Напоминание

Как определить, что у ребенка дизартрия?


Автор: Филатова Елена Федоровна
Должность: логопед
Учебное заведение: МКУ "СРЦдН"
Населённый пункт: пгт.Тяжинский, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: Как определить, что у ребенка дизартрия?
Раздел: дополнительное образование





Назад




Диагностика дизартрии. Как определить, что у ребенка дизартрия?

Дизартрия – это речевое расстройство при котором нарушаются движения

артикуляционного

аппарата,

а

в

следствии

этого

нарушается

звукопроизношение, речь становиться мало разборчивая, смазанная и не

четкая. Помимо звукопроизношения при дизартрии часто нарушается

речевое дыхание, голос, темп, ритм и мелодичность речи.

Что нарушается при дизартрии:

1. Нарушается тонус артикуляционных мышц (губ, языка, мягкого неба,

мышц лица). Тонус (напряжение мышц) при дизартрии может быть

чрезмерно повышен, понижен или постоянно меняться.

Что Вы увидите, если у ребенка повышенный тонус:

Мышцы языка, губ, мягкого неба, лица, шеи и рук напряженны, активные

движения артикуляционных мышц значительно ограничены.

Если попросить ребенка открыть рот язык отодвигается назад и принимает

форму «горки» или же наоборот вытягивается вперед как «жало». При

повышенном тонусе рта и губ – губы плотно сомкнуты, затрудняется

произвольное открывание рта. Если тонус повышен только верхней губы – то

рот приоткрывается и наблюдается повышенное слюноотделение.

Что Вы увидите, если у ребенка пониженный тонус:

Если попросить ребенка открыть рот язык становится распластанным в

полости рта. Губы у ребенка вялые и не могут плотно смыкаться. В силу

этого рот приоткрывается и может наблюдаться слюнотечение. Если

ослаблены мягкого неба то голос принимает носовой оттенок.

Что Вы увидите, если у ребенка меняющейся тонус:

Если попросить ребенка открыть рот язык в полости рта дрожит. В состоянии

покоя мышцы артикуляционного аппарата могут быть расслабленными, а

при

попытках

речи

напряжение

резко

увеличивается.

Характерная

особенность звукопроизношения при меняющимся тонусе – непостоянство

искажений, замен и пропусков звуков.

У детей с дизартрией тонус артикуляционных мышц часто бывает

смешанный. Например в лицевой мускулатуре – повышенный, а в язычной –

пониженный. В зависимости от характера тонуса логопед индивидуально

подбирает логопедический массаж.

2. Нарушается подвижность артикуляционных мышц.

Как проверить подвижность артикуляционных мышц:

Попросите ребенка выполнить следующее упражнения, повторяя движения

за Вами перед зеркалом. Каждое упражнение нужно выполнять поочередно,

плавно и многократно без остановок 4-5 раз.

 Поочередно повторить движения - вытянуть губы вперед

«трубочкой» и улыбнуться показать зубы. При этом зубы

ребенка должны быть сомкнуты и движения совершаются

одними губами.

 Открыть рот, вытянуть острый язык вперед, поднять его к

верхней губе и опустить к нижней.

 Губы ребенка находятся в неширокой улыбке, язык должен

легко достигать уголков рта.

Результаты проверки:

Если вы заметили один из признаков, значит у ребенка нарушена

подвижность артикуляционных мышц.

 Ребенок выполняет движения с чрезмерной амплитудой или же

наоборот с очень маленькой.

 Ребенок не может выполнить отдельные движения (Например,

достать языком верхней губы).

 При выполнении одно движения оно сопровождается другим

(Например, если попросить ребенка поднять язык к верху, то

вслед за языком поднимается нижняя челюсть или же при

движении языка влево и вправо, челюсть движется за языком).

 Мышцы ребенка быстро устают, он не может подряд 4-5 раз

повторить одно и тоже движение.

3. Нарушается звукопроизношение.

При дизартрии нарушаются не один, а сразу несколько звуков.

4. Нарушается речевое дыхание.

Что вы увидите, если у ребенка нарушенное речевое дыхание?

 Речь ребенка затухает к концу фразы.

 Посреди

фразы

могут

наблюдаться

быстрые,

короткие

«задыхивания».

 Ребенок дышит слишком часто.

5. Нарушается голос.

Как при дизартрии может нарушаться голос:

Мнение, что детям свойственен тонкий, писклявый голос заблуждение. На

самом деле нормальный детский голос (и у девочек тоже), довольно низкий,

звучит бархатно и чуть с хрипотцой. Нарушенный голос, часто звучит выше,

чем должен быть и придает детской речи излишний налет «детскости».

6. Нарушается мелодичность и интонация голоса, ритм и темп речи.

Как проявляется нарушения мелодичности речи:

 Ребенок не может произвольно менять высоту тона.

 Речь ребенка монотонна.

 Речь ребенка слишком быстрая и мало понятная или же

наоборот чересчур замедленная.

7. Слюнотечение.

Стекающая слюна из рта может быть выражена в разной степени.

Слюнотечение может быть как постоянным, так и усиливаться при

определенных условиях. Даже легкое слюнотечение, такое как увлажнение

уголков

рта

во

время

речи,

небольшое

подтекание

слюны

может

свидетельствовать о дизартрии.



В раздел образования