Напоминание

Экология и мы


Автор: Хлистунова Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Шкрябинская СОШ" Стародубского муниципального округа Брянской области
Населённый пункт: с.Шкрябино Стародубский район Брянская область
Наименование материала: разработка внеклассного мероприятия
Тема: Экология и мы
Раздел: среднее образование





Назад




Внеклассное мероприятие

«Экология и мы»

Цели мероприятия

формировать у учащихся экологические, природоохранные навыки и умения;

подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения

всего живого на Земле;

воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять;

способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимая ее эстетическое значение,

осознанию необходимости строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в

природе.

Ход мероприятия

Эпиграф: Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же! (Сенека, древнеримский

философ.)

(Звучат стихи на фоне природных пейзажей и зарисовок).

Родина моя, моя Россия!

Как сказать тебе,

Что я тебя люблю?

Это море, это небо синее,

Эту жизнь в родном моем краю,

Этот дождь и эти вьюги злые,

Эти клены, эти тополя:

Родина моя, моя Россия!

Как сказать, что я люблю тебя?

Россия, Россия - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит

место, где он родился и живет. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой край, свой

народ. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень.

- Давайте посмотрим на нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и

бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она

нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными-экологами проводится "врачебный"

осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает?

- Многие серьезные специалисты указывают на гигантские "гнойники" на теле Земли - свалки. Они

вызывают боль и отвращение. "Шрамы" на теле Земли - асфальтовые дороги. Бетон продолжает

поглощать земли. В опасности и "легкие" планеты - леса. "Полысение" планеты сегодня отчетливо

видно из космоса. Возникает угроза потерять "легкие" Земли. Затуманились "глаза" Земли - озера, моря

и океаны.

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы, отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же - живая

В последние годы слово "экология" звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то

вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасных фактов преступной травли и

убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно,

ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, продукты, которыми питаемся, никак

не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в

завтрашнем дне. Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать: "Опомнитесь,

люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!" А в ответ тишина…

Сегодня, ребята, мы предлагаем вам стать участниками экологического марафона.

Наша планета полна загадок. Есть такие, которые вы можете разгадать уже сейчас, а другие - когда

вырастите. Экологический марафон как раз и посвящается загадкам природы и экологическим

проблемам.

Приветствуем членов жюри.

Приветствуем всех членов команд и желаем вам удачи.

Мы думаем, что команды неплохо подготовились к сегодняшней встрече и готовы начать игру.

Конкурс 1 «Давайте познакомимся».

Команды представляют себя (название команды, девиз, приветствие должны отражать тематику

мероприятия).

Конкурс 2 «Экологическая зарядка»

Участники отвечают на вопросы. За правильный ответ – балл.

Вопросы для 1 команды:

1.

Дерево – символ России. (Береза)

2.

Листья сосны. (Хвоя)

3.

Самое высокое дерево мира. (Секвойя)

4.

Искусственное насаждение вдоль дорог. (Лесополоса)

5.

Совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. (Фауна)

6.

Сосновый лес. (Бор)

7.

Плод дуба. (Желудь)

8.

Самое быстрое животное суши. (Гепард)

9.«Плач» березы весной. (Сокодвижение)

10. Защитный экран Земли. (Озоновый слой)

11. Токсичный туман. (Смог)

12. Комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды или

отдельных ее элементов. (Мониторинг)

13.Экологически чистое топливо. (Водород)

14. Самое распространенное вещество на Земле. (Вода)

Вопросы для 2 команды:

1.

Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. (Биосфера)

2.

Совокупность условий, в которых живет организм. (Среда обитания)

3.

Самое толстое дерево в мире. (Баобаб; до 50 м в окружности)

4.

Совокупность видов растений, обитающих на определенной территории. (Флора)

5.

Симбиотические организмы – индикаторы качества окружающей среды. (Лишайники)

6.

Кора березы. (Береста)

7.

Дубовый лес. (Дубрава)

8.

Гриб, разлагающий старую древесину. (Опенок)

9.

Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец)

10.

Что ест жаба зимой? (Ничего, спит)

11.

Лежбище медведя. (Берлога)

12.

Разрушение почв, ведущий к разрушению и снижения их плодородия и нарушению их роли в

круговороте веществ в биосфере. (Эрозия)

13.

Виды растений и животных, встречающиеся только на данной местности. (Эндемики)

14.

Причина потепления климата Земли. (Парниковый эффект)

15.

Природная территория, полностью изъятая из хозяйственного пользования территории с

целью сохранения и изучения имеющихся там природных объектов и процессов. (Заповедник)

Конкурс 3 «Плакат на природоохранную тему»

В течение 2-3 минут вы должны нарисовать плакат на природоохранную тематику.

Конкурс 4 «Химические загрязнители»

1.Какое воздействие на атмосферу оказывает автомобильный транспорт?

Ответ: С выхлопными газами в воздух попадают: угарный газ, оксиды азота и серы. Также, продукты,

содержащие: хлор, бром, фосфор, свинец. (Транспорт, работающий на тепловых двигателях).

2. Назовите источники загрязнения атмосферы.

Ответ: Топливо, транспорт, промышленные предприятия, сельское хозяйство, естественные источники.

3. Какие естественные источники загрязнения атмосферы вы знаете?

Ответ: Извержение пепла и газа вулканами, лесные и степные пожары, насыщенные солями морские

брызги, песок пустынь, выделения животных, микроорганизмы, космическая пыль.

4.Чем объясняют образование озоновой дыры?

