Автор: Разенкова Мария Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: р.п. Ишеевка, Ульяновский район, Ульяновская область
Наименование материала: конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Они были первыми" /к 60 - летию со дня первого полёта человека в космос/
Раздел: дошкольное образование
Автор: Разенкова Мария Геннадьевна
Старший воспитатель МДОУ «Ишеевский детский сад «Родничок»
Р.п. Ишеевка, Ульяновский район, Ульяновская область
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей
старшего дошкольного возраста
Тема: «Они были первыми» /к 60- летию со дня первого полёта человека в
космос/
Цель: Формировать интерес к познавательной активности;
Способствовать развитию творческого воображения, обогащению словарного
запаса детей.
Задачи:
Образовательные: Расширять представления детей об удивительном мире
космоса, о роли космических исследований в жизни человека, в развитии
науки; познакомить детей с историческими событиями нашей страны:
первыми космонавтами, открывшими дорогу в мир космоса.
Развивающие: Развивать творческие способности, фантазию, воображение,
инициативу.
Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к
своей стране, её героям; уважение к людям, прославившим свою страну,
совершившим подвиг в мирное время.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный
центр, аудиозаписи слов Ю.Левитана о первом полёте человека в космос,
песни «Знаете, каким он парнем был» сл. Н. Добронравова, муз. А.
Пахмутовой, для игровой деятельности: два воздушных шара, тюбики с
зубной пастой, для художественно – творческой деятельности: листы синей
(чёрной) цветной бумаги, гуашевые краски, ватные палочки, губка, клей,
мелкие космические тела и трафареты (звёзды, спутники, планеты, кометы,
ракеты и т.д.), вырезанные из бумаги.
Ход образовательной деятельности.
1 часть: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть в нашем зале
в хорошем настроении. Сегодня необычный день. А необычен он потому, что
сегодня, 12 апреля, в нашей стране отмечается праздник – День
космонавтики. Кто – нибудь из вас об этом празднике что – то знает?
(ответы детей)
(Предлагает пройти в «кинозал», где приготовлено мультимедийное
оборудование для просмотра презентации, экран, стульчики для детей).
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу и покажу много интересного об
освоении космоса. В этот день 60 лет назад впервые в космос полетел
человек, наш советский человек, а звали его Юрий Алексеевич Гагарин.
(обращает внимание детей на 1 слайд презентации, где на фоне фото
Ю.А.Гагарина(на дальнем плане) указано название праздника)
Воспитатель: - Ребята, а вы смотрели когда – нибудь на ночное небо?
(ответы детей)
(показывает 2 слайд ночного неба с множеством звёзд)
- А что можно увидеть ночью на небе? (ответы детей)
- Вы можете сосчитать, сколько звёзд на небе? (ответы детей)
Воспитатель: В безоблачный ясный вечер небо усыпано тысячами звёзд.
Они нам кажутся маленькими сверкающими точками. Это потому, что они
находятся очень далеко от Земли. На самом же деле звёзды очень большие. У
многих звёзд есть свои имена (названия): Полярная звезда, Сириус и другие.
Большие звёзды соединяются в созвездия, у которых тоже есть свои имена:
Большая и Малая Медведицы, Телец, Близнецы, Рак, Рыбы и др. (рассказ
воспитателя сопровождается показом слайдов с названными созвездиями)
Космос всегда интересовал человека. Ведь это так важно знать, есть ли жизнь
где – нибудь на другой планете.
А сейчас я вам расскажу, как всё начиналось.
Воспитатель: Около ста лет назад в городе Калуге жил простой учитель,
который преподавал математику и физику в школе – Константин Эдуардович
Циолковский (показывает слайд «К.Э.Циолковский»). Он очень любил
наблюдать в телескоп за звёздами и изучал их. Задумал он сконструировать
летательный аппарат, который смог бы долететь до какой- нибудь планеты.
Циолковский проводил расчёты, делал зарисовки, чертежи, (показывает
следующий слайд с чертежами, расчётами и зарисовками летательных
аппаратов), и придумал такой летательный аппарат. К сожалению, у него не
было возможности его построить, но он рассказал о нём в своих научных
книгах.
