Напоминание

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ


Автор: Позолотин Игорь Владимирович
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГАПОУ РБ
Населённый пункт: Республика Башкортостан г. Бирск
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ
Дата публикации: 14.01.2021
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ

Позолотин И.В. – преподаватель истории

ГАПОУ РБ «Бирский медико-фармацевтический колледж»

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

В.О. Ключевский

Я считаю, что одной из основных целей изучения отечественной истории

является - создание у студентов целостного представления о прошлом своей

Родины, своего народа.

Обращаю внимание студентов на то, что делает

исторический путь России частью единой мировой истории, и то, что придает

судьбе России неповторимое своеобразие.

Изучение истории призвано способствовать становлению у студентов

самостоятельного мышления, умения анализировать причинно-следственные

связи событий.

Развиваясь,

любое

общество

постоянно

ставило

и

ставит

перед

образованием определенные социально-обусловленные цели, поскольку их

реализация нужна для его функционирования.

На своих занятиях Я особое внимание уделяю развитию внимания

студентов, так как без устойчивого внимания не может быть ни полноценного

образования, не основательного усвоения (осмысления и запоминания, а так же

воспроизведения, внедрения). Внимание в данном случае выполняет функцию

выделения излагаемых Мною, учебником, другими источниками знаний

фактов, понятий, законов, идей, методов познавательной деятельности. Я

убеждён, что только так студенты могут сосредоточиться на предмете

исследования, всесторонне разглядеть и основательно усвоить его. Таким

образом, чем устойчивее, а время от времени и продолжительней внимание, тем

обстоятельнее студенты усваивают изучаемый материал.

При правильной организации обучения, внимание студентов, удачно

развивается. При этом Я поначалу опираюсь на естественный энтузиазм к

новым, еще не достаточно либо совершенно не увлекательным ему фактам,

далекого прошлого. Но уже на этом этапе обучения, студенты приучаются к

внимательному исследованию и более сложного теоретического материала.

Наряду с непроизвольным вниманием, Я воспитываю устойчивое случайное

внимание, связанное с волевыми усилиями и основанное на понимании

необходимости социальной значимости исследования.

При развитии внимание, Я

делаю упор на самостоятельную работу

студентов.

Энтузиазм, как и внимание, имеет избирательный характер.

Соответственно этому дифференцируется и их познавательное внимание.

Чтоб научить студентов с энтузиазмом и вниманием изучать все стороны

публичной жизни, Я принципиально стараюсь выработать у них такие свойства,

как способность распределять внимание, устойчиво концентрировать его на

изучаемом материале, переключать с одного объекта на другой. Успешное

решение этих задач во многом зависит от Моего умения интересно излагать

разный по характеру исторический материал, варьировать виды и приемы

учебной работы, побуждать студентов (с помощью познавательных занятий) на

каждом занятие активно работать с различными источниками исторического

знания.

Я

считаю,

что

совершенствование

восприятия

является

одной

из

принципиальных задач интеллектуального развития студентов. Помогаю им

верно, в адекватных видах принимать исторические действия и явления

связанную с ними природу, предметы, людей, умело обхватывать динамику

исторических действий, созидать взаимосвязи факторов, их обусловленность

определенным географическим местом и временем.

Развитие умения принимать факты прошедшего в исторических видах

смешивается с развитием эмоциональной сферы студентов. Решению данной

задачи содействуют приемы и средства броского образного изложения и

соответствующего восприятия важнейших исторических фактов, внедрение

Мной познавательных заданий, которые вызывают у студентов эмоциональные

сопереживания, рвение найти свое личностное отношение к фактам и

историческим деятелям прошлого.

Ключевой задачей обучения истории, по Моему мнению, является

развитие исторического мышления студентов, как одной из сторон их общего

мышления - процесса познавательной деятельности.

