Напоминание

«Использование речевых игр и упражнений на занятиях и повседневной жизни»


Автор: Рашитова Альмера Габдулахатовна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ №6
Населённый пункт: Город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование речевых игр и упражнений на занятиях и повседневной жизни»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование речевых игр и упражнений на

занятиях и повседневной жизни»

Наблюдая за малышами, я заметила, что некоторые дети слышат не

слова, а интонацию, доброжелательную, располагающую,

вызывающую доверие. Чтобы увлечь детей, заинтересовать их, чтобы

добиться большего в овладении навыками и умениями помимо

разъяснения и показа, использования картин, дидактических игр,

игровых приемов большое место я отвожу речевым играм. Я

стремлюсь, чтобы детей глубже увлекало содержание и возникала

потребность осознанно проговаривать при выполнении действий.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами,

дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста -

явление очень редкое. В речи детей существуют множество

проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи

дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей

связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои

мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей

жизни.

Развитие познавательно - речевой деятельности является одним

из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на

умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована

познавательно - речевая деятельность детей, тем выше гарантии

успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около

телевизора, компьютера. Чаще всего родители отмахиваются от

детских вопросов, художественная и энциклопедическая

литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И

поэтому формирование познавательно - речевой деятельности в

основном ложится на плечи воспитателей.

Известны случаи, когда бедный словарный запас приводил к

агрессивному поведению по отношению к окружающим, т. к.

ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что

чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира

не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Работа в ДОУ подтверждает растущий год от года процент плохо

говорящих детей, которые с трудом понимают обращенную к ним

речь, не могут связать название предметов и действий с

конкретными звукосочетаниями и словами.

Прежде всего необходимо комплексно решить

следующие задачи:

- побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;

- научить слушать воспитателя;

- выполнять простые поручения по словесной инструкции;

- вызывать речевое подражание(связанное с практической

деятельностью детей, наглядной ситуацией при обязательном

контакте);

- накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Важно правильно организовать игровую и предметную ситуации.

Воспитатель должен использовать ситуативные моменты

режимных процессов. Следует обращаться к ребенку короткими

предложениями, производить действия несколько раз подряд,

повторением закрепляя сказанное. В любые времена, человек,

рождаясь и взрослея, уже не мог представить себя без общества,

его окружающего. И во многом на становление личности всё же

влияет социум в котором он вращается. Если раньше большую

часть составляло речевое общение, то в наше время, следуя по

пятам развития всевозможных современных технологий,

снижается уровень речевого развития, как в его объёме, так и в

качестве. Наши дети с младшего возраста испытывают недостаток

в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и

просто поговорить со своим ребёнком. Конечно же проще

включить компьютер, телевизор, поставить мультфильмы и пр. В

некоторых семьях ситуация доходит до абсурда: члены семьи

находясь в разных комнатах общаются друг с другом с помощью

современных гаджетов, вместо того, чтобы подойти и просто

пообщаться. А потом мы удивляемся, почему так беден словарь у

наших детей, а откуда ему взяться? Результаты печальны… Дети

зачастую не могут элементарно описать какой-либо даже

знакомый предмет, не хватает словарного запаса. Дети не могут в

полной мере выразить свои чувства, им трудно найти общий язык

со сверстниками и взрослыми, тяжело объясниться. И выходом из

конфликтных ситуаций всё чаще становится проявление агрессии.

А всё почему? Как одна из причин, так называемая подводная

часть айсберга – это бедный, ограниченный словарь. Вспомним

Эллочку-Людоедочку из замечательного произведения И.Ильфа и

В.Петрова. В её активном словаре было всего несколько слов, и

как она расстраивалась, когда её не понимали с первого раза. Хотя

ей и этого небольшого запаса вполне хватало. Но давайте не

будем забывать, что речь – это одна из самых важных психических

функций человека, это возможность развития собственной

личности, своего внутреннего «Я», а так же возможность

взаимодействия при помощи диалога с другими личностями,

осознание себя в обществе.

Одна из самых главных задач речевого развития – научить детей

связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить

умению рассказывать о происходящем вокруг, используя

многообразие речевых средств. Это всё имеет очень важное

значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем

и для успешного обучения в школе, позитивного общения со

сверстниками и взрослыми.

Одни из главных задач педагогов дошкольных учреждений –

помочь ребёнку адаптироваться в коллективе; грамотно подавать

и закреплять новые знания и умения; расширять активный

словарь; развивать связную речь. Все эти задачи можно решить

посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в

дошкольном учреждении.

Хочется уделить внимание речевым играм, используемым в ходе

развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Пример таких игр: «Ладушки», «Коза рогатая», «Испорченный

телефон», «Краски» и пр. Преимущество словесных игр в том, что

они не требуют особой подготовки, наглядного материала,

оформления; могут проводиться в любые режимные моменты. И

помимо развития связной речи учат детей взаимодействовать в

коллективе, общаться друг с другом в различных игровых

ситуациях.

Методика проведения словесных игр. Общие рекомендации.

1.Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен,

ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым

материалом.

2.Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад.

Возможно использование сюрпризных моментов, считалок,

вводных хороводов и пр.

3.Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной

игры детям.

