Напоминание

рабочая программа музыкального руководителя


Автор: Попова Олеся Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №165
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: рабочая программа
Тема: рабочая программа музыкального руководителя
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 165

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-

эстетическому направлению развития воспитанников»

(наименование организации)

650903, г. Кемерово, ул. Новогодняя,18Б

Тел/факс: 8 (3842) 69-24-31; Е-mail^ mdou

165@

mail

.

ru

Принято на педагогическом

совете муниципального

бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

№ 165 «Детский сад

общеразвивающего вида»

Протокол № 1 от

«___» _______ 20___ г.

Утверждаю

Заведующая муниципального

бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

№ 165 «Детский сад

общеразвивающего вида»

___________Н. Л. Сечкарь

«___» _______ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

музыкального руководителя на 2020 – 2021 учебный год

Разработчик программы:

Попова Олеся Васильевна,

музыкальный руководитель

Кемерово, 2020

1

СОДЕРЖАНИЕ

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

3

1.1.1 Цель и задачи реализации программы

4

1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы

4

1.1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики

4

1.2 Планируемые результаты освоения программы

12

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Образовательная деятельность в области художественно-эстетического развития

15

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их

образовательных потребностей и интересов

22

2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных

практик

26

2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы

27

2.5

Особенности

взаимодействия

педагогического

коллектива

с

семьями

воспитанников

30

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Материально-технического обеспечения программы

31

3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и

воспитания

32

3.3 Расписание занятий

33

3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

33

3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Перечень пособий, используемых для реализации рабочей программы

34

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Рабочая

программа

совместной

образовательной

деятельности

музыкального

руководителя с воспитанниками МБДОУ №165 «Детский сад общеразвивающего вида с

приоритетным

осуществлением

деятельности

по

художественно-эстетическому

направлению развития воспитанников»

г. Кемерово разработана в соответствии со

следующими нормативными правовыми документами:

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

2.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

3.

Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от

28.02.2014 г. № 08-249;

4.

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным

программам

-

образовательным

программам

дошкольного

образования»;

5.

Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106

«Об утверждении и

введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части

охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

6.

Письмо

Минобрнауки

России

от

07.06.2013

г.

ИР-535/07

«О

коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

7.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

15.05.2013

г.

26

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

(СанПиН 2.4.1.3049-13) и др.;

8.

Уставом МБДОУ № 165 «Детский сад общеразвивающего вида»;

9.

Основной общеразвивающей программой МБДОУ № 165 «Детский сад

общеразвивающего вида» г. Кемерово

Основой для разработки рабочей программы музыкального воспитания детей

дошкольного возраста, явилась парциальная программа музыкального образования детей

«Ладушки» И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой.

Рабочая программа рассчитана на 5 возрастных периода:

– первая младшая группа (2 - 3 года);

– вторая младшая группа (3 - 4 года);

3

– средняя группа (4 - 5 лет);

– старшая группа (5 - 6 лет);

– подготовительная к школе группа (6 - 7 лет).

Срок реализации данной рабочей программы – 1 год (2018-2019 учебный год).

1.1.1 Цель программы:

создание условий для развития музыкально-творческих

способностей

детей

дошкольного

возраста

средствами

музыки,

ритмопластики,

театрализованной деятельности.

Задачи:

- формирование основ музыкальной культуры дошкольников, слышать, любить и

понимать музыку, чувствовать её красоту;

- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства; воспитание

интереса к музыкально – ритмическим движениям;

- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления

здоровья детей.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы:

принцип развивающего обучения,

принцип культуросообразности,

принцип преемственности ступеней образования,

принцип гуманно-личностного отношения к ребенку.

1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики:

Возрастные особенности развития ребенка 2-3лет в музыкальной деятельности,

содержание психолого-педагогической работы

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться

предметная

деятельность,

ситуативно-деловое

общение

ребенка

и

взрослого;

совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры,

наглядно-действенное мышление.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что

позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3

предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется

4

слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети

воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Содержание образовательной области „Музыка" направлено на достижение цели

развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, через

решение следующих задач:

развитие музыкально художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству.

Развитие

музыкально-художественной

деятельности,

приобщение

к

музыкальному искусству

Слушание

Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую

музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни,

музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется

эмоционально реагировать на содержание.

Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание

колокольчика,

фортепьяно, металлофона)

Пение

Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение

подпевать фразы

в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

Продолжать

формировать

способность

воспринимать

и

воспроизводить

движения,

показываемые

взрослым

(хлопать,

притопывать

ногой,

полуприседать, совершать повороты и т и т д.)

Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее

окончанием; передавать образы (птичка летает,

зайка прыгает,

мишка

косолапый идет). Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в

кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или

содержания песни.

Занятия проходит 2 раза в неделю продолжительностью

не более 10 минут

(СапПиН 2.4.1.1249-03).

5

Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии

с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики

формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период

освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Возрастные

особенности

развития

ребенка

3-4

лет

в

музыкальной

деятельности, содержание психолого-педагогической работы

В возрасте 3-4 лет необходимым становится создание условий для активного

экспериментирования и практикования ребёнка со звуками с целью накопления

первоначального музыкального опыта. Манипулирование

музыкальными звуками и игра с ними (при их прослушивании, элементарном

музицировании, пении, выполнения простейших танцевальных и ритмических движений)

позволяют ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.

Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их

к разным видам музыкальной деятельности,

формирование интереса к музыке,

элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских

навыков.

В

этот

период,

прежде

всего,

формируется

восприятие

музыки,

характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок

воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и

вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует

части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь

начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца

не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое,

поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии.

Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо

организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети

проявляют

эмоциональную

отзывчивость

на

использование

игровых

приёмов

и

доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере

музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных

упражнений,

музыкальных

игр,

танцев,

хороводов,

помогающих

ребёнку

лучше

почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется

игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир

музыкальных звуков и их

отношений, различают красоту звучания различных инструментов.

6

Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию

дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности:

речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.

Реализация

рабочей

программы

осуществляется

через

регламентированную

и

нерегламентированную формы обучения:

-

непосредственно

образовательная

деятельность

(комплексные,

доминантные,

тематические, авторские);

- самостоятельная досуговая деятельность.

Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное

сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и

сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.

Задачи воспитания и развития детей

Задачи в области музыкального восприятия-слушания-интерпретации.

Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость

на музыку.

Организовывать

детское

экспериментирование

с

немузыкальными

и

музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты,

длительности, тембра.

Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.

Задачи в области музыкального исполнительства-импровизации-творчества.

Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности- музыкально

ритмические движения и игры на шумовых музыкальных инструментах.

Развивать координирование движений и мелкой моторики при обучении приемам

игры на инструментах.

Формировать у детей вокальные и певческие умения в процессе подпевания

взрослому.

Стимулировать

умение

детей

импровизировать

и

сочинять

простейшие

музыкально-художественные образы в музыкальных образах и танцах.

На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения,

осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и

особенностей каждого ребенка.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 минут, в соответствии с требованиями

СанПина.

7

Программа рассчитана на 72 занятия в год + развлечения и праздники.

72 занятия по 15 минут = 18 часов. Раз в месяц проводится развлечение (9 занятий.)

Календарные праздники и утренники (5 мероприятий)

Возрастные

особенности

развития

ребенка

4-5

лет

в

музыкальной

деятельности. Содержание психолого-педагогической работы

В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и

накопленному

музыкальному

опыту

ребёнок

становится

активным

участником

танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Чувственное познание свойств

музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метро - ритмической

основы музыкальных произведений позволяют дошкольнику интерпретировать характер

музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения.

Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребёнка потребность и

желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства.

Начинает

развиваться образное мышление. Дети могут самостоятельно придумать небольшую

сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается

доступной

сосредоточенная деятельность в течение 20 минут. Он способен удерживать в памяти при

выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь

становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных,

интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.

Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая

сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических

правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при

общении с взрослым становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого, оно выходит за пределы

конкретной

ситуации,

в

которой

оказывается

ребенок.

Ведущим

становится

познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения,

может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей

формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается

чрезвычайно важной его похвала.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности,

появлением

ролевых

и

реальных

взаимодействий,

с

развитием

изобразительной

8

деятельности, конструированием по замыслу, планированием, совершенствованием

восприятия,

развитием

образного

мышления

и

воображения,

эгоцентричностью

познавательной позиции, развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации,

совершенствования восприятия, формированием потребности в уважении со стороны

взрослого.

Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому

начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание,

пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и

творчество. Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям,

более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-

то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия

проводятся два раза в неделю по 20 минут. Их построение основывается

на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе. В этом

возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при

восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в

эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными

задачами являются раз-

витие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее,

связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях. Музыкальное

развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности и в

повседневной жизни.

На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 20 минут, используются

коллективные и индивидуальные методы

обучения,

осуществляется

индивидуально-дифференцированный

подход

с

учетом

возможностей особенностей каждого ребенка.

Задачи в области музыкального восприятия - слушания- интерпретации

Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умение понимать и

интерпретировать выразительные средства музыки.

Развивать умение детей общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью

музыки.

Развивать у дошкольников музыкальный слух - интонационный, мелодический,

гармонический,

ладовый;

способствовать

освоению

детьми

элементарной

музыкальной грамоты.

Задачи в области музыкального исполнительства- импровизации- творчества

9

Развивать у детей координацию слуха и голоса, способствовать приобретению ими

певческих навыков.

Способствовать освоению детьми приемам игры на детских музыкальных

инструментах.

Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания

музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.

Стимулировать

желание

ребенка

самостоятельно

заниматься

музыкальной

деятельностью.

Возрастные

особенности

развития

ребенка

5-6

лет

в

музыкальной

деятельности, содержание психолого-педагогической работы

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного

качества,

как

произвольность

психических

процессов

(

внимания,

памяти,

мышления),

что

является

важной

предпосылкой

для

более

углубленного

музыкального воспитания.

Ребенок

5-6лет

отличается

большой

самостоятельностью,

стремлением

к

самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него

ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей

развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени

расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает

активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого

года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь.

Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится

звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития

певческой

деятельности,

использования

более

разнообразного

и

сложного

музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети

шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро

утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо

учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Задачи в области музыкального восприятия- слушания –интерпретации

Обогащать слуховой опят детей при знакомстве с основными жанрами музыки.

Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.

Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.

10

Развивать

умение

творческой

интерпретеции

музыки

разными

средствами

художественной выразительности.

Задачи в области музыкального исполнительства- импровизации- творчества

Развивать певческие умения детей.

