Напоминание

Основные требования к документации школьного логопеда


Автор: Татьяна Егоровна Павлова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ г.Пушкино"
Населённый пункт: г.Пушкино,Московская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Основные требования к документации школьного логопеда
Раздел: среднее образование





Назад




Методические рекомендации

«Основные требования к документации школьного логопеда»

Учитель-логопед : Павлова Т.Е.

Коррекционно-педагогическая

деятельность

логопеда

регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного

уровня: федерального, регионального, локального.

С учетом современных подходов и требований к организации

логокоррекционной работы учителем-логопедом оформляются следующие

документы:

• Положение о логопункте.

• Должностная инструкция.

Об

организации

работы

логопедического

пункта

общеобразовательного учреждения.

• Паспорт кабинета.

ЛОГОПЕД ВЕДЕТ НЕОБХОДИМУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ:

• Журнал учета посещаемости логопедических занятий обучающихся.

• Журнал первичного обследования учащихся.

• Речевая карта на каждого логопата.

• Список учащихся, записанных на коррекционно-логопедические

занятия.

• Годовой план консультативно — методической работы.

•Перспективные планы по группам.

Журнал

записи

обучающихся

школы,

нуждающихся

в

логопедических занятиях.

В

конце

учебного

года

составляется

отчет

о

результатах

коррекционной работы.

Циклограмма логопедических занятий на I-II полугодие.

• Рабочие тетради, тетради для индивидуальных занятий по коррекции

звукопроизношения (находятся у учеников);

Практика

предусматривает

вариативный

подход

к

оформлению

перечисленных документов. Часть их может быть представлена в свободной

и удобной для использования конкретным специалистом форме. Например,

журнал рабочих контактов логопеда и родителя может быть оформлен по-

разному.

В

своей

коррекционной

деятельности

рекомендую

вести

документацию, которая не является обязательной, но помогает рационально

использовать и учитывать рабочее время учителем-логопедом, наглядно

демонстрирует

результат

коррекционно-развивающих

занятий,

пропагандирует логопедическую деятельность среди коллег-учителей и

родителей. При подготовке к проведению аттестации учитель-логопед может

легко воспользоваться данными, отраженными в такой документации.

Предлагаемая подборка представляет собой пакет примерных

форм ведения обязательной и рекомендательной документации.

В основу его создания легла идея систематизации документов и

практических

материалов,

в

соответствии

с

которыми

строится

диагностическая, профилактическая и коррекционно-организационная работа

с детьми в школьных образовательных учреждениях, столь необходимых в

повседневной работе логопеда. Адресовано школьным учителям-логопедам.

В

современной

системе

школьного

образования

основательно

раскрыты научно-методические подходы к разработке задач и содержания

логопедической помощи детям школьного возраста. Однако вопрос о формах

учета деятельности учителей-логопедов, до сих пор остается открытым как

для опытных, так и для начинающих специалистов.

Документация логопеда им представляется чем-то вроде incognita, и в

большинстве случаев контроль деятельности производится в одноаспектном

направлении (например, по количеству поставленных звуков на конец года),

т.е. без учета диагностической, консультативной работы, целостности

коррекционного процесса.

Все эти сложности вполне объяснимы. Одна из причин – отсутствие

единого сборника примерных форм, образцов необходимого практического

материала, который смог взять бы на себя разъясняющую функцию.

Безусловно,

некоторые

примерные

формы

ведения

документов

коррекционного

блока

представлены

в

отдельных

методических

и

практических пособиях (О.А.Ишимова « Логопедическая работа в школе,

Е.В.Мазанова «Школьный логопункт»и т.д), но настолько разрозненно и

мозаично, что сложно выделить систему.

Этот факт обуславливает целый ряд предпосылок:

односторонняя направленность материала ;

строго регламентированные формы, когда любое отклонение от

указанного плана могут вывести из графика проводимую работу;

недефференцированность

форм

документации

(логопункт

/логогруппа,

обязательная

/необязательная,

диагностическая

/коррекционная /консультативно-методическая и проч.);

присутствие ряда неточностей в предложенных формах;

«избитость»

материала,

отсутствие

перспективы

индивидуального подхода к номенклатурной стороне в работе; и многое

другое.

Поэтому, взяв в руки большинство методических пособий, очевидно,

что они больше порождают вопросы, нежели отвечают на них.

Традиционно

логопед

при

составлении

пакета

документов,

перечитывает массу литературы, обращается к более компетентным коллегам

и, далее, не один год отделяет «зерна от плевел», отшлифовывает содержание

форм и стратегию ведения собственной документации.

Как правило, это всегда трудоемкая и кропотливая работа, которую

многие из нас недолюбливают и определяют не как руководство и помощь в

собственной деятельности, а как ненужную трату времени. Этот процесс

иногда

затягивается

и

за

отсутствием

альтернативных

форм

вовсе

останавливается на неопределенном этапе.

Таким образом, предлагаемый пакет документов является попыткой,

как можно более полно обобщить специальные практические материалы,

примерные формы документов, предложенные в различных публикациях,

соединив их собственным опытом работы.

Задача – помочь начинающим и квалифицированным специалистам

разобраться в отчетной и текущей документации, в соответствии с которой

строится

диагностическая,

профилактическая

и

коррекционно-

логопедическая работа с детьми в школьных образовательных учреждениях,

позволить сделать ее органической составляющей педагогического процесса.

Считаю

необходимым

напомнить,

что

все

формы

ведения

предложенных документов являются свободными.

Специально

не

включены

в

диагностический

блок

конкретные

диагностические задания; наоборот, логопедам предоставляется возможность

самостоятельно подбирать и использовать в процессе стартовой и итоговой

диагностики детей те задания, которые наиболее полно отвечают их

возрастным,

индивидуально-типологическим

особенностям

и

речевым

возможностям.

Согласно ФГОС учитель-логопед имеет право работать с детьми,

имеющими статус ОВЗ и рекомендации ПМПК города или края. Поэтому

рекомендую обследование формирования учебных навыков первоклассников

начинать с третьей четверти. Дать время родителям, детей попавших в «зону

риска», подготовить соответствующие документы, пройти обследования и в

сентябре месяце уже иметь рекомендации компетентной комиссии.

1.

ОБЩЕЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАЩИМИСЯ ОВЗ .

Основная документация:

1.1

Об

организации

работы

логопедического

пункта

общеобразовательного

учреждения

(копия)

Инструктивное

письмо

Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2.

(«Вестник образования» 02.2001).

