Напоминание

Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников


Автор: Рынейская Юлия Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№4
Населённый пункт: г. Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников
Дата публикации: 12.01.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Одна из важнейших задач детского сада, привить ребятам навыки, укрепляющие их

здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной

тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды,

вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».

Проблема

ухудшения

здоровья

подрастающего

поколения

в

последние

годы

приобретает всё большую актуальность. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо

чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого. Одним из

важнейших условий для поддержания здоровья младших дошкольников является наличие у

них культурно – гигиенических навыков, так как соблюдение правил личной гигиены

предохраняет от инфекционных заболеваний. Период раннего и дошкольного детства

является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков.

Затем на их основе строится развитие других функций и качеств, усвоение правил и норм

поведения. Выделяют три основные категории культурно – гигиенических навыков:

гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.);

навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим

взрослым

и

детям);

навыки

элементарного

самообслуживания

(посильная

самостоятельность). Формирование культурно-гигиенических навыков это не простое

усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребёнка.

При овладении культурно – гигиеническими навыками важна постепенность: по мере

овладения простыми навыками можно вводить новые, более сложные. При обучении

использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения. По мере

приобретения

навыка

непосредственная

помощь

взрослого

сокращается,

а

доля

самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают

удовольствие от того, что они сначала выполняют действия со взрослым, а потом

самостоятельно. Для того, чтобы формирование культурно – гигиенических навыков

успешно осуществлялось в дошкольном образовательном учреждении необходимо решить

следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования

культурногигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. 2. Создать в

группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-

гигиенических навыков. 3. Разработать рекомендации по формированию культурно-

гигиенических навыков младших дошкольников для педагогов и родителей. Формирование

культурно-гигиенических

навыков

у

детей

младшего

дошкольного

возраста

будет

осуществляться эффективнее, если: - учитывать психолого-педагогиче ские о собенно сти

детей младшего дошкольного возраста; - учитывать начальный уровень сформированности

у детей культурно – гигиенических навыков;

-

и с п о л ь з о в а т ь и г р ы , с т и х и , с х е м

ы , художественное слово (фольклор). Значимость данной работы заключается в том, что в

ней рассмотрены условия, методы и формы формирования культурно-гигиенических

навыков у детей младшего дошкольного возраста, собран материал, который может помочь

педагогам дошкольного образования в о р г а н и з а ц и и р а б о т ы с д е т ь м и . Ведь

именно в младшем дошкольном возрасте закладывается фундамент всех полезных и

необходимых навыков в жизни человека.

1

. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного

возраста Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой

к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является

создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.

Формирование

культурно-гигиенических

навыков

совпадает

с

основной

линией

психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих

действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого

человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью

соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные

положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает

полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. 5

Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной

(туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на

удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д. На

формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные

действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности

близких людей, отражаются на содержании детских привычек. Важным условием для

формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций.

Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки. Воспитатель

предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с

этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой

методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4

ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно,

пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот. В 1,5-2 года ребенок почти

все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени

дети сами умываются, вытираются. На втором году жизни ребенка необходимо

систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом,

тихо разговаривать при укладывании спать , благодарить за оказанную помощь. На третьем

году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д.,

но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их

выполнения. При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую

очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива. Дети

отличаются

большой

подражательностью,

поэтому

взрослому

нужно

неоднократно

показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы

выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность

отдельных операций. Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся

специальные дидактические игры, используются игровые приемы. Дети третьего года жизни

все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к

взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь

воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных

указаниях, поощрениях. Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных

группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы,

упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые

приемы:

дидактические

игры,

потешки,

стихотворения.

Содержание

культурно-

гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности,

в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях . Таким образом, в

воспитании

культурно-гигиенических

навыков,

так

же

как

в

любом

другом

виде

педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников 6 детского

учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных

действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места

расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. 2. Методы и приемы

формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста В

центре воспитательного процесса находится ребёнок – воспитуемый. По отношению к нему

как объекту воспитания воспитатель выступает субъектом воспитательного процесса,

воздействующим на личность с помощью специальных методов воспитания. Методы

воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых,

направленные на достижение цели воспитания. (Болотина Л.Р., Комарова Т.С.). С помощью

методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности,

обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. При этом педагоги тщательно

отбирают

методы,

ориентируясь

на

закономерности,

присущие

специально

организованному

воспитательному

процессу.

