"Современные подходы к сохранению и укреплению здоровья школьников в современном образовательном процессе"
Автор: Савенок Татьяна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "БОГОСЛОВСКАЯ СОШ" Населённый пункт: с. Богословка Омского района Омской области Наименование материала: статья Тема: "Современные подходы к сохранению и укреплению здоровья школьников в современном образовательном процессе" Раздел: начальное образование
Современные подходы к сохранению и укреплению здоровья
школьников в образовательном процессе.
Сегодня школа сталкивается с серьезной проблемой – постоянно ухудшается состояние
здоровья учащихся, препятствующее овладению образовательными компетенциями в
различных областях научного знания.
«Здоровье – это еще не всё, но всё без здоровья – ничто», - гласит известный афоризм. По
данным официальной статистики и эпидемиологических исследований, в нынешних социально
– экономических условиях резко снижается здоровье российских школьников, и оно намного
хуже, чем в большинстве индустриально развитых странах.
Существует множество определений здоровья. Здоровье как целостная характеристика
состояния человека включает в себя не только совокупность характеристик и признаков
индивидуального соматического (физического) или психического здоровья индивида, но и
интегрирует социально – экономические черты общества.
Таким образом, согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это
состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто
отсутствие болезней или физических дефектов».
В последнее время довольно часто говорится об отсутствии культуры здоровья, о низком
уровне мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Проблема
сохранения и развития здоровья приобрела статус приоритетного направления. Идея
здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Наша
новая школа», современной концепции развития образования.
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического,
психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный
показатель его личного успеха. Если у молодежи появится привычка к здоровому образу жизни,
будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность
– указано в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В этом
документе отмечено, что большее внимание необходимо уделить качественной организации
сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий
школьников, в том числе внеурочных; реализация профилактических программ, обсуждение с
детьми вопросов здорового образа жизни – все это будет влиять на улучшение их здоровья. В
2010 году предполагается ввести новый норматив занятий физкультурой – не менее трех часов
в неделю с учетом индивидуальных особенностей детей.
Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех занятий к
индивидуальным программам развития здоровья школьников. Именно индивидуальный
подход с использованием современных образовательных технологий и создание
образовательных программ позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не
только меры со стороны взрослых. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о
своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов,
адекватных собственным интересам и склонностям.
Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим
условием формирования здорового образа жизни.
Здоровье детей – это политика, в которой заложено будущее страны, поэтому основными
целями здоровьесберегающей деятельности станут:
- создание здоровьесберегающих условий по организации образовательного процесса;
- сохранение и укрепление здоровья школьников;
- формирование у подрастающего поколения и их родителей, а также учителей,
ответственного отношения к здоровому образу жизни.
На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов, которые составляют
четыре группы:
1 – образ жизни
(50% воздействия на здоровье в общей доли влияния факторов риска);
2 – наследственность (20%);
3 – внешняя среда (20%);
4 – качество медицинского обслуживания (10%).
Как видим, основным фактором является образ жизни, в который входят следующие
составляющие:
- питание;
- физическая активность;
- отношение к вредным привычкам;
- психологический микроклимат;
- ответственность за сохранения собственного здоровья.
Эффективность обучения определяется физическим, психологическим и социальным
состоянием школьников. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере
овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в
обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:
- сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит
в образовательное учреждение;
- воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, только 10%
школьников можно считать здоровыми, 50% - имеют патологию, 40% - относятся к группе риска.
За последние десять лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза.
Распространенность хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилось в 1,4
раза, в том числе среди школьников – подростков – в 2,1 раза.
Последнее время особую проблему составляют социально зависимые болезни. Наряду с
ухудшением соматического здоровья у школьников отмечаются психические нарушения. По
данным специальных исследований НИИ психиатрии, распространенность основных форм
психических заболеваний среди детей и подростков каждые 10 лет возрастает на 10 – 15 %.
Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по
сохранению и укреплению здоровья школьников осуществляется по нескольким направлениям:
1 – активное внедрение здоровьесберегающих технологий
(Организационно-педагогических, спортивно-оздоровительных, защитно-
профилактических, информационно-обучающих, социально-адаптирующих, личностно
развивающих).
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно
выделить:
* создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех
стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
Атмосфера доброжелательности, доверия, индивидуальный подход, создание для
каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития
детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;
*творческий характер образовательного процесса.
Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени,
является насилием над собой и другими;
* обеспечение мотивации образовательной деятельности.
Ребенок – субъект образования и обучающего общения, он должен быть
эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное
повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб
здоровью;
* построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями
становления психических функций;
* осознание учеником успешности в любых видах деятельности;
* рациональная организация двигательной активности.
Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяют до 50% снизить общую
заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни;
*обеспечение адекватного восстановления сил.
Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной
активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации
необходимы во избежание переутомления детей;
* обеспечение прочного запоминания.
Научно обоснованная система повторения – необходимое условие
здоровьесберегающих технологий.
2 – медицинское обслуживание
(Одно из направлений – вакцинопрофилактика учащихся, которая определена
Национальным календарем профилактических прививок. Цель её - предупреждение,
ограничение распространения и ликвидация инфекционных болезней.);
3 – психофизиологическая комфортность образовательного процесса
(В данном случае, важнейшим элементом, влияющим на психофизиологическое
состояние школьника, является рациональная организация учебного процесса:
расписание уроков, адаптационные условия при переходе из ДОУ в начальную школу и из
начальной школы в основное звено, интенсификация учебного процесса –
инновационные программы, организация режима дня с гигиеническим регламентом,
микроклимат детского коллектива.);
4 – организация питания
(Деятельность по улучшению питания школьников предполагает два аспекта:
- питание в школе (национальная программа + родительская доплата),
- привитие основ культуры питания, его эстетики.);
5 – просветительско – воспитательная работа
(Владея знаниями по валеологии, школьники способны сами формировать свое здоровье,
сохранять и укреплять его, вести активную оздоровительную деятельность.);
6 – санитарно – гигиенические условия образовательного процесса.
Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может
рассматриваться в двух вариантах – задача – минимум и задача – оптимум. Задача – минимум
отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: «Не навреди!». Иными
словами, её решение заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания,
развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов
образовательного процесса. Понимание здоровьесберегающих образовательных технологий
представляется как задача – оптимум, включающая все используемые в образовательном
процессе приемы, методы, технологии, не только оберегающие здоровье учащихся от
неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующие
воспитанию у детей культуры здоровья.
Комплексная работа с учащимися по сохранению и укреплению здоровья должна учитывать
психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему
здоровью. Важно не только вооружить его знаниями о сохранении здоровья, но и
сформировать потребность применения полученных знаний на практике. В результате такой
работы можно ожидать:
1. Устойчивую мотивацию школьников к здоровому образу жизни, готовность учащихся к
реализации личностного потенциала.
2. Улучшение состояния здоровья детей.
3. Укрепление и оздоровление социально-психологического климата в школе.
4. Оптимизацию учебного и воспитательного процессов.
Здоровьесберегающие технологии служат составной частью и отличительной особенностью
всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению –
характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание
образовательных программ, условия проведения учебного процесса, имеет непосредственное
отношение к проблеме здоровья детей. Решение назревших социально-экономических
проблем, достижение опережающего развития общеобразовательной и профессиональной
школы возможны лишь при сохранении и укреплении здоровья молодых людей.