Напоминание

«Сенсорная комната – один из элементов сохранения и укрепления здоровья дошкольников»


Автор: Сивцова Елена Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20
Населённый пункт: с.Ворша ,Собинский район,Владимирская область
Наименование материала: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья воспитанников
Тема: «Сенсорная комната – один из элементов сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Собинского района детский сад №20 «Теремок»

Тема: «Сенсорная комната – один из элементов сохранения и укрепления здоровья

дошкольников»

Автор проекта: Педагог - психолог Сивцова Елена Сергеевна

«Для воспитания нужно не большое время, а

разумное использование малого времени»

А.С.Макаренко

Сенсорная комната-виртуальный доктор.

Современная система образования предъявляет высокие требования к уровню

развития ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть

достаточно большим объемом представлений об окружающей действительности и

ориентироваться в ней, уметь устанавливать контакты и строить процесс общения

со сверстниками и взрослыми, управлять своим поведением, быть мобильным в

меняющихся условиях. Поэтому проблема сохранения и укрепления не только

физического, но и психологического здоровья является актуальной в современном

образовании.Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и

развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей,т.е.

от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее;

во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-

третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом,

сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка

(зрительного,слухового, тактильно-двигательного),на основе которого формируются

полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине,

положении в пространстве, запахе и вкусе.

На сегодняшний день все большее распространение в жизни дошкольных

учреждений получают сенсорные комнаты.

Сенсорная комната – это особая предметно-развивающая среда, которая

представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей,

обогатить их чувственный мир. Маленькие дети любознательны, активны, они

интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, задают вопросы взрослым,

экспериментируют и способны самостоятельно действовать. А экспериментировать

и

самостоятельно

действовать,

познавать

окружающий

мир

позволяет,

конечно, сенсорная

комната.

Для

маленького

ребенка

занятия

в сенсорной

комнате всегда доставляют удовольствие, так как здесь все сделано таким образом,

чтобы ребенок ощущал себя как в сказке.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные

виды тренингов, но довольно редко — специально разработанные программы

развивающих занятий в сенсорной комнате.

Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью,

эмоциональной истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с

нарушениями характера, с задержками психического и речевого развития, а также

страдающими психосоматическими заболеваниями.

На таких занятиях дети изучают различные приемы саморегуляции, что

помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять

эмоциональное

напряжение,

дает

возможность

выразить

свое

«Я».В

МБДОУ детский сад №20 «Теремок» созданы благоприятные условия для

деятельности психологической службы в оказании психолого-педагогической

помощи детям, родителям и педагогам. В I квартале 2019 года в детском саду

была открыта сенсорная комната, посещая которую дети получают только

положительные эмоции.

Это, в свою очередь, даёт возможность «оздоравливать» детей путем не

медикаментозным, а путем–цвето, -свето, -аромо, -игро терапии.

Основная цель

занятий - сохранение и укрепление психофизического и

эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды, развитие

ребенка как субъекта общения, как субъекта отношения к самому себе и к другим

людям.

Решает следующие задачи

:

улучшение эмоционального состояния;

снижение беспокойства и агрессивности;

снятие нервного возбуждения и тревожности;

нормализация сна;

активизация мозговой деятельности

Актуальность

занятий состоит в том, что сокращается адаптационный период

к условиям детского сада у детей с вышеперечисленными особенностями

психического состояния. Занятия способствуют полноценному развитию личности

ребенка, профилактике отклоняющегося поведения. Они представляют собой

современные технологии воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Упражнения, включаемые в каждое занятие, являются важным элементом,

позволяющим улучшить самочувствие и тем самым создать основу для усвоения

больших объемов информации.

Дыхательные

упражнения

успокаивают

и

способствуют

концентрации

внимания.

Стимулирующие упражнения не только повышают энергетический потенциал,

но и обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают внимание,

произвольность движений, успокаивают и уравновешивают.

На занятиях ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус,

одновременно обучая возможным приемам релаксации.

Методические приемы, используемые на занятиях:

беседы;

подвижные игры, игры в круге;

релаксационные упражнения;

рисование, стеновая аппликация;

психогимнастические упражнения;

психологические этюды;

активное слушание музыкальных произведений.

До проведения занятий необходимо иметь диагностические сведения об

особенностях

каждого

ребенка,

а

также

его

медицинских

показаниях

и

противопоказаниях.

