Напоминание

"Они были первыми" /к 60 - летию со дня первого полёта человека в космос/


Автор: Разенкова Мария Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: р.п. Ишеевка, Ульяновский район, Ульяновская область
Наименование материала: конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Они были первыми" /к 60 - летию со дня первого полёта человека в космос/
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор: Разенкова Мария Геннадьевна

Старший воспитатель МДОУ «Ишеевский детский сад «Родничок»

Р.п. Ишеевка, Ульяновский район, Ульяновская область

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей

старшего дошкольного возраста

Тема: «Они были первыми» /к 60- летию со дня первого полёта человека в

космос/

Цель: Формировать интерес к познавательной активности;

Способствовать развитию творческого воображения, обогащению словарного

запаса детей.

Задачи:

Образовательные: Расширять представления детей об удивительном мире

космоса, о роли космических исследований в жизни человека, в развитии

науки; познакомить детей с историческими событиями нашей страны:

первыми космонавтами, открывшими дорогу в мир космоса.

Развивающие: Развивать творческие способности, фантазию, воображение,

инициативу.

Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к

своей стране, её героям; уважение к людям, прославившим свою страну,

совершившим подвиг в мирное время.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный

центр, аудиозаписи слов Ю.Левитана о первом полёте человека в космос,

песни «Знаете, каким он парнем был» сл. Н. Добронравова, муз. А.

Пахмутовой, для игровой деятельности: два воздушных шара, тюбики с

зубной пастой, для художественно – творческой деятельности: листы синей

(чёрной) цветной бумаги, гуашевые краски, ватные палочки, губка, клей,

мелкие космические тела и трафареты (звёзды, спутники, планеты, кометы,

ракеты и т.д.), вырезанные из бумаги.

Ход образовательной деятельности.

1 часть: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть в нашем зале

в хорошем настроении. Сегодня необычный день. А необычен он потому, что

сегодня, 12 апреля, в нашей стране отмечается праздник – День

космонавтики. Кто – нибудь из вас об этом празднике что – то знает?

(ответы детей)

(Предлагает пройти в «кинозал», где приготовлено мультимедийное

оборудование для просмотра презентации, экран, стульчики для детей).

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу и покажу много интересного об

освоении космоса. В этот день 60 лет назад впервые в космос полетел

человек, наш советский человек, а звали его Юрий Алексеевич Гагарин.

(обращает внимание детей на 1 слайд презентации, где на фоне фото

Ю.А.Гагарина(на дальнем плане) указано название праздника)

Воспитатель: - Ребята, а вы смотрели когда – нибудь на ночное небо?

(ответы детей)

(показывает 2 слайд ночного неба с множеством звёзд)

- А что можно увидеть ночью на небе? (ответы детей)

- Вы можете сосчитать, сколько звёзд на небе? (ответы детей)

Воспитатель: В безоблачный ясный вечер небо усыпано тысячами звёзд.

Они нам кажутся маленькими сверкающими точками. Это потому, что они

находятся очень далеко от Земли. На самом же деле звёзды очень большие. У

многих звёзд есть свои имена (названия): Полярная звезда, Сириус и другие.

Большие звёзды соединяются в созвездия, у которых тоже есть свои имена:

Большая и Малая Медведицы, Телец, Близнецы, Рак, Рыбы и др. (рассказ

воспитателя сопровождается показом слайдов с названными созвездиями)

Космос всегда интересовал человека. Ведь это так важно знать, есть ли жизнь

где – нибудь на другой планете.

А сейчас я вам расскажу, как всё начиналось.

Воспитатель: Около ста лет назад в городе Калуге жил простой учитель,

который преподавал математику и физику в школе – Константин Эдуардович

Циолковский (показывает слайд «К.Э.Циолковский»). Он очень любил

наблюдать в телескоп за звёздами и изучал их. Задумал он сконструировать

летательный аппарат, который смог бы долететь до какой- нибудь планеты.

Циолковский проводил расчёты, делал зарисовки, чертежи, (показывает

следующий слайд с чертежами, расчётами и зарисовками летательных

аппаратов), и придумал такой летательный аппарат. К сожалению, у него не

было возможности его построить, но он рассказал о нём в своих научных

книгах.

