Напоминание

Современные технологии обучения физике


Автор: Марина Александровна Халдарова
Должность: преподаватель математики, физики
Учебное заведение: ГПОУ
Населённый пункт: пгт Промышленная Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Современные технологии обучения физике
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья по дисциплине

"Современные технологии обучения физике. Инновации в физическом об-

разовании технологии"

по теме

"Игра и игровые технологии обучения. Организационно-деятельностные и

дидактические игры в обучении физике"

Исполнитель:

Халдарова Марина Александровна

Содержание

1.

Введение ………………………………………………………………….3

2.

Роль и значение игры в учебном процессе………………………………4

3.

Игровые технологии на уроках физики………………………………….6

4.

Виды педагогических игр…………………………………………………8

4.1Урок – деловая игра……………………………………………………9

4.2Урок – ролевая игра…………………………………………………..10

5.

Игры для групповой работы учащихся………………………………….12

5.1Разброс мнений………………………………………………………..12

5.2Вытащи вопрос………………………………………………………..12

5.3Правила игры………………………………………………………….13

5.4Незавершенность……………………………………………………...14

6.

Заключение ………………………………………………………………14

7.

Список литературы………………………………………………………15

2

1.

Введение

Одним из самых древних способом воспитания и обучения детей не-

пременно является игра. Игры прекрасно дополняют привычные , ставшие

традиционными формы обучения и благоприятно влияют на активизацию

процесса обучения. Особенно приоритетное значение имеют игровые формы

обучения в воспитания детей. Об обучающих возможностях игр известно

давно. Многие выдающиеся педагоги: - Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л.,

Эльконин Д.Б. и др. справедливо обращали внимание на эффективность ис-

пользования игр в процессе обучения.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток

и вершина. Ни в одном из возможных видов своей деятельности человек не

демонстрирует такого самозабвения и полной самоотдачи своих психофизио-

логических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Я считаю, что именно

поэтому игра расширяет свои принципы, без проблем прокрадывается в ра-

нее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

Принцип развивающего обучения, индивидуализация и дифференциа-

ция обучения, наглядность, доступность подачи информации в игре полно-

стью реализуется.

Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения

тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию

изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реаль-

ных» жизненных условиях.

Однако, прежде чем внедрить игровую технологию в учебный процесс

необходимо определить:

какой учебный материал целесообразно изучать с использованием иг-

ровой технологии;

для какого состава учеников следует ее применять;

как увязать игру с другими способами обучения;

как найти время в учебном плане для ее проведения;

какую игровую технологию следует выбрать по конкретной учебной

теме;

как подобрать игру, решающую определенные учебные задачи на каж-

дом этапе урока.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружа-

ющей действительности является наиболее естественным и доступным путём

к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Игра всегда предполагает принятие решения, и желание выиграть об-

остряет мыслительную деятельность играющих. Дети, однако, над этим не

задумываются, для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то

она и привлекает учителей, в том числе и учителей информатики.

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социали-

зирует, развлекает, даёт отдых. В игре выявляется характер ребёнка, его вз-

3

гляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры

приближаются к решению сложных жизненных проблем.

Игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. “Игра –

регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Она хранит и развивает “дет-

ское” в детях, она – их школа жизни и “практика развития”

2.

Роль и значение игры в учебном процессе

Современная школа должна не только формировать у учащихся необходи-

мый набор знаний, умений и навыков. Не менее важной задачей является

необходимость пробуждать и поддерживать стремление обучающихся к

саморазвитию, реализации их творческих способностей.

Важно на самых первых ступенях обучения формировать в учениках ин-

терес к учебе. Более того, этот интерес требуется постоянно поддерживать.

Ни для кого не секрет, что у человека откладывается в памяти и в навыках

больше тогда, когда он участвует в процессе с интересом, а не наблюдает со

стороны. А значит, нужна такая реализация внутри системы образования, ко-

торая бы позволяла школьникам разного возраста с интересом достигать по-

ставленные цели.

Использование нетрадиционных, нестандартных форм обучения оказыва-

ет положительное влияние на учебный процесс.

Нетрадиционный урок - это урок, который характеризуется нестандартным

подходом к отбору содержания учебного материала и к сочетанию методов

обучения.

