Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 «Ромашка»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Консультация на тему:
«Родитель – заказчик, спонсор, партнер?»
Подготовила:
воспитатель
Федорова М.В.
2016
«Воспитывая детей,
нынешние родители воспитывают
будущую историю нашей страны,
а значит — и историю мира.
Макаренко А. С.
Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и
близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной
любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он
есть, и за то, что он просто есть.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая
философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея
о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные
социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную
деятельность.
Идея
взаимосвязи
общественного
и
семейного
воспитания
нашла
своё
отражение
в
ряде
нормативно-правовых
документов,
в
том
числе
в
«Концепции
дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении»,
Законе
«Об
образовании»,
«Семейный
кодекс
РФ»
и
др.
Так,
в
законе
«Об
образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они
обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребёнка в раннем возрасте».
ЗАКАЗЧИК
Но так же родители имеют и права . В законе об образовании в Статье 44.
Раскрываются права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
-
родители
(законные
представители)
вправе
выбирать
формы
получения
образования и формы обучения, организацию, языки образования.
-
родители
имеют
право
знакомиться
с
уставом,
лицензией
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
со
свидетельством
о
государственной аккредитации, с учебной программной, документацией и другими
документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной
деятельности;
- родители имеют право знакомиться с содержанием образования, и методами
обучения и воспитания, образовательными технологиями.
-
родители
имеют
право
получать
информацию
о
всех
видах
планируемых
обследований детей, давать согласие на проведение таких обследований или участие в
них, отказаться от их проведения или участия, получать информацию о результатах
проведенных обследований;
Родители
могут
принимать
участие
в
управлении
организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой
организации;
-
присутствовать
при
обследовании
детей
психолого-медико-педагогической
комиссией, при обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать
свое
мнение
относительно
предлагаемых
условий
для
организации
обучения
и
воспитания детей.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение
мамы или папы. Педагогу пригодятся в данном случае не только педагогический такт,
но
и
человеческие
качества,
необходимые
для
того,
чтобы
успокоить
родителя,
посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Задача
детского
сада
признать
родителей
полноценными
участниками
образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать,
привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка,
раскрытии его возможностей и способностей.
Для успешного сотрудничества с родителями воспитателю необходимо
знать, что деятельность, общение педагогов и родителей должны базироваться на
принципах:
- открытости детского сада для семьи, где каждому родителю в удобное для него
время обеспечивается возможность знать, как живет и развивается его ребенок;
-
сотрудничества
педагогов
и
родителей
в
воспитании
детей,
основанном
на взаимопонимании и доверии;
-
создания
активной
развивающей
среды,
активных
форм
общения
детей
и
взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
- диагностичности общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей
своих воспитанников, их социальный состав, настрой и ожидания от проживания
ребенка в детском саду.
Давайте вспомним, что родители как заказчики образовательных услуг
1.
ИМЕЕТ ПРАВО:
1.1. Вносить предложения по улучшению работы с детьми и по организации дополнительных услуг в
Учреждении.
1.2. Принимать
участие
в
создании
и
работе
органов
самоуправления
Учреждения
в
целях
сотрудничества в решении социальных, культурных, образовательных и управленческих задач
деятельности Учреждения.
1.3. Знакомиться
с
содержанием
образовательной
программы
Учреждения,
получать
по
личной
просьбе информацию о жизни и деятельности ребёнка, его личностном развитии.
1.4. Выбирать виды дополнительных услуг из перечня Учреждения.
1.5. Заслушивать отчёты заведующего Учреждения и педагогов о работе с детьми на родительских
собраниях и педсоветах.
1.6. оказывать добровольную спонсорскую и благотворительную помощь в установленном законом
порядке на приобретение оборудования, ремонтные работы, пополнение развивающей среды.
СПОНСОРЫ
Родителям (законным представителям) предлагается оказывать помощь ДОУ в
качестве организаторов или спонсоров; они могут помочь в разработке содержания
игротеки,
сборе
материалов
для
детских
нужд
и
т.д.
Родители
(законные
представители) могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ,
чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях,
например в чаепитии с детьми, и т.п.; помогать в повседневных занятиях; оказывать
помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.
ПАРТНЕР
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков
нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения,
чтобы услышать и понять друг друга. Не случайно, ФГОС ДО одной из задач ставит
«обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышение
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей», т. е., родители должны стать нашими социальными партнёрами в этих
вопросах.
Переход
к
новым
формам
отношений
между
родителями
и
педагогами
невозможен в рамках закрытого детского сада. Он должен стать открытой системой.
Открытость детского сада – это вовлечение родителей в образовательный процесс
ДОУ. Важно отмечать и поощрять любое стремление членов семьи к сотрудничеству.
При наличии достаточно активной, систематической, с индивидуальным подходом
работы
с
родителями
воспитательно-образовательный
процесс
станет
намного
эффективнее.
Задачи детского сада:
1. Налаживание и установление взаимодействия с семьёй.
2. Формирование открытости дошкольного образовательного учреждения.
3.
Организационно-педагогическое
просвещение,
повышение
педагогической
культуры родителей.
4.
Ознакомление
родителей
с
жизнью
и
работой
дошкольного
образовательного
учреждения.