(показывает слайд « Дом К.Э. Циолковского, его комната, где он занимался

наблюдениями и научными разработками»).

Воспитатель: В Калуге сохранился дом, где жил К.Э.Циолковский. А ещё в

этом городе создан Музей космонавтики, куда может пойти любой

желающий и познакомиться с жизнью Космоса (демонстрируется слайд с

изображением музея снаружи и экспонатами внутри).

Воспитатель: Через много лет после опытов К.Э.Циолковского русские

учёные под руководством Сергея Павловича Королёва (слайд с

С.П.Королёвым) изготовили первый космический спутник (показывает слайд

«Первый космический спутник»)

Учёные установили на спутнике специальные приборы и запустили в

космическое пространство. Полёт спутника прошёл успешно. Тогда учёные

решили повторить полёт, но уже с живыми существами на борту. 3 ноября

1957 года был осуществлён первый полёт в космос живого существа на

корабле «Спутник – 2». Собакой, которая отправилась к звёздам, была Лайка.

Но, к сожалению, во время полёта через 5-7 часов после старта, собака

погибла от стресса и перегрева (слайд с изображением Лайки). 19 августа

1960 года на космическом корабле «Спутник – 5» полёт в космос совершили

собаки Белка и Стрелка (показывает слайд «Белка и Стрелка»). Собаки

благополучно вернулись на Землю. И учёные решили осуществить свою

самую заветную мечту – послать в космос человека!

12 апреля 1961 года мечта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий

Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток»!

(Прослушивание аудиозаписи о первом космическом полёте в исполнении

Ю.Левитана). (Во время прослушивания на экране появляется слайд с

портретом Ю.А.Гагарина и изображением космического корабля «Восток»,

копия страницы в газете с известием о полёте первого человека в космос).

Воспитатель: - Ребята, какие ощущения вы испытали во время

прослушивания данного сообщения? Какие испытали чувства? (ответы

детей)

Ребёнок: ( читает стих) Спросил я у папы однажды:

А кто такой Юрий Гагарин?

Наверное, он очень важный,

А я про него мало знаю…

(Звучит песня А.Пахмутовой, сл. Н. Добронравова «Знайте, каким он

парнем был»). ( Во время прослушивания на экране появляются слайды с

изображением Ю.А.Гагарина с родителями, с семьёй, с дочками, перед

полётом, после приземления, встреча после полёта).

Физминутка: (проводится игра малой подвижности «Летает – не

летает»).

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать стихи о Юрии

Алексеевиче Гагарине.

«Юрий Гагарин» «Возвращение»

В космической ракете Закончился космический полёт,

С названием «Восток» Корабль спустился в заданном районе,

Он первым на планете И вот уж целиной пилот идёт,

Подняться к звёздам смог. Чтоб снова землю взять в свои ладони…

Поёт об этом песни И в космосе он думал лишь о ней

Весенняя капель. Из – за неё летал в такие дали-

Навеки будут вместе И лишь о ней все двести долгих дней

Гагарин и апрель. Писал в своём космическом журнале.

(В. Степанов) (В. Орлов)

- Понравились вам стихи?

- А что именно понравилось?

- Что вы узнали из этих стихов?

- Что вы можете сказать про Юрия Гагарина, прослушав песню и стихи и

просмотрев слайды презентации? (воспитатель обобщает ответы детей,

выделяя главные сведения).

(Демонстрируется следующий слайд: рукописный текст с призывом Юрия

Гагарина к людям планеты Земля об охране и приумножении красоты

нашей планеты). (Воспитатель читает его содержание).

Воспитатель: Вскоре подвиг Юрия Гагарина повторил второй русский

космонавт – Герман Степанович Титов (демонстрируется слайд с

изображением Г.С.Титова) (обращается внимание на специальный костюм

– скафандр, воспитатель даёт объяснение, для чего необходим специальный

костюм космонавту). И тоже в одиночку. А затем экипажи космонавтов

стали увеличиваться. В космические полёты стали отправлять по несколько

космонавтов ( показ слайдов с космическими экипажами).