4.Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть

соревновательный момент, то можно заранее подготовить

приятные детям награды.

5.Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны,

отличались от непосредственно образовательной деятельности и

дидактических упражнений, соответствовали возрасту.

6.Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в

процесс игры.

7.При использовании одной и той же игры неоднократно,

возможно вводить варианты с усложнением задач.

8.Словесные игры могут проводиться в различные моменты

педагогического процесса. Их можно использовать как часть

занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и

пр.

Теперь остановимся непосредственно на особенностях проведения

речевых игр для каждой возрастной группы.

Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя

и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель

является руководителем игры. Основные игры для этого возраста –

это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза

рогатая», «Гуси».

Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной

деятельности.

Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с

наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза

рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе

проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на

одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза».

Текст воспитатель должен произносить наизусть. Педагогу нужно

активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать

детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо

продумано.

Речевые игры можно условно

разделить на 5 групп:

1.Игры, воспитывающие умение выделять главные, существенные

признаки предметов, явлений («Магазин», «Угадай-ка», «Что это

за игрушка?»)

2.Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать,

выделять алогизмы. («Похож – не похож», Путаница», Придумай

небылицу», Логический поезд»).

3.Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и

классифицировать предметы по различным признакам («Кому что

нужно», «Вершки-корешки», «4-й лишний», «Кто больше назовёт»)

4.Игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту

мышления, воспитывающие самообладание («Испорченный

телефон», Краски», Где мы были, мы не скажем…», «Скажи

наоборот», «Было – будет»).

5.Игры, направленные на развитие лексико-грамматических

категорий, развитие связной речи («Фразовый конструктор», «Мой

город», «Моя семья»)

Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших

воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из

приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда

все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно

запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что

поэтический язык детским мозгом воспринимается намного

эффективнее, чем прозаический.

Рассмотрим

примеры речевых игр в различные режимные

моменты:

Утро:

прием детей. Особенно это актуально в младших

возрастных группах, когда дети капризничают по утрам.

Воспитатель встречает детей с игрушкой, сопровождает свое

появление стихами:

Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Машенька рисует мышку,

А Максимка смотрит в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я играть иду!

Рассматривая с детьми иллюстрации к сказкам, к книгам о

животном мире можно разучить с детьми следующее

четверостишье, которое может стать постоянным предисловием,

перед чтением художественной литературы во второй половине

дня:

У меня в аквариуме золотая рыбка,

Я смотрю на рыбку, говорю с улыбкой:

«Может ты волшебная, может не простая,

Раз зовут тебя все люди «рыбка золотая?»

Даже малыши знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет

интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Детям постарше можно сменить четверостишье:

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают,

соответственно, нервничают. Потешки помогут им успокоиться и

спокойно покушать:

Идет коза рогатая за малыми ребятами.

Кто кашу не ест, кто молоко не пьет -

Забодает, забодает, забодает.

Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам!

Чтобы силы были, супчик мы сварили.

Мой хороший аппетит в животе один сидит.

Ножками топочет - он обедать хочет!

Вот несет мне ложка супчик из горошка

И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.

Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт».

В образовательной деятельности

речевые игры, которые мы

называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как

известно, внимание детей короткое, они устают от сидения,

поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с

воспитателем и сопровождается все это движениями. Вот

некоторые примеры физкультминуток:

Ветер дует нам в лицо - закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише - деревцо все выше, выше.

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел - ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

В сюжетн-ролевой

игре речевые игры также активно

применяются:

По шоссе бегут машины, в темноте шуршат их шины.

Огоньки и там и тут, в дальний путь они зовут.

Завернем Аленку в теплую пеленку,

Колыбельную споем,

Чай на кухню пить пойдем.

Пусть приснятся нашей птичке

Желтогрудые синички,

С красным брюшком снегирек

И братишка Игорек.

Мастерская.

Без молотка и без гвоздей

Стул смастерим мы для гостей.

Дом.

Мы построим новый дом!

Дружно в доме заживем .

В нашем домике - окошко.

Загляни туда, Антошка!

Маленькие гномики ловко строят домики.

Чтоб гостей им пригласить, надо столик смастерить.

Чтоб гостей им посадить, надо стульчик смастерить.

Важно разнообразить прогулку:

Стучат колеса: тук-тук-тук,

И под веселый этот стук

Мы едем к бабушке своей, везем подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог.

Дети сели на качели, и качели вверх взлетели.

Опустились плавно вниз. Ну-ка с нами прокатись!

Во время укладывания на сон:

Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули. Моих деток не буди!

Спать пора. Уснул Бычок ,

Лег в коробку на бочок.

Сонный Мишка лег в кровать.

Только Слон не хочет спать.

Головой кивает Слон,

Он Слонихе шлет поклон.

Баю-баюшки-баю, не ложися на краю

Придет серенький Волчок и укусит за бочок.

И, наконец, каждому ребенку поднимем настроение, если

разбудить словами:

Светит полная луна - за волной бежит волна,

Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море...

Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум..

Но так долго вредно спать

Нам давно пора вставать!

Играйте с детьми, разговаривайте с ними, поощряйте

самостоятельные игры дошкольников со словами,- и результат не

заставит себя долго ждать, хотя и сразу не придет.



В раздел образования