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации

деятельности логопедического пункта как структурного подразделения

государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в

целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии

устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими

общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи

обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в

освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов,

родителей (законных представителей) обучающихся.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении,

находящемся в городской местности, при наличии пяти — десяти классов 1

ступени начального общего образования и трех восьми классов 1 ступени в

общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В

логопедический

пункт

зачисляются

обучающиеся

общеобразовательного учреждения, имеющие:

нарушения в развитии устной и письменной речи на родном

языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности;

фонетико фонематическое недоразвитие речи;

фонематическое недоразвитие речи;

заикание;

недостатки произношения фонетический дефект;

дефекты

речи,

обусловленные

нарушением

строения

и

подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);

нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико

фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся,

имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие

их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим

фонетико-фонематическим лексико-грамматическим недоразвитием речи).

Зачисление

в

логопедический

пункт

осуществляется

на

основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15

сентября и с 15 по 30 мая.

Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной

и письменной речи, регистрируются по форме (См приложение).

Зачисление

на

логопедический

пункт

обучающихся

из

числа

обследованных

и

зарегистрированных

производится

в

течение

всего

учебного года.

Предельная

наполняемость

логопедического

пункта

городского

общеобразовательного

учреждения

не

более

25

человек,

сельского

общеобразовательного учреждения — не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт,

учитель-логопед заполняет речевую карту по форме .

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в

течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии

устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в

группе.

Основной

формой

являются групповые

занятия.

Предельная

наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения

в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения

общеобразовательного учреждения .

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило,

проводятся

во

внеурочное

время

с

учетом

режима

работы

общеобразовательного учреждения.

Коррекция

произношения

у

обучающихся

первых

классов

с

фонетическими

дефектами,

не влияющими на успеваемость,

в

виде

исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского

языка и математики).

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется

тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

1.

с

обучающимися,

имеющими

общее

недоразвитие

речи;

нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не

менее трех раз в неделю;

2.

с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или

фонематическое

недоразвитие

речи;

нарушения

чтения

и

письма,

обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не менее

двух трех раз в неделю;

3.

с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее

одного двух раз в неделю;

4.

с заикающимися обучающимися — не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с

обучающимися, имеющими

1.

общее недоразвитие речи второго уровня по Р. Е. Левиной,

2.

дефекты

речи,

обусловленные

нарушением

строения

и

подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По

мере

формирования

произносительных

навыков

у

этих

обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с

указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с

заикающимися

обучающимися

и

обучающимися

с

недостатками

произношения отдельных звуков.

Продолжительность

группового

занятия

составляет

40

минут,

продолжительность индивидуального занятия 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их

посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических

занятий.

В

случае

необходимости

уточнения

диагноза

обучающиеся

с

нарушением

речи

с

согласия

родителей

(законных

представителей)

направляются

учителем-логопедом

в

соответствующее

лечебно

профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами

(невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и

др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в

логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и

руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед

оказывает

консультативную

помощь

учителям

общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям)

обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по

их преодолению.

Учитель-логопед несет ответственность и дает рекомендации по их

преодолению.

Учитель-логопед

несет

ответственность

за

организацию

и

своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и

за комплектование групп.

Учитель-логопед:

1. Проводит занятия с обучающимися по исправлению различных

нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется

работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному

языку, обусловленной первичным речевым нарушением.

2. Осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения

обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному

языку).

3.

Поддерживает

связь

с

дошкольными

образовательными

учреждениями,

со

специальными

(коррекционными)

образовательными

учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,

логопедами и врачами специалистами детских поликлиник и пихолого-

медико-педагогических комиссий.

4. Участвует в работе методических объединений учителей-логопедов.

5. Представляет руководителю общеобразовательного учреждения

ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в

развитии устной и письменной речи, в образовательном учреждении и

результатах обучения в логопедическом пункте по форме (См.приложение ).

Для

логопедического

пункта

выделяется

кабинет

площадью,

отвечающей санитарно гигиеническим нормам. Логопедический пункт

обеспечивается специальным оборудованием (См.приложение).

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе

тарифно-квалификационной

характеристики

учителя-логопеда,

утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации и

Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. №463/1268 по

согласованию

с

Министерством

труда

Российской

Федерации

(постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. №46). При

составлении инструкции учтены также рекомендации по организации работы

логопедического пункта общеобразовательного учреждения от 14 декабря

2000 г.

1.2. Учитель-логопед назначается и освобождается от должности

директором школы. На период отпуска или временной нетрудоспособности

учителя-логопеда его обязанности могут быть возложены на педагога,

имеющего высшее специальное педагогическое образование. Временное

исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании

приказа директора школы.

1.3. Учитель-логопед подчиняется непосредственно директору школы.

1.4.

Учитель-логопед

должен

иметь

высшее

специальное

педагогическое образование.

1.5.

В

своей

деятельности

учитель-логопед

руководствуется

Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об

образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении,

указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства

Российской Федерации, правительства Москвы и органов управления

образованием

всех

уровней

по

вопросам

образования

и

воспитания

обучающихся; нормативными и методическими документами в вопросах

профессиональной

деятельности;

административным,

трудовым

и

хозяйственным законодательствами; правилами и нормами охраны труда,

техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и

правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего распорядка,

приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной

инструкцией),трудовым договором (контрактом).

Учитель-логопед школы соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.

2. Функции учителя-логопеда

Основным

направлением

деятельности

учителя-логопеда

школы

является оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии

устной и письменной речи и испытывающим трудности в освоении

общеобразовательных программ (особенно по русскому языку). А именно:

1.

обследование устной и письменной речи обучающихся с целью

определения структуры, степени выраженности речевой патологии и выбора

наиболее эффективных путей коррекционного воздействия;

2.

организация

коррекционно-развивающего

учебно-

воспитательного

процесса,

направленного

на

предупреждение

и

максимальную

коррекцию

отклонений

в

вербальной

(первично),

психической, интеллектуальной (вторично) сферах;

3.

осуществление консультативной деятельности.

3. Должностные обязанности учителя-логопеда

Учитель-логопед

школы

выполняет

следующие

должностные

обязанности: 3.1. анализирует:

1.

проблемы учебно-воспитательного процесса с учетом речевых,

психологических и физиологических возрастных особенностей учащихся

школы и детей с ОВЗ;

2.

результаты

комплексного

психолого-педагогического

обследования учащихся школы; причины неуспеваемости;

3.

адекватность

коррекционно-развивающего

обучения

(при

наличии детей с ОВЗ и классов КРО);

4.

результативность коррекционно-развивающего обучения (при

наличиидетей с ОВЗ и классов КРО);

3.2.прогнозирует:

1.