Игровой процесс можно и нужно использовать в качестве одного из ме-

тодов обучения. Его основной целью является пробуждение познавательного

интереса и, в дальнейшем, углубление интереса к учебе. Игра имеет немалое

значение в жизни ребенка. На первый взгляд она может показаться беззабот-

ной и легкой, на самом же деле, игра требует от ребенка отдачи максимума

своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Нередки случаи, когда пе-

дагог предпочитает проводить с детьми занятия в традиционной для него

урочной форме только из-за того, что боится шума и гама, которые могут со-

провождать игру.

Для учеников урок в форме игры служит переходом в иное психологи-

ческое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, воз-

можность оказаться в другой роли. Для учителя урок в форме игры - возмож-

ность лучше узнать и понять своих учеников, увидеть их индивидуальные

особенности, решить внутренние проблемы в классе (например, общения).

Так же это хорошая возможность для самореализации и творческого подхода

к работе.

Условия игры часто требуют от ребенка быстроты и остроты мысли,

особой внимательности, эмоционального вовлечения в процесс. Одна из

главных задач учителя – поощрять подобные игры детей, обучать в процессе

игры, поддерживать детскую инициативу в организации различных игр, ока-

4

зывать им требующуюся помощь. Не стоит забывать о том, что дидактиче-

ская игра эмоционально насыщена. Принимая в ней участие, ребенок может

переживать волнение, радость от удачно выполненной задачи, досаду в слу-

чае неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный

подъем способен захватить всех детей, даже тех, кто обычно пассивен.

Обучение в процессе игры стимулирует лучшее запоминание и понима-

ние изучаемого материала, а также способствует повышению мотивации, за-

интересованности и позволяет обучаемому использовать большее количество

органов чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неод-

нократно воспроизводить ее в новых ситуациях.

Игра - это деятельность, мотив которой заложен в ней самой. Другими

словами, такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а

ради процесса.

В современной школе на уроках физики широко используются игровые

технологии. Играть можно как целый урок, так и использовать игровые фраг-

менты на уроках. Но нельзя забывать об эффективности использования дан-

ной технологии и во внеурочное время.

Игра не должна являться самоцелью. Её нельзя проводить только ради

развлечения учеников. Она должна быть дидактической, подчиненной опре-

деленным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на обучаю-

щем занятии, в структуру которого она включена. Поэтому игру нужно зара-

нее спланировать, продумать ее место в структуре занятия, определить фор-

му ее проведения, подготовить материал, необходимый для ее проведения.

Обучение в процессе игры отличается от других педагогических техноло-

гий тем, что игра:

1.

Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для каж-

дого ребенка.

2.

Один из наиболее эффективных способов активизации, вовлечении

участников в игровую деятельность за счет содержательной природы

самой игровой ситуации. В игре значительно легче преодолеть трудно-

сти, препятствия и психологические барьеры.

3.

Требует и вызывает у участников инициативу, упорство в достижении

целей, творческий подход, воображение и т.д.

4.

Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений.

5.

Полифункциональна, её влияние на человека не ограниченно каким-

либо одним аспектом, но все её возможные воздействия активизируют-

ся одновременно.

6.

Групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревнова-

тельный азарт. В качестве соперника, однако, может выступать не

только человек, но и обстоятельства, или даже он сам (необходимость

преодолеть себя, свой предыдущий результат).

7.

В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный,

психологический и т.д. Стоит заметить, что при групповой деятельно-

5

сти результат воспринимается участником через призму общего успе-

ха, отождествляя успех группы, команды как свой собственный.

Игра является самостоятельным видом развивающей деятельности детей

различных возрастов. Для них она самая свободная форма деятельности, в

которой познается окружающий мир, открывается широкий простор для лич-

ного творчества, активности самопознания, самовыражения.Игра является

главной сферой общения детей. В ней решаются проблемы межличностных

отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

3.

Игровые технологии на уроках физики

В последнее время среди педагогов все чаще поднимается вопрос: что же

происходит сегодня со школьным курсом физики? Действительно, мы живем

в эпоху научно технического прогресса, а интерес у учеников физики пони-

жается. Почему так происходит?