Методы

воспитания

в

различных

педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется

профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания. Прием – это

частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что приём – это

отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу

воспитания

приём

носит

подчинительный

характер.

К

методам

формирования

гигиенических навыков можно отнести:  Разъяснение необходимости выполнения

режимных моментов, гигиенических процедур;  Пример взрослого;  Приучение,

упражнение;  Создание воспитывающих ситуаций; 7  Поощрение помогает ребенку

утвердится поверить в свои силы(особенно в освоение новых навыков); Важной задачей в

работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических

навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части

культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо

делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо

педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную

особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности. На протяжении

младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми

требует от него определенных усилий. Для более легкого овладения определенными

навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций. Прежде

всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем

случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия.

Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой.

Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время,

остается. Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их

успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с

учетом возраста детей: 1. Показ и объяснение В младшей группе показ должен

сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на

операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное. Объяснение нового

действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию

правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может

быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно

выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые. 2. Упражнение и

контроль Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в

активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические

стереотипы. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует

проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля

ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков. 3. Пример взрослых Нужно

постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к

подражанию , поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть

прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые

вызывают интерес у детей, привлекают их внимание) 8 Учеба ребенка, в основе которой

лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у

них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание.

Именно поэтому ребенок , наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует,

создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний. 4. Игровые приемы Позволяют

воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более

активно воздействовать на малыша. Игровые приемы очень эффективны в воспитании

маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра

"в ошибки". 5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг,

бесед, инсценировок. Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот

или иной навык. Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей,

воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура

персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для

сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство

требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с

воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей –

постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Таким

образом,

воспитание

навыков

личной

гигиены

задача

сложная,

требующая

систематичности и большого терпения. Все указания необходимо в спокойном тоне,

вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать

привычками. Воспитатель сможет достичь положительного результата, учитывая задачи

воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя

их. 9 3. Освоение культурно-гигиенических навыков К нам в группу приходят очень разные

малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически

отказывается с ним дружить, некоторые детки едят ложкой, другие же приучены только к

бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так

происходит? Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок

получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к

аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок. Одним из первых навыков

является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному

участию в процессе еды. Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В

нашей группе мы следим (дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле,

упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.

Помимо этого воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые также

закладываются в семье): следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не

выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой. При

одевании и раздевании также даём возможность детям в какой-то степени действовать

самостоятельно. Приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только

загрязнилось платье, или стали мокрыми штанишки. Одинаковые требования к правилам

гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома, приводят к лучшему

запоминанию и закреплению полезных привычек. Воспитание у детей навыков личной и

общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует

правильному поведению в быту, в общественных местах. В младшем возрасте ребенку

нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня,

самостоятельное пользование горшком или унитазом, умение правильно держать ложку. К

двум годам малыш может научиться умываться и причёсываться, снять шапочку или

носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек. На первый

взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и

применение культурно-гигиенических навыков. Во время еды строго следим, чтобы: 

последовательность блюд была постоянной,  перед ребенком находилось только одно

блюдо,  еда была не слишком горячей, не слишком холодной,  ребенок брал пищу в рот

небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал, дети не разговаривали во время еды. 10

Не допускаем:  громких разговоров,  понуканий, поторапливания детей,  насильного

кормления. Кормление - очень ответственный момент в режиме. Некоторые малыши умеют,

есть самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно.