тенденции коррекционно-развивающего обучения учащихся с

речевой

патологией,

проявляющейся

в

сочетании

с

различными

неврологическими,

психическими

и

хроническими

соматическими

заболеваниями (при наличиидетей с ОВЗ и классов КРО);

2.

результат запланированной коррекционно-развивающей учебно-

воспитательной, методической работы;

3.

сочетание педагогического процесса с лечебно-гигиеническими и

оздоровительными мероприятиями;

3.3.планирует и организует:

1.

процесс разработки и реализации вербальной диагностики;

2.

систематические занятия с учащимися, имеющими отклонения в

речевом развитии, в соответствии с перспективным (индивидуальным или

групповым) планированием;

3.

контрольную проверку стабилизации полученных навыков;

3.4.координирует:

взаимодействие

и

сотрудничество

школьных

работников,

специалистов смежных профессий, родителей для успешной коррекционной

работы с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии;

3.5.контролирует:

1.

создание специальных условий и предпосылок для возможности

успешного обучения, преодоления и коррекции имеющихся у ребенка

нарушений

(речевых,

интеллектуальных,

психических),

а

также

поведенческих расстройств, нарушений общения;

2.

осуществление

дифференцированного

подхода

в

обучении

учащихся с различными формами речевых нарушений;

3.6.разрабатывает:

1.

методические рекомендации, учебно-дидактический материал,

обеспечивающие

эффективность

коррекционно-развивающей

направленности педагогического процесса;

2.

план методической работы на учебный год, перспективное

планирование, тематическое планирование занятий, учебно-дидактический

материал,

способствующий

оптимизации

коррекционно-развивающего

учебно-воспитательного процесса;

3.7.консультирует:

1.

школьных

работников

по

принципиальным

методическим

вопросам коррекционной педагогики;

2.

работников

ДОУ

и

родителей

с

целью

пропаганды

дефектологических знаний;

3.8.участвует:

в

деятельности

организационно-методического

центра,

методических объединений учителей-логопедов, учителей школы и других

формах методической работы;

3.9.повышает:

профессиональную квалификацию (1 раз в 5 лет);

3.10.оформляет:

■документацию (паспорт кабинета, план работы на учебный год,

журнал обследования, отчет по результатам обследования, индивидуальные

речевые карты обследования, логопедическое представление на учащегося

(по требованию родителей), журнал логопедических занятий, отчет о работе

за учебный год).

4. Права учителя-логопеда:

Учитель-логопед имеет право в пределах своей компетенции:

4.1.принимать участие:

в разработке образовательной политики и стратегии школы, в

создании соответствующих документов;

в разработке решений, касающихся вопросов коррекционно-

развивающего обучения (при наличиидетей с ОВЗ и классов КРО);

4.2.вносить предложения:

1.

о

начале,

прекращении

или

приостановлении

социальных,

конкретных методических проектов в школе;

2.

по совершенствованию учебно-методической работы;

3.

о

поощрении

участников

педагогического

процесса

коррекционной направленности;

4.3.выбирать:

1.

специальную

методику

коррекционно-развивающей

учебно-

воспитательной работы, соответствующую требованиям государственных

общеобразовательных стандартов;

2.

учебно-дидактические пособия, учебники, методы оценки знаний

в целях оптимизации процесса коррекционно-развивающего обучения (Закон

РФ «Об образовании» ст. 55);

4.4.присутствовать:

на любых уроках и занятиях, предупредив педагога не позднее

чем накануне (без права входить в класс после начала урока и делать

замечания в течение урока, занятия);

4.5.привлекать:

к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки,

дезорганизующие

учебно-воспитательный

процесс,

в

порядке,

установленном

Правилами о поощрениях и взысканиях;

4.6.работать:

в отдельном кабинете, обеспеченном необходимым специальным

оборудованием, площадью, отвечающей санитарно гигиеническим нормам;

4.7. повышать квалификацию;

4.8. аттестоваться на соответствующую квалификационную категорию.

5. Ответственность учителя-логопеда:

5.1.

За

обеспечение

уровня

подготовки

обучающихся,

соответствующего

требованиям

государственного

образовательного

стандарта, учитель-логопед «несет ответственность не в полном объеме»

(Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям

работников учреждений образования РФ (учитель-дефектолог, учитель-

логопед, логопед), от 22.11.1995 г. №65) с учетом тяжести формы речевой

патологии или других (неречевых) форм аномального развития учащихся

школы.

5.2 За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных

причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы,

законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных

актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией,

учитель-логопед

несет

дисциплинарную

ответственность

в

порядке,

определенном трудовым законодательством.

5.3.За применение, в том числе однократного, методов воспитания,

связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью

обучающегося, учитель-логопед может быть освобожден от занимаемой

должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом

Российской Федерации «Об образовании».

5.4.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда,

санитарно-гигиенических правил организации учитель-логопед привлекается

к

административной

ответственности

в

порядке

и

в

случаях,

предусмотренных административным законодательством.

5.5.За виновное причинение школе или участникам образовательного

процесса

ущерба

в

связи

с

исполнением

(неисполнением)

своих

должностных

обязанностей

учитель-логопед

несет

материальную

ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или)

гражданским законодательством.

С инструкцией ознакомлена учитель-логопед.

1.3

Содержательная

сторона

организационного

процесса

коррекционно-развивающего этапа.

Итак,

процесс

коррекционно-развивающей

учебно-воспитательной

работы начинается с его организации, а организация — с самоорганизации. В

своей работе логопед руководствуется нормативными документами, следуя

которым обязан правильно оформлять, своевременно подготавливать и

регулярно вести требуемую документацию.

Ведение

документации,

безусловно,

не

единственный,

но

существенный показатель профессионализма.

Формальным

выражением

организуемого

процесса

являются

те

документы, в которых отражается содержательная сторона каждого этапа

работы. Это и будет критерием, взятым за основу при рассмотрении вопроса

его

организации.

Собственно

он уже начинается с логопедического

обследования, в ходе которого заполняется индивидуальная речевая карта, а

по

результатам

обследования

письма,

письменной

речи

карта

специфических ошибок.

В дальнейшем организационный процесс предусматривает следующие

его составляющие:

Этап

Документ

1.Распределение

учащихся

по

группам

с

учетом

тяжести

и

форм

проявления речевых нарушений.

2.Планирование

(индивидуальное,

групповое) с учетом всех направлений

коррекционной работы.

3.Составление тематического плана

занятий

с

учетом

результатов

обследования

устной

письменной)

речи с указанием этапа, раздела, темы

занятий, их примерного количества.

4.Проведение

логопедических

занятий.

