Напоминание

«Методы воспитания координационных способностей у детей школьного возраста».


Автор: Абрамовский Иван Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: КОГОАУ ЛЕН
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: Публикация
Тема: «Методы воспитания координационных способностей у детей школьного возраста».
Раздел: полное образование





Назад




КОГОАУ «Лицей естественных наук» г. Киров

ПУБЛИКАЦИЯ

На тему: «Методы воспитания координационных способностей у детей

школьного возраста».

Выполнил:

Учитель физической культуры

Абрамовский Иван Александрович

г. Киров 2021

1

Методы воспитания координационных способностей у детей школьного

возраста.

При

воспитании

координационных

способностей

используются

следующие основные методические подходы:

Обучение

новым

разнообразным

движениям

с

постепенным

увеличением

их

координационной

сложности.

Этот

подход

широко

используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах

спортивного

совершенствования.

Осваивая

новые

упражнения,

занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и

развивают способность образовывать новые формы координации движений.

Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков),

человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной

задачей.

Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит

способность

к

их

освоению

и

тем

самым

затормозит

развитие

координационных способностей.

Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в

условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход

также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а

также в игровых видах спорта и единоборствах.

Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на

основе

улучшения

двигательных

ощущений

и

восприятий.

Данный

методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной

гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной

физической подготовке.

2

Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том,

что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные

моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию

движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты,

искажению техники и преждевременному утомлению.

Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и

координационной).

Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя).

Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном

утомлении и может быть стойким.

Для ее снятия целесообразно использовать:

а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера;

б)

разнообразные

маховые

движения

конечностями

в

расслабленном

состоянии;

в) плавание;

г) массаж, сауну, тепловые процедуры.

Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в

процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).

Для

преодоления

координационной

напряженности

целесообразно

использовать следующие приемы:

а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо

сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на

расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты

3

должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо

специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной

напряженности;

б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы

сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и

расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие

упражнения, как сочетание

расслабления одних

мышечных групп с

напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от

напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на

прочувствование полного расслабления и др.

Для

развития

координационных

способностей

в

физическом

воспитании и спорте используются следующие методы:

1) стандартно-повторного упражнения;

2) вариативного упражнения;

3) игровой;

4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий

применяют

стандартно-повторный

метод,

так

как

овладеть

такими

движениями можно только после большого количества повторений их в

относительно стандартных условиях.

4

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями

имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со

строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий

выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических

приемов:

1.

строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего

освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров,

например, прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в

полсилы; изменение

скорости

по

предварительному

заданию и

внезапному сигналу темпа движений и пр.);

2.

изменение исходных и конечных положений (бег из положения

приседа, упора лежа;

3.

выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя,

в приседе;

4.

варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного

положения стоя — ловля сидя и наоборот);

5.

изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной,

боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя

спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

6.

«зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой

ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных

снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

7.

выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на

вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу

после вращений, кувырков);

8.

выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в

специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в

равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо).

5

Методические приемы не строго регламентированного варьирования

связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег,

передвижение

на

лыжах

по

пересеченной

местности),

преодоление

произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных

и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго

регламентированного взаимодействия партнеров.

Эффективным

методом

воспитания

координационных

способностей

является

игровой

метод

с

дополнительными

заданиями

и

без

них,

предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время,

либо в определенных условиях, либо определенными двигательными

действиями и т.п., например, при проведении игры «Пятнашки» ставится

задача как можно больше играющих «запятнать» за 3 мин или «запятнать» с

помощью волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела.

Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что

возникающие

двигательные

задачи

занимающийся

должен

решать

самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

6



В раздел образования