Автор: Позолотин Игорь Владимирович
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГАПОУ РБ
Населённый пункт: Республика Башкортостан г. Бирск
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ
Раздел: среднее профессиональное
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ
Позолотин И.В. – преподаватель истории
ГАПОУ РБ «Бирский медико-фармацевтический колледж»
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
В.О. Ключевский
Я считаю, что одной из основных целей изучения отечественной истории
является - создание у студентов целостного представления о прошлом своей
Родины, своего народа.
Обращаю внимание студентов на то, что делает
исторический путь России частью единой мировой истории, и то, что придает
судьбе России неповторимое своеобразие.
Изучение истории призвано способствовать становлению у студентов
самостоятельного мышления, умения анализировать причинно-следственные
связи событий.
Развиваясь,
любое
общество
постоянно
ставило
и
ставит
перед
образованием определенные социально-обусловленные цели, поскольку их
реализация нужна для его функционирования.
На своих занятиях Я особое внимание уделяю развитию внимания
студентов, так как без устойчивого внимания не может быть ни полноценного
образования, не основательного усвоения (осмысления и запоминания, а так же
воспроизведения, внедрения). Внимание в данном случае выполняет функцию
выделения излагаемых Мною, учебником, другими источниками знаний
фактов, понятий, законов, идей, методов познавательной деятельности. Я
убеждён, что только так студенты могут сосредоточиться на предмете
исследования, всесторонне разглядеть и основательно усвоить его. Таким
образом, чем устойчивее, а время от времени и продолжительней внимание, тем
обстоятельнее студенты усваивают изучаемый материал.
При правильной организации обучения, внимание студентов, удачно
развивается. При этом Я поначалу опираюсь на естественный энтузиазм к
новым, еще не достаточно либо совершенно не увлекательным ему фактам,
далекого прошлого. Но уже на этом этапе обучения, студенты приучаются к
внимательному исследованию и более сложного теоретического материала.
Наряду с непроизвольным вниманием, Я воспитываю устойчивое случайное
внимание, связанное с волевыми усилиями и основанное на понимании
необходимости социальной значимости исследования.
При развитии внимание, Я
делаю упор на самостоятельную работу
студентов.
Энтузиазм, как и внимание, имеет избирательный характер.
Соответственно этому дифференцируется и их познавательное внимание.
Чтоб научить студентов с энтузиазмом и вниманием изучать все стороны
публичной жизни, Я принципиально стараюсь выработать у них такие свойства,
как способность распределять внимание, устойчиво концентрировать его на
изучаемом материале, переключать с одного объекта на другой. Успешное
решение этих задач во многом зависит от Моего умения интересно излагать
разный по характеру исторический материал, варьировать виды и приемы
учебной работы, побуждать студентов (с помощью познавательных занятий) на
каждом занятие активно работать с различными источниками исторического
знания.
Я
считаю,
что
совершенствование
восприятия
является
одной
из
принципиальных задач интеллектуального развития студентов. Помогаю им
верно, в адекватных видах принимать исторические действия и явления
связанную с ними природу, предметы, людей, умело обхватывать динамику
исторических действий, созидать взаимосвязи факторов, их обусловленность
определенным географическим местом и временем.
Развитие умения принимать факты прошедшего в исторических видах
смешивается с развитием эмоциональной сферы студентов. Решению данной
задачи содействуют приемы и средства броского образного изложения и
соответствующего восприятия важнейших исторических фактов, внедрение
Мной познавательных заданий, которые вызывают у студентов эмоциональные
сопереживания, рвение найти свое личностное отношение к фактам и
историческим деятелям прошлого.
Ключевой задачей обучения истории, по Моему мнению, является
развитие исторического мышления студентов, как одной из сторон их общего
мышления - процесса познавательной деятельности.
Мышление начинается с вопроса и слагается из таковых мыслительных
операций, как анализ и синтез, сравнение и систематизация, абстрагирование и
обобщение (например, решение проблемы «Почему русский народ победил в
Куликовской битве?»).
С целью развития мыслительных способностей при исследовании истории,
Я ставлю студентов перед необходимостью: без помощи других анализировать
учебный исторический материал, находить в нем основное (главные факты и
теоретические
положения,
оценки
определения)
и
абстрагироваться
от
второстепенного; верно локализовать исторические действия и явления во
времени и пространстве; анализируя факты, выделять, сравнивать и обобщать
их значительные признаки и связи, прослеживать закономерности и публичного
развития; соотносить исторические факты и теорию меж собой, использовать
теоретические положения для осмысления сущности исторических фактов.
При
этом
развиваю
способность
студентов
воспринимать
противоречивость и закономерность публичного развития, учу студентов
разглядывать публичные явления прошедшего и современности.
Поскольку историческое мышление часть либо сторона общего мышления,
при обучении истории стремлюсь к развитию таких его свойств, как
самостоятельность, критичность, упругость, доказательность, глубина.
Меж тем стараюсь развивать и их наглядно-образное мышление, при
недостаточном развитии которого студенты усваивают историю формально, в
виде словесных выражений, за которыми не стоят виды настоящей жизни.
Отсутствие
четких
и
правдивых
образов
не
дозволяет
им
заполнять
исторические понятия, законы публичного развития живым, конкретным
содержанием. И понятийные знания формируются у них в абстрактной,
лишенной жизненного содержания форме. Такие задачки скоро забываются, а
основное - не выполняют той роли, какую могут и обязаны делать.
Наряду с развитием мышления, Я в обучении истории развиваю у
студентов воображение. Благодаря воссоздающемуся воображению студенты
мысленно или словесно и наглядно воспроизводят готовые исторические виды.
В соединении с наглядно-образным мышлением они творчески конструируют
утраченные виды прошедшего, воссоздают динамику исторического деяния,
усваивают прошедшее в виде живых картин, в которых действуют, молвят,
переживают настоящие люди - участники исторического процесса (например,
«оборона Сталинграда»).
Развитие мышления и воображения связанно с развитием речи студентов,
поскольку в ней словесно материализуются продукты (результаты) умственной
деятельности.
Во-первых, Я требую, чтобы на моих занятиях речь студента была
максимально четкой, ясной и естественно грамотной. Чтоб добиться простоты
ясности и выразительности речи, объясняю студентам, что над речью нужно
много и тщательно работать, в особенности при подготовке к занятиям,
смотреть за ней на занятиях и в повседневном общении с людьми.
Итак,
Я
считаю,
что
развитие
студентов
при
обучении
истории
предполагает улучшение их умственных действий - внимания, восприятия,
мышления, воображения, памяти, речи.
Интеллектуальное развитие органически связано с воспитанием воли и
эмоций студентов. На своих занятиях стараюсь вызвать интерес к своему
предмету через энтузиазм, патриотизм и осознание значимости исследования
истории.
В моей учебно-воспитательной работе со студентами важную роль играет
педагогическое творчество. Оно позволяет мне раскрывать свои дарования,
добиваться
высокопрофессионального
мастерства,
вносить
в
учебно-
воспитательный процесс что-то свое, оригинальное.
Без широкого научного и общественно-политического кругозора, без
фундаментального знания истории и её методологии, возрастной психологии, в
том числе закономерностей познавательной деятельности студентов, без
систематического обобщения собственного личного педагогического опыта и
опыта остальных преподавателей - без всего этого педагогическое творчество
просто нереально.
Список литературы:
1.
Аганбегян А. Проект Россия. Кризис: беда и шанс для России./ А.
Аганбегян. – М.: Астрел, 2009.
2.
Сахарова А.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века.
Учебное пособие./ - М., АСТ-Астрель. Хранитель, 2007.
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273 —
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»