"Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития"
Автор: Пероговская Ксения Павловна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МБДОУ ДС "Аленький цветочек" Населённый пункт: ЯНАО, город Ноябрьск Наименование материала: статья Тема: "Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Аленький цветочек»
муниципального образования город Ноябрьск
Статья для учителей-дефектологов
«
Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического
развития
»
подготовил
учитель - дефектолог
Пероговская Ксения Павловна
Дети с задержкой психического развития с трудом овладевают анализом и
синтезом звукового состава слова, которые лежат в базе обучения грамоте. Работа
по формированию у детей с задержкой психического развития звуковой стороны
речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием
познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.
Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения
действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные
единицы (звуки, слоги, слова, так и речевой поток в целом - предложения. При
решении
познавательных
задач
они
способны
использовать
готовые
схемы,
модели и строить их самостоятельно, делить слова на слоги, проводить звуковой
анализ слов, делить предложения на слова и сравнивать модели слов по звуковому
составу подбирать слова к заданной модели и т.д.
Развитие
познавательных
способностей
способствует
осознанному
отношению детей с задержкой психического развития к различным сторонам
речевой
действительности
ведёт
к
пониманию
некоторых
закономерностей
родного языка формированию основ грамотности.
Подготовка детей к обучению грамоте предугадывает решение следующих
задач:
1.
Активизация
устной
речи.
Сделать
предметом
их
внимания
слово
и
предложение
в
целом,
научить
фактически
изменять
слова
и
образовывать
новейшие, сравнивать и обобщать разные явления языка.
2.
Формирование
у
детей
направленности
на
звуковую
сторону
речи.
Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него
отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции
и
по
акустическим
признакам,
что
соответствует
этапу
овладения
простыми
видами звукового анализа.
3.
Развитие
умения
детей
последовательно
выделять
из
слова
звуки,
устанавливая их чёткое место в слове, а также количество звуков в слове.
Работу
по
обучению
грамоте
строю
поэтапно.
Подготовительный
этап
включает две ступени:
на первой - формируется умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и
выделять
из
него
отдельные
звуки,
отрабатывается
четкая
артикуляция
и
произношение этих звуков;
на
второй
-
у
детей
развивается
умение
последовательно
вычленять
и
сочетать звуки в словах различной слоговой структуры.
Основной целью первой ступени является обучение детей сознательному
выделению
изучаемого
звука.
Этим
умственным
действиям
дети
овладевают
равномерно.
Обучение обычным видам звукового анализа начинаю с гласных (а, о, ы, у).
Легче выделяются гласные звуки в односложных словах (дом, дым и и.т.д.).И
в двусложных словах в ударной позиции, в особенности в начале слова (утка,
астра).
Принципиально
направить
внимание
детей
на
то,
что
эти
звуки
произносятся с голосом, свободно, просто, их можно петь. Сразу дети знакомятся
с
термином
"гласные
звуки"
и
узнают
их
условные
обозначения:
гласные
обозначаются красными фишками.
После освоения этих действий перехожу к работе с согласными звуками. В
работе
над
ними
употребляю
прием
усиленного
интонирования.
При
произношении согласных звуков этот прием по-разному применяется в работе над
щелевыми ([с],[з],[ф],[ш],[х]) и взрывными ([п],[б],[т],[к]) согласными.
Щелевые
согласные
звуки
легче
выделяются
на
слух
при
усиленном
интонировании из начала слов: сок, шум, жук.
Взрывные легче выделяются на слух детьми из конца слов (жук, сок, суп), их
следует
произносить
чуток
более
утрированно,
чем
традиционно:
потом
они
вычленяются из начала слов и середины, при этом обращаю внимание детей на то,
что короткие согласные нельзя тянуть.
Для детей с задержкой психического развития является сложным различение
похожих по звучанию фонем. К смешиваемым на слух относятся близкие по
акустическим признакам звуки: [c]-[c']; [c]-[з]; [c]-[ш]. Поначалу ведется работа
по различению на слух далеких по звучанию фонем ([с']-[б], [ш]-[р]). Потом
перехожу к более узким дифференцировкам ([ш]-[ж], [с]-[з], [р]-[л]). Наконец,
предлагаю упражнения на различение оппозиционных звуков ([c]-[ш], [з]-[ж], [м]-
[м'], [в]-[ф]).
Сразу
дети
овладевают
определениями
«твердые
согласные»,
«мягкие
согласные» и узнают условные обозначения - твердые согласные обозначаются
синими фишками, мягкие согласные - зелеными.
Параллельно
ведется
работа
по
уточнению
артикуляции
звуков,
по
совершенствованию их произношения.
Предлагаю следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры,
которые можно употреблять на первой ступени подготовки детей к обучению
грамоте:
уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);
найти
наличие
либо
отсутствие
заданного
звука
хлопками,
сигналами
,
картинками;
отобрать
рисунки,
игрушки,
в
заглавии
которых
есть
изучаемый
звук,
утрированно его произнося;
придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в
конце слова;
узнать, какой звук частенько встречается в рассказе, стихотворении;
находить в сюжетной картинке предметы, либо их части, в которых есть
подходящий звук;
раскрасить, обвести те рисунки с заданным звуком;
отгадать загадку и выделить первый, либо последний звук в словах-отгадках;
выделить из ряда слов, произносимых педагогом, те, в которых имеется
заданный звук;
выделить из предложения слова с заданным звуком;
игры
"Следопыты",
"Сыщики"
-
отыскать
в
словах
звуки
по
картинкам,
показать рисунки со звуком, к примеру, [п], [п']. Сказать, где слышите заданный
звук;
"Фантазеры" - придумать слово со звуком [п], другое - со звуком [б];
"Кто
внимательней?"
-
Угадать,
с
какого
звука
начинается
слово
(булка,
пенал, парта, билет, батон и т.Д.);
игра "Узнай, кто придет в гости?", "Узнай, какое слово задумано?" По первым
звукам нарисованных картинок;
игра "Кто больше?" - Показывается картинка и предлагается назвать те слова,
в которых есть определенный звук;
"Звуковые часы" - на макете предметные рисунки. Отыскать и назвать слова,
в которых есть изучаемый звук. Выделить первый и последний звук. Назвать
самое длинное и короткое слово.
"Угадай,
какое
слово
задумано"
-
детям
предлагается
поймать
звуки
и
произнести слово Ы, М, Д. Замени Ы на О. Какое слово получится?
"Какой звук именинник" (предлагается рассказ, слова, рисунки, предметы с
частенько встречающимся одинаковым звуком).
Итак,
правильная
методика
работы
обеспечивает
возможность
лучшего
усвоения учебного материала, развития устной речи и освоение основ грамоты.
Использованная литература
1.Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. М., 2010.
2.Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., 1984.
3.Лубовский
В.И.,
Н.А.Цыпина.
Готовность
к
школьному
обучению
детей
с
ЗПР
шестилетнего возраста. М., 1989.
4.Слепович Е.С . Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития.
Минск, 1989.
5..Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой
психического развития //Дефектология. 1976. №3.