Сравнение результатов занятий с диагностическими сведениями позволит

определить эффективность работы, а также наметить дальнейший ход комплекса

занятий в сенсорной комнате.

Эффективность занятий определяется по следующим показателям:

общее оздоровление, укрепление организма;

развитие двигательных способностей, сознательного управления движениями;

развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений и пр.);

развитие организованности, дисциплины;

развитие памяти, внимания;

развитие активного словаря.

С точки зрения медико-психологического воздействия на состояние человека

интерактивная

среда

сенсорной

комнаты

позволяет

создать

эмоциональную

обстановку положительной модальности, вызвать приятные, а в ряде случаев

эстетически значимые ощущения. Она активизирует детей и взрослых, помогая им

преодолеть тревожные невротические переживания, страхи, достичь состояния

эмоционального

комфорта.

Например,

для

детей

с

речевым

негативизмом

обстановка сенсорной комнаты – благоприятная среда для снятия невротических

переживаний, которые в ряде случаев влияют на развитие речевого общения.

Взаимодействие ребёнка со средой сенсорной комнаты стимулирует у него развитие

вербальной коммуникации. Для детей с астеническими проявлениями, т.е. с

пониженной психической активностью, занятия в сенсорной комнате могут стать

пусковым механизмом для включения его в деятельность.

Занятия

носят

психопрофилактический

и

коррекционный

характер

и

проводятся с детьми, начиная с ясельной группы (для улучшения процесса

адаптации). При первом знакомстве с сенсорной комнатой очень удивляли

изречения детей, фантазии не было предела…

Комнату стали называть «волшебной», «удивительной», «комнатой отдыха и

тишины»; «комнатой разноцветных огоньков и удивительных открытий».

Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Чтобы

эффективно использовать сенсорную комнату, на первом этапе дети должны

подробно ознакомиться с ней, почувствовать себя в ней свободно. На это уходит

1-2 занятия (в зависимости от возраста и уровня развития детей). Знакомство

с сенсорной комнатой начинается без включения сенсорных панелей, постепенно,

дети привыкают к незнакомым материалам, ощущениям, поверхностям. После

того

как

дети

освоятся

в

пространстве,

поэтапно

вводятся

в

действие

элементы сенсорной

комнаты.

На

втором

этапе

педагог

-

психолог

показывает пример использования предметов, всячески поощряет попытки детей

действовать

самостоятельно,

находить

новое применение тому

или

иному

объекту. Работа с интерактивным оборудованием является большим подспорьем

в работе психолога, так как является необычной формой работы.

Все оборудование сенсорной комнаты подразделяется на блоки:

Активационная среда. Применение оборудования этого блока направлено

на стимуляцию двигательной активности, развитие исследовательского интереса.

Мягкая среда. Главной её целью является создание условий для релаксации и

спокойного состояния.

Зрительная и звуковая среда. Спокойная музыка и медленно меняющиеся

расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и

расслабляюще.Используются для зрительной и слуховой стимуляции.

Тактильная

среда.

Позволяет

освоить

новые

ощущения

и

развить

тактильную чувствительность, улучшает зрительно-моторную координацию,

активизирует развитие познавательных процессов: мышления, внимания, памяти.

Развивает мелкую моторику, восприятие и воображение, речь.

Среда запахов (воздушная)- Положительно действуют на нервную систему,

психоэмоциональное

состояние,

стимулируют

процессы

саморегуляции

и

иммунитета.

В нашем детском саду используется следующее оборудование:

Пуфик-кресло с гранулами. Для релаксации и снятия напряжения;

Сухой бассейн с шариками и с подсветкой.

Используется как для

релаксации, так и для активных игр;

Проектор направленного света,

зеркальный

шар.

Прибор активно

используется в процессе проведения релаксационных упражнений, а

также занятий по фантастическим сказочным сюжетам, стимулируя

зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание

на движущихся бликах.

Музыкальный

центр и набор

музыкальных

дисков

.

Музыка иее

благотворное

влияние

на

нейро-эндокринную

систему

помогает

преодолевать состояние одиночества, улучшает психоэмоциональный

фон, повышает социальную активность, облегчает формирование

новых отношений и установок; развивает слуховое восприятие; создает

психологический комфорт.

