Автор: Марина Александровна Халдарова
Должность: преподаватель математики, физики
Учебное заведение: ГПОУ
Населённый пункт: пгт Промышленная Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Современные технологии обучения физике
Раздел: среднее профессиональное
Статья по дисциплине
"Современные технологии обучения физике. Инновации в физическом об-
разовании технологии"
по теме
"Игра и игровые технологии обучения. Организационно-деятельностные и
дидактические игры в обучении физике"
Исполнитель:
Халдарова Марина Александровна
Содержание
1.
Введение ………………………………………………………………….3
2.
Роль и значение игры в учебном процессе………………………………4
3.
Игровые технологии на уроках физики………………………………….6
4.
Виды педагогических игр…………………………………………………8
4.1Урок – деловая игра……………………………………………………9
4.2Урок – ролевая игра…………………………………………………..10
5.
Игры для групповой работы учащихся………………………………….12
5.1Разброс мнений………………………………………………………..12
5.2Вытащи вопрос………………………………………………………..12
5.3Правила игры………………………………………………………….13
5.4Незавершенность……………………………………………………...14
6.
Заключение ………………………………………………………………14
7.
Список литературы………………………………………………………15
2
1.
Введение
Одним из самых древних способом воспитания и обучения детей не-
пременно является игра. Игры прекрасно дополняют привычные , ставшие
традиционными формы обучения и благоприятно влияют на активизацию
процесса обучения. Особенно приоритетное значение имеют игровые формы
обучения в воспитания детей. Об обучающих возможностях игр известно
давно. Многие выдающиеся педагоги: - Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л.,
Эльконин Д.Б. и др. справедливо обращали внимание на эффективность ис-
пользования игр в процессе обучения.
Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток
и вершина. Ни в одном из возможных видов своей деятельности человек не
демонстрирует такого самозабвения и полной самоотдачи своих психофизио-
логических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Я считаю, что именно
поэтому игра расширяет свои принципы, без проблем прокрадывается в ра-
нее непредсказуемые сферы человеческой жизни.
Принцип развивающего обучения, индивидуализация и дифференциа-
ция обучения, наглядность, доступность подачи информации в игре полно-
стью реализуется.
Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения
тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию
изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реаль-
ных» жизненных условиях.
Однако, прежде чем внедрить игровую технологию в учебный процесс
необходимо определить:
какой учебный материал целесообразно изучать с использованием иг-
ровой технологии;
для какого состава учеников следует ее применять;
как увязать игру с другими способами обучения;
как найти время в учебном плане для ее проведения;
какую игровую технологию следует выбрать по конкретной учебной
теме;
как подобрать игру, решающую определенные учебные задачи на каж-
дом этапе урока.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружа-
ющей действительности является наиболее естественным и доступным путём
к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.
Игра всегда предполагает принятие решения, и желание выиграть об-
остряет мыслительную деятельность играющих. Дети, однако, над этим не
задумываются, для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то
она и привлекает учителей, в том числе и учителей информатики.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социали-
зирует, развлекает, даёт отдых. В игре выявляется характер ребёнка, его вз-
3
гляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры
приближаются к решению сложных жизненных проблем.
Игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. “Игра –
регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Она хранит и развивает “дет-
ское” в детях, она – их школа жизни и “практика развития”
2.
Роль и значение игры в учебном процессе
Современная школа должна не только формировать у учащихся необходи-
мый набор знаний, умений и навыков. Не менее важной задачей является
необходимость пробуждать и поддерживать стремление обучающихся к
саморазвитию, реализации их творческих способностей.
Важно на самых первых ступенях обучения формировать в учениках ин-
терес к учебе. Более того, этот интерес требуется постоянно поддерживать.
Ни для кого не секрет, что у человека откладывается в памяти и в навыках
больше тогда, когда он участвует в процессе с интересом, а не наблюдает со
стороны. А значит, нужна такая реализация внутри системы образования, ко-
торая бы позволяла школьникам разного возраста с интересом достигать по-
ставленные цели.
Использование нетрадиционных, нестандартных форм обучения оказыва-
ет положительное влияние на учебный процесс.
Нетрадиционный урок - это урок, который характеризуется нестандартным
подходом к отбору содержания учебного материала и к сочетанию методов
обучения.
