Напоминание

"Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности"


Автор: Касьянова Светлана Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 " Росинка
Населённый пункт: г.Вилючинск Камчатский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5»

Номинация

Образовательная деятельность в ДОУ

Методическая разработка

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста

посредством

музыкально-игровой деятельности

Разработала-

Касьянова С.Н., музыкальный руководитель

1кв. категория

Вилючинск-2020

1

Содержание

Введение..…………………………………………………………………………3

Основная часть……………………………………………………………………6

Заключение………………………………………………………………………16

Библиография……………………………………………………………………17

Приложения

2

«Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения,

если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств,

он поднимется на такую ступеньку культуры,

которая не может быть достигнута ни какими другими средствами»

А. Сухомлинский

Введение

Эмоциональное развитие в раннем возрасте выступает одним из

приоритетных направлений личностного развития ребенка. Эмоциональная

сфера ребенка в течение первых лет его жизни подвергается сложнейшим

трансформациям. Эмоции получают социально значимые качественные

характеристики, появляются чувства, свойственные исключительно людям.

Существуют определенные возрастные периоды (сензитивные), в

которых дети наилучшим образом воспринимают те или иные воздействия.

Таким периодом для формирования основ эмоции и чувств являются первые

три года жизни,

они заключают в себе ценнейшие возможности для

формирования эмоциональной отзывчивости. Именно поэтому работа в

данном

направлении

является

актуальной.

Изменения

личности

взаимосвязаны

и

взаимозависимы

с

изменениями

музыкально-

эмоционального

развития.

Это

подтверждено

практическими

исследованиями в сфере педагогики, психологии, музыковедения, теории и

практики музыкального воспитания, проведенными Б.М. Тепловым, Д.М.

Кабалевским, О.П. Радыновой, Н.А. Ветлугиной Б.В.

Все

ученые

подтверждают,

что

формирование

эмоциональной

отзывчивости на музыку следует проводить на базе стимулирования

музыкальной деятельности детей. Однако, современная социальная ситуация,

в которой происходит формирование ребенка раннего возраста, к сожалению,

не всегда наполняет детей положительными эмоциями и впечатлениями.

Именно поэтому маленьким детям так необходимо общение, организованное

специалистами, которое сможет структурировать их эмоциональный мир,

сформировать

условия

для

разнохарактерных

проявлений

эмоций,

3

самовыражения в форме ритмических движений, голосовых реакций,

звукоподражаний.

Новизна предлагаемой разработки в том, что в ней собраны воедино

игровые упражнения, музыкальный репертуар, способствующие развитию

эмоциональной отзывчивости у детей, которые систематизированы в строгой

методической последовательности и адаптированы для работы с детьми 1,6-3

лет.

Цель: Создание благоприятных условий для развития эмоциональной

отзывчивости детей раннего возраста посредством музыкально-игровой

деятельности

Задачи:

Способствовать

созданию

эмоционально

положительной

атмосферы,

психологической

защищённости,

во

время

совместной

музыкально-игровой деятельности педагога с детьми;

вовлекать в музыкально-игровую деятельность детей, стимулируя

развитие эмоциональной отзывчивости и творческой активности;

развивать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Практическая значимость заключается в том, что представленный

материал в течение пяти лет был накоплен и апробирован в процессе

практической деятельности музыкального руководителя, работающего с

детьми первых трех лет жизни. Подобранные упражнения, пляски, игры для

малышей объединены в циклы по принципу возрастания сложности и

разнообразия движений, где чередуются упражнения направленные на

развитие эмоциональной отзывчивости и на развитие различные группы

мышц, напряжение и расслабление, развитие мелкой моторики и т. д.

Ожидаемые результаты:

-

развитие

у

детей

на

основе

разнообразной

деятельности

эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к

проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении,

поступках;

4

- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в

различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему

миру.

-

способность

к

обыгрыванию

отрывков

из

художественного

произведения

Методическая разработка адресована педагогическим работникам:

музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного

образования, а также всем, кто интересуется вопросами раннего развития

детей дошкольного возраста.

5

2.Основная часть

В содержание музыкальной работы с детьми раннего возраста входит

следующий материал:

I. Музыка

1) Музыка для слушания, т.е. песни и инструментальная «музыка»,

которую дети слушают, но не исполняют.

2) Музыка для подпевания и пения.