Способствовать освоению детьми умений игрового музицирования.

Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр,

оркестровок.

Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.

На занятиях, которые проводятся два раза в

неделю по 25 минут, используются

коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-

дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

Возрастные особенности развития ребенка 6-7 лет в музыкальной деятельности,

содержание психолого-педагогической работы

Возраст 6-7 лет- это середина детства. Подвижные энергичные дети активны во всех

видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно

меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения- ещё

более координированными, увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется

речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к

музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют

реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей.

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка

средствами музыки возрастает.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные

достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;

освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации,

формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и

личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой обучения.

Задания, которые дают детям подготовительной группы, требуют сосредоточенности и

осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный

характер обучения.

11

Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут, их построение основывается на общих

задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе. Музыкальное

развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.

Задачи в области музыкального восприятия-слушания-интерпретации

Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и

направлениями в музыке

Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных

композиторов

Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных

форм и средств музыкальной выразительности

Задачи в области музыкального исполнительства- импровизации-творчества

Развивать умения чистоты интонировании в пении

Способствовать освоению навыков ритмического многоголосья посредством

игрового музицирования

Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр,

оркестровок

Развивать у детей умения сотрудничать и заниматься совместным творчеством в

коллективной музыкальной деятельности

1.2 Планируемые результаты освоения программы

Ранний возраст (от 2 до 3 лет)

-

Слушает муку и эмоционально реагирует на нее.

-

Внимательно слушает песню.

-

Подпевает слоги и слова.

-

Выполняет простые плясовые движения.

-

Начинает реагировать на начало и конец музыки.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

- Слушает музыкальное произведение до конца.

- Узнает знакомые произведения, различает звуки по высоте (в пределах октавы).

- Замечает изменения в звучании (тихо-громко).

- Замечает изменения в звучании (тихо-громко).

12

- Поет, не отставая и опережая других.

- Выполняет танцевальные движения: кружится в парах, притопывает ногами, двигается

под музыку с предметами.

- Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан).

- Устанавливает простейшие связи между характером музыкального образа и средствами

его выразительности.

- Умеет различать контрастные музыкальные регистры.

- Имеет представления об общих направлениях музыки и ее первичных жанрах (марш,

песня, танец).

- Имеет представления о разнообразии и выразительности основных естественных

движений, элементарных танцевальных движениях.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

- Понимает, что музыка может передавать характер и настроение.

- Слушает музыкальное произведение, чувствует его характер.

- Выражает свои чувства о произведении словами, рисунком, движением.

- Узнает песни по мелодии.

- Узнает знакомые произведения, различает звуки по высоте (в пределах сексты-септимы)

- Поет протяжно, четко произносит слова, вместе начинает и заканчивает пение.

- Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в

соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.

- Выполняет танцевальные движения: пружинка, подскок, движение парами по кругу,

кружение по одному и в парах.

- Выполняет движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).

- Играет на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

- Умеет воспроизводить в движениях характер музыки, самостоятельно определять жанры

марша и танца, выбирать соответствующие движения.

- Инсценирует (совместно с воспитателем) песни, хороводы.

-

Умеет

использовать

элементарные

мимические

и

пантомимические

средства

выразительности в музыкально-двигательных сюжетных этюдах и играх.

- Использует певческие навыки приемы и известные образы в игровой деятельности.

- Умеет петь музыкально, интонационно чисто и выразительно.

- Умеет играть в ударном оркестре эмоционально и музыкально.

13

- Способен творчески воспроизводить выражение лица, позу, движения различных

образов: злой-добрый, смешной-печальный, передавать состояние через поиск внешней

характеристики образа животного, человека.

умеет работать над образами в паре, выполнять задачу, оценивать результат самому перед

зеркалом или получать оценку партнера, зрителей

- Понимает музыкальные образы, импровизирует знакомые музыкально-художественные

образы в музыкальных играх и танцах.

- Активно участвует в музыкальной деятельности.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

- Различать жанры в музыке (песня, танец, марш).

- Звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).

- Узнавать произведения по фрагменту.

- Различать звуки по высоте в пределах квинты.

- Петь без напряжения,

легким звуком, отчетливо произносить слова, петь с

аккомпанементом.

- Ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

- Самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой произведения.

- Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая

друг другу.

- Играть мелодии на металлофоне по одному и в группе.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

- Слушает музыкальное произведение, чувствует его характер, различает жанры

произведений.

- Узнает музыкальные произведения по вступлению, фрагменту различает звучание

музыкальных инструментов.

- Различает части музыкального произведения.

- Слышит в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнает

характерные образы.

- Воспроизводит и чисто поет общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с

аккомпанементом.

- Выражает свои чувства о произведении словами, рисунком, движением.

- Различает звуки по высоте (в пределах квинты).

14

- Поет без напряжения, плавно, легким звуком, своевременно начинает и заканчивает

песню, поет в сопровождении музыкального инструмента.

- Ритмично двигается в соответствии с различным характером и динамикой музыки.

- Передает ритмический рисунок, самостоятельно начинает движение после вступления.

- Выполняет танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием,

пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг, движения с предметами.

- Самостоятельно инсценирует содержание песни, хоровода, придумывая варианты

разнообразных движений.

- Распознает произведения Уральских композиторов в фортепианном и инструментальном

исполнении, эмоционально отзываясь на них.

