Напоминание

ФГОС ДО: современная модель взаимодействия музыкального руководителя с детьми


Автор: Чистякова Оксана Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 72
Населённый пункт: Энгельс Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: ФГОС ДО: современная модель взаимодействия музыкального руководителя с детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФГОС ДО: современная модель взаимодействия музыкального руководителя с детьми

В связи с обновлением содержания дошкольного образования актуальны новые формы

взаимодействия педагога с детьми, которые ориентированы:

на индивидуальные особенности и возрастные возможности воспитанников;

на поддержку инициативы детей в различных видах музыкальной деятельности;

на признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных

отношений.

Одной из основных форм взаимодействия музыкального руководителя с детьми

является образовательная ситуация. Образовательная ситуация планируется и

организуется педагогом для решения задач музыкального образования ребенка. Чаще

всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают

задачи, которые реализуются в разных видах музыкальной деятельности.

Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно

организованной образовательной деятельности. Основные за-дачи - формирование

у дошкольников новых умений и представлений в различных видах музыкальной

деятельности, обобщение знаний по теме,

Образовательные ситуации могут быть включены в образовательную деятельность в

режимных моментах. Основные задачи - закрепление имеющихся знаний и умений у

воспитанников, их применение в новых условиях, освоение новых способов

музыкальной деятельности.

Образовательные ситуации могут быть включены в различные виды музыкальной

деятельности (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских

музыкальных инструментах, творческую деятельность, а также в самостоятельную

музыкальную деятельность детей.

Образовательные ситуации могут быть направлены на решение за-дач как одного из

видов музыкальной деятельности (например, музыкально-ритмической, так и на

интеграцию этих видов.

Основой для образовательных ситуаций могут быть:

проблемные ситуации (например, в процессе восприятия музыки, в творческой

деятельности);

музыкальные упражнения и дидактические игры;

задания практического содержания (например, музыкально-ритмические, певческие,

обучение игре на музыкальных инструментах).

В младшем дошкольном возрасте образовательные ситуации решаются посредством

использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов,

яркого и красочного материала, игрушек. Результат всегда будет сопровождаться

эмоциональным откликом детей.

В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации,

практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные

ситуации, которые обеспечивают принятие учебной задачи. Результаты

образовательной ситуации музыкальный руководитель будет не только оценивать сам,

но и стимулировать взаимную оценку и самооценку деятельности детьми.

В музыкальном развитии дошкольников наиболее актуальными являются два вида

образовательных ситуаций:

1 Предметно-игровая образовательная ситуация.

Доминирующей является развивающая предметная среда. Именно она определяет

активность ребенка, его предметно-игровые действия. Действия дошкольников

направлены на освоение разнообразной предметно-развивающей среды.

Необходимым средством для создания предметно-игровой образовательной ситуации

являются музыкальные дидактические игры и пособия, которые можно

классифицировать на:

способствующие воспринимать произведения для слушания;

используемые в певческой, танцевальной, музыкально-игровой деятельности;

созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей; - побуждающие к

певческой, музыкально-ритмической деятельности, игре на детских музыкальных

инструментах;

побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и

импровизации на детских музыкальных инструментах.

1. Сюжетно-игровая образовательная ситуация.

В данной образовательной ситуации развиваются творческие способности,

формируются основы музыкальной культуры, ценностно-этические представления.

В основе - сюжетно-ролевое моделирование проблемных ситуаций, совместные

сюжетно-ролевые музыкальные игры, коллективная и индивидуальная музыкальная

деятельность, драматизации, проведение музыкальной или театральной гостиной,

творческой мастерской.

Образовательные ситуации могут быть применены в досугах и раз-влечениях

различной направленности. Целью будет закрепление у детей имеющихся знаний и

умений, а также применение их в новых условиях. Образовательные ситуации можно

включать и в самостоятельную деятельность детей - через постановку проблемы,

требующей самостоятельного решения, а также посредством привлечения внимания к

материалам для музыкально-исследовательской деятельности и продуктивного

творчества.

Таким образом, в процессе личностно-развивающего взаимодействия посредством

образовательных ситуаций у дошкольников происходит: - формирование новых

представлений и умений в разных видах музыкальной деятельности;

систематизация и обобщение личного музыкального опыта детей;

развитие творческих способностей.



В раздел образования