(показывает слайд « Дом К.Э. Циолковского, его комната, где он занимался
наблюдениями и научными разработками»).
Воспитатель: В Калуге сохранился дом, где жил К.Э.Циолковский. А ещё в
этом городе создан Музей космонавтики, куда может пойти любой
желающий и познакомиться с жизнью Космоса (демонстрируется слайд с
изображением музея снаружи и экспонатами внутри).
Воспитатель: Через много лет после опытов К.Э.Циолковского русские
учёные под руководством Сергея Павловича Королёва (слайд с
С.П.Королёвым) изготовили первый космический спутник (показывает слайд
«Первый космический спутник»)
Учёные установили на спутнике специальные приборы и запустили в
космическое пространство. Полёт спутника прошёл успешно. Тогда учёные
решили повторить полёт, но уже с живыми существами на борту. 3 ноября
1957 года был осуществлён первый полёт в космос живого существа на
корабле «Спутник – 2». Собакой, которая отправилась к звёздам, была Лайка.
Но, к сожалению, во время полёта через 5-7 часов после старта, собака
погибла от стресса и перегрева (слайд с изображением Лайки). 19 августа
1960 года на космическом корабле «Спутник – 5» полёт в космос совершили
собаки Белка и Стрелка (показывает слайд «Белка и Стрелка»). Собаки
благополучно вернулись на Землю. И учёные решили осуществить свою
самую заветную мечту – послать в космос человека!
12 апреля 1961 года мечта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий
Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток»!
(Прослушивание аудиозаписи о первом космическом полёте в исполнении
Ю.Левитана). (Во время прослушивания на экране появляется слайд с
портретом Ю.А.Гагарина и изображением космического корабля «Восток»,
копия страницы в газете с известием о полёте первого человека в космос).
Воспитатель: - Ребята, какие ощущения вы испытали во время
прослушивания данного сообщения? Какие испытали чувства? (ответы
детей)
Ребёнок: ( читает стих) Спросил я у папы однажды:
А кто такой Юрий Гагарин?
Наверное, он очень важный,
А я про него мало знаю…
(Звучит песня А.Пахмутовой, сл. Н. Добронравова «Знайте, каким он
парнем был»). ( Во время прослушивания на экране появляются слайды с
изображением Ю.А.Гагарина с родителями, с семьёй, с дочками, перед
полётом, после приземления, встреча после полёта).
Физминутка: (проводится игра малой подвижности «Летает – не
летает»).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать стихи о Юрии
Алексеевиче Гагарине.
«Юрий Гагарин» «Возвращение»
В космической ракете Закончился космический полёт,
С названием «Восток» Корабль спустился в заданном районе,
Он первым на планете И вот уж целиной пилот идёт,
Подняться к звёздам смог. Чтоб снова землю взять в свои ладони…
Поёт об этом песни И в космосе он думал лишь о ней
Весенняя капель. Из – за неё летал в такие дали-
Навеки будут вместе И лишь о ней все двести долгих дней
Гагарин и апрель. Писал в своём космическом журнале.
(В. Степанов) (В. Орлов)
- Понравились вам стихи?
- А что именно понравилось?
- Что вы узнали из этих стихов?
- Что вы можете сказать про Юрия Гагарина, прослушав песню и стихи и
просмотрев слайды презентации? (воспитатель обобщает ответы детей,
выделяя главные сведения).
(Демонстрируется следующий слайд: рукописный текст с призывом Юрия
Гагарина к людям планеты Земля об охране и приумножении красоты
нашей планеты). (Воспитатель читает его содержание).
Воспитатель: Вскоре подвиг Юрия Гагарина повторил второй русский
космонавт – Герман Степанович Титов (демонстрируется слайд с
изображением Г.С.Титова) (обращается внимание на специальный костюм
– скафандр, воспитатель даёт объяснение, для чего необходим специальный
костюм космонавту). И тоже в одиночку. А затем экипажи космонавтов
стали увеличиваться. В космические полёты стали отправлять по несколько
космонавтов ( показ слайдов с космическими экипажами).