Задав этот вопрос школьникам, оказалось, что некоторые не планируют

в дальнейшем связывать свою деятельность с наукой и техникой, поэтому

физика им просто не нужна. Для других уроки физики не интересны, т.к. то,

о чем говорится на учебном занятии, им уже известно из журналов, популяр-

ных книг, интернета. Третьим тяжело дается усвоение абстрактных понятий,

они не хотят заучивать формулировки. Для большинства из обучающихся

школьный курс физики не интересен и непонятен. А для относительно малой

части учащихся, которые нацелены на науку и технику, этот курс подчас про-

сто малоинформативен, он слабо способствует их развитию.

Исходя из выше сказанного, существует необходимость повысить не

только познавательную, но и развивающую, воспитательную функцию физи-

ки - одного из важнейших предметов. Для чего это нужно?

Во-первых, физика является для человека одним из главных источни-

ков знаний об окружающем мире, она дает нам ответы на вопросы: как

устроен окружающий мир, почему в нем происходят те или иные процессы и

явления.

Во-вторых, физика, на протяжении многих сотен лет расширяет и

многократно преумножает человеческие возможности, обеспечивает уверен-

ное продвижение по пути технического прогресса.

В-третьих, привносит значительный вклад в развитие интеллектуально-

го облика человека, формирует его мировоззрение.

Из множества способов формирования у учеников познавательного ин-

тереса одним из самых эффективных является организация игровой деятель-

ности. Структура игры, её содержание и правила подразумевают создание

эвристической среды, постоянно стимулирующей познавательную и творче-

скую активность ребёнка.

Принцип активности в процессе обучения физики является основопола-

гающим в дидактике. Он предполагает такое качество деятельности, которое

6

характеризуется высоким уровнем заинтересованности, сформировавшейся

потребностью в усвоении знаний и умений и результативностью.

Особенно важна активность учащихся в процессе игры. В ином случае

педагог не получит ожидаемого результата. Сама по себе активность возник-

нуть практически не может - она является следствием целенаправленных воз-

действий педагога.

В любой игре заложены огромные воспитательные и образовательные

возможности. Она может развивать детскую наблюдательность и способ-

ность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные

признаки. Вследствие чего, игры оказывают большое влияние на умственное

развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание и творческие способ-

ности.

Игра вместе с трудом и обучением является одним из основных видов дея-

тельности человека. Игра, с одной стороны, является развлечением, отдыхом,

с другой стороны – она способна перерасти в процесс обучения, в творче-

скую деятельность.

Игру как метод обучения, передачи опыта от старших поколений к млад-

шим люди использовали с незапамятных времен. В современной школе игро-

вые технологии могут использоваться в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы;

как элемент более обширной технологии;

в качестве обучающего занятия или его части;

как одна из технологий внеклассной работы.

Понятие «игровые технологии» включает в себя обширную группу мето-

дов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных

игр.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – заранее опреде-

ленной целью обучения и соответствующим ей результатом, характеризую-

щимся учебно-познавательной направленностью.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий

происходит по следующим направлениям:

перед учащимися в форме игровой задачи ставится дидактическая цель;

учебная деятельность должна подчиняться правилам игры;

вводится элемент соревнования, способствующий переходу дидактической

задачи в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым ре-

зультатом.

4.

Виды педагогических игр

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

По виду деятельности:

физические,

7

интеллектуальные,

трудовые,

социальные

психологические;

По характеру педагогического процесса:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

По характеру игровой методики:

предметные,

ролевые,

имитационные и т. д.;

По игровой среде:

с предметами,

без предметов,

компьютерные и с ТСО,

комнатные и др.

Урок с дидактической игрой.

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко постав-

ленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результата-

ми.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игро-

вой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактиче-

ские задачи, оборудование, результаты игры.

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидак-

тической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познаватель-

ный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отно-

шении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в про-

цессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей уча-

щихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся

управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игры действия способствуют познава-

тельной активности учащихся.

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно

заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при ре-

шении учебной проблемы.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность,

ТСО, дидактический раздаточный материал и др.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в

форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все

8

структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообуслов-

лены.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах

урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр

уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применя-

ют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой

связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактиче-

ские игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является вклю-

чение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов

урока.

Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий

мир,

открывается

простор

для

личной

активности

и

творчества.

