Напоминание

Преемственность в обучении чтению при переходе из начальной школы, роль педагога-психолога в становлении интереса к чтению


Авторы: Вербицкая Евгения Алексеевна, Толубаева Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов, педагог-психолог
Учебное заведение: КОУ ВО "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи""
Населённый пункт: г. Семилуки
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность в обучении чтению при переходе из начальной школы, роль педагога-психолога в становлении интереса к чтению
Раздел: среднее образование





Назад




КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и

социальной помощи»

Вербицкая Е.А. –учитель начальных классов

Толубаева Г.И.- педагог-психолог

Преемственность в обучении чтению при переходе из начальной

школы, роль педагога-психолога в становлении интереса к чтению

В настоящее время в процессе обучения литературному чтению и

литературе остро стоит вопрос отсутствия интереса

к чтению как в

младших,

так

и

в

старших

классах.

В

нашем

Центре

психолого-

педагогической,

медицинской

и

социальной

помощи

г.

Семилуки

Воронежской области эта проблема становится одной из основных в сфере

преподавания гуманитарных предметов. Это связано с тем, что дети,

поступающие в наше общеобразовательное учреждение,

зачастую с

ограниченными

возможностями

здоровья,

с

девиантным

поведением,

перенесшие сложную жизненную ситуацию, находящиеся под влиянием

аддикции, употребляющие психологически активные вещества.

Заинтересовать этих детей чтением, привить им интерес к книгам, к

литературе, выработать у них

читательские навыки как для уроков

литературы (литературного чтения – на начальном этапе обучения), так и в

плане общего развития - сложнейшая педагогическая задача. На начальном

этапе работы эффективным приемом вовлечения ребенка в мир литературы

становится проектная работа в области сказкотерапии. Школьный педагог-

психолог проводит занятия с младшей группой «проблемных детей», где

после чтения сказки (народной, авторской) и ее группового обсуждения

детям предлагается самим создать сказку с собственными персонажами и

оригинальным сюжетом.

Такой

процесс

в

действительности

является

очень

сложным,

начинается

с

подбора

участников

с

учетом

их

эмоционального,

психофизиологического состояния, затем следует постановка проблемы,

которая будет

обсуждаться на занятиях, далее подбирается

текстовый

материал, на основе которого будут строиться занятия. Сами занятия в

зависимости от их специфики бывают индивидуальными или групповыми,

разовыми или пролонгированными. В зависимости от цели занятия перед

детьми ставятся различные задачи: дается начало сказки и предлагается

развить сюжет и дать концовку, предлагается изменить концовку сказки по

своему усмотрению или полностью изменить сюжет сказки. После создания

сказки она воплощается в мини-спектакле, в рисунках, с помощью песка,

мягких игрушек и т.д.

В 5-6 классах элементы сказкотерапии даже применяются на уроках

русского языка, где учитель и ученики создают сюжетные литературные

сказки с такими персонажами как Точка, Запятая, Имя Существительное и

т.д. На базе знакомых сюжетов дети создают собственные произведения о

путешествиях Незнайки по стране Знаний, приключениях Знаков Перпинаков

и других созданных их фантазией героев. Другие учащиеся с удовольствием

создают иллюстрации к этим сказкам, в конце учебного года проводятся

выставки иллюстрированных книжек-малышек, определяются победители и

призеры. Такой нетрадиционный подход к изучению родного в 5-6 классах

дает положительный результат, т.к. учащиеся имеют возможность проявить

свои творческие способности, реализовать свои таланты и в то же время

помогает усвоению сложного материала.

На уроках литературы применяются

элементы театрализованных

представлений. При

изучении классических произведений небольшого

объема и отрывков из масштабных произведений целесообразно вести

работу с учащимися, предлагая им выступить от имени персонажей

произведения, опираясь на текст и творчески его перерабатывая. Так, при

изучении, к примеру, рассказа Л.Н. Толстого «После бала» предлагается,

опираясь на текст, выступить от имени героини, полковника, беглого

солдата, гостя на балу и т.д. Такой прием позволяет учителю «вернуть»

ученика к тексту произведения, позволяет научить его комплексно работать

с авторским материалом.

В 5-9 классах особый интерес у учащихся

вызывает творческое

задание

в

формате

фанфик.

Фанфик

-

жаргонизм,

обозначающий

любительское

сочинение

по

мотивам

популярных

оригинальных

литературных

произведений,

кино,

комиксов.

Это

направление

в

любительской

литературе

в

настоящее

время

получило

широкое

распространение, и в рамках нашего учебного заведения оно пользуется

большой популярностью как вид творческих занятий. Дети по желанию

выполняют подобного рода задания, они пишут свой финал произведения, в

котором герой или героиня погибали/расставались/страдали. При этом

подмечено, что учащиеся изменяют события, сюжетные ходы произведения

всегда в лучшую, благополучную сторону. Это говорит о способности детей

к выражению эмпатии, о желании изменить окружающую действительность

к лучшему.

Хочется отметить, что приемы сказкотерапии, создания

сказок,

театрализованных уроков литературы, где применяются нетрадиционные

способы работы с авторским текстом, дают неплохие результаты, стимулируя

творческое начало в детях. Наши учащиеся достаточно успешно сдают

общегосударственные экзамены, к примеру, удачно используя при написании

сочинения в формате ОГЭ в качестве аргументов примеры из прочитанных

литературных произведений. Следовательно,

проделанная работа по

привитию навыков читательской культуры не была напрасной и дала

положительные результаты.

Подобного рода проекты позволяют найти практическое применение

тем знаниям, умениям и навыкам, которые были сформированы в процессе

обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяют им

почувствовать собственные силы, востребованность в школьном социуме,

реализовать свой творческий потенциал, развить

еще не раскрытые

способности.



В раздел образования