- Определяет характер произведений, 2-3-частную форму, вступление, заключение,

различает инструментальную и вокальную музыку.

- Способен делиться музыкальными впечатлениями.

- Различает звучание инструментов русского народного и симфонического оркестров.

- Исполняет на различных инструментах пьесы, соблюдая общий темп, динамику, ритм.

- Исполняет русские народные песни и песни уральских композиторов, чисто интонируя,

естественным звуком, а капелла и с музыкальным сопровождением.

- Способен к творческому самовыражению, проявляет актерские способности.

- Способен владеть своим лицом, подчинять мимику задаче изобразить настроение,

сочетать ее с движением тела.

- Создает пантомимы на самостоятельно придуманные сюжеты.

Технология

педагогической

диагностики

индивидуального

развития

детей

полностью соответствует рекомендованной в программе по музыкальному воспитанию

детей дошкольного возраста «Ладушки».

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Образовательная деятельность в области художественно-эстетического

развития

С введением ФГОС ДО, музыкальное воспитание представлено в образовательной

области

«Художественно-эстетическое

развитие»,

наряду

с

изобразительным

и

литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку важно научить ребенка

общаться с произведениями искусства к целом, развивать художественное восприятие,

чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, развивать у

детей

ценностно-смысловое

восприятие

и

понимание

произведений

искусства

(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; эстетическое отношение к

15

окружающему миру; формировать элементарные представления о видах искусства;

восприятие

музыки,

художественной

литературы,

фольклора;

стимулирование

сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной

творческой

деятельности

детей

(изобразительной,

конструктивно

-

модельной,

музыкальной и др.).

Задачи музыкального воспитания интегрируются и в другие образовательные

области. Так, например, в образовательной области «Социально-коммуникативное

развитие»

речь идет о формировании

представления о музыкальной культуре и

музыкальном искусстве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об

отечественных традициях и праздниках; развитию навыков игровой деятельности;

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических

чувств.

Развитие

свободного

общения

о

музыке

с

взрослым

и

сверстниками;

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах

музыкальной деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает расширение

музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины

мира средствами музыкального искусства, творчества.

В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и

интонационной культуры речи, развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих

впечатлений,

характеристики музыкальных произведений; практическое овладение

детьми нормами речи, обогащение «образного словаря».

Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития

таких

физических

качеств,

как

координация

и

гибкость,

развитие

равновесия,

координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, в ходе музыкально -

ритмической деятельности; использование музыкальных произведений в качестве

музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной

активности.

Сохранение

и

укрепление

физического

и

психического

здоровья

детей,

формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации.

Художественно-эстетическое развитие (ХЭ) предполагает развитие предпосылок

ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,

музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к

окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие

музыки,

художественной

литературы,

фольклора;

стимулирование

сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной

16

творческой

деятельности

детей

(изобразительной,

конструктивно-модельной,

музыкальной и др.).

Музыкально-художественная деятельность

Младший

дошкольный

возраст (с 3 до

4 лет)

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем,

маршем.

Способствовать

развитию

музыкальной

памяти.

Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы, чувствовать

характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на

нее реагировать.

Слушание. Учить слушать музыкальное произведение до конца,

понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в

произведении. Развивать способность различать звуки по высоте в

пределах октавы, замечать изменение в силе звучания мелодии

(громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание

детских музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка,

барабан, бубен, металлофон и др.).

Пение. Способствовать развитию певческих навыков: петь без

напряжения в диапазоне «ре» (ми) — «ля» (си), в одном темпе со

всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни

(весело, протяжно, ласково, напевно).

Песенное творчество. Учить допевать мелодии колыбельных песен

на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля». Формировать

навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические

движения.

Учить

двигаться

в

соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания

(громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее

окончание. Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и

бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать

легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать

качество

исполнения

танцевальных

движений:

притопывать

попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение

кружиться в парах, выполнять подскоки, прямой галоп, двигаться

под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального

произведения, с предметами, игрушками и без них. Способствовать

17

развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи

игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают

мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята,

летают птички и т. д.

Развитие

танцевально-игрового

творчества.

Стимулировать

самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые

мелодии. Учить более точно выполнять движения, передающие

характер изображаемых животных.

Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить детей с

некоторыми

детскими

музыкальными

инструментами:

ложки,

дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой,

барабаном,

а

также

их

звучанием.

Учить

дошкольников

подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

Средний

дошкольный

возраст (с 4 до

5 лет)

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее

слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии

музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления,

способствовать

дальнейшему

развитию

основ

музыкальной

культуры.

Слушание. Формировать навыки культуры слушания музыки (не

отвлекаться,

дослушивать

произведение

до

конца).

Учить

чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения,

высказывать свои впечатления о прослушанном музыкальном

произведении.

Учить

замечать

выразительные

средства

музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро,

весело, грустно и т.д.. Развивать способность различать звуки по

высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Пение. Обучать детей выразительному пению, формировать умение

петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой

октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими

музыкальными фразами. Учить петь мелодию чисто, смягчать

концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая

характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением

и без него (с помощью воспитателя).

Песенное творчество. Учить самостоятельно сочинять мелодию

18

колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя

зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать

умение импровизировать мелодии на заданный текст.