2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать

удовольствие

от

игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным за-

дачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требовани-

ям

стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом

подготовленности

учащихся

и

их

психологических

особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и

методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности уча-

щихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение

применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ре-

бусы,

загадки,

викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению

учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выраже-

на в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр.

Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

4.1 Урок – деловая игра.

Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельност-

ные, проблемные, учебные и комплексные.

Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:

моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествую-

щего этапа влияет на ход следующего;

наличие конфликтных ситуаций;

9

обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих

предусмотренные сценарием роли;

использование описания объекта игрового имитационного моделирова-

ния;

контроль игрового времени;

элементы состязательности;

правила, системы оценок хода и результатов игры.

Методика разработки деловых игр.

Этапы:

обоснование требований к проведению игры;

составление плана её разработки;

написание сценария, включая правила и рекомендации по организации

игры;

отбор необходимой информации средств обучения, создающих игро-

вую обстановку

уточнение целей проведения игры, составление руководства для веду-

щего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление

дидактических материалов;

разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников

в отдельности.

Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:

знакомство с реальной ситуацией;

построение её имитационной модели;

постановка главных задач группам, уточнение их роли в игре;

создание игровой проблемной ситуации;

вычленение необходимого для решения проблемы теоретического ма-

териала;

разрешение проблемы;

обсуждение и проверка полученных результатов;

коррекция;

реализация принятого решения;

анализ итогов работы;

оценка результатов работы.

4.2 Урок – ролевая игра.

В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным

набором структурных компонентов.

Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности

на 3 группы:

1.

имитационные,

(направленные на имитацию определённого, профессионального действия);

2.

ситуационные,

(связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой

ситуации);

10

3.

условные,

(посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.)

Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на

основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.

Этапы разработки и проведения ролевых игр:

подготовительный;

игровой

заключительный

анализ результатов.

Этап подготовки.

Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного

отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная

цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной за-

дачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания си-

туации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориента-

ция участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется

главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуа-

ции. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собира-

ется дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются

к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты меж-

ду участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полу-

ченной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, на-

рушать регламент и этику поведения.

Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа

над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита ре-

зультатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её

ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они

уходят от главной цели игры.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслу-

шиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные ре-

шения.

Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление

экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В

заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошиб-

ки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на уста-

новление связи игры с содержанием учебного предмета.

В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы

импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсцениров-

ку.

5.

Игры для групповой работы учащихся

Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно применять с це-

лью преодоления познавательного эгоцентризма и расширения познаватель-

ных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры долж-

11

ны быть групповыми. Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих

для групповой работы учащихся.

5. 1." Разброс мнений".

"Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное вы-

сказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной

проблеме,

поставленному

вопросу

или

теме.

Методической особенностью такого группового дела служит многочис-

ленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их

прочтение и произнесение вслух побуждает к ответному высказыванию. На-

чатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже

готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. На-

чальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый мо-

мент

разговора.

Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том,

чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и ла-

конично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточ-

ке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успеш-

ной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной

поддержки. Мнения принимаются обоснованные.

Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы,

чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. От-

веты строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Жела-

тельно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных

подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к

учебным понятиям.

5.2. "Вытащи вопрос".

Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов.

Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире инфор-

мация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в

том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопро-

сы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освое-

нии

и

закреплении

материала.

Начать занятие можно с вопроса: " Знаете ли вы кого - нибудь, кто за-

дает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса

по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели

стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же челове-

ком,

который

умеет

выдавать

хорошие

ответы?

12

Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные во-

просы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на корточках, сложим

их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и поста-

раетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интере-

сен

ли

был

вопрос

и

чем

именно".

После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:

какие вопросы ученикам понравились;

какой ответ показался более удачным;

какие вопросы были трудными;

доставило

ли

ученикам

удовольствие

придумывать

вопросы.

Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися

7-8

классов.

5.3.

"Правила игры".

Данный вид работы позволяет учащимся занять определенную пози-

цию по отношению к школьным правилам. Они могут рассказать о новых

правилах,

по

которым

им

хотелось

бы

жить

в

школе.