Воспитатель: Потом в космос полетела первая в мире женщина –

космонавт Валентина Терешкова, а спустя годы – Светлана Савицкая

(показывает слайды женщин – космонавтов). Всего их было четыре. Кроме

Валентины Терешковой и Светланы Савицкой, космические дали покоряли

Елена Кондакова и Елена Серова. Светлана Савицкая и Елена Кондакова

дважды побывали в космосе, а Елена Кондакова и Елена Серова работали в

составе длительной экспедиции (169 дней).

За прошедшие годы многие космонавты смотрели на нашу Землю из космоса.

Космонавты во время полёта видят и наблюдают очень много интересного и

очень много работают (слайд – «Работа космонавтов», «вид из космоса»).

Они ведут медицинские и технические исследования, изучают поверхность

Земли, сообщают о местах, где обнаружены полезные ископаемые, уточняют

прогноз погоды, сообщают о приближении ураганов, стихийных бедствий.

Вот какая сложная и интересная у космонавтов работа.

- А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами?

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? Каким он

должен быть? (Здоровым, сильным, смелым, выносливым, образованным,

умным, трудолюбивым, мужественным, упорным, бесстрашным).

Воспитатель: А сейчас я вам расскажу ещё о некоторых интересных

моментах из жизни космонавтов.

- При совершении космического полёта (особенно длительного) при выходе в

открытый космос, да и внутри станций во время работы, тренировок, отдыха

космонавт находится в состоянии невесомости. Это состояние, когда вес тела

не ощущается, космонавт находится как бы в плавно - летающем состоянии.

Пальчиком оттолкнулся – и полетел (слайд «Космонавт в состоянии

невесомости внутри космического корабля и за его пределами»).

- Находясь длительное время в космосе, космонавтам нужно питаться.

- Ребята, а как вы думаете, чем питаются космонавты? (дети высказывают

свои предположения).

- Щи и борщ, котлеты и гарниры из тарелок космонавты в космосе кушать не

имеют возможности. Из – за состояния невесомости и тарелки и котлеты

летали бы по воздуху, поэтому космонавты кушают особую еду из тюбиков и

специальных баночек (демонстрируется слайд «Еда космонавтов»,

«Космонавты обедают»).

(Воспитатель предлагает детям обменяться мнениями, высказать свои

мысли от увиденного и услышанного).

- На этом наш устный киножурнал заканчивается. Если у вас есть какие – то

вопросы, пожалуйста, задавайте, я постараюсь вам на них ответить.

(воспитатель отвечает на заданные вопросы детей).

2 часть: Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам пройти в другую часть

зала, это наш космодром (эта часть зала оформлена в виде космического

пространства). Ребята, я предлагаю вам совершить «космический полёт» и

те знания, которые вы только что получили, надеюсь, вам пригодятся. В

космический полёт отправятся два экипажа, командирами экипажей будут

самые внимательные, находчивые, быстрые, сообразительные ребята

(воспитатель загадывает загадки, кто быстрее даст правильный ответ,

тот и будет командирами экипажей).

- Самый первый в космосе летел с огромной скоростью.

Отважный русский парень, наш космонавт …(Гагарин).

- Планета голубая, любимая, родная,

Она твоя, она моя, а называется …(Земля).

В.: Командиры определились, (остальные дети делятся на две команды -

экипажи).

1 задание: придумать название «космическому кораблю» /

предположительно «Союз» и «Восток», т.к. в предложенной детям

презентации говорилось именно об этих названиях космических кораблей, но

не исключены и другие названия. Воспитатель с целью закрепления

полученных знаний детей о том, кто на каком корабле летал, задаёт

вопросы и при необходимости помогает детям ответить на них./

В.: Ну что ж, командиры есть, экипажи тоже есть, теперь нужно построить

«космические корабли», на которых отправимся в полёт.

2 задание

:

построить «космический корабль» (из стульчиков ребята

сооружают воображаемый космический корабль, на котором отправятся в

полёт, прикрепляют название).

В.: Ребята, а мы можем полететь в космос в той одежде, в которой сейчас

находимся? (нет). Почему? (ответы детей).