Музыкально-ритмические движения. Продолжать формировать у

детей навык ритмичного движения в соответствии с характером

музыки. Учить самостоятельно менять движения в соответствии с

двух-

и

трехчастной

формой

музыки.

Совершенствовать

танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по

одному и в парах. Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и

хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в

ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную

и

обратно),

подскоки.

Продолжать

совершенствовать

навыки

основных

движений

(ходьба

«торжественная»,

спокойная,

«таинственная»; бег легкий и стремительный).

Развитие

танцевально-игрового

творчества.

Способствовать

развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых

упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок,

используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая

лисичка, сердитый волк и т. д.). Обучать инсценированию песен и

постановке небольших музыкальных спектаклей.

Игра на детских музыкальных инструментах. Формировать

навыки и приёмы игры на детских музыкальных инструментах

( деревянные ложки, бубенцы, барабан, металлофон, треугольник).

Старший

дошкольный

возраст (с 5 до

6 лет)

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную

отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе

знакомства с классической, народной и современной детской

музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей:

звуковысотный,

ритмический,

тембровый,

динамический

слух.

Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений

под

музыку,

игры

на

детских

музыкальных

инструментах;

творческой активности детей.

Слушание.

Учить различать жанры музыкальных произведений

(марш, танец, песня). Совершенствовать музыкальную память через

узнавание

мелодий

по

отдельным

фрагментам

произведения

19

(вступление,

музыкальная

фраза).

Совершенствовать

навык

различения

звуков

по высоте в пределах квинты,

звучания

музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, виолончель,

балалайка).

Пение. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком

в диапазоне от «ре» первой октавы до «до диез» второй октавы,

брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами,

произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать

песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно,

громко и тихо, смягчать окончания. Способствовать развитию

навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без

него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому

исполнению

песен

разного

характера.

Развивать

песенный

музыкальный вкус.

Песенное

творчество.

Учить

импровизировать

мелодию

на

заданный текст. Учить сочинять мелодии различного характера:

ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный

вальс, веселую плясовую.

Музыкально-ритмические движения. Развивать чувство ритма,

умение

передавать

через

движения

характер

музыки,

ее

эмоционально-образное

содержание.

Учить

свободно

ориентироваться

в

пространстве,

выполнять

простейшие

перестроения,

самостоятельно

переходить

от

умеренного

к

быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с

музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков

исполнения танцевальных движений: (поочередное выбрасывание

ног

вперед

в

прыжке;

приставной

шаг

с

приседанием,

с

продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги

вперед, боковой галоп). Познакомить с русским хороводом, пляской,

а также с танцами других народов. Продолжать развивать навыки

инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и

птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д.) в

разных игровых ситуациях.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Развивать

20

танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам,

танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность

в

творчестве.

Учить

самостоятельно

придумывать

движения,

отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию

содержания песен, хороводов.

Игра на детских музыкальных инструментах. Развивать интерес

к игре на музыкальных инструментах. Развивать умение играть в ор-

кестре на различных инструментах. Закрепить навык игры на метал-

лофоне (глиссандо, простейшие мелодии на 2-3 звуках).

Старший

дошкольный

возраст (с 6 до

7 лет)

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать

художественный

вкус.

Продолжать

обогащать

музыкальные

впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при

восприятии

музыки

разного

характера.

Совершенствовать

звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.

Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса,

развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на детских

музыкальных

инструментах.

Знакомить

с

элементарными

музыкальными понятиями.

Слушание. Продолжать развивать навыки восприятия звуков по

высоте в пределах квинты — терции; обогащать впечатления детей

и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп,

ритм); жанрами (опера, балет, симфонический оркестр), творчеством

композиторов и музыкантов. Познакомить детей с мелодией

Государственного гимна Российской Федерации.

Пение. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую

координацию. Закреплять практические навыки выразительного

исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй

октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы;

обращать внимание на артикуляцию (дикцию). Закреплять умение

петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным

сопровождением и без него.

Песенное

творчество.

Учить

самостоятельно

придумывать

21

мелодии, используя в качестве образца русские народные песни;

самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по

образцу

и без

него,

используя

для

этого

знакомые

песни,

музыкальные пьесы и танцы.

Музыкально-ритмические

движения.

Способствовать

дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения

выразительно

и

ритмично

двигаться

в

соответствии

с

разнообразным

характером

музыки,

передавая

в

танце

эмоционально-образное содержание. Знакомить с национальными

плясками (русские, чешские, украинские и т. д.). Развивать

танцевально-игровое

творчеств,

формировать

навыки

художественного

исполнения

различных

образов

при

инсценировании песен, театральных постановок.

Музыкально-игровое

и

танцевальное

творчество.

Способствовать развитию творческой активности детей в доступных

видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре,

пение,

танцевальные

движения

и

т.

п.).

Учить

детей

импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник,

конькобежец, наездник, рыбак; озорной котик и сердитый козлик и

т. п.). Учить придумывать движения, отражающие содержание

песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.

Учить

самостоятельно искать

способ передачи в

движениях

музыкальных образов. Формировать музыкальные способности;

содействовать проявлению активности и самостоятельности.

Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить с

музыкальными

произведениями

в

исполнении

различных

инструментов

и

в

оркестровой

обработке.

Учить

играть на

металлофоне,

свирели,

ударных

музыкальных

инструментах,

русских

народных

музыкальных

инструментах:

трещотках,

бубенцах, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в

оркестре и в ансамбле.

