Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Вера Геннадьевна Стамат
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 9"
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Использование ИКТ в соответствии с ФГОС.

Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке обучающихся

к жизни - сегодня важно вооружить их не столько знаниями, сколько способами

овладения ими. Объём знаний резко увеличивается, соответственно, требуется

смена педагогических приоритетов: Мы должны научить детей учиться. Нам,

учителям, необходимо продумывать такие варианты деятельности, которые

давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное

мировоззрение, поиск необходимых знаний. Главная задача учителя,

чтобы каждый ученик был вовлечен в активный познавательный процесс на

основе методики сотрудничества. Эта методика предполагает совокупность

исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент

являются неотъемлемой частью современного образования. Информатизация

системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его

профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях

введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества.

Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе

образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и

материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий

обновления является использование новых информационных технологий. На

сегодняшний день учителю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей

практике. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD,

различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование , множество

программ , позволяющие создать собственные анимационные видеоролики ,

онлайн-тесты , паззлы , кроссворды и т. д.

Актуальность:

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно

новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано,

прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию учащихся к

получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из

инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные

технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в

образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами

мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить

логическое мышление учащихся, усилить творческую составляющую учебного

процесса.

Цель проекта:

Повышение качества образования путем внедрения в образовательный процесс

информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.

Задачи проекта:

- создание единого информационного пространства , в котором были бы

задействованы все участники образовательного процесса: администрация ,

педагоги, учащиеся и их родители.

- обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих профессиональную

педагогическую деятельность в условиях ИКТ.

- разработка технологий мультимедийных сопровождений образовательного

процесса.

- создание общей сетевой мультимедийной базы, банка компьютерных

обучающих программ, дидактических и методических материалов, которыми

могли бы пользоваться в своей практике учащиеся.

Значимость проекта:

Материал должен раскрыть педагогам преимущества использования ИКТ в

своей образовательной деятельности для обеспечения полноценного перехода

учащихся на следующий уровень системы непрерывного образования. А

именно, воспитание любознательного, активного, эмоционально отзывчивого,

овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и

сверстниками ученика.

Вопрос организации предметно-развивающей среды (ПРС) на сегодняшний день

наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности по ФГОС

является созданная предметно-пространственная среда. ПРС должна быть

вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения .

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды является

использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации

образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с

вербальных методов образования на методы поисковой и творческой

деятельности учителей и учащихся. В связи с этим учитель, в большей степени,

становится соучастником, помощником. Использование компьютерных

технологий помогает:

- привлекать пассивных учащихся к активной деятельности;

- делать НОД более наглядными, интенсивными;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в

образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:

- оформление групповой документации (списки учащихся, диагностика

развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление

отчетов.

- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям,

к совместной образовательной деятельности, - создание презентаций в

программе Microsoft Рower Рoint : «Социально-коммуникативное развитие»,

«Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. Мною созданы серии

презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским

собраниям. Для большей эффективности презентации строю с учетом

программы школы и возрастных особенностей учащихся, в них включаю

занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, онлайн тесты , видео

презентации . Презентация помогает объединить огромное количество

демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных

наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.

- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов.

Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр

информационного материала с наложением хорошо известным им аудиорядом,

создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.

- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет

учащимся как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров

по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в

виртуальный мир один на один с компьютером.

Результативность использования ИКТ.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых

важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом

школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно –

найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и

познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне

осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование

компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост

профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному

повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи

образовательной политики.

Анализируя свой опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью

сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий

позволило мне:

обеспечить положительную мотивацию обучения;

проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне

(музыка, анимация);

обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти

индивидуализацию);

повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

усовершенствовать контроль знаний;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность

урока;

формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным

библиотекам, другим информационным ресурсам.

Что касается результативности, то те ученики, которые систематически

работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной

деятельностью, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют

устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и

олимпиадах и показывают хорошие результаты.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, считаю необходимым

использовать электронные ресурсы в своей поурочной деятельности

мною был применён мониторинг с целью выявления эффективности и

результативности использования ИКТ. Он заключался в следующем: я взяла два

6-х класса, где в одном применяла технологии ИКТ, а в другом проводила только

традиционные уроки. По окончании, заметила следующее, в том классе где

применялись ИКТ успеваемость, темп урока и мотивация была более высокая,

чем в том классе, где проводились уроки без технологий ИКТ.

Заключение

Одним из показателей эффективности проведенного занятия можно считать

состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе – спокойно –

деловое, умеренно-возбужденное; на другом – утомленное, растерянное,

«взвинченное».

На уроках созданы условия для включения учащихся в активный и

добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов

деятельности. Компьютеры, Интернет, телекоммуникационные сети оказывают

огромное влияние на детей и молодежь, образуя вокруг современного ребенка

особый информационный мир, влияя на его сознание и развитие.

Познавательная деятельность, субъектом которой является школьник, имеет

репродуктивный характер. Успешность учебной деятельности во многом

зависит от степени самостоятельности ребенка, его активности (или, наоборот,

пассивности), заинтересованности в достижении результата и т.д. Хорошая

результативность является результатом поисковой, творческой, самостоятельной

познавательной деятельности.

Выводы

1. Урок с использованием ИКТ дает возможность проводить занятия с

разноуровневыми учениками, давать им задания различной степени сложности,

предлагать набор заданий и упражнений соответственно их способностям,

обеспечивать 100% участия, сохраняя атмосферу доброжелательности,

спокойствия.

2. При правильной организации учебного процесса повышается мотивация

самоподготовки учащихся и появляется сознательное отношение к учебе.

3. Отсутствие интереса к учению у учащихся в большой степени

объясняется неумением самостоятельно организовать свою учебную

деятельность.

4. Учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и

становятся его активными участниками.



В раздел образования