Автор: Филатова Елена Федоровна
Должность: логопед
Учебное заведение: МКУ "СРЦдН"
Населённый пункт: пгт.Тяжинский, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: Как определить, что у ребенка дизартрия?
Раздел: дополнительное образование
Диагностика дизартрии. Как определить, что у ребенка дизартрия?
Дизартрия – это речевое расстройство при котором нарушаются движения
артикуляционного
аппарата,
а
в
следствии
этого
нарушается
звукопроизношение, речь становиться мало разборчивая, смазанная и не
четкая. Помимо звукопроизношения при дизартрии часто нарушается
речевое дыхание, голос, темп, ритм и мелодичность речи.
Что нарушается при дизартрии:
1. Нарушается тонус артикуляционных мышц (губ, языка, мягкого неба,
мышц лица). Тонус (напряжение мышц) при дизартрии может быть
чрезмерно повышен, понижен или постоянно меняться.
Что Вы увидите, если у ребенка повышенный тонус:
Мышцы языка, губ, мягкого неба, лица, шеи и рук напряженны, активные
движения артикуляционных мышц значительно ограничены.
Если попросить ребенка открыть рот язык отодвигается назад и принимает
форму «горки» или же наоборот вытягивается вперед как «жало». При
повышенном тонусе рта и губ – губы плотно сомкнуты, затрудняется
произвольное открывание рта. Если тонус повышен только верхней губы – то
рот приоткрывается и наблюдается повышенное слюноотделение.
Что Вы увидите, если у ребенка пониженный тонус:
Если попросить ребенка открыть рот язык становится распластанным в
полости рта. Губы у ребенка вялые и не могут плотно смыкаться. В силу
этого рот приоткрывается и может наблюдаться слюнотечение. Если
ослаблены мягкого неба то голос принимает носовой оттенок.
Что Вы увидите, если у ребенка меняющейся тонус:
Если попросить ребенка открыть рот язык в полости рта дрожит. В состоянии
покоя мышцы артикуляционного аппарата могут быть расслабленными, а
при
попытках
речи
напряжение
резко
увеличивается.
Характерная
особенность звукопроизношения при меняющимся тонусе – непостоянство
искажений, замен и пропусков звуков.
У детей с дизартрией тонус артикуляционных мышц часто бывает
смешанный. Например в лицевой мускулатуре – повышенный, а в язычной –
пониженный. В зависимости от характера тонуса логопед индивидуально
подбирает логопедический массаж.
2. Нарушается подвижность артикуляционных мышц.
Как проверить подвижность артикуляционных мышц:
Попросите ребенка выполнить следующее упражнения, повторяя движения
за Вами перед зеркалом. Каждое упражнение нужно выполнять поочередно,
плавно и многократно без остановок 4-5 раз.
Поочередно повторить движения - вытянуть губы вперед
«трубочкой» и улыбнуться показать зубы. При этом зубы
ребенка должны быть сомкнуты и движения совершаются
одними губами.
Открыть рот, вытянуть острый язык вперед, поднять его к
верхней губе и опустить к нижней.
Губы ребенка находятся в неширокой улыбке, язык должен
легко достигать уголков рта.
Результаты проверки:
Если вы заметили один из признаков, значит у ребенка нарушена
подвижность артикуляционных мышц.
Ребенок выполняет движения с чрезмерной амплитудой или же
наоборот с очень маленькой.
Ребенок не может выполнить отдельные движения (Например,
достать языком верхней губы).
При выполнении одно движения оно сопровождается другим
(Например, если попросить ребенка поднять язык к верху, то
вслед за языком поднимается нижняя челюсть или же при
движении языка влево и вправо, челюсть движется за языком).
Мышцы ребенка быстро устают, он не может подряд 4-5 раз
повторить одно и тоже движение.
3. Нарушается звукопроизношение.
При дизартрии нарушаются не один, а сразу несколько звуков.
4. Нарушается речевое дыхание.
Что вы увидите, если у ребенка нарушенное речевое дыхание?
Речь ребенка затухает к концу фразы.
Посреди
фразы
могут
наблюдаться
быстрые,
короткие
«задыхивания».
Ребенок дышит слишком часто.
5. Нарушается голос.
Как при дизартрии может нарушаться голос:
Мнение, что детям свойственен тонкий, писклявый голос заблуждение. На
самом деле нормальный детский голос (и у девочек тоже), довольно низкий,
звучит бархатно и чуть с хрипотцой. Нарушенный голос, часто звучит выше,
чем должен быть и придает детской речи излишний налет «детскости».
6. Нарушается мелодичность и интонация голоса, ритм и темп речи.
Как проявляется нарушения мелодичности речи:
Ребенок не может произвольно менять высоту тона.
Речь ребенка монотонна.
Речь ребенка слишком быстрая и мало понятная или же
наоборот чересчур замедленная.
7. Слюнотечение.
Стекающая слюна из рта может быть выражена в разной степени.
Слюнотечение может быть как постоянным, так и усиливаться при
определенных условиях. Даже легкое слюнотечение, такое как увлажнение
уголков
рта
во
время
речи,
небольшое
подтекание
слюны
может
свидетельствовать о дизартрии.