22

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их

образовательных потребностей и интересов

В ходе реализации программы определен оптимальный минимум педагогических

технологий:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности;

технология исследовательской деятельности;

игровая технология;

информационно-коммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих

технологий

является

обеспечение

ребенку

возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений,

навыков по здоровому образу жизни.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

динамические паузы (дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика и

т.д.)

подвижные игры

ритмопластика

сказкотерапия

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие

и

обогащение

социально-личностного

опыта

посредством

включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Классификация проектов:

«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные

танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«повествовательные» - передача своих впечатлений и чувств в устной,

вокальной

художественной

(картина),

музыкальной

(игра

на

музыкальных

инструментах) формах;

Технология исследовательской деятельности

23

Цель

исследовательской

деятельности

в

детском

саду -

сформировать

у

дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу

мышления.

Методы

и

приемы

организации

экспериментально

исследовательской

деятельности:

- эвристические беседы;

- «погружение» в звуки и образы природы через музыку;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- музыкально-дидактические игры;

Игровая технология

Игра – это естественный спутник жизни детей, источник радостных эмоций, поэтому

игры остаются традиционным средством в музыкальной деятельности. Проведение

занятий в игровой форме доставляет детям большое удовольствие, дети легче и быстрее

усваивают и запоминают материал занятия. Игровая технология строится как целостное

образование,

объединенное

общим

содержанием,

сюжетом,

персонажем.

В

нее

включаются последовательно музыкально-дидактические пособия и игры, в которых

используются все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под

музыку, музицирование и т.д.

Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ позволяет значительно оживить совместную образовательную

деятельность с детьми, расширяют возможности в преподнесении музыкального и

дидактического

материала,

дает

дополнительную

возможность

передачи

детям

визуальной информации в интересной форме. Движения, звук, мультипликация надолго

привлекают внимание ребенка. В техническое оснащение ИКТ входят компьютер,

мультимедийное оборудование, интерактивный пол. Дидактические средства ИКТ:

-

познавательные

мультимедийные

и

компьютерныепрезентации

(аудио

и

видеофрагменты);

- видеофильмы о музыкальном искусстве;

- электронные иллюстрации (фотоматериал, репродукции);

-

элементы

интерактивности

(реакция

на

действия).

Весь

воспитательно-

образовательный процесс в МБОУ условно подразделен на:

образовательную

деятельность,

осуществляемую

в

процессе

организации

24

различных видов детской деятельности

(игровой, коммуникативной, трудовой,

познавательно-исследовательской,

продуктивной,

музыкально-художественной,

чтения), (далее, по тексту - «организованная образовательная деятельность»);

образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

самостоятельную деятельность детей;

взаимодействие с семьями детей

по реализации основной общеобразовательной

программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах

работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и

зависит

от

контингента

воспитанников,

оснащенности

дошкольного

учреждения,

культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от

опыта и творческого подхода педагога.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно

игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение

происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы)

выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

В образовательной области «Музыка» используются разнообразные формы работы с

детьми объединенные в определенную систему.

Система работы по образовательной области «Музыка»

Музыкальное воспитание

Музыкальная среда в

различных режимных

моментах:

Фронтальная

НОД

по

музыкальному воспитанию

традиционные.

тематические

доминантные

Музыкальное сопровождение НОД

-музыкальные паузы;

-сюрпризные

моменты;

-хороводные игры.

Праздники

и

развлечения

Игровая

музыкальная

деятельность:

-театрализованные

музыкальные игры;

-музыкально-дидактические

игры;

25

-игры с пением;

-ритмические игры.

Индивидуальная

НОД

по

музыкальному

воспитанию:-

обучение

игре

на

детских

музыкальных

инструментах;-

упражнения

в

освоении

танцевальных движений;-развитие

музыкального слуха и голоса;

Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом

воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием

здоровья

Возраст

детей

Регламентируемая

деятельность (НОД)

Нерегламентированная деятельность, час

совместная

деятельность

самостоятельная

деятельность

3-4 года

2 по 15 мин

7- 7,5

3-4

4-5 лет

2 по 20 мин

7

3-3,5

5 – 6 лет

2-3 по 20- 25 мин

6 – 6,5

2,5 – 3,5

6-7 лет

3 по 30 мин

5,5 - 6

2,5 - 3

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно -

эпидемиологическим

правилам

и

нормативам

СанПиН

2.4.1.3049-13

"Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26

(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г.,

регистрационный № 28564).

26

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных

практик (см. соответствующий раздел ООП ДОУ )

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Приоритетная сфера

инициативы

продуктивная

деятельность.

Деятельность

воспитателя

по

поддержке

детской

инициативы:

Создавать

условия

для

реализации

собственных планов

и замыслов каждого

ребенка.

Рассказывать

детям

об их реальных, а

также возможных в

будущем

достижениях.

Отмечать и публично

поддерживать любые

успехи детей.

Всемерно

поощрять

самостоятельность

детей и расширять ее

сферу.

Помогать

ребенку

Приоритетная сфера

инициативы

-

познание

окружающего мира.

Деятельность

воспитателя

по

поддержке

детской

инициативы:

Поощрять желание

ребенка

строить

первые собственные

умозаключения,

внимательно

выслушивать

все

его

рассуждения,

проявляя уважение

к

его

интеллектуальному

труду.