Игровой процесс можно и нужно использовать в качестве одного из ме-
тодов обучения. Его основной целью является пробуждение познавательного
интереса и, в дальнейшем, углубление интереса к учебе. Игра имеет немалое
значение в жизни ребенка. На первый взгляд она может показаться беззабот-
ной и легкой, на самом же деле, игра требует от ребенка отдачи максимума
своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Нередки случаи, когда пе-
дагог предпочитает проводить с детьми занятия в традиционной для него
урочной форме только из-за того, что боится шума и гама, которые могут со-
провождать игру.
Для учеников урок в форме игры служит переходом в иное психологи-
ческое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, воз-
можность оказаться в другой роли. Для учителя урок в форме игры - возмож-
ность лучше узнать и понять своих учеников, увидеть их индивидуальные
особенности, решить внутренние проблемы в классе (например, общения).
Так же это хорошая возможность для самореализации и творческого подхода
к работе.
Условия игры часто требуют от ребенка быстроты и остроты мысли,
особой внимательности, эмоционального вовлечения в процесс. Одна из
главных задач учителя – поощрять подобные игры детей, обучать в процессе
игры, поддерживать детскую инициативу в организации различных игр, ока-
4
зывать им требующуюся помощь. Не стоит забывать о том, что дидактиче-
ская игра эмоционально насыщена. Принимая в ней участие, ребенок может
переживать волнение, радость от удачно выполненной задачи, досаду в слу-
чае неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный
подъем способен захватить всех детей, даже тех, кто обычно пассивен.
Обучение в процессе игры стимулирует лучшее запоминание и понима-
ние изучаемого материала, а также способствует повышению мотивации, за-
интересованности и позволяет обучаемому использовать большее количество
органов чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неод-
нократно воспроизводить ее в новых ситуациях.
Игра - это деятельность, мотив которой заложен в ней самой. Другими
словами, такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а
ради процесса.
В современной школе на уроках физики широко используются игровые
технологии. Играть можно как целый урок, так и использовать игровые фраг-
менты на уроках. Но нельзя забывать об эффективности использования дан-
ной технологии и во внеурочное время.
Игра не должна являться самоцелью. Её нельзя проводить только ради
развлечения учеников. Она должна быть дидактической, подчиненной опре-
деленным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на обучаю-
щем занятии, в структуру которого она включена. Поэтому игру нужно зара-
нее спланировать, продумать ее место в структуре занятия, определить фор-
му ее проведения, подготовить материал, необходимый для ее проведения.
Обучение в процессе игры отличается от других педагогических техноло-
гий тем, что игра:
1.
Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для каж-
дого ребенка.
2.
Один из наиболее эффективных способов активизации, вовлечении
участников в игровую деятельность за счет содержательной природы
самой игровой ситуации. В игре значительно легче преодолеть трудно-
сти, препятствия и психологические барьеры.
3.
Требует и вызывает у участников инициативу, упорство в достижении
целей, творческий подход, воображение и т.д.
4.
Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений.
5.
Полифункциональна, её влияние на человека не ограниченно каким-
либо одним аспектом, но все её возможные воздействия активизируют-
ся одновременно.
6.
Групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревнова-
тельный азарт. В качестве соперника, однако, может выступать не
только человек, но и обстоятельства, или даже он сам (необходимость
преодолеть себя, свой предыдущий результат).
7.
В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный,
психологический и т.д. Стоит заметить, что при групповой деятельно-
5
сти результат воспринимается участником через призму общего успе-
ха, отождествляя успех группы, команды как свой собственный.
Игра является самостоятельным видом развивающей деятельности детей
различных возрастов. Для них она самая свободная форма деятельности, в
которой познается окружающий мир, открывается широкий простор для лич-
ного творчества, активности самопознания, самовыражения.Игра является
главной сферой общения детей. В ней решаются проблемы межличностных
отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
3.
Игровые технологии на уроках физики
В последнее время среди педагогов все чаще поднимается вопрос: что же
происходит сегодня со школьным курсом физики? Действительно, мы живем
в эпоху научно технического прогресса, а интерес у учеников физики пони-
жается. Почему так происходит?
