Напоминание

"Тактильная книга"


Автор: Чумикова Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ № 23
Населённый пункт: г. Белорецк
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Тактильная книга"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 23 «Солнышко» г. Белорецк

муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Тактильная книга»

Воспитатель Чумикова Светлана Владимировна

2021 г.

Пояснительная записка

Установлено, что большинство человеческих способностей имеют ярко

выраженную

сенсорную

основу.

Познание

ребенком

окружающей

действительности, прежде всего, основывается на ощущениях и восприятиях.

Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения,

слуха, осязания, и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь,

память, представления, мышление. Таким образом, восприятие составляет

основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание

сенсорных функций имеет очень большое значение для всего последующего

развития ребенка, в том числе и коммуникативного.

Тактильная книга — это удивительное пособие. Сделанное своими

руками с любовью, оно хранят в себе частичку души и тепло рук мастера. С

его помощью можно играть и учить ребенка одновременно.

Это веселое, интересное и комфортное обучение! Творческие, а главное

полезные задания, разработанные в соответствии с ФГОС ДО, в которых

учтены

психологические

особенности

дошколят.

Позволяет

развивать

мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции, такие

как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация и умение

применять полученные знания. Пособие рекомендовано детям от 1,5 до 5 лет.

Читая

тактильную

книгу

(иными

словами,

ощупывая

предметы

пальчиками), ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями,

животным миром, предметами домашнего обихода и т. д. Нащупывая мелкие

предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с

настоящими предметами. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки:

шуршать, звенеть, шелестеть.

Данное пособие позволяет развивать у детей сенсорные способности,

являющиеся основой успешного овладения любой деятельностью.

Цель: формирование целостной картины мира и познавательного интереса к

нему у детей дошкольного возраста.

Задачи:

расширять представления детей об окружающем мире;

развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память,

связную речь;

обогатить словарь детей новыми словами;

формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму;

воспитывать познавательный интерес, усидчивость.

Описание пособия

Пособие представляет собой мягкую и приятную на ощупь книжку,

состоящую из 7 страниц, изготовленную из ткани и фетра, размером 20x20

см. Вариативность предложенных игр и упражнений позволяет решать

комплексно обучающие, развивающие и воспитательные задачи: развивать

разговорную речь, логическое и модельно-конструктивное мышление,

сенсорные функции, мелкую моторику, тактильную чувствительность,

творческое воображение, воспитывать умение играть в парах.

Для изготовления тактильной книги используются различные виды

рукоделия: вышивка, вязание крючком и спицами, мягкая игрушка, бисер и

т.д. Эти книги полны сюрпризов, яркие, привлекающие детское внимание.

Дети с большим интересом и восхищением их рассматривают, трогают, в то

время как обычные книги просто перелистывают. Страницы тактильных книг

с рисунками представляют собой объёмные картинки-конструкции, для

создания которых используются самые различные, подручные и натуральные

природные материалы

Уникальность книг - в их эксклюзивности, не похожести одной на

другую, каждая создаётся в единственном экземпляре.

Вариативность

Пособие позволяет решать задачи в совместной деятельности взрослого и

детей, и самостоятельной деятельности детей, как в рамках организованной

образовательной деятельности (ООД), так и при проведении режимных

моментов,

в

частности,

при

организации

игровой

деятельности

дошкольников.

1страничка

«Кто в море живет?», «Рыбаки»

Задача:

развивать

словарь,

координацию

движений,

упражнять

в

определении направления вверх-вниз, вправо-влево.

Игровое действие: Назови морских обитателей, покажи или назови рыбок,

которые плывут влево-вправо, выше-ниже. Поймай рыбку магнитной

удочкой, посчитай сколько рыбок поймал.

2 страничка.

«Угостим животных»

Задача: развивать мелкую моторику рук, словарь, упражнять в употреблении

существительных в косвенных падежах.

Игровое действие: Назови животных, угости каждое животное, назови, чем

угостил, или скажи, что любит то или иное животное.

3 страничка

«Едет, плавает, летает»

Задача: Развивать словарь существительных, глаголов и прилагательных по

теме «Транспорт», развивать мелкую моторику рук.

Игровое действие: Назови транспорт, его действия. Какие звуки издает при

движении.

4 страничка

«Собери пирамидку», «Найди парочку»

Задача: уточнить названия цветов радуги, определения «длиннее - короче»,

развивать зрительное внимание, логическое мышление.

Игровое действие: Собери пирамидку, проговаривая цвет и размер колечек.

Найди пары пуговиц.

5 страничка

«Собери картинку»

Задача: развивать мелкую моторику рук, умение составлять целое из частей.

Игровое действие: Собери разрезную картинку из 4 частей. Расскажи, что

получилось.

6 страничка

«Насекомые на лугу»

Задача: упражнять в употреблении предлогов НА, ПОД, С, ИЗ.

Игровое действие: опиши картинку: кто спрятался под листочками, куда села

пчелка, откуда улетела бабочка, откуда идет дождик.

7 страничка

«Волшебный домик»

Задача: развивать точные движения пальцев рук, упражнять в согласовании

прилагательных с существительными, назывании геометрических фигур

разного цвета.

Игровое действие: Отстегни замочек, открой домик, назови геометрические

фигуры, их цвет, поставь каждую на свое место.

Литература

1.

От

рождения

до

школы.

Основная

образовательная

программа

дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Верансы, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

– 352 с.

2.

Виноградов Н. Ф., Куликова Т. А. «Дети, взрослые и мир вокруг» М.,

Просвещение 1993.



В раздел образования