3) Музыка для сопровождения движений (песня, инструментальная

музыка).

II. Движения

1) Игры, игровые упражнения и пляски, в которых участвуют дети.

2) Музыкально-двигательные показы, т. е. зрелища-показы, во время

которых дети являются слушателями и зрителями, а взрослый приводит в

движение игрушку или сам исполняет какие-либо движения (например,

пляшет), сопровождая показ пением.

Общие требования к музыкальному материалу для детей:

1. Музыка должна быть яркой, художественной и простой.

2. Тематическое содержание (основное содержание слов песни,

действующие лица игры или показа) должно быть интересно и понятно

детям.

Материал музыкальной работы не только используется на специально

организованных занятиях со всей группой детей или с небольшой ее частью,

но и включается, когда это уместно, по ходу воспитательной работы в

различные ее моменты. Так, на занятиях взрослый, обогащая музыкальные

впечатления и эмоциональную отзывчивость детей на музыку, постепенно

усложняет проявления их музыкальной активности, например: во время

слушания музыки направляет внимание детей на то, чего они раньше не

замечали в песне или в пьесе, учит детей более сложным движениям,

связанным с музыкой игры или пляски, побуждает к подпеванию и пению и

т. п.

6

2.1. Особенности работы с детьми 1,6-2-х лет

Музыкальное занятие с детьми данного возраста строится следующим

образом:

1. Слушание музыки (продолжительность - 3-4 минуты с перерывами).

2. Музыкально-двигательный показ.

3. Движения (игровые или плясовые). Игру или пляску педагог

проводит с подгруппой детей.

Общая длительность музыкального занятия до 10 минут с одной

подгруппой детей. Первые два раздела музыкального занятия, требующие

общего внимания, длятся примерно 3-4 минуты. Во время индивидуальной

игры или пляски с каждым ребенком остальные дети по желанию смотрят,

как взрослый играет с ребенком, или отвлекаются. Чаще всего дети второго

года жизни проявляют активный интерес к индивидуальным занятиям с

другими

детьми:

приплясывают,

когда

музыкальный

руководитель

и

воспитатель пляшут с другими детьми, подходят, когда другой ребенок

ударяет по бубну, и сами пытаются ударять вместе с ним.

Слушание музыки.

Слушание музыки является отдельным, очень важным разделом

музыкального занятия, где дети воспринимают музыку вне движения и игры.

Именно со слушания начинается приобщение ребёнка к музыке, развиваются

его музыкальные предпочтения, а в дальнейшем музыкальный вкус.

Умение

воспринимать

музыку

не

является

врождённым,

оно

формируется, и развивается в процессе музыкальной деятельности. Работа

по слушанию музыки у детей ведётся планомерно, происходит на основе

приобщения детей к миру звуков и воспитания потребности в слушании

музыки. На музыкальных занятиях дети слушают музыку в живом

исполнении на фортепиано, металлофоне, гармошке, дудочке и т.д или в

записи

на

дисках

в

исполнении

профессиональных

оркестров

и

исполнителей.

7

Во время слушания детям музыкальный руководитель играет (10—15

секунд), делает паузы, повторяя после такого перерыва проигрывание. Если

дети уже знакомы с песней как сопровождением музыкально-двигательного

показа, музыкальный руководитель поёт им песню без показа игрушки,

сопровождая пение жестами, связанными с наиболее яркими моментами

сюжетного содержания песни.

Дети слушают с большим интересом знакомые песни, исполняемые без

показа игрушки, причем выражают мимикой свои переживания, связанные с

сюжетом

песни,

и

участвуют

в

ее

исполнении

возгласами,

звукоподражаниями и жестами.

Все

это

не

только

обогащает

детей

новыми

музыкальными

впечатлениями, но и побуждает их к подражанию слышимому, т.е. к

воспроизведению отдельных интонаций мелодии, простейших слов и

звукоподражаний, сопровождающих показ. Действия взрослого при показе,

иллюстрируя слова песни и помогая ее запоминанию, побуждают детей к

подражанию наиболее простым движениям показа.

