Напоминание

Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени, альтернативной системе коммуникации с помощью языковой программы Макатон.


Автор: Толочко Александра Сергеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ОГБОУ Школа - интернат
Населённый пункт: Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени, альтернативной системе коммуникации с помощью языковой программы Макатон.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Слайд 1

Умение общаться - важнейшая составляющая социальной адаптации. В

среде обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, проблема

формирования навыков коммуникации, как вербальных, так и невербальных,

является одной из ведущих.

Слайд 2

Это уникальная языковая программа с использованием жестов,

символов и звучащей речи. Использование жестов делает коммуникацию

возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых

неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может

жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.

Макатон - очень гибкая программа, которая может быть адаптирована

под нужды каждого конкретного пользователя и применяться на подходящем

для него уровне.

Слайд 3

МАКАТОН был разработан в Великобритании в 70-х годах ХХ в. Логопедом

и дефектологом Маргарет Уокер. Сейчас программа широко используется в

школах,

больницах,

социальных

службах

Великобритании,

а

также

адаптирована в более чем 40 странах мира.

В России представителем и распространителем Макатона является Центр

Лечебной педагогики

Слайд 4

Пользователи Макатона — дети и взрослые с широким спектром коммуникативных

трудностей (с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, генетическими

синдромами, множественными нарушениями и т. д.), а также их окружение:

родители, специалисты, родственники и друзья, представители социальных и

образовательных учреждений.

Слайд 5

Не следует путать МАКАТОН и жестовый язык, который используют глухонемые.

МАКАТОН – это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что самое

главное, легко понять. Из языка глухонемых в упрощенном варианте заимствуются

только некоторые, часто абстрактные понятия.

Слайд 6

Словарь МАКАТОНа – четко структурированная система. Количество

понятий Основного Словаря ограничено (всего около 450 слов). Туда входят

понятия, связанные с повседневным бытом и окружением человека (семья,

еда, предметы, животные, здания, погода, время, числа, чувства, отношения,

основные глаголы действия и т.д.

В основном словаре 196 слов. Словарь разделен на четыре стадии: в первой и

второй - по 47 слов, в третьей и четвёртой по 51 слову.

Для людей с большими коммуникационными потребностями существует

Дополнительный Словарь (около 7000 слов). В нем слова разделены по

категориям: люди, профессии, транспорт, чувства, хобби и т.д.

Также существует ресурсный словарь, который содержит 11 000 единиц в

британской версии. Состоит из тематических блоков. Расширяет содержание

основного словаря ,тем самым адаптируя его к потребностям конкретного

человека. Этот словарь, в основном , для людей, перенесших инсульт. Дети

пользуются реже.

Слайд 7

В

программы

вошли

жесты,

которые

наиболее

часто, спонтанно используются

детьми

для

обозначения

понятий.

Некоторые жесты были заимствованы из польского языка глухонемых.

Верификация программы длилась 4 года, только после этого появилась

окончательная

версия.

Выбор жестов также характеризовался их лаконичностью и ясностью и

простотой исполнения. Некоторые жесты имеют 2 варианта – для двух

или одной руки.

Жестам в МАКАТОНе всегда сопутствует соответствующее выражение

лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Многие

жесты различаются в зависимости от того, о ком идет речь – обо мне, или

о собеседнике

.

Система обучения :

Слайд 6

На первоначальном этапе обучения используются реальные предметы

вместе с жестом, символом и звучащей речью.

Слайд 7

Потом работа ведется на коммуникативной доске (которые установлены

не только в логопедическом кабинете, но и в классах детей). Реальные

предметы уже не используются.

Слайд 8

Следующий этап - это закрепление жестов и символов и работа с

коммуникативным альбомом. Он используется ребенком в основном для

занятий дома.

Слайд 9

После этапа закрепления, следует построение фразы. Сначала это фразы

простые, состоящие из двух слов, а затем она распространяется. Фраза

строится из усвоенных жестов и символов.



В раздел образования