Напоминание

"Воспитательная проектная деятельность учащихся"


Автор: Наталья Фёдоровна Шишкина
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: ГАОУ ЧАО
Населённый пункт: г. Анадырь Чукотский автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитательная проектная деятельность учащихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитательная проектная деятельность учащихся.

В

организации

внеурочной

деятельности

в

образовательном

учреждении важное место занимает проектная деятельность учащихся. Этот

совершенно другой вид работы детей, который существенно отличается от

урочной системы. Он

позволяет

ученикам выбрать с учетом своих

интересов тот род и вид занятий, который в дальнейшем способствует не

только накоплению определенных знаний, но и развитию ребенка в целом,

созданию его активной жизненной позиции.

Кроме того, работа над проектом помогает ребенку и в социализации в

обществе, так как требует от него таких качеств, как организованность,

умение работать в команде,

осмысление задач и результатов

своей

деятельности. Педагогу-куратору необходимо соблюдать важные принципы

при выборе учащимся темы или идеи проекта. Обязательно учитываются

возрастные и индивидуальные

особенности ребенка.

Нагрузка

при

подготовке проекта должна быть оптимальной. В работе над проектом

педагог должен создать благоприятную для учащегося среду, которая

стимулировала бы его к поисково-познавательской и исследовательской

деятельности. Важно, чтобы работа над проектом приносила ребенку чувство

удовлетворения и желание довести ее до конца.

Работа над проектом не так проста, как может показаться на первый

взгляд. Ученик должен для себя четко определить тему или идею проекта с

аргументацией ее актуальности, а также понимать, что должно получиться

«на выходе», возможность применения этого результата работы

в

дальнейшем. Это очень важный момент, так как от понимания конечного

результата во многом зависит сама работа над проектом. Обязательно

выстраивается сама модель проекта- проблемы, тип проекта, цели и задачи

проекта, методы работы, исследований и получения информации, обработка

полученных знаний и достижений, определяется время работы над проектом,

обозначаются партнеры, обозначается способ оформления результатов.

В качестве примера можно привести воспитательный проект «Моя

Чукотка, знакомая и незнакомая», который был успешно апробирован в

Чукотском окружном профильном лицее.

Воспитательный проект « Моя Чукотка, знакомая и незнакомая»

Название проекта

«Моя Чукотка, знакомая и незнакомая»

Направление проекта

Краеведение

и

мемориально-поисковая

деятельность

Аннотация

проекта,

обоснование

социальной

значимости

В настоящее время актуальность патриотического

воспитания

молодежи

не

вызывает

сомнений.

Определение

ценностных

ориентиров,

соответствующих современным реалиям, обретение

духовности, общепризнанных и традиционных для

России идеалов и ценностей, национальной идеи

является важным для человека, поскольку помогает

1

ему адаптироваться к изменившимся условиям,

осмыслить

свое

место

в

жизни.

Глобальные

проблемы,

такие

как

экономические,

экологические,

духовно-нравственные,

стремительно нарастают перед человечеством и

подчеркивают возрастающую ответственность в

стратегии

образования.

Подростки

сегодня

постоянно оказываются перед выбором, какие

ценности, какие идеалы принять, и долг педагогов,

родителей

и

представителей

общественности

помочь им сделать правильный выбор.

Образовательное учреждение – это

одно из тех «детских мест», где взрослые, а именно

педагоги, могут целенаправленно помочь ребятам

сформировать

и

усвоить

вечные

ценности

патриотизм,

преемственность

поколений,

эстетическое восприятие мира. Не стоит забывать,

что дети - будущее России, и от нас, педагогов, во

многом зависит, каким будет это будущее. Детей

необходимо

научить

помнить

заслуги

своих

предков, ценить их подвиги и мужество, видеть в

своей малой Родине красоту и неповторимость.

В нравственном воспитании важно не

только

сформулировать

моральное

сознание,

нравственные чувства, но и самое главное, -

включить

школьника

в

различные

виды

деятельности, где раскрываются их нравственные

отношения.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной

связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее

наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим

проблема

нравственного

-

патриотического

воспитания

подростков

становится

одной

из

актуальных.

Патриотическое

воспитание

-

это

основа

формирования

будущего

гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе.

Это

результат

длительного

целенаправленного

воспитательного воздействия на человека. Любовь

к Родине, привязанность к родной земле, языку,

культуре,

традициям

входят

в

понятие

«патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости

за достижения родной страны, в горечи за ее

неудачи и беды, бережном отношении к народной

памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у

ребят патриотических чувств необходимо вести не

2

только

в

рамках

учебного

года,

но

и

при

проведении

различных

мероприятий

в

каникулярное

время.

Только

в

результате

систематической,

целенаправленной

воспитательной работы у подростков могут быть

сформированы

элементы

гражданственности

и

патриотизма.

Проект «Моя Чукотка, знакомая и незнакомая»

направлен

на

нравственное

образование

и

воспитание учащихся через включение в социально

значимые исследования и дела. Данный проект

предполагает

поисково-исследовательскую

деятельность о

людях и

событиях, имеющих

отношение

к

истории,

развитию

и

других

социально-значимым

событиям

Чукотского

автономного округа, памятных

мемориальных

табличках,

памятниках

и

других

достопримечательностей

населенных

пунктов

Чукотского автономного округа.

Цель проекта

- Занятость подростков в летнее каникулярное

время.