Групповая карта

Перспективное

планирование

(индивидуальное, групповое)

Тематическое

планирование занятий

Журнал

логопедических

занятий

Журнал

логопедических

занятий

+

индивидуальная

речевая

карта

+

групповая

карта + журнал обследования

(графа «результат»)

5.Контролирование

времени

проведения,

последовательности,

количества логопедических занятий с

учетом тематического планирования, а

также с учетом посещаемости занятий

учащимися.

6.Подведение

итогов

по

результатам коррекционной работы.

1.3.1. Логопедическое занятие — динамичная и вариативная форма

организации процесса целенаправленного взаимодействия деятельностей

учителя

и

учащихся,

общения,

включающая

содержание

материала,

являющегося средством достижения цели; методы, определяющие действия

учителя и учащихся, чтобы цель была достигнута; формы организации

деятельности учащихся (фронтальная, индивидуальная).

Или: если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно

методу, то сам метод соответствует содержанию, целям и задачам,

поставленным на данный период работы с детьми.

В выборе метода учитель-логопед полностью зависит от того, каким он

предвидит результат, определяющийся мерой его осознанности. Метод (от

греч. буквально «путь к чему либо») — «способ достижения цели,

определенным

образом

упорядоченная

деятельность»

(«Философский

словарь»).

Применительно

к

логопедической

работе

метод

имеет

вид

теоретической модели организации взаимно обусловленной деятельности

учителя и учащихся, конструируемой с целью исправления нарушений в

развитии устной и письменной речевой деятельности, формирования

ценностного отношения к речи как предмету деятельности и к самой

деятельности по ее правильному овладению. Что позволяет рассматривать

методы как способ реализации принципов.

Выбор методов зависит от конкретных обстоятельств и условий

организации процесса логопедической работы:

темы,

цели,

задач,

содержания

материала

конкретного

логопедического занятия;

времени, отведенного на усвоение предлагаемого материала;

уровня

реальных

возможностей

учащихся

и

степень

подготовленности, учитывая этап коррекционной работы;

уровня

теоретической

и

практической

подготовленности

специалиста;

материальной оснащенности логопедического кабинета: наличие

оборудования, наглядных пособий, технических средств.

Учитывая названные обстоятельства и условия, педагог принимает

решение о выборе:

словесных,

наглядных,

практических

методов,

отражающих

внешние формы деятельности учителя и учащихся; метода дидактической

игры,

сочетающего

все

традиционные

методы

и

понимаемого

как

имитационная

модель

организации

совместно

разделенной

игровой

обучающей деятельности;

репродуктивных методов в сочетании с элементами проблемных

и частично поисковых методов управления самостоятельной работой

учащихся;

методов контроля и самоконтроля.

При этом ни один из методов не является универсальным. Высоких и

стабильных результатов коррекционной работы можно достичь только при

использовании системы методов, соответствующих целям и прогнозируемым

результатам работы.

Метод осуществляется различными средствами

3. Дополнительная документация

3.1 Групповая карта. (См. приложение )

Групповая карта — документ, составляющийся при формировании

групп на основании однотипности речевых нарушений и являющийся

обоснованием объединения учащихся в соответствующую группу.

Предельная и минимальная наполняемость группы определяется

характером речевого нарушения: (НВ)ОНР — 5 3 учащихся; (Ф)ФН — 6 3;

ФНР

7

3.

(Инструктивное

письмо

«Об

организации

работы

логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000

г.)

Состав группы может быть подвижный в случаях:

-

окончания

занятий

с

учащимися

по

результатам

успешной

коррекционно-развивающей

работы;

-

неуспешной

коррекционно-

развивающей работы с учащимися, учитывая тяжесть речевого нарушения и

ее продолжение в составе другой группы или индивидуально; - перевода

учащегося в другое общеобразовательное учреждения по месту жительства

(по другим объективным причинам); - добровольного перехода учащегося

(решение принимают родители) в профильное образовательное учреждение

по рекомендации ПМПК.

Если логопед работает по классификации, предложенной ЛГПИ им.

Герцена, то наполняемость группы для детей с нарушением письма будет

зависеть от формы.

Например, при аграмматической, оптической дисграфии и дисграфии,

обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, наполняемость

группы в городе — 4—5 человек, в селе — 2—4 человека.

При

акустической

и

артикуляторно-акустической

дисграфии

наполняемость группы в городе — 5—6 человек, в селе — 4—5 человек.

Примечание

Оформление групповой карты не предполагает дополнительного

обследования. Карта заполняется по аналогии с индивидуальной речевой

картой, но в сокращенном варианте, исходя из оценочного критерия

выполненного

задания

«верно»,

«неверно»

(данные

берутся

из

индивидуальной речевой карты).

Результаты обследования письма и чтения для учащихся 1-х классов

вносятся на конец учебного года.

3.2 Содержанию и оформлению логопедического кабинета

Логопедический кабинет — не только рабочее место учителя-логопеда,

но и учебная аудитория, где проводятся коррекционные занятия. Поэтому

кабинет должен быть:

обеспечен необходимым для работы и в нужном количестве

демонстрационным

оборудованием,

мебелью,

учебно-техническими

средствами (включая персональный компьютер с обучающими программами

для индивидуальной работы с учащимися, а также для оформления и ведения

необходимой документации);

максимально

содержательными

систематизированными

и

предусматривающими

различные

виды

работы

учебными

пособиями,

используемыми

в

готовом

виде

или

изготовленными

в

совместной

деятельности

с

учащимися

в

ходе

занятия,

что

придает

больший

развивающий эффект, улучшает запоминание и понимание материала, т.к.

применение обобщенных познавательных действий обеспечивает усвоение

информации вместе с методами ее структурирования и применения,

учитывая преобладание среди учащихся, зачисленных на занятия, с такими

формами речевых нарушений, как нарушения письма, письменной речи.

По субъекту деятельности средства можно разделить на

средства преподавания, используемые учителем-логопедом для

объяснения, закрепления, повторения, контроля по усвоению материала,

и средства учения, используемые учащимися для формирования

правильных навыков, их применения, усвоения знаний.

При отборе средств, введенных в контекст деятельности, специалисту

необходимо руководствоваться следующим:

- Средства должны быть многофункциональными, выполняющими

функции наглядности, инициирования, инструментальную; интерактивными,

воздействующими на аудиальный, визуальный, кинестетический каналы

восприятия, учитывая механизм нарушения и доминирующий сохранный

канал восприятия.

Такие средства являются оптимальными, позволяющими учителю-

логопеду при минимальных усилиях достигать максимальных результатов.

- Средства определяют последующий выбор форм, являющихся

внешним выражением содержания работы, и, в свою очередь, отбираются

согласно

методам

как

моделям

организации

взаимно

обусловленной

деятельности педагога и ребенка, как способам достижения цели и решения

задач, поставленных на данных период работы с детьми.