Таким образом, слушание музыки, так же как и музыкально-

двигательные упражнения, побуждают детей к участию в исполнении

знакомых песен, которые поёт взрослый. Если дети регулярно слушают

музыку и руководитель обращает их внимание на особенности того, что он

играет

или поёт, интерес детей к музыке становится все более ярко

выраженным: они слушают 3—4 минуты (с перерывами), соблюдая полную

тишину, а затем громко выражают одобрение — хлопают в ладоши, просят

повторить, радостно смеются. (Приложение1)

Музыкально-двигательные показы

Поскольку дети уже умеют непосредственно подражать и видимому, и

слышимому,

музыкально-двигательные

упражнения

побуждают

их

к

игровым действиям, к пляске, к подпеванию.

В музыкально-двигательных упражнениях с бессюжетными пособиями

(бубен, флажок, погремушка) музыкальный руководитель называет в песне

8

действия,

производимые

во

время

показа,

а

в

дальнейшем

дети

воспроизводят

эти действия,

по словам

песни. То же

и в

играх:

предварительный показ взрослого разъясняет смысл действий игрушки,

которой он управляет, а в дальнейшем дети сами выполняют эти действия, по

словам песни. Наряду с этим музыкально-двигательные упражнения играют

особую и очень важную роль, разъясняя взаимоотношения участников игры,

в которой потом будут участвовать дети.

В дальнейшем дети будут участвовать в простейших игровых

действиях.

Знакомясь

с

повадками

животных,

с

их

«звуковыми

характеристиками» (лай, мяуканье, щебет и т.п.), в дальнейшем узнают,

называют животное до его появления.

Основной методический приём проведения игр и плясок в группе детей

1,6- 2 лет состоит в том, что необходимо привлекать детей к участию в

движении: предлагать плясать вдвоём (парами), втроём с участием взрослого,

а потом и всем вместе (ходить «стайкой»); малоактивным детям педагог даёт

возможность понаблюдать, как играют и пляшут другие.

Музыкально-двигательные

упражнения

способствуют развитию

у

детей способности разбираться в звуковых впечатлениях. Большую роль

играют музыкально-двигательные упражнения в развитии подражания

речевой и певческой активности. Если действующее лицо появляется или

выполняет какое-либо действие после определенных слов песни, возгласа

или звукоподражания, которым она заканчивается, дети охотно вместе со

взрослыми подпевают, произносят слова с соответствующими интонациями.

(Приложение 2)

Так же к игровым двигательным упражнениям можно отнести

и

ритмические игры с ручками (т.е пальчиковые игры) под музыку, которые

радуют малышей и, вместе с тем развивают речь и мелкую моторику.

Благодаря

этим

играм

дети

получают

разнообразные

сенсорные

и

эмоциональные впечатления, у них формируется концентрация внимания и

выдержки.

Пальчиковые

игры

формируют

и

укрепляют

тёплые

9

взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

(Приложение 3)

Таким образом, игровые и плясовые движения детей обогащаются и

становятся все более самостоятельными, если взрослый постепенно изменяет

методические

приёмы

их

проведения

с

детьми,

т.е.

переходит

от

непосредственного участия в движении к его показу детям, а затем—через

запаздывающий показ и подсказ—к регулированию движений словами песни

или её мелодией. В связи с этим движения детей всё чаще стимулируются и

регулируются не зрительными, а слуховыми впечатлениями (речь взрослого,

музыка).

Подпевание и пение

Подпевание и пение представляют для этого возраста наиболее

сложную форму музыкальной активности, если из него не исключено то,

что трудно детям на данной ступени их речевого развития. Если в

песне много слов (их трудно запомнить) или текст состоит из трудных

по

звуковому

составу

слов

(их трудно произносить) у детей резко

снижается активность детей в подпевании.

Замолкают

дети

в

тех

случаях,

когда

им

что-нибудь

мешает

сосредоточиться

на

подпевании: плясовые или игровые

движения, с

техникой которых ребенок еще не вполне освоился, новые зрелищные

моменты, оживленные движения игрушки или взрослого. Поэтому для

побуждения к подпеванию и пению подбирается специальный материал

песен с повторяющимися простыми по звуковому составу словами, а

также песни, в которых есть целые куплеты слогового пения, т. е. пения

на определенных повторяющихся слогах, например: «бай-бай», «ля-ля-

ля» и т. д.

О правильном музыкальном развитии детей этого возраста говорят

следующие проявления их эмоциональной и музыкальной активности:

1. Затихают с интересом смотрят на музыкального руководителя.

10

2. Слушают, смотрят на взрослого, который играет или поет, удаляясь

от детей.

