Автор: Деревянко Валентина Ивановна
Должность: Заведующая ДОО
Учебное заведение: МБДОО №4
Населённый пункт: Республика Адыгея станица Гиагинская ул. Восточная д.50
Наименование материала: статья
Тема: Единство и понятность требований воспитания и развития ребенка в семье и в дошкольном учреждении.
Раздел: дошкольное образование
Единство и понятность требований воспитания и развития ребенка
в семье и в дошкольном учреждении.
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в
воспитании ребенка. Закон РФ "Об образовании" признал, что "родители
являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы
физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка
в раннем детском возрасте".
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания,
и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация
педагогического процесса. Его целью признается не воспитание члена
общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает
уделяться
взаимодействию
детского
сада
и
семьи.
Федеральные
государственные образовательные стандарты дошкольного образования
(ФГОС ДО), примерные основные общеобразовательные программы ставят
перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и
организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса и
перехода к инновационным формам.
В
настоящее
время
исследования
убедительно
показывают,
что
осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами
процесс воспитания ребенка, уход от практики дистанцирования родителей
от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность.
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия
педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других, и
обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений
друг друга.
Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является
единство
и
понятность
требований,
которые
предъявляют
к
нему
окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования и стиль
взаимодействия между взрослыми и ребенком во многом различны, ему
трудно будет в них сориентироваться, и малыш постепенно придет к
заключению, что вести себя можно как угодно — вопрос только в том, с кем
он в данный момент общается. Это поведение в будущем сослужит ему
плохую службу, поскольку у него не сформируются собственные твердые
представления
о
правильном
и
неправильном,
плохом
и
хорошем,
одобряемом и порицаемом поведении.
Стратегия воспитания
в дошкольной
образовательной организации
строится на основе современных достижений психологической науки и
принципе уважения к личности ребенка. Она также учитывает возрастные
психологические особенности не только всего периода дошкольного детства,
но и каждого его этапа. В нашем детском саду уже на первом родительском
собрании в группе раннего возраста воспитатели и заведующая знакомят
родителей с основными требованиями, касающиеся режимных моментов,
навыков
самообслуживания,
поведению
со
взрослыми
и
в
детском
коллективе. В информационных уголках родители могут ознакомиться с
возрастными особенностями развития своего ребёнка, что дошколёнок
должен знать, уметь и чему может научиться.
Требования к ребёнку со
стороны семьи должны быть едиными.
В действительности бывают случаи, когда всё происходит наоборот.
Родители не предъявляют к своему ребёнку воспитательных требований,
согласно возрасту, и малыш, попадая в детский сад, гораздо дольше
адаптируется к жизни вне дома, труднее происходит общение в социуме. Эта
проблема решается благодаря следующим действиям. В настоящее время
родители могут воспользоваться помощью у педагогов, на сайте детского
сада а также на консультативном пункте, созданным на базе дошкольной
организации.
Создать
такие
условия,
чтобы
у
всех
участников
воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная
готовность
открыть
самого
себя,
возможно,
если
есть
атмосфера
сотрудничества и взаимодействия. Конечно, предъявлять воспитательные
требования к ребёнку нужно с учётом интересов и привязанностей. По мере
возможности предоставлять ему право выбора.
В нашем МБДОО №4 «Тополёк» ст. Гиагинской, родители и педагоги
строят свои отношения на психологии доверия.
Родители должны быть
уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому наши педагоги
выработали у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии,
личность с положительными чертами, создавать условия для их проявления,
упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к
педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности
педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его
личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Внимательно и уважительно относиться к каждому ребенку,
его потребностям, интересам, переживаниям; поддерживать инициативу в
общении.
Проявлять заботу и оказывать помощь.
Понимать самоценность каждого ребенка, его неповторимость в этом
мире. Рассердившись на малыша, никогда не говорить ему, что его больше не
любят. Даже в трудные минуты общения не допускать безапелляционного
тона, атмосферы казарменной дисциплины в группе
Не критиковать результаты деятельности, но в игровой или шутливой
форме высказывать замечания и помогать добиваться результата
Не допускать бездумного и жестокого отношения детей к другим ребятам,
животным и растениям.
Помогать детям осознавать свои даже самые незначительные достижения и
открыто выражать радость по этому поводу Чаше рассказывать детям об их
реальных и возможных достижениях в игре, во взаимоотношениях друг с
другом, в рисовании, лепке, математике, музыке и т. п.
Обсуждать с родителями личные качества малыша и особенности его
поведения только в отсутствие ребенка.
Уважать вкусы, привычки детей и их родных и близких
С пониманием и уважением относиться к религиозным проявлениям.
Уважаемые взрослые! Обратите внимание на эти советы. Они помогут
подойти верно к воспитанию детей, помогут избежать множества ошибок,
найти взаимопонимание с ребёнком и установить личностно-доверительные
отношения.