Автор: Пичугина Елена Вадимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 90"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательный проект "Игрушки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 90»
Краткосрочный познавательный проект
во 2-ой младшей группе № 7 «Капельки»
«Игрушки»
Подготовила: воспитатель
Пичугина Е.В.
Череповец
2020 г.
Паспорт проекта
Актуальность:
Дошкольный
возраст
–
чрезвычайно
важный
и
ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё
впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками,
первые представления о себе, о других, о мире. В младшем возрасте
закладываются
наиболее
важные
и
фундаментальные
человеческие
способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в
себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость,
воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти
способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия
взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Поводом организовать и провести этот проект послужило то, что
замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с
взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени
обогащает чувственную сферу. Источником накопления чувственного опыта
в младшем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок
переносит все свои человеческие чувства.
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни.
Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним
различные игровые задачи. А это и способствует развитию познавательных
процессов, памяти, воображения, мышления, речи ребенка.
Исходя из сегодняшней ситуации, одна из проблем детства состоит в
том, что в данном возрасте дети многие игрушки используют не по
назначению, не умеют играть с ними
;
а взрослых в неразборчивости их
выбора.
Цели проекта:
Закрепить знания детей об «игрушках».
Сформировать знания о свойствах, качествах и функциональном
назначение игрушек.
Побуждать в детях доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам.
Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений
детей и взрослых, умения играть вместе.
Задачи проекта:
Для детей:
1.
Раскрыть сущность и особенности предметно-отобразительной игры
детей младшего возраста - учить внимательно рассматривать игрушки,
обогащать словарный запас, развивать навыки фразовой и связной
речи, побуждать к высказываниям.
2.
Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со
словом и дальнейшим действием; учить детей использовать слова -
названия для более глубокого восприятия различных качеств предмета.
3.
Совершенствовать
уровень
накопленных
практических
навыков:
побуждать детей к использованию различных способов для достижения
цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и
«открытиям».
4.
Воспитывать желание беречь игрушку и заботиться о ней.
5.
Продолжать развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые
способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности
ребенка.
6.
Формировать
у
детей
эмоционально-эстетическое
и
бережное
отношение к игрушкам.
7.
Развивать общение и взаимодействия ребенка со сверстниками и
взрослым.
Для воспитателя:
1.
Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение,
высказываться.
2.
Развивать
эмоциональный
отклик
на
любимое
литературное
произведение
посредством
сюжетно
-
отобразительной
игры;
стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из
знакомых стихотворений.
Для родителей:
1.
Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и
сотрудничества с ребенком в семье;
2.
Повысить компетентность родителей при выборе игрушки.
Этапы и сроки реализации:
Сроки реализации: 05-22.11.2019 г.
1 этап – подготовительный (05-08.11.2019 г.)
Деятельность педагога:
Изучает методическую литературу по теме.
Определяет цели и задачи проекта.
Наблюдает за детьми.
Подбирает игры, литературу, иллюстрации, игрушки.
Пополняет игровые уголки атрибутами.
Организует разные виды игр для детей.
Деятельность детей:
Самостоятельная деятельность детей с разнообразными игрушками.
Рассматривают иллюстрации, рассматривание картины «Дети играют».
Рассматривают игрушки.
Деятельность родителей:
Наблюдают за детьми.
Участвуют в совместной деятельности.
2 этап – практический (2 недели: 11-22.11.2019 г.)
Дата
Содержание
работы с детьми
Содержание
работы с
родителями
Создание РППС
1 неделя
Формы работы:
НОД «Наши
любимые
игрушки»
Беседы:
• «Зачем нужны
игрушки?»;
• «Моя любимая
игрушка».
Чтение и
обыгрывание
художественной
литературы:
• Русский
фольклор «Пошел
котик на торжок»,
«Наша Маша
маленька…».
• А.Барто «Наша
Таня»,
«Грузовик».
Отгадывание
загадок об
игрушках.
Рассматривание
сюжетных
картинок.
Дидактические
игры:
• «Мой веселый
звонкий мяч»;
• «Машинки»;
• «Разберем и
соберем
пирамидку».
Индивидуальные
беседы с
родителями
«Любимая
игрушка вашего
ребенка?»
Консультация
для родителей:
«Роль игры в
развитии
ребенка».
Памятка для
родителей:
«Какие игрушки
приобретать
детям 3-4 лет?».
Участие в
конкурсе
«Любимая
игрушка».
Выставка
репродукций
картин,
иллюстраций
«Игрушки и дети».
Выставка
художественной
литературы «В
мире игрушек»
Внесение в группу
портрета детской
поэтессы Агнии
Барто.
Оформление
выставок рисунков
и поделок.
Подвижные игры:
• «Мой веселый
звонкий мяч»;
• «Лохматый пес»;
• «Прокати мяч
через ворота».
Сюжетно-ролевая
игра:
• «Новая кукла
знакомиться с
игровой зоной»;
• «Угостим куклу
чаем».
Трудовые
поручения:
• «Укладываем
игрушки спать».
