Автор: Абрамовский Иван Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: КОГОАУ ЛЕН
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: Публикация
Тема: «Методы воспитания координационных способностей у детей школьного возраста».
Раздел: полное образование
КОГОАУ «Лицей естественных наук» г. Киров
ПУБЛИКАЦИЯ
На тему: «Методы воспитания координационных способностей у детей
школьного возраста».
Выполнил:
Учитель физической культуры
Абрамовский Иван Александрович
г. Киров 2021
1
Методы воспитания координационных способностей у детей школьного
возраста.
При
воспитании
координационных
способностей
используются
следующие основные методические подходы:
Обучение
новым
разнообразным
движениям
с
постепенным
увеличением
их
координационной
сложности.
Этот
подход
широко
используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах
спортивного
совершенствования.
Осваивая
новые
упражнения,
занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и
развивают способность образовывать новые формы координации движений.
Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков),
человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной
задачей.
Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит
способность
к
их
освоению
и
тем
самым
затормозит
развитие
координационных способностей.
Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в
условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход
также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а
также в игровых видах спорта и единоборствах.
Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на
основе
улучшения
двигательных
ощущений
и
восприятий.
Данный
методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной
гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной
физической подготовке.
2
Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том,
что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные
моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию
движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты,
искажению техники и преждевременному утомлению.
Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и
координационной).
Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя).
Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном
утомлении и может быть стойким.
Для ее снятия целесообразно использовать:
а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера;
б)
разнообразные
маховые
движения
конечностями
в
расслабленном
состоянии;
в) плавание;
г) массаж, сауну, тепловые процедуры.
Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в
процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).
Для
преодоления
координационной
напряженности
целесообразно
использовать следующие приемы:
а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо
сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на
расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты
3
должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо
специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной
напряженности;
б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы
сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и
расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие
упражнения, как сочетание
расслабления одних
мышечных групп с
напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от
напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на
прочувствование полного расслабления и др.
Для
развития
координационных
способностей
в
физическом
воспитании и спорте используются следующие методы:
1) стандартно-повторного упражнения;
2) вариативного упражнения;
3) игровой;
4) соревновательный.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий
применяют
стандартно-повторный
метод,
так
как
овладеть
такими
движениями можно только после большого количества повторений их в
относительно стандартных условиях.
4
Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями
имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со
строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий
выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических
приемов:
1.
строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего
освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров,
например, прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в
полсилы; изменение
скорости
по
предварительному
заданию и
внезапному сигналу темпа движений и пр.);
2.
изменение исходных и конечных положений (бег из положения
приседа, упора лежа;
3.
выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя,
в приседе;
4.
варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного
положения стоя — ловля сидя и наоборот);
5.
изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной,
боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя
спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
6.
«зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой
ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных
снарядов «неведущей» рукой и т.п.);
7.
выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на
вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу
после вращений, кувырков);
8.
выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в
специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в
равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо).
5
Методические приемы не строго регламентированного варьирования
связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег,
передвижение
на
лыжах
по
пересеченной
местности),
преодоление
произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных
и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго
регламентированного взаимодействия партнеров.
Эффективным
методом
воспитания
координационных
способностей
является
игровой
метод
с
дополнительными
заданиями
и
без
них,
предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время,
либо в определенных условиях, либо определенными двигательными
действиями и т.п., например, при проведении игры «Пятнашки» ставится
задача как можно больше играющих «запятнать» за 3 мин или «запятнать» с
помощью волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела.
Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что
возникающие
двигательные
задачи
занимающийся
должен
решать
самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.
6