При

использовании

новых

средств

традиционная

форма

видоизменяется и преобразуется в инновационную, что свидетельствует о

взаимодействии

и

взаимовлиянии

всех

составляющих

процесса

коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы, и инициирует

учителя-логопеда на поиск новых средств, поддерживающих познавательные

интересы

учащихся,

активизирующих

самостоятельную

работу,

позволяющих

ее

вести

в

индивидуальном

темповом

режиме,

т.

е.

оптимизирующих, интенсифицирующих коррекционный процесс в целом;

просторным,

учитывая

преимущественно

групповую

форму

работы с учащимися;

стилистически нейтральным, без излишнего демонстрационного

материала, не имеющего информационного содержания, учитывая школьный

возраст детей;

удобным для проведения консультативной работы с родителями

детей и методической работы с педагогами школы по вопросам коррекции,

развития, воспитания и обучения учащихся.

Таким образом, логопедический кабинет — это смоделированная

учителем-логопедом окружающая ребенка среда: прежде всего, развивающая

и

воспитывающая,

а

также

обучающая

и

профессионально

интерпретированная, т.е. коррекционная направленность содержания должна

иметь

скрытый

характер

(например,

речевые

профили

могут

быть

оформлены в виде буклета, используемого только в момент коррекции

звукопроизношения).

Это

комфортное

и

одновременно

рабочее

пространство для совместной деятельности (ученик — учитель логопед +

учитель, родитель).

3.3 Паспорт кабинета

Паспорт логопедического кабинета оформляется учителем-логопедом

на

каждый

учебный

год

и

заверяется

заместителем

директора

по

административно хозяйственной части (АХЧ).

В паспорте кабинета указываются:

оборудование, технические средства обучения, используемые в

работе учителем-логопедом, предоставляемые школой и находящиеся на

балансе материальных ценностей школы;

наглядный

материал,

дидактические

пособия

и

учебно-

методическая литература. В случаях использования в работе логопедом

личного имущества или оборудования, добровольно предоставляемого

родителями учащихся школы (аудио-, теле-, видеоаппаратура, персональный

компьютер и др.), рекомендуется составить заявления на имя директора

школы следующего содержания:

«Прошу

Вашего

разрешения

на

период

учебного

года

использовать в работе, не учитывать при инвентаризации и формировании

баланса материальных ценностей следующее личное имущество:… 00.00.00.

Подпись».

«Мы, родители учащихся школы № , просим Вашего разрешения

на период учебного года использовать в работе учителю-логопеду (Ф.И.О.),

не учитывать при инвентаризации и формировании баланса материальных

ценностей следующее имущество:… 00.00.00. Подпись».

Заявления

составляются

на

каждый

учебный

год,

визируются

директором школы; копии заверенных заявлений отправляются заместителю

директора по АХЧ и в бухгалтерию школы.

3.4. Организация работы (рекомендуемая документация)

Эффективность

любой

работы

обусловлена

ее

правильной

организацией, и многие трудности в работе начинающего специалиста

объясняются прежде всего отсутствием должных навыков организации

труда, а именно: нечеткое планирование работы.

Учитель-логопед должен организовывать свою работу, руководствуясь

нормативными и методическими документами, действуя в соответствии с

Должностной инструкцией и учитывая при этом:

1.

все направления своей профессиональной деятельности;

2.

последовательность их осуществления;

3.

время

проведения,

содержание

и

форму

конкретных

мероприятий;

4.

период подготовки и оформления требуемой и необходимой для

работы документации.

План схема общей организации работы

Период

времени

Содержание

Документы

1

2

3

К

1

сентября

Планово

организационная

деятельность (подготовка к

учебному году)

Должностная

инструкция.

План

работы

на

учебный год.

График

работы

на

учебный

год.

Личные

документы (копии).

Паспорт кабинета.

«Тарифно-

квалификационные

характеристики

и

(требования)

по

должностям

работников

учреждений

образования

РФ»

(разделы

«Должностные

обязанности»,

«Должен

знать»

для

учителя-

логопеда) (копия).

Инструктивное

письмо «Об организации

работы

логопедического

пункта

общеобразовательного

учреждения» (копия).

1

15

Обследование

устной

Журнал

сентября

речи учащихся 1 х классов.

Обследование устной и

письменной речи учащихся

начальной

школы

(2

4

классы),

а

также

средней

школы

(по

рекомендации

администрации),

зачисленных

в

образовательное учреждение

в

новом

учебном

году;

классов КРО (если есть).

Зачисление на занятия,

комплектование групп.

Планирующая

организация коррек ционно-

развивающего

учебно-

воспитательного процесса.

обследования.

Отчет (цифровой) по

результатам обследования

с

указанием

класса,

количества

детей

и

логопедического

заключения

(на

начало

учебного года).

Индивидуальная

речевая

карта

обследования.

Групповая карта.

Планирование

перспективное

(индивидуальное,

групповое)

Тематическое

планирование занятий.

Расписание

логопедических занятий.

В течение

учебного года

Организация

коррекционно-развивающего

учебно-воспитательного

процесса в форме групповых,

индивидуальных

логопедических занятий.

Проверка

состояния

письма и письменной речи

учащихся,

прошедших

логопедические занятия.

Взаимопосещение

логопедических

занятий,

Журнал

логопедических занятий.

Конспекты занятий.

Тетради рабочие.

Конспекты

проведенных

открытых

логопедических занятий.

Логопедическое

представление

на

обучающегося

для

предоставления в ПМПК.

уроков.

Направление учащихся

в

психолого-

медико-

педагогическую

комиссию

(ПМПК) (по показаниям).

15 30 мая

Отчисление с занятий

по

успешным

результатам

коррекционно-развивающей

учебно-воспитательной

работы.

Обследование письма и

чтения учащихся начальных

классов.

Обследование

устной

речи детей, поступающих в

школу.

Организационная

работа по комплектованию 1-

х классов; классов КРО (если

есть).

Итоговая

организационно

методическая деятельность.

Планирующая

деятельность.

Журнал

логопедических

занятий

(графа

«результат

работы»).

Журнал

обследования

(дополнительная

информация

по

результатам обследования

письменной

речи

учащихся,

итогам

коррекционной работы).

Индивидуальная

речевая карта.

Отчет о проделанной

работе за учебный год.

План

работы

на

следующий учебный год.

Каникулы

Участие

в

работе

педагогических

советов

школы,

методических

объединений

учителей

школы, учителей-логопедов.

Консультативная

Тематические

доклады.

Журнал

обследования.

деятельность.

► Следуя общему плану организации работы, учитель-логопед

составляет

на

каждый

учебный

год

план

работы,

соответствующий

Должностной инструкции и утвержденный директором школы.