Воспитатель: Потом в космос полетела первая в мире женщина –
космонавт Валентина Терешкова, а спустя годы – Светлана Савицкая
(показывает слайды женщин – космонавтов). Всего их было четыре. Кроме
Валентины Терешковой и Светланы Савицкой, космические дали покоряли
Елена Кондакова и Елена Серова. Светлана Савицкая и Елена Кондакова
дважды побывали в космосе, а Елена Кондакова и Елена Серова работали в
составе длительной экспедиции (169 дней).
За прошедшие годы многие космонавты смотрели на нашу Землю из космоса.
Космонавты во время полёта видят и наблюдают очень много интересного и
очень много работают (слайд – «Работа космонавтов», «вид из космоса»).
Они ведут медицинские и технические исследования, изучают поверхность
Земли, сообщают о местах, где обнаружены полезные ископаемые, уточняют
прогноз погоды, сообщают о приближении ураганов, стихийных бедствий.
Вот какая сложная и интересная у космонавтов работа.
- А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами?
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? Каким он
должен быть? (Здоровым, сильным, смелым, выносливым, образованным,
умным, трудолюбивым, мужественным, упорным, бесстрашным).
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу ещё о некоторых интересных
моментах из жизни космонавтов.
- При совершении космического полёта (особенно длительного) при выходе в
открытый космос, да и внутри станций во время работы, тренировок, отдыха
космонавт находится в состоянии невесомости. Это состояние, когда вес тела
не ощущается, космонавт находится как бы в плавно - летающем состоянии.
Пальчиком оттолкнулся – и полетел (слайд «Космонавт в состоянии
невесомости внутри космического корабля и за его пределами»).
- Находясь длительное время в космосе, космонавтам нужно питаться.
- Ребята, а как вы думаете, чем питаются космонавты? (дети высказывают
свои предположения).
- Щи и борщ, котлеты и гарниры из тарелок космонавты в космосе кушать не
имеют возможности. Из – за состояния невесомости и тарелки и котлеты
летали бы по воздуху, поэтому космонавты кушают особую еду из тюбиков и
специальных баночек (демонстрируется слайд «Еда космонавтов»,
«Космонавты обедают»).
(Воспитатель предлагает детям обменяться мнениями, высказать свои
мысли от увиденного и услышанного).
- На этом наш устный киножурнал заканчивается. Если у вас есть какие – то
вопросы, пожалуйста, задавайте, я постараюсь вам на них ответить.
(воспитатель отвечает на заданные вопросы детей).
2 часть: Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам пройти в другую часть
зала, это наш космодром (эта часть зала оформлена в виде космического
пространства). Ребята, я предлагаю вам совершить «космический полёт» и
те знания, которые вы только что получили, надеюсь, вам пригодятся. В
космический полёт отправятся два экипажа, командирами экипажей будут
самые внимательные, находчивые, быстрые, сообразительные ребята
(воспитатель загадывает загадки, кто быстрее даст правильный ответ,
тот и будет командирами экипажей).
- Самый первый в космосе летел с огромной скоростью.
Отважный русский парень, наш космонавт …(Гагарин).
- Планета голубая, любимая, родная,
Она твоя, она моя, а называется …(Земля).
В.: Командиры определились, (остальные дети делятся на две команды -
экипажи).
1 задание: придумать название «космическому кораблю» /
предположительно «Союз» и «Восток», т.к. в предложенной детям
презентации говорилось именно об этих названиях космических кораблей, но
не исключены и другие названия. Воспитатель с целью закрепления
полученных знаний детей о том, кто на каком корабле летал, задаёт
вопросы и при необходимости помогает детям ответить на них./
В.: Ну что ж, командиры есть, экипажи тоже есть, теперь нужно построить
«космические корабли», на которых отправимся в полёт.
2 задание
:
построить «космический корабль» (из стульчиков ребята
сооружают воображаемый космический корабль, на котором отправятся в
полёт, прикрепляют название).
В.: Ребята, а мы можем полететь в космос в той одежде, в которой сейчас
находимся? (нет). Почему? (ответы детей).