Работа начинается в период знакомства с классом с вопроса: "Предпо-

ложим, в школе ученики будут управлять наряду с взрослыми, разумно вы-

двигать и выполнять определенные требования. Какие правила ввел бы каж-

дый из вас? Запишите список своих правил. Посовещайтесь парами, предло-

жите три правила организации урока и поведения на уроке, которые устраи-

вают

вас

обоих

и

могут

понравиться

вашим

одноклассникам".

После оглашения правил всеми парами, стоит провести анализ:

какое из собственных правил учеников кажется им особенно важным?

какое правило, предложенное другой парой, понравилось?

с каким из школьных правил, ученики поспорили бы?

кого бы ученики хотели видеть лидером класса?

извиняются ли ученики, когда они нарушают правила?

каковы наиболее важные правила класса?

с какого класса, по мнению учеников, они могли бы участвовать в об-

суждении правил школьной жизни поддерживать их соблюдение?

Работа по составлению правил может проходить только в малой груп-

пе. То есть, чтобы поработать над правилами, нужно воспользоваться деле-

нием

класса

на

группы

и

встретиться

с

каждой

из

них.

5.4."Незавершенность".

Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала

может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное ка-

чество? Попробуем провести эксперимент. У каждого ученика отрыт учеб-

13

ник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную инфор-

мацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.

Итак, Вы как учитель определяете, какой раздел учебника сейчас необ-

ходимо изучить (время - 10 минут). Обозначьте начало работы (по команде).

Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформули-

ровать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать

их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и ана-

лизирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ве-

дущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учеб-

ник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые вы-

брал и просит ответить на них.

6.

Заключение

Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходи-

мого речевого общения, которую учитель создает в классе. Доверительность

и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря об-

щей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным

разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при

изучении информатики. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо

делает овладение компьютером радостным, творческим и коллективным.

2. Использование игры на занятиях позволяет формировать и развивать у

обучающихся навыки и умения находить необходимую информацию, преоб-

разовывать её, вырабатывать на её основе планы и решения как в стереотип-

ных, так и в нестереотипных ситуациях.

3.Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизиру-

ет резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями,

умениями и навыками, способствует их актуализации.

4. Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте

обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование её

на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельно-

сти. А это ведёт к интеллектуальной активности, умственной и познаватель-

ной самостоятельности и инициативности учащихся.

5. Игра формирует способность принимать самостоятельные решения, оцени-

вать свои действия.

Интерес к изучению физики во многом зависит от того, как проходят

уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает

развитие увлеченности предметом.

Поэтому на уроках физики нужно применять как традиционные, так и

нетрадиционные образовательные технологии, в данном исследовании

рассмотрено применение игровых.

14

7.

Литература

1.

Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразователь-

ной школе. - М., Просвещение, 1985. - 208 с.

2.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагоги-

ка, 1989. - 190 с.

3.

Волков И.П. Педагогические технологии. - М., Просвещение ,1990. -

381 с.

4.

Выбор методов обучения в средней школе./Под ред. Ю.К. Бабанского. -

М., Педагогика, 1981. - 176 с.

5.

Еременко М. И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассника

в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций. - Волго-

град, Панорама, 2006. - 64с.

6.

Ильина Т.А., «Педагогика». - М., Просвещение, 1984. - 496 с.

7.

Крюкова Е. А. Личностно-развивающие образовательные технологии:

природа, проектирование, реализация. - Волгоград., Перемена, 1999. - 195с.

8.

Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие. - М., Про-

метей, 1992. - 528 с.

9.

Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструиро-

вания учебного процесса. - Волгоград., Перемена, 1995. - 152с.

10.Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. - Ростов н/Д.,

Март, 2002. - 336 с.

11.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. "Технология игры в обучении и раз-

витии". - М., Российское педагогическое агентство,1996. - 270с.

12.Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и терми-

ны./ Прутченков А.С. //ПЕДАГОГИКА. - 1999. - N3. - С. С.121-126

13.Прутченков А.С. Учимся и учим, играя. - М., МПА, 1997. - 320 с.

14.Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. - СПб., «Питер», 2000.-

712 с.

15.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., Народ-

ное образование, 1998. - 256 с.

16.Шепель В.М. Особенности педагогической технологии. - М., ЮНИТИ,

1994. - 194 с.

17.Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М., Педагогика, 1978. - 269 с.

15



В раздел образования