Напоминание

"Современные подходы к сохранению и укреплению здоровья школьников в современном образовательном процессе"


Автор: Савенок Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "БОГОСЛОВСКАЯ СОШ"
Населённый пункт: с. Богословка Омского района Омской области
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к сохранению и укреплению здоровья школьников в современном образовательном процессе"
Раздел: начальное образование





Назад





Савенок Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Богословская СОШ»

Современные подходы к сохранению и укреплению здоровья

школьников в образовательном процессе.


Сегодня школа сталкивается с серьезной проблемой – постоянно ухудшается состояние здоровья учащихся, препятствующее овладению образовательными компетенциями в различных областях научного знания. «Здоровье – это еще не всё, но всё без здоровья – ничто», - гласит известный афоризм. По данным официальной статистики и эпидемиологических исследований, в нынешних социально – экономических условиях резко снижается здоровье российских школьников, и оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых странах. Существует множество определений здоровья. Здоровье как целостная характеристика состояния человека включает в себя не только совокупность характеристик и признаков индивидуального соматического (физического) или психического здоровья индивида, но и интегрирует социально – экономические черты общества. Таким образом, согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». В последнее время довольно часто говорится об отсутствии культуры здоровья, о низком уровне мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Проблема сохранения и развития здоровья приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Наша новая школа», современной концепции развития образования. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодежи появится привычка к здоровому образу жизни, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность – указано в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В этом документе отмечено, что большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников, в том числе внеурочных; реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – все это будет влиять на улучшение их здоровья. В 2010 году предполагается ввести новый норматив занятий физкультурой – не менее трех часов в неделю с учетом индивидуальных особенностей детей. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех занятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. Именно индивидуальный подход с использованием современных образовательных технологий и создание образовательных программ позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о
своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Здоровье детей – это политика, в которой заложено будущее страны, поэтому основными целями здоровьесберегающей деятельности станут: - создание здоровьесберегающих условий по организации образовательного процесса; - сохранение и укрепление здоровья школьников; - формирование у подрастающего поколения и их родителей, а также учителей, ответственного отношения к здоровому образу жизни. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов, которые составляют четыре группы: 1 – образ жизни (50% воздействия на здоровье в общей доли влияния факторов риска); 2 – наследственность (20%); 3 – внешняя среда (20%); 4 – качество медицинского обслуживания (10%). Как видим, основным фактором является образ жизни, в который входят следующие составляющие: - питание; - физическая активность; - отношение к вредным привычкам; - психологический микроклимат; - ответственность за сохранения собственного здоровья. Эффективность обучения определяется физическим, психологическим и социальным состоянием школьников. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи: - сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в образовательное учреждение; - воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, только 10% школьников можно считать здоровыми, 50% - имеют патологию, 40% - относятся к группе риска. За последние десять лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилось в 1,4 раза, в том числе среди школьников – подростков – в 2,1 раза. Последнее время особую проблему составляют социально зависимые болезни. Наряду с ухудшением соматического здоровья у школьников отмечаются психические нарушения. По данным специальных исследований НИИ психиатрии, распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков каждые 10 лет возрастает на 10 – 15 %. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по сохранению и укреплению здоровья школьников осуществляется по нескольким направлениям: 1 – активное внедрение здоровьесберегающих технологий (Организационно-педагогических, спортивно-оздоровительных, защитно- профилактических, информационно-обучающих, социально-адаптирующих, личностно развивающих).
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить: * создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, доверия, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния; *творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими; * обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок – субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью; * построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций; * осознание учеником успешности в любых видах деятельности; * рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяют до 50% снизить общую заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни; *обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей; * обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения – необходимое условие здоровьесберегающих технологий. 2 – медицинское обслуживание (Одно из направлений – вакцинопрофилактика учащихся, которая определена Национальным календарем профилактических прививок. Цель её - предупреждение, ограничение распространения и ликвидация инфекционных болезней.); 3 – психофизиологическая комфортность образовательного процесса (В данном случае, важнейшим элементом, влияющим на психофизиологическое состояние школьника, является рациональная организация учебного процесса: расписание уроков, адаптационные условия при переходе из ДОУ в начальную школу и из начальной школы в основное звено, интенсификация учебного процесса – инновационные программы, организация режима дня с гигиеническим регламентом, микроклимат детского коллектива.); 4 – организация питания (Деятельность по улучшению питания школьников предполагает два аспекта: - питание в школе (национальная программа + родительская доплата), - привитие основ культуры питания, его эстетики.); 5 – просветительско – воспитательная работа (Владея знаниями по валеологии, школьники способны сами формировать свое здоровье, сохранять и укреплять его, вести активную оздоровительную деятельность.); 6 – санитарно – гигиенические условия образовательного процесса.
Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах – задача – минимум и задача – оптимум. Задача – минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: «Не навреди!». Иными словами, её решение заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Понимание здоровьесберегающих образовательных технологий представляется как задача – оптимум, включающая все используемые в образовательном процессе приемы, методы, технологии, не только оберегающие здоровье учащихся от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующие воспитанию у детей культуры здоровья. Комплексная работа с учащимися по сохранению и укреплению здоровья должна учитывать психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить его знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать потребность применения полученных знаний на практике. В результате такой работы можно ожидать: 1. Устойчивую мотивацию школьников к здоровому образу жизни, готовность учащихся к реализации личностного потенциала. 2. Улучшение состояния здоровья детей. 3. Укрепление и оздоровление социально-психологического климата в школе. 4. Оптимизацию учебного и воспитательного процессов. Здоровьесберегающие технологии служат составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса, имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Решение назревших социально-экономических проблем, достижение опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы возможны лишь при сохранении и укреплении здоровья молодых людей.


В раздел образования