В плане работы указываются основные направления деятельности,

составляющие общее содержание, конкретные организационно методические

мероприятия со сроком их исполнения в текущем учебном году.

В предлагаемом варианте плана работы срок исполнения указан

ориентировочно и требует уточнения.

Образец

Утверждаю: Директор ____________

План работы Учителя-логопеда Ф.И.О.

Срок

Содержание работы

1

исполнения

1

Организационная работа.

4.

Коррекционно

развнвающая

учебно

воспитательная работа

1. Составление графика работы и утверждение

директором школы (завучем по УВР)

Сентябрь

2.

Первичное

обследование

устной

речи

учащихся 1-х классов.

Сентябрь

3.

Углубленное

обследование

устной

и

письменной речи учащихся, зачисленных на

Сентябрь,

занятия.

в течение

года.

4. Зачисление учащихся на занятия (групповые

или индивидуальные) в соответствии

Сентябрь

с логопедическим заключением.

5.

Проведение

занятий

с

обучающимися,

имеющими нарушения в развитии

В течение

года

устной

и

(или)

письменной

речи,

препятствующими успешному освоению

общеобразовательных

программ

соответствии с групповым или индивидуальным

перспективным планированием коррекционно-

развивающей учебно-воспитательной

работы).

6. Обследование письма и чтения учащихся 1-

х классов.

Апрель

7. Обследование письменной и устной речи

учащихся 2- 4-х классов.

Апрель

8. Обследование письма и письменной речи

учащихся средней школы (по

В течение года

показанию или требованию).

9. Проверка состояния письма и письменной

речи учащихся, прошедших

Январь

логопедические

занятия

(тетради

для

проверочных работ).

10. Направление на консультацию учащихся к

специалистам смежных профессии,

В течение года

в ПМПК (по показанию или требованию

родителей).

11. Подготовка логопедических представлений

на учащихся, направляемых в ПМПК.

В течение года

Методическая работа

1.

Участие

в

работе

методических

объединений учителей-логопедов СОШ 43..

По

графику

МО

2. Участие в проведении городских/краевых

научно практических семинаров, конференций по

В течение года

коррекционной педагогике.

3. Участие в работе педсоветов, методических

объединений учителей школы.

По

графику

школы

4. Посещение уроков с целью определения

тактико-вариативных направлений в

В течение года

работе

(учителя

и

учителя-логопеда)

с

учащимися, испытывающими трудности по

освоению

общеобразовательных

программ

(особенно по русскому языку)

5.

Проведение

открытых

логопедических

занятий (указание темы) для учителей

По

графику

школы, МО

школы, учителей-логопедов.

6.

Посещение

открытых

логопедических

занятий учителей-логопедов.

По

графику

МО

7.

Оказание

консультативно

методической

помощи учителям общеобразовательного

В течение года

учреждения, родителям учащихся в вопросах

коррекционно-развивающего обучения

1

2

8.

Разработка

методических

рекомендаций,

учебно-дидактических пособий

В

течение

года

по предупреждению и устранению нарушений

устной и письменной речи у

учащихся.

9. Проведение педагогической практики студентов

факультета коррекционной

По

учебному

плану

педагогики.

ВУЗа

Документация

1.

Заполнение

журнала

обследования

по

результатам первичного обследования

Сентябрь,

устной речи учащихся 1-х классов, устной и

письменной речи учащихся школы

май.

2. Оформление индивидуальной речевой карты

обследования на каждого

Сентябрь

учащегося, зачисленного на занятия.

3. Оформление групповой карты на учащихся,

зачисленных на групповые

Сентябрь

занятия.

4.

Составление

перспективного

группового

(индивидуального) планирования

Сентябрь

Коррекционно-развивающей

учебно-

воспитательной работы с учащимися,

зачисленными на занятия.

5.Составление

тематического

планирования

занятий, проводимых с учащимися

Сентябрь

6.Составление расписания с учетом различных

форм организации занятий

Сентябрь

(групповое, подгрупповое, индивидуальное).

В

течение

года

7. Оформление журнала логопедических занятий.

В

течение

года

8. Ведение тетрадей (рабочих, для проверочных

работ).

Май

9. Составление отчета о работе в текущем году.

Сентябрь

10. Оформление паспорта кабинета.

Самообразование и повышение квалификации

В

течение

года

I.

Изучение

методической

литературы

но

коррекционной педагогике и специальной

психологии.

В

течение

года

2. Анализ научной и практической литературы для

составления (или разработки)

Коррекционно-развивающих

рабочих

(или

авторских) программ (указание темы)

В

течение

года

3. Выбор темы по самообразованию (указание

темы и этапа работы).

4. Прохождение курсов повышения квалификации

(1 раз в 5 лет).

5. Прохождение аттестации на соответствующую

квалификационную категорию

Просветительская работа

Сентябрь,

1.

Проведение

обследования

речи

детей,

поступающих в школу, в присутствии

май

родителей;

консультация

педагога

класса

по

результатам логопедического

обследования учащихся с целью выработки единой

направленности в коррекционной

работе и учебно-воспитательной работе.

По

графику

школы

2. Выступление с сообщениями на общешкольных

и классных собраниях

родителей.

Сентябрь,

декабрь,

3. Проведение собраний для родителей учащихся,

зачисленных на занятия

май

(3 раза в год).

Оборудование кабинета

В

течение

года

1. Оформление стендов информационного блока

для учащихся, зачисленных

на занятия, родителей, учителей.

В

течение

года

2. Техническое переоснащение кабинета.

В

течение

года

3.

Систематизация

дидактических

пособий,

наглядного материала.

Основные требования к составлению плана:

План должен быть

1. Целесообразным, иметь единое направление, представлять систему

мероприятий по выполнению поставленных задач.

2. План должен быть кратким, четким.

3. По форме может быть текстовым, графическим или смешанным.

► График работы учителя-логопеда, утверждаемый директором школы

(завучем по УВР) на каждый учебный год, определяется расписанием

занятий.

Расписание

занятий

необходимый

документ,

регулирующий

количество, последовательность и продолжительность занятий.

График

работы

должен

быть

информационно

доступен

для

сотрудников, учащихся школы, родителей учащихся.

Составляя график работы и расписание занятий, необходимо исходить

из следующих положений:

Учитель-логопед проводит занятия во внеурочное время (как

правило) и согласовывает время занятий с учителями и (или) воспитателями

ГПД.

Учитель-логопед работает с учетом 20 часовой учебной нагрузки

в неделю.

Ставка заработной платы учителя-логопеда выплачивается за 20

часов педагогической работы, т. е. непосредственной работы с детьми.

(Приложение №1 к приказу Министерства образования и науки Российской

Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601).