Для решения этих задач необходимо соблюдать следующие условия:
• доброжелательность и внимание к родителям;
• учёт специфики каждой семьи;
• дифференцированный подход к родителям;
• сотрудничество, а не наставничество;
• серьёзная подготовка к мероприятиям;
• целенаправленность, системность, плановость работы с семьями
Налаживание контактов в ДОУ организуется следующим образом:
Первичные контакты
• посещение педагогом семьи на дому;
• предоставление родителям письменной информации о работе ДОУ;
• беседа с родителями с целью выяснения условий посещения для ребёнка
Дальнейшие контакты
• ежедневный непосредственный контакт;
• неформальные
беседы
или
запланированные
встречи
с
целью
обсуждения
достигнутых успехов;
• предоставление письменного материала об их детях;
• предложения о посещении врача, психолога или др. специалистов;
• оформление доски объявлений для родителей;
• организация
родительских
дней
с
целью
показать,
как
занимается
их
ребёнок,
познакомить с работой ДОУ.
Помощь родителей в ДОУ
• в качестве организаторов и спонсоров;
• в распределении обязанностей при подготовке к мероприятиям, оснащении уголков;
• в боре материалов для детских нужд;
• в организации совместных целевых прогулок, досугах; участие в качестве героев на
праздниках
Помощь родителям
• оказание помощи в воспитании, в решении проблем в вопросах по уходу за ребёнком
или чуткому к нему отношению;
• накопление информации и практических советов.
Методы изучения семьи:
• анкетирование;
• наблюдение;
• беседы;
• обследование на основе специальных методик.
Формы работы с родителями
Индивидуальные
• индивидуальные консультации;
• беседы (эффективны при целевом характере бесед, внесение элементов дискуссии и
проблематизации, по запросам родителей, );
• приглашение отдельных семей для изучения их опыта воспитания;
• памятки
Стимулирующие, групповые
• стенды (акцентировать внимание родителей на них, регламентировать информацию,
она
должна
быть
подписана,
оформлена
эстетично,
очень
яркую
бумагу
не
использовать):
• папки-передвижки (привлекать родителей к сочинению, рисованию);
• Тематические
консультации
(соблюдение
принципа
консультирования
с
обратной
связью)
• работа родительского комитета;
• родительские собрания (приглашения на собрание готовят и вручают дети, строить
собрание в форме диалога, использовать нетрадиционные формы проведения -круглый
стол, собрание -встреча, не давать родителям увести диалог в другую сторону);
• работа
семейных
клубов
,
например
«Мудрый
родитель»,
«Здоровячёк»,
«Клуб
молодых отцов», «Мамочки» и др.
• проведение «Дней открытых дверей» (презентацию группы желательно проводить с
участием родителей и воспитанников);
• родительские
конференции
(инициируются
самими
родителями,
организаторами
выступают родительские комитеты, а педагоги являются кураторами конференций, в
занимательной
форме
педагоги,
специалисты
и
родители
моделируют
жизненные
ситуации, проигрывая их, при этом устанавливаются доверительные отношения с
педагогами);
• презентация дошкольного учреждения;
• открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей (воспитатель в ходе занятия может
включить элемент беседы с родителями, стимулируя детей рассказать новое гостю);
• тематические
выставки
(содержат
материал
о
творчестве
детей
и
родителей,
организуются в ближайших клубах, домах культуры);
• фестивали детского творчества;
• библиотека
для
родителей
в
дошкольных
учреждениях(библиотека
создаётся
и
курируется родителями);
• совместное детско-родительское проектирование;
• газета для родителей;
• общение посредством электронной почты;
• сайт;
• СМИ;
• выступления педагогов и родителей в печатных органах
Построение
взаимоотношений
между
дошкольной
образовательной
организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой
частью
обновления
содержания
работы
дошкольной
организации
в
условиях
реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования.
Расширение
сферы
участия
родителей
в
организации
воспитательно
—
образовательного
процесса
учреждения
—
это
способ
повышения
эффективной
деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное
партнерство с целью полноценного развития ребенка — дошкольника.
Для
установления
контактов
с
родителями
педагог
должен
обладать
коммуникативными умениями и необходимыми личностными качествами: он должен
проявлять внимание и чуткость к чужим проблемам, уметь слушать других, быть
доброжелательным,
отзывчивым.
Очень
важно
при
первых
контактах
—
заинтересовать
родителей
деятельностью
группы
и
показать
работу
с
детьми
в
привлекательной форме. Можно сделать презентацию разнообразных мероприятий.
Дальнейшее
взаимодействие
заключается
в
обмене
информацией
по
вопросу
воспитания ребенка, в обсуждении проведенных и будущих мероприятий, сообщении
о работе образовательного учреждения и группы. С этой целью можно использовать
домашние
задания,
видеоматериалы,
знакомить
родителей
с
лучшим
опытом
семейного воспитания.
Литература:
1.
Березина,
Т.
А.
Социальное
партнёрство
дошкольного
учреждения
и
семьи:
проблемы и пути их решения/ Т. А. Березина //Детский сад: теория и практика. —
2013. — № 10. — С.24 –33.
2. Пантелеева Н. Г. Социальное партнерство детского сада и родителей. [Электронный
ресурс]
//
Психологическая
наука
и
образование
psyedu.
2013.
№
4.
URL:psyedujournal/2013/4/Panteleeva.phtml
3.
Рыбак
Е.
В.
Реальность
и
перспективы
развития
социального
партнерства
в
современном детском саду / Е. В. Рыбак //Детский сад: теория и практика. — 2013. —
№ 10. — С.16 –22.
4.
Справочник
старшего
воспитателя
дошкольного
учреждения
/
«МЦФЭР
Образование» - 2014.
5.
Зайцева
Н.
В.
Социальное
партнёрство
семьи
и
дошкольной
образовательной
организации [Текст] / Н. В. Зайцева // Молодой ученый. — 2015.