Мышление начинается с вопроса и слагается из таковых мыслительных

операций, как анализ и синтез, сравнение и систематизация, абстрагирование и

обобщение (например, решение проблемы «Почему русский народ победил в

Куликовской битве?»).

С целью развития мыслительных способностей при исследовании истории,

Я ставлю студентов перед необходимостью: без помощи других анализировать

учебный исторический материал, находить в нем основное (главные факты и

теоретические

положения,

оценки

определения)

и

абстрагироваться

от

второстепенного; верно локализовать исторические действия и явления во

времени и пространстве; анализируя факты, выделять, сравнивать и обобщать

их значительные признаки и связи, прослеживать закономерности и публичного

развития; соотносить исторические факты и теорию меж собой, использовать

теоретические положения для осмысления сущности исторических фактов.

При

этом

развиваю

способность

студентов

воспринимать

противоречивость и закономерность публичного развития, учу студентов

разглядывать публичные явления прошедшего и современности.

Поскольку историческое мышление часть либо сторона общего мышления,

при обучении истории стремлюсь к развитию таких его свойств, как

самостоятельность, критичность, упругость, доказательность, глубина.

Меж тем стараюсь развивать и их наглядно-образное мышление, при

недостаточном развитии которого студенты усваивают историю формально, в

виде словесных выражений, за которыми не стоят виды настоящей жизни.

Отсутствие

четких

и

правдивых

образов

не

дозволяет

им

заполнять

исторические понятия, законы публичного развития живым, конкретным

содержанием. И понятийные знания формируются у них в абстрактной,

лишенной жизненного содержания форме. Такие задачки скоро забываются, а

основное - не выполняют той роли, какую могут и обязаны делать.

Наряду с развитием мышления, Я в обучении истории развиваю у

студентов воображение. Благодаря воссоздающемуся воображению студенты

мысленно или словесно и наглядно воспроизводят готовые исторические виды.

В соединении с наглядно-образным мышлением они творчески конструируют

утраченные виды прошедшего, воссоздают динамику исторического деяния,

усваивают прошедшее в виде живых картин, в которых действуют, молвят,

переживают настоящие люди - участники исторического процесса (например,

«оборона Сталинграда»).

Развитие мышления и воображения связанно с развитием речи студентов,

поскольку в ней словесно материализуются продукты (результаты) умственной

деятельности.

Во-первых, Я требую, чтобы на моих занятиях речь студента была

максимально четкой, ясной и естественно грамотной. Чтоб добиться простоты

ясности и выразительности речи, объясняю студентам, что над речью нужно

много и тщательно работать, в особенности при подготовке к занятиям,

смотреть за ней на занятиях и в повседневном общении с людьми.

Итак,

Я

считаю,

что

развитие

студентов

при

обучении

истории

предполагает улучшение их умственных действий - внимания, восприятия,

мышления, воображения, памяти, речи.

Интеллектуальное развитие органически связано с воспитанием воли и

эмоций студентов. На своих занятиях стараюсь вызвать интерес к своему

предмету через энтузиазм, патриотизм и осознание значимости исследования

истории.

В моей учебно-воспитательной работе со студентами важную роль играет

педагогическое творчество. Оно позволяет мне раскрывать свои дарования,

добиваться

высокопрофессионального

мастерства,

вносить

в

учебно-

воспитательный процесс что-то свое, оригинальное.

Без широкого научного и общественно-политического кругозора, без

фундаментального знания истории и её методологии, возрастной психологии, в

том числе закономерностей познавательной деятельности студентов, без

систематического обобщения собственного личного педагогического опыта и

опыта остальных преподавателей - без всего этого педагогическое творчество

просто нереально.

Список литературы:

1.

Аганбегян А. Проект Россия. Кризис: беда и шанс для России./ А.

Аганбегян. – М.: Астрел, 2009.

2.

Сахарова А.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века.

Учебное пособие./ - М., АСТ-Астрель. Хранитель, 2007.

3.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273 —

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»



В раздел образования