Автор: Наталья Фёдоровна Шишкина
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: ГАОУ ЧАО
Населённый пункт: г. Анадырь Чукотский автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитательная проектная деятельность учащихся"
Раздел: дополнительное образование
Воспитательная проектная деятельность учащихся.
В
организации
внеурочной
деятельности
в
образовательном
учреждении важное место занимает проектная деятельность учащихся. Этот
совершенно другой вид работы детей, который существенно отличается от
урочной системы. Он
позволяет
ученикам выбрать с учетом своих
интересов тот род и вид занятий, который в дальнейшем способствует не
только накоплению определенных знаний, но и развитию ребенка в целом,
созданию его активной жизненной позиции.
Кроме того, работа над проектом помогает ребенку и в социализации в
обществе, так как требует от него таких качеств, как организованность,
умение работать в команде,
осмысление задач и результатов
своей
деятельности. Педагогу-куратору необходимо соблюдать важные принципы
при выборе учащимся темы или идеи проекта. Обязательно учитываются
возрастные и индивидуальные
особенности ребенка.
Нагрузка
при
подготовке проекта должна быть оптимальной. В работе над проектом
педагог должен создать благоприятную для учащегося среду, которая
стимулировала бы его к поисково-познавательской и исследовательской
деятельности. Важно, чтобы работа над проектом приносила ребенку чувство
удовлетворения и желание довести ее до конца.
Работа над проектом не так проста, как может показаться на первый
взгляд. Ученик должен для себя четко определить тему или идею проекта с
аргументацией ее актуальности, а также понимать, что должно получиться
«на выходе», возможность применения этого результата работы
в
дальнейшем. Это очень важный момент, так как от понимания конечного
результата во многом зависит сама работа над проектом. Обязательно
выстраивается сама модель проекта- проблемы, тип проекта, цели и задачи
проекта, методы работы, исследований и получения информации, обработка
полученных знаний и достижений, определяется время работы над проектом,
обозначаются партнеры, обозначается способ оформления результатов.
В качестве примера можно привести воспитательный проект «Моя
Чукотка, знакомая и незнакомая», который был успешно апробирован в
Чукотском окружном профильном лицее.
Воспитательный проект « Моя Чукотка, знакомая и незнакомая»
Название проекта
«Моя Чукотка, знакомая и незнакомая»
Направление проекта
Краеведение
и
мемориально-поисковая
деятельность
Аннотация
проекта,
обоснование
социальной
значимости
В настоящее время актуальность патриотического
воспитания
молодежи
не
вызывает
сомнений.
Определение
ценностных
ориентиров,
соответствующих современным реалиям, обретение
духовности, общепризнанных и традиционных для
России идеалов и ценностей, национальной идеи
является важным для человека, поскольку помогает
1
ему адаптироваться к изменившимся условиям,
осмыслить
свое
место
в
жизни.
Глобальные
проблемы,
такие
как
экономические,
экологические,
духовно-нравственные,
стремительно нарастают перед человечеством и
подчеркивают возрастающую ответственность в
стратегии
образования.
Подростки
сегодня
постоянно оказываются перед выбором, какие
ценности, какие идеалы принять, и долг педагогов,
родителей
и
представителей
общественности
помочь им сделать правильный выбор.
Образовательное учреждение – это
одно из тех «детских мест», где взрослые, а именно
педагоги, могут целенаправленно помочь ребятам
сформировать
и
усвоить
вечные
ценности
–
патриотизм,
преемственность
поколений,
эстетическое восприятие мира. Не стоит забывать,
что дети - будущее России, и от нас, педагогов, во
многом зависит, каким будет это будущее. Детей
необходимо
научить
помнить
заслуги
своих
предков, ценить их подвиги и мужество, видеть в
своей малой Родине красоту и неповторимость.
В нравственном воспитании важно не
только
сформулировать
моральное
сознание,
нравственные чувства, но и самое главное, -
включить
школьника
в
различные
виды
деятельности, где раскрываются их нравственные
отношения.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной
связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее
наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим
проблема
нравственного
-
патриотического
воспитания
подростков
становится
одной
из
актуальных.
Патриотическое
воспитание
-
это
основа
формирования
будущего
гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе.
Это
результат
длительного
целенаправленного
воспитательного воздействия на человека. Любовь
к Родине, привязанность к родной земле, языку,
культуре,
традициям
входят
в
понятие
«патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости
за достижения родной страны, в горечи за ее
неудачи и беды, бережном отношении к народной
памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у
ребят патриотических чувств необходимо вести не
2
только
в
рамках
учебного
года,
но
и
при
проведении
различных
мероприятий
в
каникулярное
время.
Только
в
результате
систематической,
целенаправленной
воспитательной работы у подростков могут быть
сформированы
элементы
гражданственности
и
патриотизма.
Проект «Моя Чукотка, знакомая и незнакомая»
направлен
на
нравственное
образование
и
воспитание учащихся через включение в социально
значимые исследования и дела. Данный проект
предполагает
поисково-исследовательскую
деятельность о
людях и
событиях, имеющих
отношение
к
истории,
развитию
и
других
социально-значимым
событиям
Чукотского
автономного округа, памятных
мемориальных
табличках,
памятниках
и
других
достопримечательностей
населенных
пунктов
Чукотского автономного округа.
Цель проекта
- Занятость подростков в летнее каникулярное
время.