Ответ: Наличием в атмосфере оксидов азота, хлора, брома, фреона (используют в холодильных

установках и аэрозолях).

5. Какие источники загрязнения почвы химическими веществами вам известны?

Ответ: ядохимикаты (пестициды, инсектициды, гербициды). Неправильно использованные химические

удобрения - отходы промышленных предприятий, воды шахт, отходы нефтепромыслов -реактивные

элементы (в результате выпадения осадков).

8. Какие вы знаете источники загрязнения гидросферы?

Ответ: Сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод промышленными

предприятиями, коммунальными и с/хозяйственными предприятиями.

9. Какими путями яды могут попасть в организм?

Ответ: Через кожу, ротовую полость, через легкие.

10.Перечислить правила пользования спиртовкой.

Ответ: Зажигать спичкой, а не от другой спиртовки. Тушить колпачком зажженную спиртовку нельзя

перемещать в пространстве.

Конкурс 5 «Что? Где? Когда?»

Команды должны правильно ответить на поставленные вопросы.

Что?

1. О каком дереве идет речь?

Стоит дерево, цветом зелено,

В этом дереве четыре угодья:

Первое – мир освещать,

Второе – крик утешать,

Третье – больных исцелять,

А четвертое – чистоту соблюдать.

- Объясните, что означают эти угодья.

(Береза – из нее делают лучины – для освещения, деготь – смазка колес, лекарства - почки, веники –

мытье в бане).

2. О каком растении наших лесов идет речь в следующем стихотворении:

Преданье есть, оно неново,

Что в ночь Иванову, раз в год,

Он может цвести. Кто знает слово,

Лишь тот цветок его найдет?

(Папоротник.)

Может ли цвести папоротник? Почему?

(Он никогда не цветет, т. к. споровое растение).

Где?

1.

Где живут колибри? (В Южной Америке)

2.

Где у кузнечика ухо? (На ноге)

Когда?

1. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Температура тела одинаковая, т. к.

птицы - теплокровные животные)

2. Когда клест выводит своих птенцов? (Зимой)

Конкурс 6 «Капитан, капитан, улыбнитесь…»

На экране проецируются изображения животных, которых при помощи мимики и жестов должен

изобразить один из членов команды. Задача капитана - не видя изображения, угадать животное.

Конкурс 7 «Решаем экологические проблемы»

Участники выслушивают проблему, в течение 1 минуты совещаются и обоснованно отвечают по

очереди. Правильный ответ – балл.

Задача 1. Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности

капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы:

1) Использование ядохимикатов.

2) Приобретение белянкового наездника.

3) Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты.

Какое направление предложите вы? Свое решение обоснуйте.

Ответ: Наиболее эффективный и экологически безопасный способ - использование белянкового

наездника.

Задача 2. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от

биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо чтобы было много водных растений, а

чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения

(нитроаммофоску). Подтвердите или опровергните данное предположение.

Ответ: Внесение в озеро минеральных удобрений приведет к быстрому зарастанию водоема,

водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением

метана и сероводорода. В озере начнется замор рыбы, и фермер разорится.

Конкурс 8 «Литературная гостиная»

Чтобы справиться с данным конкурсом, необходимо окунуться в мир детства и вспомнить сказки.

Команды отвечают по очереди на поставленные вопросы. За каждый правильный ответ – балл.

1.

Каких животных Киплинг в «Книге Джунглей» называл бандерлогами? (Обезьян)

2.

В какой посуде выставил угощение журавль лисе? (В кувшине)

3.

Спаситель Мухи - Цекотухи. (Комар)

4.

Как называется русская народная сказка, главный герой которой жестоко поплатился за

нарушение санитарно-гигиенических правил? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

5.

«В темнице там царевна тужит, а … ей верно служит». (Бурый волк)

6.

В какую птицу оборачивается Финист из русской народной сказки. (В сокола)

7.

Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (30 лет и 3 года)

8.

Кто съел Таракана Корнея Чуковского? (Воробей)

9.

Что потерял ослик Иа в сказке про Винни-Пуха? (Хвост)

10.

Как называлась харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик?» (Три пескаря)

11.

Коротышку – врача из сказки н. Носова звали Пилюлькин, а как звали коротышку-

докторшу? (Медуница)

12.

Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями? (Жар-птица)

13.

На чем совершал путешествие за медом Винни-Пух? (На воздушном шаре)

14.

В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина? (В комара, муху,

шмеля)

Конкурс 9 « СЛЕДОПЫТ»

Необходимо по силуэтам опознать следы животных наших лесов. Правильный ответ – балл.

1 команда: следы бурого медведя, лося, волка, белки, зайца.

2 команда: следы человека, лисицы, барсука, кабана, ежа.

КОНКУРС 10 « КРАСНАЯ КНИГА»

В течение 2 минут вспомните названия растений, которые занесены в Красную книгу.

(Через 2 минуты команды по очереди называют растения. Побеждает та, которая последней назовет

растение. Названия не должны повторяться.)

Красота растений не в букетах, а там, где они растут! Не рви растения! Лучше научись их

фотографировать или рисовать! Останови сверстника, если увидишь, что он хочет сорвать редкое

растение!

Помни! Минута любования красотой срезанного цветка быстро проходит, а растение погибает

навсегда.

Ведущий: Итак, мы завершаем наш экологический марафон и ждем результаты дружеской встречи.

Слово жюри…

Подведение итогов игры, награждение победителей.

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес -

Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит -

Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источниках нарзан,

С полянки - земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой

Ты - тоже часть ее чудес

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.



В раздел образования