Авторы: Вербицкая Евгения Алексеевна, Толубаева Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов, педагог-психолог
Учебное заведение: КОУ ВО "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи""
Населённый пункт: г. Семилуки
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность в обучении чтению при переходе из начальной школы, роль педагога-психолога в становлении интереса к чтению
Раздел: среднее образование
КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи»
Вербицкая Е.А. –учитель начальных классов
Толубаева Г.И.- педагог-психолог
Преемственность в обучении чтению при переходе из начальной
школы, роль педагога-психолога в становлении интереса к чтению
В настоящее время в процессе обучения литературному чтению и
литературе остро стоит вопрос отсутствия интереса
к чтению как в
младших,
так
и
в
старших
классах.
В
нашем
Центре
психолого-
педагогической,
медицинской
и
социальной
помощи
г.
Семилуки
Воронежской области эта проблема становится одной из основных в сфере
преподавания гуманитарных предметов. Это связано с тем, что дети,
поступающие в наше общеобразовательное учреждение,
зачастую с
ограниченными
возможностями
здоровья,
с
девиантным
поведением,
перенесшие сложную жизненную ситуацию, находящиеся под влиянием
аддикции, употребляющие психологически активные вещества.
Заинтересовать этих детей чтением, привить им интерес к книгам, к
литературе, выработать у них
читательские навыки как для уроков
литературы (литературного чтения – на начальном этапе обучения), так и в
плане общего развития - сложнейшая педагогическая задача. На начальном
этапе работы эффективным приемом вовлечения ребенка в мир литературы
становится проектная работа в области сказкотерапии. Школьный педагог-
психолог проводит занятия с младшей группой «проблемных детей», где
после чтения сказки (народной, авторской) и ее группового обсуждения
детям предлагается самим создать сказку с собственными персонажами и
оригинальным сюжетом.
Такой
процесс
в
действительности
является
очень
сложным,
начинается
с
подбора
участников
с
учетом
их
эмоционального,
психофизиологического состояния, затем следует постановка проблемы,
которая будет
обсуждаться на занятиях, далее подбирается
текстовый
материал, на основе которого будут строиться занятия. Сами занятия в
зависимости от их специфики бывают индивидуальными или групповыми,
разовыми или пролонгированными. В зависимости от цели занятия перед
детьми ставятся различные задачи: дается начало сказки и предлагается
развить сюжет и дать концовку, предлагается изменить концовку сказки по
своему усмотрению или полностью изменить сюжет сказки. После создания
сказки она воплощается в мини-спектакле, в рисунках, с помощью песка,
мягких игрушек и т.д.
В 5-6 классах элементы сказкотерапии даже применяются на уроках
русского языка, где учитель и ученики создают сюжетные литературные
сказки с такими персонажами как Точка, Запятая, Имя Существительное и
т.д. На базе знакомых сюжетов дети создают собственные произведения о
путешествиях Незнайки по стране Знаний, приключениях Знаков Перпинаков
и других созданных их фантазией героев. Другие учащиеся с удовольствием
создают иллюстрации к этим сказкам, в конце учебного года проводятся
выставки иллюстрированных книжек-малышек, определяются победители и
призеры. Такой нетрадиционный подход к изучению родного в 5-6 классах
дает положительный результат, т.к. учащиеся имеют возможность проявить
свои творческие способности, реализовать свои таланты и в то же время
помогает усвоению сложного материала.
На уроках литературы применяются
элементы театрализованных
представлений. При
изучении классических произведений небольшого
объема и отрывков из масштабных произведений целесообразно вести
работу с учащимися, предлагая им выступить от имени персонажей
произведения, опираясь на текст и творчески его перерабатывая. Так, при
изучении, к примеру, рассказа Л.Н. Толстого «После бала» предлагается,
опираясь на текст, выступить от имени героини, полковника, беглого
солдата, гостя на балу и т.д. Такой прием позволяет учителю «вернуть»
ученика к тексту произведения, позволяет научить его комплексно работать
с авторским материалом.
В 5-9 классах особый интерес у учащихся
вызывает творческое
задание
в
формате
фанфик.
Фанфик
-
жаргонизм,
обозначающий
любительское
сочинение
по
мотивам
популярных
оригинальных
литературных
произведений,
кино,
комиксов.
Это
направление
в
любительской
литературе
в
настоящее
время
получило
широкое
распространение, и в рамках нашего учебного заведения оно пользуется
большой популярностью как вид творческих занятий. Дети по желанию
выполняют подобного рода задания, они пишут свой финал произведения, в
котором герой или героиня погибали/расставались/страдали. При этом
подмечено, что учащиеся изменяют события, сюжетные ходы произведения
всегда в лучшую, благополучную сторону. Это говорит о способности детей
к выражению эмпатии, о желании изменить окружающую действительность
к лучшему.
Хочется отметить, что приемы сказкотерапии, создания
сказок,
театрализованных уроков литературы, где применяются нетрадиционные
способы работы с авторским текстом, дают неплохие результаты, стимулируя
творческое начало в детях. Наши учащиеся достаточно успешно сдают
общегосударственные экзамены, к примеру, удачно используя при написании
сочинения в формате ОГЭ в качестве аргументов примеры из прочитанных
литературных произведений. Следовательно,
проделанная работа по
привитию навыков читательской культуры не была напрасной и дала
положительные результаты.
Подобного рода проекты позволяют найти практическое применение
тем знаниям, умениям и навыкам, которые были сформированы в процессе
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяют им
почувствовать собственные силы, востребованность в школьном социуме,
реализовать свой творческий потенциал, развить
еще не раскрытые
способности.