Продуктивная
деятельность:
• рисование
«Шарики
воздушные,
ветерку
послушные».
• лепка
«Мячики».
2 неделя
Формы работы:
НОД «Знакомство
с Матрешкой»
Беседы:
• «Такие разные
игрушки»;
• «Магазин
игрушек».
Чтение и
обыгрывание
художественной
литературы:
• Ю. Володина
Оформление
папки-
передвижки:
«Дети и
игрушки»
Рекомендация
для родителей:
«Что подарить
ребенку на
Новый год?»
Изготовление
дидактических
карточек
Пополнение
РППС:
• игрушки;
• настольные игры
«Игрушки»,
«Пазлы»;
• карточки
«Игрушки».
Оформление
выставок рисунков
и поделок.
«Матрешка»;
• А. Барто «Зайка»,
«Уронили мишку
на пол…».
Отгадывание
загадок об
игрушках.
Рассматривание
сюжетных
картинок.
Дидактические
игры:
• «Знакомство с
матрешкой»;
• «Зайка».
• «Из чего сделаны
игрушки».
Подвижные игры:
• «Воробушки и
автомобиль»;
• «Зайки и волк»;
• «У медведя во
бору…».
Сюжетно-ролевые
игры:
• «Грузовая
машина везет
мебель в новый
дом»;
• «Мы уложим
Мишку спать».
Трудовые
поручения:
• «Помоем
игрушки».
Продуктивная
деятельность:
• рисование
«Игрушки».
Подбор
сюжетных
картинок.
«Дорога для
грузовика».
• лепка
«Колечки для
пирамидки».
3 этап – заключительный.
Деятельность воспитателя:
Анализирует работу.
Представляет конспекты.
Пополняет развивающую среду группы.
Пополнение методической литературы.
Оформляет выставки детских работ.
Деятельность детей:
Активно играют с игрушками.
Повторяют слова стихотворений об игрушках.
С интересом наблюдают за играми с игрушками других детей, с
родителями участвуют в конкурсе.
Деятельность родителей:
Повышение активности родителей в жизни группы.
Участие в конкурсе «Любимая игрушка».
Участники: дети 3-4 лет, воспитатели, родители.
Условия реализации:
Материально-техническое оснащение:
фотоаппарат;
наборы для детского художественного творчества (бумага для
рисования, картон, клей, фломастеры, цветные карандаши, краски);
Наглядный материал:
подборка художественной литературы про игрушки;
репродукции, иллюстрации об игрушках;
уголок сюжетно-ролевых игр;
папка-передвижка с репродукциями картин о зиме.
Методическое обеспечение:
сборники загадок, стихов об игрушках;
конспекты НОД; материалы для бесед;
игротека (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры);
памятки и рекомендации для родителей.
Практическая значимость:
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды
игрушками, играми, литературой, дидактическими материалами.
Выставки творческих работ детей на тему «Игрушки».
Совместное участие детей и родителей в конкурсе «Любимая
игрушка».
Презентация проекта.
Транслирование опыта проектной деятельности среди коллег и в сети
Интернет.
Предполагаемый результат:
Дети:
1.
Пополнить представление детей об игрушках.
2.
Проявлять интерес и желание играть с игрушками.
3.
Развить речевую активность детей.
4.
Научить включать в сюжет игры различные игрушки и пытаться
осуществить ролевой диалог.
5.
Научить детей бережнее относиться к игрушкам.
6.
Развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и
взрослым.
Родители:
1.
Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и
сотрудничества с ребенком в семье;
2.
Повысит компетентность родителей при выборе игрушки.
3.
В процессе взаимодействия педагог - дети - родители в реализации
проекта:
- Организация выставки: «Любимая игрушка моего ребенка»:
- Выставка детских работ на тему: «Игрушки»;
- Беседа с детьми «Правильные игрушки детей».
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1.
Тема
разработанного
проекта
выбрана
с
учетом
возрастных
особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая
может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные
виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-
эстетическую, речевую);
2.
Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на
знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и
желание играть с игрушками; дети пополнили свои знания об
игрушках. Во время самостоятельных игр и в совместных играх с
педагогом, дети стали более внимательными и бережливыми по
отношению к игрушкам, с удовольствием играют друг с другом.
3.
Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на
самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет
игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог.
4.
Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия
педагог
-
родители.
Родители
принимали
активное
участие
в
реализации проекта.
Литература:
1. Е. А. Косаковская «Игрушка в жизни ребенка». - 2005.
2. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности
дошкольного учреждения». – 2011.
3. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-
Фактория, 2004.
5. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое
пособие / составитель Дёмина Е. С. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
6.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой
младшей группе детского сада. М.: Мозаика – Синтез, 2012.-128с.
7.Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий.- М.:
Мозаика – Синтез, 2008.-58с.
9.Тимофеичева И.В., Оськина О.Е.- Ладушки. Развивающие игры-занятия для
детей раннего возраста. Конспекты занятий /Под ред. Воровщикова С.Г.,-
М.:УЦ “Перспектива”, 2013.- 96с.