3. С интересом смотрят, как пляшет взрослый или ребенок, взрослый,

приплясывают, сидя или стоя, протягивают руки к взрослым, «приглашая»

плясать.

5.

Оживляются,

улыбаются

и

громко

смеются

при

шутливом

приближении взрослого (например, игра «Идет коза»).

6.Воспроизводят

движения

взрослого,

виденные

в

музыкально-

двигательном показе, например: ударяют по бубну, хлопают в ладоши под

песню «Ладушки», приплясывают под плясовую после спокойной мелодии,

которую слушали неподвижно.

7. Начинают подражать интонациям взрослого, например: радостное

«А-а!» в игре «Прятки», «Ай!» в конце музыкально-двигательного показа

птички.

2. С интересом смотрят музыкально-двигательные показы сюжетных

игрушек, включаются в звукоподражания и произносят отдельные слова

песен, сопровождающих показ (цоканье при показе лошадки, «мяу» при

показе кошки, «ав-ав» при показе собачки и т. д.).

3. По показу выполняют движения, диктуемые словами песни,

частично воспроизводят эти движения по словам песни, без показа

4. Запоминают чередование двух движений, связанных со словами

сопровождающей песни, выполняют эти движения сначала по показу

взрослого, в дальнейшем, по словам песни.

5. Начинают плясать самостоятельно, услышав плясовую музыку.

Приглашают взрослого плясать, начинают пляску каким-либо излюбленным

движением, например, держась

за руки

взрослого, делают боковые

переступания, пружинятся. (Приложение 4)

11

2. 2.Содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости

у детей 2-3 лет на музыкальных занятиях

Содержание работы включает в себя музыкально-игровые упражнения

направленные на развитие эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет на

основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений в

течение

всего

года:

осенью,

зимой,

весной

и

летом.

Подобранные

упражнения, пляски, игры для малышей объединены в циклы по принципу

возрастания

сложности

и

разнообразия

движений,

где

чередуются

упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление,

развитие мелкой моторики и т. д.

Осень

Главная

задача

в

данный

период

-

использование

игровых

двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия

ребенка и взрослого. В этот период самым необходимым является создание

для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные

эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно

важнее, чем обучить каким-либо движениям и умениям. Тем не менее,

педагог уделяет внимание развитию следующих навыков:

1. Дети осваивают ходьбу и бег как основные, контрастные виды

движений (упражнения «Вот как мы умеем», «Ноги и ножки» и др. ). Эти

упражнения дети выполняют по показу педагога и двигаются по кругу и

стайкой.

2. Дети учатся передавать простейшие игровые действия (язык жестов)

также по показу воспитателя (упражнение «Прятки», «Птичка и собачка» и

др.

3. Дети обучаются ритмично исполнять простейшие танцевальные

движения: притопы правой ногой и поочередно каждой, "фонарики" и др.

4. В знакомых упражнениях дети подпевают повторяющиеся слова и

звукоподражания ("тук-тук", "ля-ля-ля", "баю-баю", "кап-кап" и т. д. ).

12

В осенний период в работе с детьми самое главное - это установление

контакта с ребенком и его родителями. Если эта задача будет решена, то

последующее обучение будет продвигаться успешно. (Приложение 5)

Зима

В этот период развитие детей в музыкально-игровой деятельности

происходит более интенсивно: у детей уже вырабатывается своеобразный

рефлекс на музыкального руководителя, который танцует и поет, играет

вместе с малышами. Педагог получает возможность больше внимания

уделить качеству движения и при этом добивается более четких, ритмичных

и уверенных движений.

Задачи:

1. Совершенствовать ходьбу и бег.

2. Развивать выразительные образно-игровые движения

3. Развивать умение передавать ритм мелодии в пляске с по-

гремушками.

4. Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения

5. Вызывать желание подпевать, исполнять вместе с педагогом

повторяющиеся слова.

К концу зимы движения детей становятся заметно более уверенными и

координированными.