Периодичность

и

продолжительность

занятий

определяются

в

соответствии с тяжестью речевого нарушения (как правило, не менее трех раз

в неделю через день) и выбором формы занятия.

Основная

форма

групповое

занятие

с

40

минутной

продолжительностью, а также индивидуальное занятие с 20 минутной

продолжительностью (Инструктивное письмо Министерства образования РФ

«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного

учреждения», от 14.12.2000).

Перерывы между занятиями (10-15) минут учителем логопедом могут

быть

использованы,

как

организованные

перерывы

для

участия

в

формировании жизненных компетенций и формирования учебной мотивации

к занятиям и включаются в 20 часов педагогической работы.

Индивидуальное занятие рассматривается в Инструктивном письме как

наиболее предпочтительная форма работы с учащимися, которые имеют

тяжелую форму речевой патологии (ОНР, дизартрия, ринолалия). Но,

учитывая

рекомендуемую

20

минутную

продолжительность

занятия,

коррекционная

работа

будет

скорее

всего,

малоэффективна

и

нерезультативна.

Несмотря на очевидное противоречие между степенью тяжести

речевого недоразвития и временем, отведенным на коррекцию, учитель-

логопед и в этом случае обязан при составлении расписания и планировании

занятий

следовать

требованиям

действующих

на

настоящий

момент

нормативных документов (до соответствующего возможного принятия

решения).

В

Инструктивном

письме

указывается

предельное

количество

учащихся, зачисленных на занятия (не более 25 человек). Эти требования

затруднительно соотнести с предлагаемыми нормами наполняемости групп

(от 7 до 3 человек) и рекомендуемой периодичностью занятий (как правило,

не менее трех раз в неделю через день).

Даже учитывая минимальную наполняемость групп (3 человека) в

сочетании с индивидуальными занятиями, общее количество учащихся не

может быть меньше 27 человек. Использование подгрупповой формы работы

и (или) другой периодичности занятий ведут к увеличению общего

количества учащихся и удлинению рабочего времени специалиста.

Данное несоответствие обусловлено тем, что один час учебной

нагрузки

логопеда

приравнивается

не

к

академическому,

а

к

астрономическому часу (60 минут). Это создает дополнительные трудности

при составлении таких документов, как расписание, график работы, и

ведении

журнала

логопедических

занятий,

являющихся

финансовыми

документами.

Таким образом, во избежание нарушения нормативных требований

логопеды вынуждены работать в режиме увеличенной временной и

численной нагрузки (до возможного принятия соответствующего решения по

данному вопросу).

График рабочего времени логопеда

Циклограмма рабочего времени

График работы учителя-логопеда составляется в соответствии с тем

количеством «часов, которое определено в постановлении Правительства РФ

от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени

педагогических работников образовательных учреждений». График работы

заверяется директором школы.

Циклограмма рабочего времени логопеда составляется на основе

графика работы и раскрывает содержание каждого рабочего дня специалиста.

Ее цель — определить выработку рабочего времени, соблюдение режимных

моментов. В циклограмме отражена следующая информация:

— количество групп, занимающихся на логопункте; — количество

фронтальных и индивидуальных занятий, проводимых логопедом в неделю;

— частота проведения занятий с конкретной группой или ребенком; —

продолжительность занятий и перерывов между ними.

Необходимо помнить, что основная задача логопеда в школе —

устранение нарушений письма и чтения либо их предупреждение. Таким

образом, большая часть времени отводится на групповую работу по

исправлению вышеперечисленных нарушений.

Например, из 25 детей, зачисленных на логопункт, 6-7 человек

посещают занятия с целью коррекции произносительной стороны речи, а

остальные (18-19) нуждаются в коррекции письменной речи.

Ниже приведен пример графика работы логопеда и циклограмма

рабочего времени.

В данном случае график работы составлен исходя из 20 часовой

учебной нагрузки в неделю (1 рабочая ставка). Методический день

предусмотрен для повышения квалификации в любой форме (на курсах, в

творческих

семинарах,

путем

самообразования),

не

предполагает

обязательного присутствия учителя-логопеда в образовательном учреждении.

Примечания.

1. Посещение педагогического совета, перерывы между занятиями,

оформление документации и консультирование не входит в «чистое» рабочее

время специалиста, т.е. не считается коррекционной работой, но в это время

учителем-логопедом осуществляется формирование учебных мотиваций к

занятиям и участие в формировании жизненных компетенций. Это время

также отражается в циклограмме.

2. Перерывы между занятиями соответствуют временному отрезку

перемен данного образовательного учреждения ( если перемена 20 минут) —

перерывы

между

занятиями

20

минут).

В

рамках

индивидуального

образовательного маршрута, согласно дополнительного соглашения между

родителями

и

логопедом

это

время

может

быть

использовано

на

индивидуальную работу по постановке звукопроизношения.

3.4. ОБСЛЕДОВАНИЕ

Коррекционную

работу

учителя-логопеда определяют результаты

обследования

речи

ребенка

школьного

возраста.

Это

обусловливает

специфику при исследовании всех сторон речи в совокупности проявлений ее

возможностей и тех недостатков, которые могут привести к затруднениям в

овладении

навыками

письма,

чтения,

что

может

повлечь

за

собой

неуспешность обучения в целом.

Специалист в области речевой патологии, работающий в школе,

должен четко представлять, что он «ищет», и по факту умело это

интерпретировать:

прогнозировать

(для

учащихся

1-х

классов)

или

констатировать (для учащихся остальных классов) нарушения письменной

формы речи с учетом их причин и следствий.

Цели и задачи обследования.

Цель:

Обследование

состояния

устной

и

письменной

речи

в

совокупности проявлений.

Задачи:

1. Дать характеристику устной речи.

2. Установить наличие специфических ошибок в письме и чтении (в

случае сформированности навыков), в письменной речи или прогнозировать

их возникновение.

3. Предположить:

возможности речевой мотивационно регулятивно контрольной

деятельности; механизм проявляющихся речевых нарушений;

состояние других, не только речевых, высших психических

функций.

Определить

направления

коррекционно-развивающей

работы

в

соответствии с логопедическим заключением.

Диагностика учащихся 1-х классов состоит из 3-х блоков: ( См.

приложение )

1-й – проводится в конце февраля. Акцентом является формирование у

детей

зрительно-моторной

координации,

фонематического

восприятия,

умение слушать и слышать обращенную речь, темп выполнения работы;

2 й блок проводится в марте. Определяется навык дифференциации

графического образа букв, фонематическое восприятие, память, внимание;

3-й блок в апреле. Определяет уровень сформированности навыка

письма и чтения.

