Автор: Толочко Александра Сергеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ОГБОУ Школа - интернат
Населённый пункт: Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени, альтернативной системе коммуникации с помощью языковой программы Макатон.
Раздел: дополнительное образование
Слайд 1
Умение общаться - важнейшая составляющая социальной адаптации. В
среде обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, проблема
формирования навыков коммуникации, как вербальных, так и невербальных,
является одной из ведущих.
Слайд 2
Это уникальная языковая программа с использованием жестов,
символов и звучащей речи. Использование жестов делает коммуникацию
возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых
неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может
жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.
Макатон - очень гибкая программа, которая может быть адаптирована
под нужды каждого конкретного пользователя и применяться на подходящем
для него уровне.
Слайд 3
МАКАТОН был разработан в Великобритании в 70-х годах ХХ в. Логопедом
и дефектологом Маргарет Уокер. Сейчас программа широко используется в
школах,
больницах,
социальных
службах
Великобритании,
а
также
адаптирована в более чем 40 странах мира.
В России представителем и распространителем Макатона является Центр
Лечебной педагогики
Слайд 4
Пользователи Макатона — дети и взрослые с широким спектром коммуникативных
трудностей (с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, генетическими
синдромами, множественными нарушениями и т. д.), а также их окружение:
родители, специалисты, родственники и друзья, представители социальных и
образовательных учреждений.
Слайд 5
Не следует путать МАКАТОН и жестовый язык, который используют глухонемые.
МАКАТОН – это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что самое
главное, легко понять. Из языка глухонемых в упрощенном варианте заимствуются
только некоторые, часто абстрактные понятия.
Слайд 6
Словарь МАКАТОНа – четко структурированная система. Количество
понятий Основного Словаря ограничено (всего около 450 слов). Туда входят
понятия, связанные с повседневным бытом и окружением человека (семья,
еда, предметы, животные, здания, погода, время, числа, чувства, отношения,
основные глаголы действия и т.д.
В основном словаре 196 слов. Словарь разделен на четыре стадии: в первой и
второй - по 47 слов, в третьей и четвёртой по 51 слову.
Для людей с большими коммуникационными потребностями существует
Дополнительный Словарь (около 7000 слов). В нем слова разделены по
категориям: люди, профессии, транспорт, чувства, хобби и т.д.
Также существует ресурсный словарь, который содержит 11 000 единиц в
британской версии. Состоит из тематических блоков. Расширяет содержание
основного словаря ,тем самым адаптируя его к потребностям конкретного
человека. Этот словарь, в основном , для людей, перенесших инсульт. Дети
пользуются реже.
Слайд 7
В
программы
вошли
жесты,
которые
наиболее
часто, спонтанно используются
детьми
для
обозначения
понятий.
Некоторые жесты были заимствованы из польского языка глухонемых.
Верификация программы длилась 4 года, только после этого появилась
окончательная
версия.
Выбор жестов также характеризовался их лаконичностью и ясностью и
простотой исполнения. Некоторые жесты имеют 2 варианта – для двух
или одной руки.
Жестам в МАКАТОНе всегда сопутствует соответствующее выражение
лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Многие
жесты различаются в зависимости от того, о ком идет речь – обо мне, или
о собеседнике
.
Система обучения :
Слайд 6
На первоначальном этапе обучения используются реальные предметы
вместе с жестом, символом и звучащей речью.
Слайд 7
Потом работа ведется на коммуникативной доске (которые установлены
не только в логопедическом кабинете, но и в классах детей). Реальные
предметы уже не используются.
Слайд 8
Следующий этап - это закрепление жестов и символов и работа с
коммуникативным альбомом. Он используется ребенком в основном для
занятий дома.
Слайд 9
После этапа закрепления, следует построение фразы. Сначала это фразы
простые, состоящие из двух слов, а затем она распространяется. Фраза
строится из усвоенных жестов и символов.