Создавать условия и

поддерживать

театрализованную

деятельность детей,

их

стремление

переодеваться

(«рядиться»).

Приоритетная

сфера инициативы-

внеситуативно-

личностное

общение.

Деятельность

воспитателя

по

поддержке

детской

инициативы:

Создавать

в

группе

положительный

психологический

микроклимат,

в

равной

мере

проявляя

любовь

и заботу ко всем

детям:

выражать

радость

при

встрече;

использовать

ласку

и

теплое

слово

для

выражения своего

отношения

к

ребенку.

Приоритетная

сфера инициативы-

научение

Деятельность

воспитателя

по

поддержке

детской

инициативы:

Вводить

адекватную

оценку результата

деятельности

ребенка

с

одновременным

признанием

его

усилий

и

указанием

возможных путей

и

способов

совершенствован

ия продукта.

Спокойно

реагировать

на

неуспех ребенка и

предлагать

несколько

вариантов

27

найти

способ

реализации

собственных

поставленных целей.

Поддерживать

стремление

научиться

делать

что-то и радостное

ощущение

возрастающей

умелости.

В ходе занятий и в

повседневной жизни

терпимо

относиться

к

затруднениям

ребенка,

позволять

ему

действовать

в

своем темпе.

Не

критиковать

результаты

деятельности детей, а

также

их

самих.

Использовать в роли

носителей

критики

только

игровые

персонажи,

для

которых создавались

эти

продукты.

Ограничить критику

исключительно

результатами

продуктивной

деятельности.

Учитывать

индивидуальные

Обеспечить условия

для

музыкальной

импровизации,

пения и движений

под

популярную

музыку.

Создавать в группе

возможность,

используя мебель и

ткани,

строить

«дома»,

укрытия

для игр.

Негативные оценки

давать

только

поступкам

ребенка

и только один на

один, а не на глазах

у группы.

Недопустимо

диктовать

детям,

как и во что они

должны

играть,

навязывать

им

сюжеты

игры.

Развивающий

потенциал

игры

определяется

тем,

что

это

самостоятельная,

организуемая

самими

детьми

деятельность.

Участие взрослого в

играх детей полезно

Уважать

индивидуальные

вкусы и привычки

детей.

Поощрять

желание создавать

что-либо

по

собственному

замыслу;

обращать

внимание детей на

полезность

будущего

продукта

для

других

или

ту

радость, которую

он доставит кому-

то

(маме,

папе,

бабушке).

Создавать условия

для разнообразной

самостоятельной

творческой

деятельности

детей.

При

необходимости

помогать детям в

решении проблем

организации игры.

Привлекать детей

к

планированию

жизни группы на

день и на более

исправления

работы:

повторное

исполнение

спустя некоторое

время,

доделывание;

совершенствован

ие деталей и т.п.

Рассказывать

детям

о

трудностях,

которые вы сами

испытывали

при

обучении

новым

видам

деятельности.

Создавать

ситуации,

позволяющие

ребенку

реализовывать

свою

компетентность,

обретая уважение

и

признание

взрослых

и

сверстников.

Обращаться

к

детям с просьбой

показать

воспитателю

и

научить его тем

индивидуальным

28

особенности

детей,

стремиться

найти

подход

к

застенчивым,

нерешитель-ным,

конфликтным,

непопулярным

детям.

Уважать

и

ценить

каждого

ребенка

независимо

от

его

достижений,

достоинств

и

недостатков.

Создавать в группе

положительный

психологический

микроклимат,

в

равной

мере

проявляя любовь и

заботу ко всем детям:

выражать

радость

при

встрече;

использовать ласку и

теплое

слово

для

выражения

своего

отношения

к

ребенку;

проявлять

деликатность

и

тактичность.

при

выполнении

следующих

условий: дети сами

приглашают

взрослого

в

игру

или

добровольно

соглашаются на его

участие;

сюжет

и

ход игры, а также

роль,

которую

взрослый

будет

играть

определяют

дети, а не педагог;

характер

исполнения

роли

также определяется

детьми.

Привлекать детей к

украшению группы

к праздникам

отдаленную

перспективу.

Обсуждать выбор

спектакля

для

постановки,

песни, танца и т.д.

Создавать условия

и выделять время

для

самостоятельной

творческой

или

познавательной

деятельности

детей

по

интересам.

достижениям,

которые

есть

у

каждого.

Поддерживать

чувство гордости

за свой труд и

удовлетворения

его результатами.

Создавать

условия

для

разнообразной

самостоятельной

творческой

деятельности

детей.

При

необходимости

помогать детям в

решении проблем

при организации

игры.

Привлекать детей

к

планированию

жизни группы на

день,

неделю,

месяц. Учитывать

и

реализовывать

их пожелания и

предложения.

Создавать

условия

и

выделять

время

для

самостоятельной

29

творческой

или

познавательной

активности детей

по интересам.

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников

Одним

из

важных

условий

реализации

основной

образовательной

программы

дошкольного образования является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели

и родители – главные участники педагогического процесса. Музыкальный руководитель

также осуществляет сотрудничество с родителями, оказывает помощь в развитии

музыкальных способностей ребенка.

