Напоминание

"Приемы технологии развития критического мышления в начальной школе."


Автор: Григорьева Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Домодедовская СОШ№6
Населённый пункт: Московская обл.г.Домодедово
Наименование материала: статья
Тема: "Приемы технологии развития критического мышления в начальной школе."
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему:

«Приемы технологии развития критического мышления в

начальной школе»

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в

процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и

конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам

определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной

стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Ответим на вопрос: «Что же такое критическое мышление?» Приведем цитату : «Думать

критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские

методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов.

Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а

вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает

вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что,

если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному

вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое

мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое

осмысление»

В настоящее время существует множество определений критического мышления.

Так, Д. Халперн в книге «Психология критического мышления» пишет: «Критическое

мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают

вероятность получения желаемого конечного результата». [9; с.54] Это определение

характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью

и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении

задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом

думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной

ситуации и типа решаемой задачи. Критическое мышление включает в себя оценку самого

мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех

факторов, которые мы учли при принятии решения

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий):

стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой

вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии

ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на

вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу

знать).

3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того,

«что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Приведу несколько приемов технологии критического мышления в

начальной школе.:

Прием “Дерево предсказаний”.

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии

в рассказе, повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения,

которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество

ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в

пользу того или иного мнения

Был задан вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым

много лет?». Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они

думают по данной проблеме. (Ответы детей записываются на ветках дерева:

загорать, отдыхать, играть, купаться, гулять на свежем воздухе, заниматься

спортом, делать зарядку).

Прием верные и неверные утверждения

- Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что …»

Правила игры:

1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на

доске. Цифрами я указала № вопросов.

2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы

обсуждаете ответы в парах.

3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

Вопросы:

1. Верите ли вы, что наш край расположен на материке Евразия?

2. …, что наш край находится в природной зоне лесов?

3. …, что наш край находится в западном полушарии?

4. …, что в нашем краю растут ель, береза, осина?

5. …, что у нас обитают северные олени, песцы?

6. …, что наш край дает стране продукты сельского хозяйства?

7. …, что территория нашего края расположена в тропическом поясе?

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить

"да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить

однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек,

задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.

Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо

учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие

вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые

вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие

неоднозначные ответы.

Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:

?

?

кто...

что...

когда...

может...

будет...

мог ли...

как звали...

было ли...

согласны ли вы...

верно...

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет, если...

что, если...

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из

трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии

осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при

размышлении – демонстрация пройденного

Интересный прием — «чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале

учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На

основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента

ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная

стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке

зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно

аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Прием критического мышления «Создание викторины»

К этому приему обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети

самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины

по литературному чтению, потом объединяются в группы, и проводятся

соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом

весь класс задает «знатокам» вопросы.

Работа в микрогруппах. Педагог, который знает, как значимо критическое

мышление в современном мире, регулярно организует на занятиях работу в

микрогруппах, чтобы развить навыки взаимодействия и совместного поиска

учениками решения проблемы

Прием - «Шесть шляп»

Так же можно разделить класс на 6 групп и отвести каждой группе роль шляпы

определенного цвета для участия в дискуссии. Можно использовать реальные

раскрашенные шляпы. Это вызовет интерес обучающихся.

Белая шляпа: статистическая

Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют

только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных

недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа

: эмоциональная.

Красный цвет - цвет жизни, крови, любви, чувственности, страданий.

Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно

рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто

виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа

: негативная

Черный цвет - цвет земли, почвы, основы, здравого смысла.

Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять,

насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл -

сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Желтая шляпа:

позитивная.

Желтый - это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Желтая шляпа требует от нас

переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных

сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит

ли это делать?

Зеленая шляпа:

творческая.

Зеленый цвет - это обновление, рост.

Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи,

ребусы, составляют кластер, синквейн.

Синяя шляпа

: аналитическая.

Синий цвет - цвет мудрости и знания.

В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного

процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

Вопросы, которые можно написать на шляпах

БЕЛАЯ ШЛЯПА. Сколько?

КРАСНАЯ ШЛЯПА. Что понравилось?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА. Что не понравилось?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА. Что хорошо?

СИНЯЯ ШЛЯПА. Почему?

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА. Задания .

Мною были рассмотрены лишь некоторые приемы из множества приёмов этой

технологии.

Все виды этих заданий можно рассматривать не только на уроках, но и

предлагать как необязательные домашние задания и мини – олимпиады. Для

обучающихся младших классов можно использовать игровые формы обучения

Психологи К. Уейд и К. Таврис считают, что критическое творческое мышление – это

способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные

суждения на основе хорошо обоснованных доказательств.

Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими

людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги,

работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих

занятиях всевозможные виды разноуровневой, парной и групповой работы, включая

проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ

учащихся.

На своих уроках я

уделяю большое внимание выработке качеств, необходимых для

продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности

за собственную точку зрения. Таким образом удается значительно приблизить учебный

процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.

Методы и приемы технологии развития критического мышления достаточно

доступны, чтобы их применить учителю и достаточно действенны, чтобы

получить ожидаемый результат.

В заключении хочется сказать, что педагогическая задача учителя в том,

чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и

создать условия для саморазвития. И в этом помогают приёмы технологии

развития критического мышления.

Список использованной литературы

1 И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская «Учим детей мыслить критически»

- СПб издательство «Речь» 2003г.

2 И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек «Критическое мышление – технология развития» - СПб

издательство «Скифия» 2003г.

3 Ю. Г. Тамберг «Как научить ребенка думать» - Москва издательство «Просвещение»

1995г.

4 И. С. Якиманская «Знания и мышление школьника» - Москва издательство

«Просвещение» 1998г.

5 Ш. А. Амонашвили «Гуманно-личностный подход к детям» - Москва – Воронеж 1998г.



В раздел образования