- создание условий для освоения подростками роли

гражданина и патриота своей страны, малой

Родины; социализация личности;

-воспитание

духовности,

гражданственности,

патриотизма,

трудолюбия

через

включение

учащихся в систему гражданско-патриотического и

нравственного воспитания;

-

создание

условий

для

решения

задач

нравственно-патриотического

воспитания

детей

старшего школьного возраста, используя метод

проектов;

- воспитание бережного отношения к культурному

и историческому наследию Чукотки.

Задачи

- Разработать содержание, методы, приемы, формы

организации

поисково-познавательной

деятельности,

способствующей

нравственно

-

патриотическому воспитанию детей школьного

возраста;

-

разработать

систему

перспективного

планирования мероприятий;

- создать предметно-развивающую среду;

-

организовать

сотрудничество

педагогов

и

учащихся

по

освоению

идей

нравственно-

патриотического воспитания;

3

-

формировать

нравственно-патриотические

качества

-

воспитание

храбрости,

мужества,

стремления защищать свою Родину;

- формировать и развивать менеджерские умения и

навыки (умение планировать деятельность, время,

ресурсы,

навыки

анализа

собственной

деятельности,

ее

хода

и

промежуточных

результатов);

- формировать коммуникативные умения (умение

взаимодействие

со

взрослыми

вступать

в

диалог, задавать вопросы и т. д.; умение вести

дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения;

навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.);

- формировать презентационные умения и навыки.

Механизм

реализации

мероприятий, их

основное содержание

Механизм реализации:

1. Установочное занятие: цели, задачи проектных

работ, основной замысел, примерная тематика и

формы продуктов будущих проектов.

2. Выдача рекомендаций будущим авторам (темы,

требования,

сроки,

графики

консультаций

и

прочее).

4. Консультации по выбору тематики проектов,

формулирование идей и замыслов.

5. Формирование проектных групп.

6. Групповое обсуждение идей будущих проектов,

составление индивидуальных планов работы над

проектами.

7.

Утверждение

тематики

проектов

и

индивидуальных планов работы над ними.

8. Поисковый этап (работа в музеях, библиотеках,

архивах, компьютерных классах).

9. Промежуточные отчеты учащихся.

10. Индивидуальные и групповые консультации по

содержанию и правилам оформления проектных

работ.

11. Обобщающий этап: оформление результатов.

12. Предзащита проектов.

13. Доработка проектов с учетом замечаний и

предложений,

14. Подготовка к публичной защите проектов.

15.

Заключительный

этап:

публичная

защита

проектов (конференция).

16.

Подведение

итогов,

анализ

выполненной

работы.

4

17. Итоговый этап. Благодарности участникам

конференции, обобщение материалов, оформление

отчетов о выполненной работе.

18. Размещение

информации

о конференции,

участниках конференции,

наиболее интересных

проектах в СМИ.

Этапы и сроки

проведения

I этап – организационный

Июнь-июль

Освещение информации о проекте.

Выбор темы проекта, постановка целей и задач

Август

Подбор материала, составление плана работы,

определение участников и партнёров проекта.

II этап – практический (реализация проекта)

Август

Мемориально-поисковая деятельность учащихся;

сбор и анализ информации.

III– обобщающий (проведение конференции)

Август

Защита учащимися проектов.

Подведение итогов.

Размещение информации в СМИ.

Предполагаемые

результаты,

характеристика и

способ их оценки

Результатом

работы

над

проектом

является

заключительная

конференция,

где

участники

проекта представляют свои итоговые работы по

поисково-исследовательской

(мемориально-

поисковой) деятельность о людях и событиях,

имеющих отношение к

истории, развитию и

других социально-значимым событиям Чукотского

автономного округа, памятных

мемориальных

табличках,

памятниках

и

других

достопримечательностей

населенных

пунктов

Чукотского автономного округа.

Оценку деятельности выносит экспертный совет,

созданный

из

числа

заинтересованных

лиц

учреждений и организаций – партнеров проекта.

География проекта

Чукотский автономный округ

Основные целевые

группы и охват

несовершеннолетних

Проект направлен на нравственное образование

и патриотическое воспитание учащихся 13-16 лет,

учащихся

общеобразовательных

учреждений

Чукотского автономного округа.

Планируемое количество участников проекта-

50 человек.

5

Работа над проектами может быть авторской

или групповой

Кадровое

обеспечение проекта

(количество человек)

Руководитель проекта- 1 чел;

координаторы из числа педагогического состава -2

чел.

Партнёры проекта:

МЦ «Наследие Чукотки»;

Библиотека им. Тана-Богораза;

Окружной архив;

СМИ (газета “Крайний Север», ГТРК Чукотка)

Иные

учреждения

и

организации

(по

необходимости).

Финансовое и

материально-

техническое

обеспечение

Финансовое

и

материально-техническое

обеспечение определяется сметой расходов.

Ресурсы

1.Информационные

книжный

библиотечный

фонд, интернет, видеофильмы по теме проекта.

2.Кадровые - педагоги (оказание помощи учащимся

в реализации проекта)

3.Технические - сеть персональных компьютеров,

фотоаппарат

Дальнейшее развитие

проекта

Активизировать работу учащихся, подготовивших

наиболее

интересные

и

значимые

проекты

мемориально-поисковой,

поисково-

исследовательской

деятельности,

в

других

проектах

патриотической

направленности,

общественных

организациях

Чукотского

автономного округа.

Возможно

применение

созданных

проектов

в

урочной деятельности, при проведении классных

часов и других мероприятий.

6



В раздел образования