Задав этот вопрос школьникам, оказалось, что некоторые не планируют
в дальнейшем связывать свою деятельность с наукой и техникой, поэтому
физика им просто не нужна. Для других уроки физики не интересны, т.к. то,
о чем говорится на учебном занятии, им уже известно из журналов, популяр-
ных книг, интернета. Третьим тяжело дается усвоение абстрактных понятий,
они не хотят заучивать формулировки. Для большинства из обучающихся
школьный курс физики не интересен и непонятен. А для относительно малой
части учащихся, которые нацелены на науку и технику, этот курс подчас про-
сто малоинформативен, он слабо способствует их развитию.
Исходя из выше сказанного, существует необходимость повысить не
только познавательную, но и развивающую, воспитательную функцию физи-
ки - одного из важнейших предметов. Для чего это нужно?
Во-первых, физика является для человека одним из главных источни-
ков знаний об окружающем мире, она дает нам ответы на вопросы: как
устроен окружающий мир, почему в нем происходят те или иные процессы и
явления.
Во-вторых, физика, на протяжении многих сотен лет расширяет и
многократно преумножает человеческие возможности, обеспечивает уверен-
ное продвижение по пути технического прогресса.
В-третьих, привносит значительный вклад в развитие интеллектуально-
го облика человека, формирует его мировоззрение.
Из множества способов формирования у учеников познавательного ин-
тереса одним из самых эффективных является организация игровой деятель-
ности. Структура игры, её содержание и правила подразумевают создание
эвристической среды, постоянно стимулирующей познавательную и творче-
скую активность ребёнка.
Принцип активности в процессе обучения физики является основопола-
гающим в дидактике. Он предполагает такое качество деятельности, которое
6
характеризуется высоким уровнем заинтересованности, сформировавшейся
потребностью в усвоении знаний и умений и результативностью.
Особенно важна активность учащихся в процессе игры. В ином случае
педагог не получит ожидаемого результата. Сама по себе активность возник-
нуть практически не может - она является следствием целенаправленных воз-
действий педагога.
В любой игре заложены огромные воспитательные и образовательные
возможности. Она может развивать детскую наблюдательность и способ-
ность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные
признаки. Вследствие чего, игры оказывают большое влияние на умственное
развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание и творческие способ-
ности.
Игра вместе с трудом и обучением является одним из основных видов дея-
тельности человека. Игра, с одной стороны, является развлечением, отдыхом,
с другой стороны – она способна перерасти в процесс обучения, в творче-
скую деятельность.
Игру как метод обучения, передачи опыта от старших поколений к млад-
шим люди использовали с незапамятных времен. В современной школе игро-
вые технологии могут использоваться в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы;
как элемент более обширной технологии;
в качестве обучающего занятия или его части;
как одна из технологий внеклассной работы.
Понятие «игровые технологии» включает в себя обширную группу мето-
дов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных
игр.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – заранее опреде-
ленной целью обучения и соответствующим ей результатом, характеризую-
щимся учебно-познавательной направленностью.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по следующим направлениям:
перед учащимися в форме игровой задачи ставится дидактическая цель;
учебная деятельность должна подчиняться правилам игры;
вводится элемент соревнования, способствующий переходу дидактической
задачи в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым ре-
зультатом.
4.
Виды педагогических игр
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду деятельности:
физические,
7
интеллектуальные,
трудовые,
социальные
психологические;
По характеру педагогического процесса:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
По характеру игровой методики:
предметные,
ролевые,
имитационные и т. д.;
По игровой среде:
с предметами,
без предметов,
компьютерные и с ТСО,
комнатные и др.
Урок с дидактической игрой.
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко постав-
ленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результата-
ми.
Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игро-
вой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактиче-
ские задачи, оборудование, результаты игры.
Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидак-
тической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познаватель-
ный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отно-
шении знаний.
Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в про-
цессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей уча-
щихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся
управлять своим поведением.
Регламентированные правилами игры действия способствуют познава-
тельной активности учащихся.
Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно
заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при ре-
шении учебной проблемы.
Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность,
ТСО, дидактический раздаточный материал и др.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в
форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все
8
структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообуслов-
лены.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах
урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр
уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применя-
ют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой
связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактиче-
ские игры.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является вклю-
чение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов
урока.
Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий
мир,
открывается
простор
для
личной
активности
и
творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать
удовольствие
от
игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие.
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным за-
дачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требовани-
ям
стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом
подготовленности
учащихся
и
их
психологических
особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и
методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности уча-
щихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение
применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ре-
бусы,
загадки,
викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению
учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выраже-
на в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр.
Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
4.1 Урок – деловая игра.
Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельност-
ные, проблемные, учебные и комплексные.
Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:
моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествую-
щего этапа влияет на ход следующего;
наличие конфликтных ситуаций;
9
обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих
предусмотренные сценарием роли;
использование описания объекта игрового имитационного моделирова-
ния;
контроль игрового времени;
элементы состязательности;
правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр.
Этапы:
обоснование требований к проведению игры;
составление плана её разработки;
написание сценария, включая правила и рекомендации по организации
игры;
отбор необходимой информации средств обучения, создающих игро-
вую обстановку
уточнение целей проведения игры, составление руководства для веду-
щего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление
дидактических материалов;
разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников
в отдельности.
Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:
знакомство с реальной ситуацией;
построение её имитационной модели;
постановка главных задач группам, уточнение их роли в игре;
создание игровой проблемной ситуации;
вычленение необходимого для решения проблемы теоретического ма-
териала;
разрешение проблемы;
обсуждение и проверка полученных результатов;
коррекция;
реализация принятого решения;
анализ итогов работы;
оценка результатов работы.
4.2 Урок – ролевая игра.
В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным
набором структурных компонентов.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности
на 3 группы:
1.
имитационные,
(направленные на имитацию определённого, профессионального действия);
2.
ситуационные,
(связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой
ситуации);
10
3.
условные,
(посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.)
Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на
основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.
Этапы разработки и проведения ролевых игр:
подготовительный;
игровой
заключительный
анализ результатов.
Этап подготовки.
Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного
отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная
цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной за-
дачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания си-
туации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориента-
ция участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется
главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуа-
ции. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собира-
ется дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются
к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты меж-
ду участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полу-
ченной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, на-
рушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа
над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита ре-
зультатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её
ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они
уходят от главной цели игры.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслу-
шиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные ре-
шения.
Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление
экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В
заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошиб-
ки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на уста-
новление связи игры с содержанием учебного предмета.
В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы
импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсцениров-
ку.
5.
Игры для групповой работы учащихся
Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно применять с це-
лью преодоления познавательного эгоцентризма и расширения познаватель-
ных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры долж-
11
ны быть групповыми. Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих
для групповой работы учащихся.
5. 1." Разброс мнений".
"Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное вы-
сказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной
проблеме,
поставленному
вопросу
или
теме.
Методической особенностью такого группового дела служит многочис-
ленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их
прочтение и произнесение вслух побуждает к ответному высказыванию. На-
чатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже
готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. На-
чальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый мо-
мент
разговора.
Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том,
чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и ла-
конично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточ-
ке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успеш-
ной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной
поддержки. Мнения принимаются обоснованные.
Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы,
чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. От-
веты строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Жела-
тельно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных
подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к
учебным понятиям.
5.2. "Вытащи вопрос".
Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов.
Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире инфор-
мация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в
том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопро-
сы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освое-
нии
и
закреплении
материала.
Начать занятие можно с вопроса: " Знаете ли вы кого - нибудь, кто за-
дает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса
по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели
стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же челове-
ком,
который
умеет
выдавать
хорошие
ответы?
12
Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные во-
просы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на корточках, сложим
их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и поста-
раетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интере-
сен
ли
был
вопрос
и
чем
именно".
После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:
какие вопросы ученикам понравились;
какой ответ показался более удачным;
какие вопросы были трудными;
доставило
ли
ученикам
удовольствие
придумывать
вопросы.
Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися
7-8
классов.
5.3.
"Правила игры".
Данный вид работы позволяет учащимся занять определенную пози-
цию по отношению к школьным правилам. Они могут рассказать о новых
правилах,
по
которым
им
хотелось
бы
жить
в
школе.
