Автор: Чистякова Оксана Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 72
Населённый пункт: Энгельс Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: ФГОС ДО: современная модель взаимодействия музыкального руководителя с детьми
Раздел: дошкольное образование
ФГОС ДО: современная модель взаимодействия музыкального руководителя с детьми
В связи с обновлением содержания дошкольного образования актуальны новые формы
взаимодействия педагога с детьми, которые ориентированы:
на индивидуальные особенности и возрастные возможности воспитанников;
на поддержку инициативы детей в различных видах музыкальной деятельности;
на признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений.
Одной из основных форм взаимодействия музыкального руководителя с детьми
является образовательная ситуация. Образовательная ситуация планируется и
организуется педагогом для решения задач музыкального образования ребенка. Чаще
всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают
задачи, которые реализуются в разных видах музыкальной деятельности.
Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно
организованной образовательной деятельности. Основные за-дачи - формирование
у дошкольников новых умений и представлений в различных видах музыкальной
деятельности, обобщение знаний по теме,
Образовательные ситуации могут быть включены в образовательную деятельность в
режимных моментах. Основные задачи - закрепление имеющихся знаний и умений у
воспитанников, их применение в новых условиях, освоение новых способов
музыкальной деятельности.
Образовательные ситуации могут быть включены в различные виды музыкальной
деятельности (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских
музыкальных инструментах, творческую деятельность, а также в самостоятельную
музыкальную деятельность детей.
Образовательные ситуации могут быть направлены на решение за-дач как одного из
видов музыкальной деятельности (например, музыкально-ритмической, так и на
интеграцию этих видов.
Основой для образовательных ситуаций могут быть:
проблемные ситуации (например, в процессе восприятия музыки, в творческой
деятельности);
музыкальные упражнения и дидактические игры;
задания практического содержания (например, музыкально-ритмические, певческие,
обучение игре на музыкальных инструментах).
В младшем дошкольном возрасте образовательные ситуации решаются посредством
использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов,
яркого и красочного материала, игрушек. Результат всегда будет сопровождаться
эмоциональным откликом детей.
В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации,
практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные
ситуации, которые обеспечивают принятие учебной задачи. Результаты
образовательной ситуации музыкальный руководитель будет не только оценивать сам,
но и стимулировать взаимную оценку и самооценку деятельности детьми.
В музыкальном развитии дошкольников наиболее актуальными являются два вида
образовательных ситуаций:
1 Предметно-игровая образовательная ситуация.
Доминирующей является развивающая предметная среда. Именно она определяет
активность ребенка, его предметно-игровые действия. Действия дошкольников
направлены на освоение разнообразной предметно-развивающей среды.
Необходимым средством для создания предметно-игровой образовательной ситуации
являются музыкальные дидактические игры и пособия, которые можно
классифицировать на:
способствующие воспринимать произведения для слушания;
используемые в певческой, танцевальной, музыкально-игровой деятельности;
созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей; - побуждающие к
певческой, музыкально-ритмической деятельности, игре на детских музыкальных
инструментах;
побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и
импровизации на детских музыкальных инструментах.
1. Сюжетно-игровая образовательная ситуация.
В данной образовательной ситуации развиваются творческие способности,
формируются основы музыкальной культуры, ценностно-этические представления.
В основе - сюжетно-ролевое моделирование проблемных ситуаций, совместные
сюжетно-ролевые музыкальные игры, коллективная и индивидуальная музыкальная
деятельность, драматизации, проведение музыкальной или театральной гостиной,
творческой мастерской.
Образовательные ситуации могут быть применены в досугах и раз-влечениях
различной направленности. Целью будет закрепление у детей имеющихся знаний и
умений, а также применение их в новых условиях. Образовательные ситуации можно
включать и в самостоятельную деятельность детей - через постановку проблемы,
требующей самостоятельного решения, а также посредством привлечения внимания к
материалам для музыкально-исследовательской деятельности и продуктивного
творчества.
Таким образом, в процессе личностно-развивающего взаимодействия посредством
образовательных ситуаций у дошкольников происходит: - формирование новых
представлений и умений в разных видах музыкальной деятельности;
систематизация и обобщение личного музыкального опыта детей;
развитие творческих способностей.