Напоминание

Умникам и умницам


Автор: Елена Николаевна Тулякова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Школа №135
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: дидактический материал для подготовки к олимпиаде по литературе
Тема: Умникам и умницам
Раздел: полное образование





Назад




Домашнее задание

1. Какое самое длинное слово вы знаете? В чем измеряется длина слова? Известный

филолог, специалист в области поэтики М. Л. Гаспаров выделяет «длинношеие» слова и

«длиннохвостые». Как вы думаете, что это за слова? Приведите пример того и другого

слова.

2. Одно из современных заимствований (американизмов) предложили перевести, заменяя

каждую морфему данного американизма русской морфемой (такой способ передачи

иностранного слова называется «калькированием»). В результате получилось слово

надцатилетник. Какое это заимствование? Каким русским словом его можно перевести?

3. В старину на Руси соль была достаточно дорогим продуктом. Ее привозили из дальних

стран, налог на соль был очень высоким.

Сейчас мы солим пищу во время ее приготовления, но на Руси было иначе. Варили,

жарили, пекли без соли, а хозяин за столом солил уже готовое блюдо. Иногда, чтобы

показать свое расположение, хорошее отношение гостю, он пищу пересаливал, а иногда

наоборот.

Какой фразеологизм родился из этого исторического факта?

4. Ответьте на шутливые вопросы:

1) какие два местоимения портят дорогу?

2)как превратить ветку в водоем?

3) ради какого предлога русский изобретатель Попов нашел способ передавать на

большие расстояния человеческую речь и музыку без помощи провода?

5. Составьте из букв, составляющих слово грамотей, как можно больше других

существительных, употребляя их в форме именительного падежа.

6. Эта антонимичная пара фразеологизмов появилась в те далекие времена, когда русские

носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин и

того длиннее – 130-140 см. Работать в одежде с такими рукавами было неудобно,

получалось плохо. Чтобы лучше работалось, надо было рукава подвернуть.

О какой паре фразеологизмов идет речь?

7. В 14 веке в Западной Европе знатность определялась… длиной башмака. Башмак

дворянина был в полтора фута, барона – в два фута, а башмак князя – в два с половиной

фута (1 фут равен приблизительно 30 см). Таким образом, по башмаку, по ноге, можно

было узнать самого знатного. Впоследствии из этого факта родился фразеологизм,

означающий «жить богато, не считая денег».

Назовите этот фразеологизм.

8. Разгадайте шарады и определите, что объединяет слова-отгадки.

А) предлог + глагол в форме 1-го лица + 21-я буква алфавита = ?

Б) Место в игре + 6-я буква алфавита + 25-я буква алфавита + союз = ?

В) Предлог + волосы над верхней губой у мужчин + существительное от глагола ловить +

союз = ?

9. Определите, одушевленными или неодушевленными являются перечисленные ниже

слова. Какие слова можно отнести к обеим группам? С чем это связано?

Валет, полк, получатель, дворник, общество, спасатель, мертвец, кукла, застройщик.

10. Приведите пять примеров фразеологических оборотов, пришедших в литературный

язык из речи плотников.

11. Приведите три примера фразеологических оборотов, пришедших в литературный язык

из речи музыкантов и актеров.

12. Замените все слова и словосочетания антонимами и отгадайте, какие пословицы,

известные строки из стихотворений и песен здесь зашифрованы. Нкоторые антонимы

следует рассматривать как контекстуальные.

1) Много раз в жаркую летнюю рань

Ты в поле приходил.

2) Волка подняла служанка,

При ясной погоде ушел волк.

3) Да, насыпай себе гору: другой из нее промахнется.

4) С мужчинами умереть можно в темноте, да!

5) Ты забыла ужасную вечность,

За тобой исчез я.

13. Подберите русские варианты английским пословицам и поговоркам.

1) не стоит пороха и дроби.

2) Черная овца в семье.

3) Для каждой собаки наступит ее день.

4)Птичка в руке стоит двух в кустах.

5)Называть лопату лопатой.

6) Возить уголь в Ньюкасл.

Блиц.

1. Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Традиция, атеист, банкротство, маркетинг, триумф, атлет, шеф.

2. Приведете примеры, где буква Ё различает: 1) разные слова 2) разные грамматические

формы слов. Кто ввел в русский алфавит эту букву?

3. Меценат, благотворитель, спонсор, попечитель.

О каком из этих слов пишет ученая: «С середины 80-х гг. ХХ века это малопонятное слово

из жизни капиталистов эпизодически появлялось на газетных полосах, но уже к концу 90-

х гг. оно завоевало печатное пространство и освоилось в устной речи» (Е.В. Ларионова, ж-

л «Русская речь», 5/1992). Как освоилось это слово в устной речи?

4. Человечий – человечный – человеческий. Назовите как можно больше различий между

словами.

5. Даны грамматические характеристики трех слов. Найдите в одной из них невозможное

в русском языке сочетание грамматических признаков. Объясните.

1) Имя прилагательное, качественное, краткая форма, м.р., ед.ч., им.п., в предложении

является сказуемым.

2) Имя существительное, собственное, одушевленное, 2 скл., м.р., ед.ч., им.п., в

предложении является подлежащим.

3) Глагол совершенного вида, непереходных, невозвратный, II спр., изъявительного

наклонения, прошедшего времени, 3 л., м.р., ед.ч., в предложении - сказуемое.

6. С незапамятных времен курица у людей была предметом шутливых насмешек. Он не

летает, хотя имеет крылья, боится воды, не вьет гнезда, не видит в темноте, пуглива и

глупа. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе слово курица.

7. В 19 веке министр просвещения адмирал-академик А. С. Шишков предлагал заменить

заимствованные слова на исконно русские по происхождению, например «калоши»

заменить «мокроступами». Однако эти слова не прижились. Проанализируйте следующие

слова, их корни и назовите слова, которые синонимичны им в современном русском

языке.

Ветродуй, лечезнание, костотряс (паук), любомудр.

8. Замените сочетания слов одним существительным:

1) музыкальное сопровождение.

2) художник, изображающий картины сражений

3) подножие памятника, статуи или скульптурной группы

4)скульптурный памятник крупных размеров в честь выдающегося события или личнсоти

5) художник, изображающий картины природы

9. Объясните, почему наречия добела и досрочно имеют разные суффиксы, ведь по

правилу приставка до требует суффикса –а?

10. Назовите жителей следующих городов (в ед. и мн.числе):

Курск, Кострома, Санкт-Петербург, Пермь, Ростов, Томск.

11. Приведите примеры устойчивых словосочетаний или пословиц, где слово красный

употреблялось бы в значении красивый.



В раздел образования