Работа начинается в период знакомства с классом с вопроса: "Предпо-
ложим, в школе ученики будут управлять наряду с взрослыми, разумно вы-
двигать и выполнять определенные требования. Какие правила ввел бы каж-
дый из вас? Запишите список своих правил. Посовещайтесь парами, предло-
жите три правила организации урока и поведения на уроке, которые устраи-
вают
вас
обоих
и
могут
понравиться
вашим
одноклассникам".
После оглашения правил всеми парами, стоит провести анализ:
какое из собственных правил учеников кажется им особенно важным?
какое правило, предложенное другой парой, понравилось?
с каким из школьных правил, ученики поспорили бы?
кого бы ученики хотели видеть лидером класса?
извиняются ли ученики, когда они нарушают правила?
каковы наиболее важные правила класса?
с какого класса, по мнению учеников, они могли бы участвовать в об-
суждении правил школьной жизни поддерживать их соблюдение?
Работа по составлению правил может проходить только в малой груп-
пе. То есть, чтобы поработать над правилами, нужно воспользоваться деле-
нием
класса
на
группы
и
встретиться
с
каждой
из
них.
5.4."Незавершенность".
Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала
может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное ка-
чество? Попробуем провести эксперимент. У каждого ученика отрыт учеб-
13
ник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную инфор-
мацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.
Итак, Вы как учитель определяете, какой раздел учебника сейчас необ-
ходимо изучить (время - 10 минут). Обозначьте начало работы (по команде).
Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформули-
ровать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать
их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и ана-
лизирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ве-
дущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учеб-
ник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые вы-
брал и просит ответить на них.
6.
Заключение
Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходи-
мого речевого общения, которую учитель создает в классе. Доверительность
и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря об-
щей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным
разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при
изучении информатики. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо
делает овладение компьютером радостным, творческим и коллективным.
2. Использование игры на занятиях позволяет формировать и развивать у
обучающихся навыки и умения находить необходимую информацию, преоб-
разовывать её, вырабатывать на её основе планы и решения как в стереотип-
ных, так и в нестереотипных ситуациях.
3.Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизиру-
ет резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями,
умениями и навыками, способствует их актуализации.
4. Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте
обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование её
на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельно-
сти. А это ведёт к интеллектуальной активности, умственной и познаватель-
ной самостоятельности и инициативности учащихся.
5. Игра формирует способность принимать самостоятельные решения, оцени-
вать свои действия.
Интерес к изучению физики во многом зависит от того, как проходят
уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает
развитие увлеченности предметом.
Поэтому на уроках физики нужно применять как традиционные, так и
нетрадиционные образовательные технологии, в данном исследовании
рассмотрено применение игровых.
14
7.
Литература
1.
Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразователь-
ной школе. - М., Просвещение, 1985. - 208 с.
2.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагоги-
ка, 1989. - 190 с.
3.
Волков И.П. Педагогические технологии. - М., Просвещение ,1990. -
381 с.
4.
Выбор методов обучения в средней школе./Под ред. Ю.К. Бабанского. -
М., Педагогика, 1981. - 176 с.
5.
Еременко М. И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассника
в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций. - Волго-
град, Панорама, 2006. - 64с.
6.
Ильина Т.А., «Педагогика». - М., Просвещение, 1984. - 496 с.
7.
Крюкова Е. А. Личностно-развивающие образовательные технологии:
природа, проектирование, реализация. - Волгоград., Перемена, 1999. - 195с.
8.
Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие. - М., Про-
метей, 1992. - 528 с.
9.
Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструиро-
вания учебного процесса. - Волгоград., Перемена, 1995. - 152с.
10.Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. - Ростов н/Д.,
Март, 2002. - 336 с.
11.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. "Технология игры в обучении и раз-
витии". - М., Российское педагогическое агентство,1996. - 270с.
12.Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и терми-
ны./ Прутченков А.С. //ПЕДАГОГИКА. - 1999. - N3. - С. С.121-126
13.Прутченков А.С. Учимся и учим, играя. - М., МПА, 1997. - 320 с.
14.Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. - СПб., «Питер», 2000.-
712 с.
15.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., Народ-
ное образование, 1998. - 256 с.
16.Шепель В.М. Особенности педагогической технологии. - М., ЮНИТИ,
1994. - 194 с.
17.Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М., Педагогика, 1978. - 269 с.
15