закаливание будет эффективным , если оно обеспечивается

в течении всего времени пребывания ребенка .

Большое значение в процессе оздоровления детей имеет правильное

питание .

Интесивно протекающие процессы роста и развития , характерные в

раннем возрасте , обеспечиваются лишь при получении организмом

энергетических веществ в соответствии с его потребностями . Поэтому

питание детей раннего возраста должно быть рациональным ,

калорийным , полноценным и сбалансированным .

Все это мы обязательно учитываем при составлении меню .

Введение большого количества овощей , фруктов , соков .

Дифференцированное меню для детей , страдающих аллергией .

Витаминизация пищи.

Закаливание воздухом наиболее доступное средство закаливания в

любое время года .

Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует

более быстрой адаптации организма к смене температурных

условий .Положительное воздействие воздушных ванн повышается ,

если сочетается с физическими упражнениями .

Эффективным средством закаливания является хождение босиком

в летнее время по хорошо очищенному грунту ( трава , гравий ,

песок ) .

Затем детей приучаю ходить босиком в помещении : так , перед

дневным сном разрешаю босиком дойти до кроватки по ковровой

дорожке .

Оздоровляющее воздействие воздуха необходимо также использовать

при организации дневного сна и прогулок .

Закаливающие мероприятия проводятся под руководством врача ,

который с учетом состояния здоровья детей и местных условий,

определяет вид и дозировку закаливающих процедур .

Основная задача - подготовить ребенка к самостоятельной жизни , дав

ему необходимые культурно-гигиенические знания , умения , навыки ,

воспитывать определенные привычки.

Все взрослые хотят иметь здорового ребенка , а для этого с ним

необходимо заниматься . Ребенок еще мал , зачем ему физкультура ,

придет время научиться . Нет , с ребенком необходимо заниматься и чем

раньше , тем лучше . Непрерывность и регулярность занятий

способствует созданию прочного фундамента здоровья .

Поэтому большое внимание в работе по оздоровлению уделяем

физическим упражнениям . Сюда входят :

Утренняя гимнастика ( создает бодрое настроение , подготавливает

организм к различным видам деятельности ) .

Физминутки ( позволяют снять во время занятий ) .

Подвижные игры ( способствуют правильному формированию стопы ,

укрепляют разные группы мышц ) .

Физкультурное занятие ( формируют правильную осанку , укрепляют

сердечно- сосудистую систему).

Кроме того в целях профилактики заболеваний проводиться лечебно-

оздоровительная работа .

Наиболее эффективным , на наш взгляд метод профилактики

заболеваний детей является ароматеропия . Целебные действия трав

известны еще с древнейших времен , применяются и в современных

методах лечения .

Утром для снятия нервного напряжения мы используем эфирные масла

душицы , розмарина , бергамота.

Для ароматизации воздуха в спальнях используем травяные подушечки .

Травы лаванды и мяты благотворно влияют на процесс засыпания

детей , помогают снять нервное перевозбуждение .

Все процедуры проводим с учетом отсутствия у детей аллергии на

данный препарат.

Для профилактики хронических тонзиллитов приучаем детей 2-3 лет

полоскать рот водой комнатной температуры .

Большим успехом у детей являются « дорожки здоровья » для

проведения гимнастики после сна . Они помогают активно перейти от

сна к бодроствованию .

Ослабленным и часто болеющим детям предлагаем сиропы и фиточаи

( шиповник , малина , липовый цвет ) .

Организазия режимных моментов .

Цветовое и световое решение интерьера .

Игры с водой .

Музыкальная терапия ( музыкальные развлечения , игры на музыкальных

инструментах , прослушивание сказок , песенок , записей ) .

Предоставление свободы и самостоятельности .

Правильная организация пространственной предметно- развивающей

среды.

Таким образом , комплексный подход к воспитанию здорового ребенка

позволит снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в

физическом развитие детей . Нам очень важно , чтобы ребенок вырос ,

окреп , успешно овладел знаниями . Совместная работа медиков ,

врачей , психолога , учителя- дефектолога , массажиста , воспитателя -

поможет нашим детям стать истинно здоровыми.

Использованная литература :

Л . Н. Волошина « Воспитание двигательной культуры дошкольников » ,

Москва 2005 г.

М.Н. Кузнецова « Развитие и воспитание дошкольника », Москва 2002г.

Л.Н. Голубева « Гимнастика и массаж для самых маленьких » , Москва

2002г.



В раздел образования