Бывают и такие, которые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи. Перед едой для

детей на столе ставятся салфетки. Пользуясь салфеткой, ребенок усваивает, что надо и

есть аккуратно, и из-за стола вставать с чистыми руками и лицом. С первого дня за каждым

ребенком закрепляем постоянное место за столом. Сначала кормим детей с плохим

аппетитом. Следим, чтобы они правильно сидели за столом. Во время кормления на

малышей надеваем нагрудники. Для обучения навыка кормления проводим различные

занятия в виде игры, когда приходят в гости различные игрушки, мы с ними здороваемся,

сажаем за стол, угощаем и в процессе еды, оговариваем манеру поведения и аккуратность

за столом. Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая из-за стола, говорить

спасибо. Теперь многие дети делают это без напоминания, самостоятельно. С первого дня

пребывания детей в группе начинаем работу по воспитанию навыков одевания

(раздевания): учим снимать и надевать колготки, носки, обувь. После тихого часа

показываем детям, в какой последовательности надо одеваться. Дома старайтесь ребёнку

предложить самому раздеться, повесить свою одежду. У детей всегда есть желание самим

расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому мы учим их во время игр: «Застегни

пуговицы». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы. Мы

пробуем раздевать и одевать куклу, изучаем «молнию» на игрушечной сумке (от этого никто

не отказывается). При этом надо учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная

с нижней – самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддается освоению

самой последней. То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от

подвижности его пальчиков. Главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно

надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь –

очень

серьезное

достижение

малыша.

Очень

сложно

научить

детей

умываться,

пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют:

подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию начинаем в группе: дети

засучивают рукава, как показывает воспитатель. Объясняем, для чего это нужно, используя

стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не

засучит, тот водички не получит». Дети сами повторяют эти слова. 11 Умываться идем

маленькой подгруппой. Объясняем и показываем детям, что сначала надо намочить руки.

Даём ребенку кусочек мыла, показываем, как намылить руки и как смыть мыло; затем мы

учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем) Обучая детей

умыванию, проводим дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши». На

занятии с детьми рассматриваем сюжетную картинку «Дети умываются». Наблюдая за

играми детей, можно видеть, как они учат кукол умываться и вытирать лицо полотенцем.

Приучая детей к опрятности, оказываем помощь при пользовании носовым платком, учим

своевременно сообщать о своих естественных потребностях. Контролировать свой мочевой

пузырь или наполнение кишечника (то есть понимать, что пришла пора его опорожнить)

дети начинают где–то ближе к 2 – 2, 5 года (мальчики чуть позже). Приучение к горшку

должно быть для ребенка понятным и постепенным процессом. Не забываем хвалить

малыша в случае успеха и напоминать ему о необходимости этого мероприятия. Не

позволяем малышу засиживаться на своем маленьком «троне». Для того чтобы малыши

хорошо знали свое полотенце, постельное белье и горшок, они маркируются в детском

саду. Маркировка удобна и детям, и взрослым. Для малышей – это цветные картинки. Мы

знакомим малышей с «их» картинками и предметами и объясняем их назначение. Вот так

потихоньку мы учим своих малышей полезным привычкам. Конечно, сразу и все наши детки

не выучат, но обязательно в их головках отложится, что надо делать вот так, и никак иначе.

Заключение Рассматривая теоретические аспекты формирования культурно- гигиенических

навыков, я пришла к выводу, что проблема по формированию культурно- гигиенических

навыков существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс

формирования культурно- гигиенических навыков имеет свою специфику и трудности в

организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания,

взрослый

способен

влиять

на

ребёнка

и

целенаправленно

формировать

культурногигиенические навыки. Деятельность педагога по формированию культурно -

гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста эффективна, когда она

имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту

информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую

информацию воспитатель получает 12 только из жизни, из повседневного изучения

практики отношений и деятельности в детской среде. Научно обоснованное отношение к

процессу формирования культурно-гигиенических навыков состоит в умении видеть,

подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской

деятельности, любого жизненного отношения. На основе изученной и проанализированной

литературы и интернет – ресурсов можно сделать вывод, что для успешного формирования

культурно – гигиенических навыков младших дошкольников необходимо: 1. Знать

особенности культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

2. Знать методы и приёмы формирования культурно – гигиенических навыков у детей

младшего дошкольного возраста; 3. Ознакомиться с диагностическими методиками

культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; 4.Разработать

дополнительную программу по формированию культурно – гигиенических навыков у детей

младшего дошкольного возраста.



В раздел образования