Маты напольные.Маты можно использовать как для отдыха, релаксации,

так и для физических упражнений. Служат для создания мягкого пола, на

котором ребенок и взрослый могут лежать, сидеть, двигаться без риска

ушибов.

Воздушно-пузырьковые колонны. Активно используются для зрительной

стимуляции, стимуляции тактильных ощущений и релаксации;

Интерактивная свето - звуковая панель «Вращающиеся огни» –

предназначена для звуковой и зрительной стимуляции, развития

воображения, творческих способностей и фантазии, а также для

выработки причинно-следственных связей и интерактивных игр;

Световой куб для рисования песком;

Фибероптическое изделие «Тучка» и «Пучок фибероптических волокон»

предназначены для зрительной стимуляции, релаксации;

Cенсорная комната в учреждении работает с I квартала 2019 года.

На

протяжении двух лет мною велось отслеживание эффективности занятий в

сенсорной комнате.

Ниже приведены результаты положительного воздействия сенсорной комнаты на

состояние

дошкольников

на

основании

диагностикии

опросародителей

воспитанников нашего детского сада.

Уже начиная с первых занятий,

отмечалась положительная динамика общего

эмоционального состояния: повышалось настроение, снижалась тревожность,

агрессивность, что особенно важно в адаптационный период.

В результате проведенных коррекционных занятий в сенсорной комнате у

воспитанников наблюдается:

Стабилизация психоэмоционального фона в течение дня – на 55 %;

Значительное снижение проявлений агрессивного поведения – на 61 %.

За 2019 – 2020 годы в сенсорной комнате были проведены занятия с 98

воспитанниками Центра. С каждым ребенком проводилось не менее 1 курса

занятий по решению определенной психоэмоциональной проблемы. После

прохождения курса занятий у несовершеннолетних отмечена положительная

динамика по следующим показателям:

1.Снижение агрессивности, конфликтности, негативизма в поведении – на 61%.

2. Стабилизация психоэмоционального фона – на 55 %.

3. Нормализация сна – на 62 %.

4. Снижение уровня тревожности –на 69 %.

5. Снижение уровня страхов – на 47%

6. Снижение утомляемости – на 41 %.

Уровень

агрессии

Стабилиза

ция психо-

эмоционал

ьного фона

Нормализа

ция сна

Уровень

тревожнос

ти

Уровень

страхов

Уровень

утомляем

ости

Сентябрь

79

23

19

94

66

72

Октбрь

60

31

27

87

52

69

Ноябрь

55

36

38

80

48

66

Декабрь

48

39

42

75

41

63

Январь

36

44

55

63

39

58

Февраль

30

49

68

51

33

52

Март

27

52

73

42

29

46

Апрель

23

64

79

37

22

35

Май

18

78

81

25

19

31

Большинство

детей

и

подростков

после

проведения

курса

занятий

фиксировали одновременно несколько показателей положительного изменения

состояния.

Таким образом, можно сделать выводы, что занятия в сенсорной комнате

достоверно улучшают состояние детей, попавших в трудную жизненную

ситуацию,

или

имеющих

посттравматические

стрессовые

расстройства.

Реабилитация посредством занятий в сенсорной комнате очень актуальна и

значительно повышает эффективность проводимой реабилитации.

Считаем, что организация занятий в сенсорной комнате подчинена основной

цели психолого-педагогической реабилитации, является ее важным звеном и, как

показывают результаты, эффективна в работе с воспитанниками.

Световой куб для рисования песком

Воздушно-пузырьковые колонны. Активно

используются для зрительной стимуляции, стимуляции

тактильных ощущений и релаксации;

Фибероптическое изделие «Тучка» и «Пучок

фибероптических волокон» предназначены для

зрительной стимуляции, релаксации;

Пуфик-кресло с гранулами. Для релаксации и снятия

напряжения;

Проектор направленного света, зеркальный шар.

Прибор активно используется в процессе проведения

релаксационных упражнений, а также занятий по

фантастическим сказочным сюжетам, стимулируя

зрительное восприятие, развивая воображение,

концентрируя внимание на движущихся бликах.

Маты напольные.Маты можно использовать как для

отдыха, релаксации, так и для физических упражнений.

Интерактивная свето - звуковая панель

«Вращающиеся огни» – предназначена для

звуковой и зрительной стимуляции, развития

воображения, творческих способностей и фантазии,

а также для выработки причинно-следственных

связей и интерактивных игр;



В раздел образования