Исполнение

упражнений

по

показу

педагога

отличается слаженностью и синхронностью. (Приложение 6)

Весна

Детям предлагаются музыкально-игровые упражнения, включающие

новые, более сложные движения:

•ходьба вперед и пятясь назад ("Научились мы ходить");

• прямой галоп («Лошадка»);

• полуприседание – («Пружинка»);

• пляски в парах («Приседай");

разнообразные

образно-игровые упражнения

с предметами

куклами, с платочками), образно-игровые выразительные движения;

13

• пляски и упражнения проводятся в различных исходных положениях

и построениях (парам, по кругу, врассыпную, сидя и лежа на ковре), что

позволяет разнообразить движения рук и ног. (Приложение 7)

3. 2. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей

группы раннего возраста

Педагогическое

взаимодействие

воспитателя

и

музыкального

руководителя – один из важных факторов в обучении и воспитании детей

раннего возраста, от которого зависит успешность процесса не только

музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных

занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса

музыкального

воспитания

требует

от

педагога

большой

активности.

Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны хорошо понимать

ее значение в гармоничном развитии личности.

Молодых воспитателей хотим предостеречь от некоторых ошибок на

музыкальных занятиях:

1. Воспитатель не должен сидеть с безучастным видом на занятии (во

время пения, музицирования на музыкальных инструментах, слушания

музыки). Совместное активное участие педагогов и интерес к различным

видам музыкальной деятельности способствуют созданию благоприятных

условий для эмоционального развития детей.

2.

Иногда

воспитатели

перебивают

исполнение

музыкального

произведения какими-либо словесными указаниями детям. В результате,

поставленные перед детьми задачи для прослушивания произведения

оказываются невыполненными.

3. Воспитатель не должен отлучаться из музыкального зала во время

занятия. Это недопустимо, т.к. из-за неустойчивости внимания в данном

14

возрасте, дети быстро теряют интерес к музыке, отвлекаясь на действия

взрослого, очень часто начинают плакать и капризничать.

Приемы

разучивания

музыкально-двигательного

материала

с

воспитателями группы и методические указания к его проведению с детьми

должны быть разнообразными, но простыми и помогающими выполнению

задачи, которую специалист ставит в данный момент перед воспитателем.

Основные рекомендации для воспитателей:

1. Воспитателю необходимо присутствовать на каждом музыкальном

занятии и активно участвовать в процессе обучения детей.

2. Петь вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении,

обычно, воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при

необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр. При

повторении песенного материала с детьми, лучше всего его пропевать, а не

заучивать слова как стихи.

3.

При

обучении

детей

музыкально-ритмическим

движениям

воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым

малышей. Желательно, как можно чаще воспитателю повторять движения

танцев, хороводов и плясок с малышами в группе, на прогулке. Чем активнее

воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на

музыкальных

занятиях,

в

противном

случае

музыкальные

занятия

превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на

месте».

4. Организует самостоятельную музыкальную деятельность детей,

включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с

музыкальным руководителем материал.

5. Воспитатель должен уметь играть на всех детских музыкальных

инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях,

чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом

инструменте.

15

Заключение

Музыка - самое яркое, эмоциональное, а потому и эффективное

средство воздействия на детей, особенно раннего возраста. Благодаря музыке

ребенок может увидеть прекрасное не только в окружающем его мире, но и в

самом себе.

Представленный материал, а именно,музыкальный и методический

материал, подобранные игры и упражнения, способствуют гармонизации

эмоциональной сферы детей раннего возраста. Каждая музыкальная игра

помогает каждому ребенку раскрыться,

раскрепоститься, передавать в

жестах и движениях различные эмоции, но самое главное, повышает

эмоциональный настрой на протяжении всей музыкально деятельности.

Так же, наиболее важным, на наш взгляд, является органичное

использование данного репертуара на различных занятиях, а также в

процессе проведения развлечений и праздников, на которых дети раннего

возраста выступают вместе с родителями. Таким образом, система работы

предполагает не только освоение малышами разнообразных музыкально-

игровых упражнений, но и разучивание данных игр-забав с родителями с

целью последующего включения этого репертуара в программы утренников.

На которых, не показ детей, не демонстрация успехов воспитателей, а общий

праздник, на котором радостное настроение и у детей и у взрослых уже

потому, что они вместе сидят, вместе поют и танцуют, вместе играют.

В заключении хочется сказать, что положительные эмоции в жизни

ребёнка — основа того, что он вырастет добрым и отзывчивым.

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок», – говорил Карл Орф, –

«задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое

мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере

будущей деятельности ребенка».

16

Библиография

.Артоболевская, А.Д. «Первая встреча с музыкой» - СПб: Композитор,

2004. – 37с.

17



В раздел образования