- создание условий для освоения подростками роли
гражданина и патриота своей страны, малой
Родины; социализация личности;
-воспитание
духовности,
гражданственности,
патриотизма,
трудолюбия
через
включение
учащихся в систему гражданско-патриотического и
нравственного воспитания;
-
создание
условий
для
решения
задач
нравственно-патриотического
воспитания
детей
старшего школьного возраста, используя метод
проектов;
- воспитание бережного отношения к культурному
и историческому наследию Чукотки.
Задачи
- Разработать содержание, методы, приемы, формы
организации
поисково-познавательной
деятельности,
способствующей
нравственно
-
патриотическому воспитанию детей школьного
возраста;
-
разработать
систему
перспективного
планирования мероприятий;
- создать предметно-развивающую среду;
-
организовать
сотрудничество
педагогов
и
учащихся
по
освоению
идей
нравственно-
патриотического воспитания;
3
-
формировать
нравственно-патриотические
качества
-
воспитание
храбрости,
мужества,
стремления защищать свою Родину;
- формировать и развивать менеджерские умения и
навыки (умение планировать деятельность, время,
ресурсы,
навыки
анализа
собственной
деятельности,
ее
хода
и
промежуточных
результатов);
- формировать коммуникативные умения (умение
взаимодействие
со
взрослыми
—
вступать
в
диалог, задавать вопросы и т. д.; умение вести
дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.);
- формировать презентационные умения и навыки.
Механизм
реализации
мероприятий, их
основное содержание
Механизм реализации:
1. Установочное занятие: цели, задачи проектных
работ, основной замысел, примерная тематика и
формы продуктов будущих проектов.
2. Выдача рекомендаций будущим авторам (темы,
требования,
сроки,
графики
консультаций
и
прочее).
4. Консультации по выбору тематики проектов,
формулирование идей и замыслов.
5. Формирование проектных групп.
6. Групповое обсуждение идей будущих проектов,
составление индивидуальных планов работы над
проектами.
7.
Утверждение
тематики
проектов
и
индивидуальных планов работы над ними.
8. Поисковый этап (работа в музеях, библиотеках,
архивах, компьютерных классах).
9. Промежуточные отчеты учащихся.
10. Индивидуальные и групповые консультации по
содержанию и правилам оформления проектных
работ.
11. Обобщающий этап: оформление результатов.
12. Предзащита проектов.
13. Доработка проектов с учетом замечаний и
предложений,
14. Подготовка к публичной защите проектов.
15.
Заключительный
этап:
публичная
защита
проектов (конференция).
16.
Подведение
итогов,
анализ
выполненной
работы.
4
17. Итоговый этап. Благодарности участникам
конференции, обобщение материалов, оформление
отчетов о выполненной работе.
18. Размещение
информации
о конференции,
участниках конференции,
наиболее интересных
проектах в СМИ.
Этапы и сроки
проведения
I этап – организационный
Июнь-июль
Освещение информации о проекте.
Выбор темы проекта, постановка целей и задач
Август
Подбор материала, составление плана работы,
определение участников и партнёров проекта.
II этап – практический (реализация проекта)
Август
Мемориально-поисковая деятельность учащихся;
сбор и анализ информации.
III– обобщающий (проведение конференции)
Август
Защита учащимися проектов.
Подведение итогов.
Размещение информации в СМИ.
Предполагаемые
результаты,
характеристика и
способ их оценки
Результатом
работы
над
проектом
является
заключительная
конференция,
где
участники
проекта представляют свои итоговые работы по
поисково-исследовательской
(мемориально-
поисковой) деятельность о людях и событиях,
имеющих отношение к
истории, развитию и
других социально-значимым событиям Чукотского
автономного округа, памятных
мемориальных
табличках,
памятниках
и
других
достопримечательностей
населенных
пунктов
Чукотского автономного округа.
Оценку деятельности выносит экспертный совет,
созданный
из
числа
заинтересованных
лиц
учреждений и организаций – партнеров проекта.
География проекта
Чукотский автономный округ
Основные целевые
группы и охват
несовершеннолетних
Проект направлен на нравственное образование
и патриотическое воспитание учащихся 13-16 лет,
учащихся
общеобразовательных
учреждений
Чукотского автономного округа.
Планируемое количество участников проекта-
50 человек.
5
Работа над проектами может быть авторской
или групповой
Кадровое
обеспечение проекта
(количество человек)
Руководитель проекта- 1 чел;
координаторы из числа педагогического состава -2
чел.
Партнёры проекта:
МЦ «Наследие Чукотки»;
Библиотека им. Тана-Богораза;
Окружной архив;
СМИ (газета “Крайний Север», ГТРК Чукотка)
Иные
учреждения
и
организации
(по
необходимости).
Финансовое и
материально-
техническое
обеспечение
Финансовое
и
материально-техническое
обеспечение определяется сметой расходов.
Ресурсы
1.Информационные
–
книжный
библиотечный
фонд, интернет, видеофильмы по теме проекта.
2.Кадровые - педагоги (оказание помощи учащимся
в реализации проекта)
3.Технические - сеть персональных компьютеров,
фотоаппарат
Дальнейшее развитие
проекта
Активизировать работу учащихся, подготовивших
наиболее
интересные
и
значимые
проекты
мемориально-поисковой,
поисково-
исследовательской
деятельности,
в
других
проектах
патриотической
направленности,
общественных
организациях
Чукотского
автономного округа.
Возможно
применение
созданных
проектов
в
урочной деятельности, при проведении классных
часов и других мероприятий.
6