Цель:

сделать родителей активными участниками педагогического процесса,

оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Основные формы взаимодействия с семьей:

-

знакомство с семьей (встречи-знакомства, анкетирование родителей);

-

информирование о ходе образовательного процесса (дни открытых дверей,

индивидуальные и групповые консультации,

родительские собрания,

оформление

информационных стендов, приглашение родителей на детские концерты и праздники,

создание памяток, сайт ДО);

-

образование родителей (организация лекций, семинаров, мастер-классов,

тренингов);

-

совместная деятельность (привлечение родителей к участию в проектах,

акциях, экскурсиях, конкурсах, в детской исследовательской и проектной деятельности, в

разработке проектов).

Содержание

направлений

работы

с

семьёй в

образовательной

области

«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное):

Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих

учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей.

Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на

психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания

показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, и др.) на

развитие личности ребенка, детско-родительских отношений.

Привлекать

родителей

к

разнообразным

формам

совместной

музыкально-

30

художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующих возникновению

ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (праздники, концерты,

развлечения).

Благодаря

разностороннему

взаимодействию

ДОУ

с

родителями

своих

воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит сближение

всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и

нереализованный потенциал взрослых.

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников

IX «Рисуем музыку» - вечер совместного творчества

X «Осенние посиделки в русской горнице» - развлекательная программа

XI «День матери» чаепитие

XII «Музыка в творчестве Русских композиторов» Тематическая беседа

I «Посиделки в русской горнице» - познавательно-развлекательная программа

II «Будем в армии служить» - соревнование

III «Самой лучшей маме на земле» - вечер совместного музицирования

IV «День смеха» развлекательная программа

V «День Победы» - конкурс творческих работ

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Материально-техническое обеспечение программы

Перечень материалов и оборудования

п/п

Наименование

Рекомендованное

количество

В наличии

1.

Барабан с палочками

2

2

2.

Бубен большой

10

2

3.

Бубен маленький

1

2

4.

Бубен средний

6

6

5.

Вертушка

1

2

31

6.

Дудочка

1

2

7.

Звуковой молоток (ударный музыкальный

инструмент)

1

2

8.

Ложки

(шумовой

музыкальный

инструмент)

1

25

9.

Кастаньеты деревянные

-

10.

Комплект

видеофильмов

для

детей

дошкольного возраста

1

11.

Комплект компакт-дисков с музыкальными

произведениями

1

12.

Комплект

компакт-дисков

со

звуками

природы

1

1

13.

Маракасы

1

11

14.

Металлофон

1

17

15.

Музыкальные колокольчики (набор)

1

1

16.

Свистки с голосами птиц

1

1

17.

Свистулька

1

18.

Треугольники

(набор4

шт.,

ударный

музыкальный инструмент)

1

8

19.

Тарелки

1

2

20.

Ширма напольная для кукольного театра

1

2

3.2

Обеспеченность

методическими

материалами

и

средствами

обучения

и

воспитания.

1.

И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки».

подг.гр. СПб2007 «Композитор»

2.

И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки».

ст.гр. СПб2008 «Композитор»

32

3.

И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки».

ср.гр.СПб2008 «Композитор»

4.

И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки».

мл.гр. СПб2009 «Композитор»

5.

И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки».

ясли. СПб2010 «Невская нота»

6.

И. Каплунова, И. Новоскольцева «Программа по музыкальному воспитанию детей

дошкольного возраста». СПб2005

3.3 Расписание занятий

Дни недели

Группы

Понедельник

Вторник

8.45-9.00

Вторая

младшая

группа

«Непоседы»

9.10-9.30

Средняя группа

«Лесная сказка»

9.40-10.05

Старшая

группа

«Дружная

семейка»

11.25-11.55

Подготовительная

группа «Пчелки»

Среда

15.45-16.15 подготовительная группа «Пчелки»

Четверг

8.45-9.00

Вторая

младшая

группа

«Непоседы»

9.10-9.30

Средняя группа

«Лесная сказка»

9.40-10.00

Старшая

группа

«Дружная

семейка»

11.25-11.55

Подготовительная

группа «Пчелки»

Пятница

8.45-9.10

Старшая

группа

«Дружная

семейка»

11.25-11.55

Подготовительная

группа «Пчелки»

3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и

нерегламентированную деятельность:

33

-

различные виды занятий (типовые, комплексные, доминантные, тематические).

-

Самостоятельная досуговая деятельность.

-

Праздники и развлечения.

-

Вечера досуга

Праздничные традиции:

IX – Вот и стали мы на год взрослей

X - Осенний бал

XI - День матери

XII - Новый год

I – Посиделки

II - День защитника отечества, Масленица

III - 8 Марта

IV - Пасха

V – День Победы, Выпускной бал

VI - День защиты детей

VII - Летний праздник

3.5 Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды.

Перечень пособий, используемых для реализации рабочей программы

1 .И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки».

подг.гр. СПб2007 «Композитор»

2. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки».

ст.гр. СПб2008 «Композитор»

3. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки».

ср.гр.СПб2008 «Композитор»

4. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки».

мл. гр. СПб2009 «Композитор»

5. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки».

ясли. СПб2010 «Невская нота»

6 И. Каплунова, И. Новоскольцева «Программа по музыкальному воспитанию детей

дошкольного возраста». СПб2005

7.

И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день»

8.

Программа

«Ладушки».

подг.гр.

дополнительный

материал

СПб2009

«Композитор»

34

9.

Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» изд. Аркти Москва 2004

10. Н.Ф.Сорокина, Миланович Л.Г. «Театр – творчество – дети» Программа развития

творческих способностей средствами театрального искусства – М.: МИПКРО 1995

35



В раздел образования