3 задание: «одеть костюмы (скафандры)» (дети составляют целую
картинку скафандра из разрезных частей).
В.: Я тоже полечу с вами в космос, буду руководителем по выполнению
исследований, а на земле нашим полётом будет управлять главный
командующий (заведующий д/с). К полёту готовы? Рассаживайтесь по
местам. (Командиры докладывают о готовности экипажа к полёту).
Вместе: Пять!, Четыре!, Три!, Два!, Один!, Пуск!!! (звучит заставка пуска
ракеты).
Главнокомандующий полётом: «Союз! Союз! Восток! Восток! Как меня
слышите? Приём!»
В.: Земля! Земля! Слышу вас хорошо! Приём!
Главнокомандующий полётом: Доложите обстановку на борту.
В.: Докладываю: полёт проходит в штатном режиме, космические корабли
«Восток» и «Союз» успешно достигли космического пространства и
состыковались с орбитальными станциями.
Главнокомандующий полётом: Желаю вам успешной работы и удачного
возвращения на Землю!
В.: Уважаемые экипажи, хочу вам напомнить, что работа в космосе проходит
в состоянии невесомости. Для работы на космической орбите потребуется
много сил. А для этого необходимо правильно питаться. Перед началом
нашей работы я предлагаю подкрепиться (позавтракать).
4 задание:
«завтрак космонавта» (Данное задание выполняют командиры
экипажей). (Ребятам выдаются тюбики с зубной пастой. По сигналу
воспитателя дети откручивают крышку и выдавливают содержимое на
блюдце до тех пор, пока тюбик не окажется совершенно пустым).
5 задание: «работа в невесомости» (каждый экипаж получает воздушный
шарик. Его нужно провести от старта до финиша, придавая ему состояние
плавного полёта одной рукой, стараясь, чтобы шарик не коснулся пола).
6 задание: «сбор космического мусора» (участвуют по 2 «космонавта» от
каждого экипажа с завязанными глазами). (На полу раскидываются мелкие
рисунки и трафареты космических тел. За определённое время(30 сек.)
«космонавты» должны собрать как можно больше «космических тел»
которые им пригодятся для выполнения следующего задания).
7 задание: «подготовка отчёта о полёте» (составление коллективного
панно «Вид из космоса»)
. (
Самостоятельная работа детей (подгруппами) -
выполняют аппликацию с использованием нетрадиционных техник
рисования – штамповка по трафарету, рисование ватными палочками).
(После каждого выполнения задания, воспитатель делает обобщение,
подводит итог)
В.: Наш космический полёт завершается. Готовимся к возвращению на
Землю. Берём с собой выполненные работы, чтобы сделать отчёт о своих
исследованиях и наблюдениях. Прошу всех занять места в космических
кораблях. Начинаем отсчёт.
Вместе: Пять!, Четыре!, Три!, Два!, Один!, Пуск!!! (звучит заставка пуска
ракеты).
(Ребята выходят из космических кораблей)
(Командиры докладывают о благополучном возвращении на Землю и сдают
отчёт о проделанной работе).
(Сделанные аппликации формируются в одно общее панно, ребята
рассматривают полученную коллективную творческую работу).
Главнокомандующий полётом (заведующий): Юные космонавты,
поздравляю вас с успешным завершением первого космического полёта. А
понравилось ли вам ваше путешествие, мы сейчас узнаем. Я предлагаю вам
выбрать воздушный шарик (с изображением смайликов). (Дети, как правило,
выбирают смайлики с изображением радости и улыбки). Вижу, что
настроение у вас хорошее. Надеюсь, что вы много сегодня узнали нового, и
ваше космическое путешествие вам понравилось.
Желаю вам приятного отдыха. До свидания!
Примечание: 1. Задание № 3 можно выполнять коллективно (собирать одну
картинку всем вместе, можно – каждому индивидуально).
2. Задание № 4 (так же по усмотрению – можно выполнить это задание
каждому индивидуально, немного затратно, но каждый из участников
получит массу эмоций, это может быть не обязательно зубная паста, можно
взять повидло или что угодно, что находится в тюбиках).