Автор: Ференс Ольга Леонидовна
Должность: Педагог дополнительного образования, вокально-эстрадной студии
Учебное заведение: МБ УДО
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Раздел: дополнительное образование
УДК372.878:371.3
Ференс Ольга Леонидовна
ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ
НА
УРОКАХ
МУЗЫКИ
Вопрос активизации учения детей относятся к актуальным
проблемам современной педагогической науки. От качества учения
зависит
результат
как
обучения,
так
и
воспитания
детей.
Для того что бы повысить качество учебного процесса, необходимо
активизировать
стремление
к
познавательной
деятельности.
Цель работы заключается в том, что бы проанализировать
проблемы
активизации
познавательной
деятельности
детей,
выявить
приемы
и
средства,
активизирующие
познавательную
деятельность
детей
на
уроках
музыки.
Главная
цель
активизации
–
это
формирование
активности
учащихся.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм
деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе
познавательного
интереса,
поэтому
активизация
познавательной
деятельности -
это важная проблема для каждого учителя. [1]
Важнейшей проблемой является деятельность, которая определяет
сущность формирования личности. Деятельность - это психическая и
физическая активность человека, регулируемая сознательной целью.
Познавательная
деятельность
–
это
единство
чувственного
восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
В педагогике используются различные пути активизации, например:
разнообразие форм, методов, средств обучения. Методы и приемы
работы, с помощью которых учитель приобщает детей к музыке,
должны
быть
направлены
на
развитие
творческой
активности
школьников. Кабалевский Д.Б, трактовал урок музыки как урок
искусства. «Урок музыки, – подчеркивал он, – ни в коей мере не отрицая
важности
хорового
пения,
развивающего
национальные
хоровые
традиции, ровно как и важности изучения музыкальной грамоты,
ставит перед собой гораздо более широкую задачу, ввести учащихся в
мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать
музыку во всем богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать
в
учащихся
музыкальную
культуру,
как
часть
их
духовной
культуры»[2,с.4]. На уроке музыки необходимо развивать способности
детей
не
только
понимать,
но
и
чувствовать.
1
Составляющей творческого процесса является форма,
«целостность
восприятия»
–
способность
воспринимать
художественный образ целиком. Слушая музыкальное произведение,
мы не воспринимаем отдельно мелодию, ритм, тембр, а воспринимаем
музыку целостно. Восприятие всегда связано тем что человек видит,
слышит, чувствует.
По мнению ученых, таким образом можно
доносить
до
слушателя
необходимую
информацию.
Так же, ученые отмечают, то с какими образами связываются у человека
определенные переживания, может охарактеризовать его как личность,
несущую
в
себе
жизненные
ценности
[4,
с.7].
Еще одна форма это - Хоровое пене. Пути вхождения в песню,
рождаемые самой музыкой и детьми, - позволяют раскрывать и
находить новые разнообразные пути вокально-хорового музицирования,
среди которых можно выделить: выразительное произнесение текста;
поиски литературных призведений; сочинение подголосков; активное
включение в игровые ситуации; сопоставление мелодий, отдельных
музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший
прием, когда дети, проживая текст песен творят свои варианты мелодий,
часто
приближающихся
к
авторскому
замыслу.
Необходимо отметить. Для того чтобы изменить деятельность на
уроке
музыки,
можно
использовать
музыкально-пластические
движения, для развития чувства ритма. Движение под
музику
развивает
творческую
фантазию
и
воображение ребенка.
Красота
музыки
и
движений,
создают
на
уроке
особую
атмосферу
погружения
в
мир музыкального
искусства.
Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным,
увлекательным
и
любимым
видом
деятельности
ребенка.
Вывод. На высоком уровне активизации познавательной
деятельности детей, при котором развивается творческое мышление,
можно использовать проблемное обучение и частично-поисковые
задания
с
учетом
разнообразных
форм
и
средств
активизации
познавательной
деятельности.
Литература
1. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития
детей
дошкольного
возраста.
-
М.:
ПЕРСЭ,
2003.
-144с.
2. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной
2
школы.–М.,1997.
3.Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе
общения со взрослыми и сверстниками// Вопросы психологии. – 1982. -
№4.
4.Тарасов Г.С. Музыкальная психология// Спутник учителя музыки. –
М.,1993
3