3 задание: «одеть костюмы (скафандры)» (дети составляют целую

картинку скафандра из разрезных частей).

В.: Я тоже полечу с вами в космос, буду руководителем по выполнению

исследований, а на земле нашим полётом будет управлять главный

командующий (заведующий д/с). К полёту готовы? Рассаживайтесь по

местам. (Командиры докладывают о готовности экипажа к полёту).

Вместе: Пять!, Четыре!, Три!, Два!, Один!, Пуск!!! (звучит заставка пуска

ракеты).

Главнокомандующий полётом: «Союз! Союз! Восток! Восток! Как меня

слышите? Приём!»

В.: Земля! Земля! Слышу вас хорошо! Приём!

Главнокомандующий полётом: Доложите обстановку на борту.

В.: Докладываю: полёт проходит в штатном режиме, космические корабли

«Восток» и «Союз» успешно достигли космического пространства и

состыковались с орбитальными станциями.

Главнокомандующий полётом: Желаю вам успешной работы и удачного

возвращения на Землю!

В.: Уважаемые экипажи, хочу вам напомнить, что работа в космосе проходит

в состоянии невесомости. Для работы на космической орбите потребуется

много сил. А для этого необходимо правильно питаться. Перед началом

нашей работы я предлагаю подкрепиться (позавтракать).

4 задание:

«завтрак космонавта» (Данное задание выполняют командиры

экипажей). (Ребятам выдаются тюбики с зубной пастой. По сигналу

воспитателя дети откручивают крышку и выдавливают содержимое на

блюдце до тех пор, пока тюбик не окажется совершенно пустым).

5 задание: «работа в невесомости» (каждый экипаж получает воздушный

шарик. Его нужно провести от старта до финиша, придавая ему состояние

плавного полёта одной рукой, стараясь, чтобы шарик не коснулся пола).

6 задание: «сбор космического мусора» (участвуют по 2 «космонавта» от

каждого экипажа с завязанными глазами). (На полу раскидываются мелкие

рисунки и трафареты космических тел. За определённое время(30 сек.)

«космонавты» должны собрать как можно больше «космических тел»

которые им пригодятся для выполнения следующего задания).

7 задание: «подготовка отчёта о полёте» (составление коллективного

панно «Вид из космоса»)

. (

Самостоятельная работа детей (подгруппами) -

выполняют аппликацию с использованием нетрадиционных техник

рисования – штамповка по трафарету, рисование ватными палочками).

(После каждого выполнения задания, воспитатель делает обобщение,

подводит итог)

В.: Наш космический полёт завершается. Готовимся к возвращению на

Землю. Берём с собой выполненные работы, чтобы сделать отчёт о своих

исследованиях и наблюдениях. Прошу всех занять места в космических

кораблях. Начинаем отсчёт.

Вместе: Пять!, Четыре!, Три!, Два!, Один!, Пуск!!! (звучит заставка пуска

ракеты).

(Ребята выходят из космических кораблей)

(Командиры докладывают о благополучном возвращении на Землю и сдают

отчёт о проделанной работе).

(Сделанные аппликации формируются в одно общее панно, ребята

рассматривают полученную коллективную творческую работу).

Главнокомандующий полётом (заведующий): Юные космонавты,

поздравляю вас с успешным завершением первого космического полёта. А

понравилось ли вам ваше путешествие, мы сейчас узнаем. Я предлагаю вам

выбрать воздушный шарик (с изображением смайликов). (Дети, как правило,

выбирают смайлики с изображением радости и улыбки). Вижу, что

настроение у вас хорошее. Надеюсь, что вы много сегодня узнали нового, и

ваше космическое путешествие вам понравилось.

Желаю вам приятного отдыха. До свидания!

Примечание: 1. Задание № 3 можно выполнять коллективно (собирать одну

картинку всем вместе, можно – каждому индивидуально).

2. Задание № 4 (так же по усмотрению – можно выполнить это задание

каждому индивидуально, немного затратно, но каждый из участников

получит массу эмоций, это может быть не обязательно зубная паста, можно

взять повидло или что угодно, что находится в тюбиках).



В раздел образования