Автор: Разенкова Мария Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Ишеевский детский сад "Родничок"
Населённый пункт: р.п. Ишеевка, Ульяновский район, Ульяновская область
Наименование материала: семинар - практикум для родителей
Тема: "Готовность детей к школе"
Раздел: дошкольное образование
«Готовность детей к
школе»
/
семинар – практикум
для родителей/
Подготовила:Старший воспитатель
МДОУ «Ишеевский детский сад
«Родничок»
Разенкова
Мария Геннадьевна
2019 год
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Ишеевский детский сад «родничок»
«
–
Быть готовым к школе
,
не значит уметь читать
.
писать и считать Быть
–
готовым к школе
значит
быть готовым всему этому
»
научиться
(
.
.).
Венгер Л А
Проблемы, связанные с
неготовностью ребёнка к школе
•
Труднее проходит процесс
адаптации в 1 классе;
•
Трудности в овладении
знаниями, усвоении
программного материала;
•
Отставание в развитии от
сверстников;
•
Нарушение здоровья
(особенно
психоневротической
сферы);
Готовность к школе
Психологическая готовность
интеллектуальная, мотивационная,
волевая, коммуникативная
Физиологическая готовность
физическое развитие,
состояние здоровья,
моторика рук,
координация движений
Специальная готовность
чтение, счёт, учебные умения
Интеллектуальная готовность
Умение ориентироваться в окружающем
мире.
Наличие кругозора, запаса знаний об
окружающем мире.
Любознательность, желание познавать новое.
Способность устанавливать простейшие
причинно-следственные связи,
сравнивать, находить лишнее, обобщать.
Развитие речи, внимания, памяти,
фонематического слуха в
соответствии с возрастной нормой.
Мотивационная готовность
У ребёнка высокая учебная мотивация,
если он:
хочет идти в школу,
понимает важность и
необходимость учения,
проявляет выраженный
интерес к получению
новых знаний.
Волевая готовность
Волевая регуляция поведения (умение
контролировать и сдерживать своё поведение).
Умение сознательно подчинять свои действия
общим правилам, ориентироваться на заданную
систему требований.
Умение принять учебную задачу
(внимательно выслушать, вникнуть в содержание
того,
о чём говорит учитель).
Умение работать в соответствии
с предлагаемой инструкцией.
Умение доводить начатое дело
до конца.
Коммуникативная и социально-
психологическая готовность.
Принятие позиции школьника.
Потребность в общении.
Умение общаться со сверстниками и
взрослыми, доброжелательность, отсутствие
агрессии.
Умение действовать
совместно с другими
детьми, подчиняться
интересам группы.
Физиологическая
готовность
Уровень физического
развития в соответствии
с возрастными нормами.
Состояние здоровья.
Развитие мелких мышц руки.
Пространственная организация и
координация движений, в том
числе координация «глаз-рука».
Готовность к учебным нагрузкам.
Специальная
готовность
Общие знания.
Знать свои фамилию, имя,
отчество; домашний адрес.
Знать состав семьи; фамилию, имя,
отчество родных, их место работы и
профессии.
Знания об окружающем мире (растения,
домашние и дикие животные, явления
природы, люди, техника и т.д.)
Знать цвета и их оттенки.
Математические
представления
Числовая последовательность
в пределах 20.
Сложение и вычитание в пределах 10.
Отношения «больше-меньше», «выше-
ниже» и т.д.
Основные геометрические
фигуры.
Измерения и построения
с помощью линейки.
Развитие речи
Умение составить связный рассказ по
картинке.
Умение пересказать небольшой текст.
Умение связно рассказывать истории из
своей жизни.
Умение рассуждать.
Умение различать отдельные
звуки (фонематический слух).
Умение читать желательно,
но необязательно.
Психологическая готовность к
школе включает в себя
Интеллектуальна
я готовность:
Определенный
уровень развития
внимания,
памяти,
речи,
мыслительных
операций
(большой
словарный запас,
умение
анализировать,
сравнивать,
классифицироват
ь
предметы,
обобщать, и т.д.)
Волевая
готовность:
Умение
управлять
своим
поведением
и
поступками,
эмоциональным
состоянием
в
соответствии
с
принятыми
нормами
поведения
дома,
в детском саду, в
гостях.
Способность
подчинить
«Хочу», «Надо»
Социальная
готовность:
Умение
находить
место
в
коллективе
сверстников,
подчиняться
требованиям
сверстников
и
взрослого,
понимать,
что
не
все
зависит
от
желания ребенка
Личностная
готовность:
Готовность
к
принятию
новой
социальной
позиции
школьника,
адекватное
положительное
отношение
к
школе,
желание
учиться
Физическая
готовность:
Группа
здоровья,
физическое
развитие
(определяют
врачи).
умение управлять
своим
телом,
хорошо двигаться
и
ориентироваться
в
пространстве,
развитие
мелкой
моторики
рук,
а
также
скоординированн
ость
движений
руки и глаза.
Факторы успешной
подготовки и адаптации
ребенка к школе.
Физическое здоровье.
Развитый интеллект.
Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Выносливость и работоспособность.
Умение считать и читать.
Аккуратность и дисциплинирован ность.
Хорошая память и внимание.
Инициативность, воля и способ ность
действовать самостоятельно.
Выберите три самых главных, на ваш взгляд,
фактора, пронумеруйте по степени
значимости.
Тест: «Готовы ли Вы отдать своего ребёнка в школу?»
авт. С.К. Нартова – Бочавер, Е.А. Мухортова.
1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд 4 урока – непомерная нагрузка для маленького ребёнка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребёнок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его
собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и
писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.
8. Боюсь даже подумать о том, как мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребёнок не ходит в детский сад и никогда не расстаётся с матерью.
11. Начальная школа, по – моему, редко способна научить чему – либо ребёнка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.
13. Мой малыш значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учитель не имеет возможности оценить точно успехи каждого ребёнка.
15. Мой ребёнок часто говорит: «Мама, пойдём в школу вместе».
Инструкция: если Вы согласны с
утверждением, поставьте
+,
если нет –
оставьте клетку пустой.
1
2
3
4
5
1/
2/
3/
4/
5/
6/
7/
8/
9/
10/
11/
12/
13/
14/
15/
до 4 – у Вас есть все основания ждать 1 сентября, по крайней
мере Вы сами готовы к школьной жизни своего ребенка;
5-10 – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с
детским педагогом-психологом.
Готовы ли родители
к школе?
•
Жертвовать своим личным
временем и некоторыми
привычками.
•
Сдерживать свои эмоции, не кричать,
не обижать, не унижать. Не наказывать
без причины.
•
Не сравнивать своего ребёнка с другими.
•
Быть щедрым на похвалу за достигнутые
успехи, всегда встречать ребёнка из
школы с улыбкой.
Спасибо за внимание!
Успехов, терпения и радости
в общении с детьми!