Дети,

попавшие

в

«зону

риска»

обследуются

дополнительно

( звукопроизношение, лексические и грамматические ошибки в устной речи,

уровень развития связной речи).

Собранный диагностический материал

является обоснованием

и

убедительным аргументом в беседе с родителями.

Для более конструктивной, положительной эмоциональной атмосферы

при беседе с родителями, предлагаю следующий материал:

1.

Памятка

для

родителей

и

ученика

(См.приложение

);

2.

Индивидуальная карточка развития ребенка ( См. приложение) 3. Договор

между родителем и логопедом ( См. приложение )

Полученные данные заносятся в речевую карту ребенка ( См

приложение ).

Речевая карта – авторская.

Поскольку речевая карта является основным документом логопеда,

следовательно, правильно заполненная речевая карта свидетельствует о

профессиональной грамоте специалиста.

Представленная речевая карта поможет правильно идентифицировать

отклонения, отследить динамику речевого развития, правильно определится с

выбором коррекционно-развивающим блоком.

Речевая карта соответствует современным требованиям ФГОС.

Имея на руках рекомендации ПМПК.(выписка), логопед формирует

группы, расписание занятий, разрабатывает план общей организации работы

учителя-логопеда, карты отслеживания динамического развития учащихся с

ОВЗ и т.д.

Предлагаю следующую рекомендательную документацию:

1.План

индивидуального

развития

ребенка,

направленный

на

формирование фонематических

процессов,

слоговой структуры слова,

обогащение словарного запаса с ребенком ОВЗ ;

2. Групповая карта;

3. Календарно-тематический план;

4. Карта отслеживания динамического речевого развития учащихся с

ОВЗ ;

5, Оценка достижений;

6. Портфолио – коррекция нарушений письменной речи ;

7. План-схема общей организации работы учителя-логопеда ;

8. Отчет о работе .

► По результатам обследования устной речи1 (учащиеся 1-х классов) и

письменной

речи

(учащиеся

остальных

классов)

формулируется

логопедическое

заключение

(варианты

даны

в

соответствии

с

использующейся логопедической терминологией):

Логопедическое

заключение (аббревиатура)

Характеристика

Прогноз

1

2

3

1

Фонетическое

Изолированное

нарушение

►Письм

о

не

будет

нарушение речи (ФНР).

2

Фонетико-

фонематическое

недоразвитие речи (ФФН).

звукопроизношения

(одного

или

нескольких

звуков).

Нарушение

звукопроизношения

(одного

или

нескольких

звуков),

недоразвитие

фонетического

слуха

и

фонематического

восприятия.

нарушено.

►Письм

о может быть

нарушено.

1

2

3

3

.Фонематическое

недоразвитие речи (ГФН).

4.Нерезко

выраженное

общее

недоразвитие

речи

(НВОНР).

5.Общее

недоразвитие

речи (ОНР).

6.Нарушение письма и

(или) чтения, обусловленное

(Ф)ФН.

7.Нарушение

письменной

речи,

обусловленное (НВ) ОНР.

Недоразвитие

фонетического

слуха

и

фонематического

восприятия.

Системное

недоразвитие всех сторон

речи

(фонетико-лексико-

грамматическое).

Системное

недоразвитие

речи

в

выраженной форме.

Наличие

специфических ошибок на

уровне

звука,

буквы,

слова

обусловлено

(фонетико)фонематически

м недоразвитием устной

речи.

Наличие

специфических ошибок на

всех

языковых

уровнях

►Письм

о может быть

нарушено.

Письмо,

письменная

речь

может

быть

нарушена.

Письмо,

письменная

речь

будет

нарушена.

►Факт

нарушения

письма.

►Факт

нарушения

письма,

письменной

обусловлено

недоразвитием всех сторон

устной речи.

речи.

Примечание.

1. В графе «прогноз» используется «может быть» с учетом проведения

успешной опережающей коррекционно-развивающей работы.

2. Другие варианты логопедического заключения (ринолалия, алалия,

дизартрия, заикание) не приведены по причине не столь частого проявления

данных

форм

речевой

патологии

у

детей,

обучающихся

в

общеобразовательной школе.

3.5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Тесное

сотрудничество

родителей

и

логопеда

приносит

более

эффективный результат в коррекционную работу. Поэтому нужно грамотно

спланировать этот процесс. Моделирование работы учителя-логопеда с

родителями – это прежде всего планирование лектория по провсещению

обучению родителей и привлечение их к коррекционной работе.

Успешный результат работы во многом зависит от профессионально

спланированных

действий.

Учитель-логопед

должен

скрупулёзно

разработать тактику и стратегию взаимодействия с родителями учащегося с

ЗПР., опираясь на следующие принципы:

• В осуществлении работы с родителями решение поставленных

коррекционных задач должно происходить через разнообразные формы с

использованием

различных

методов

и

приёмов.

Осуществление

дифференцированного и строго индивидуального подхода к каждому

родителю. • Учёт конкретных социальных и бытовых условий, в которых

воспитывется ребёнок. • Во взаимосвязи с родителями предполагается

систематичность и комплексность работе всего педагогического состава и

специалистов.

Коррекционные принципы в совокупности с общедидактическими

направлены

на

выстраивание

коррекционно-образовательного

и

воспитательного процесса, определяют планирование учителя-логопеда и

педагога – психолога с родителями.

3.6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значимость

данной

работы

подтверждается

систематической

диагностикой

всеми

специалистами

психолого-педагогического

сопровождения учащихся и выявления различных отклонений в целостном

развитии личности.

Умение учиться лежит в основе личностного развития каждого

учащегося.

Учащийся с ОВЗ имеет определённые личностные трудности в

получении академических навыков и приобретении жизненных компетенций.

Поэтому каждый ученик, имеющий трудности в развитии, должен

научиться познавать окружающий мир, находить решение проблем, учиться

общаться в социуме на основе уважения и равноправия. Р

езультатом коррекционной работы должно стать достижение учащимся

с ОВЗ, ЗПР планируемых результатов освоения ООП.

В связи с тем, что дисграфия и дислексия у учащихся с ОВЗ, ЗПР

возникает на основе общего недоразвития речи, основное значение в

логопедическом сопровождении отводится формированию связной речи. Это

достаточно трудоемкий и длительный процесс. И порой учащиеся средней

школы бывают не готовы к самостоятельной работе с текстом (написание

изложений, сочинений и др. творческих работ.)

Следовательно,

логопедическое

сопровождение

в

структуре

коррекционной

работы

условиях

общеобразовательной

школы

это

целенаправленный,

комплексный,

непрерывный

процесс

оказания

действенной помощи детям с особыми образовательными потребностями, без

которого будет крайне затруднительно полноценное функционирование

образовательного учреждения.



В раздел образования