Автор: Светлана Геннадьевна Березина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Творчество и лепка-развивающее обучение детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
В настоящее время идеи раннего развития детей становятся все более
популярными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1–3 лет
сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонние занятия с
ребенком, тем успешнее и быстрее он развивается. Занимаясь с самыми
маленькими, основное внимание следует уделять сенсорному развитию,
развитию речи, знакомству с окружающим миром, развитию движений и
мелкой моторики. Одним из важных направлений является творчество.
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией — первый шаг в мир творчества
для ребенка, они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании
нового, развивают креативность (творческое начало личности).
Творчество — это прежде всего создание чего-то нового.
Занятия продуктивными видами деятельности приносят много пользы:
дают разнообразные сенсорные впечатления, развивают мелкую моторику и
речь ребенка, знакомят с явлениями окружающего мира, помогают раскрыть
творческий потенциал детей, развивают воображение и эстетический вкус,
учат видеть мир во всей его красоте и многообразии. Такие занятия
пробуждают активность ребенка, делают процесс познания окружающего
мира более целенаправленным. Возможность увидеть результат своих усилий
особенно важна для ребенка: дарит ощущение собственной значительности и
компетентности. Поэтому можно утверждать, что занятия продуктивными
видами деятельности необходимы и важны малышам 1–3 лет, и не стоит
откладывать занятия до дошкольного возраста (после 3-х лет).
Лепка — это создание объемных или рельефных фигурок, картин и
целых композиций из пластичных материалов — пластилина, теста, глины,
снега и др. Пластичные материалы дарят множество возможностей для
развития и обучения детей. Во время лепки дети усваивают практические
навыки ручных действий, учатся координировать движения обеих рук,
происходит развитие тонкой моторики пальцев. Дети приобретают новый
сенсорный опыт — чувство пластики, формы, материала, веса. Происходит
развитие воображения. Кроме этого, дети учатся планировать работу и
доводить ее до конца. Занятия лепкой с детьми раннего возраста можно
проводить
как индивидуально, так и в небольших группах (2–4 человека).
Если предложить ребенку сделать вместе с взрослым из пластилина
или теста простые поделки, вполне доступные для выполнения и не
требующие много времени, а затем обыграть их, лепка может стать одним из
любимых занятий малыша.
Можно найти описание разных художественных техник лепки:
Волшебное тесто — это создание простейших поделок из обычного
или цветного теста.
Пластилиновые крошки — это деление пластичного материала на
куски разными способами.
Пластилиновые прятки — это плоскостная лепка, в ходе которой
изображение на основе сначала покрывается пластичным материалом, а
затем снова «открывается».
Пластилиновая печать — это плоскостная лепка, в ходе которой
создаются отпечатки на пластичной основе при помощи рук, различных
предметов или специальных инструментов.
Пластилиновая мозаика — это плоскостная лепка, в ходе которой
различные мелкие предметы вдавливаются в пластичную основу.
Пластилиновые картинки — это плоскостная лепка, в ходе которой
маленькие пластилиновые шарики придавливаются к основе или
размазываются на ней с целью дополнения изображений важными деталями
(или создания простых изображений).
Пластилиновые шарики — это создание поделок из пластичных
материалов на основе шариков разной величины.
Пластилиновые колбаски — это создание поделок из пластичных
материалов на основе «колбасок» разной величины.
Пластилиновые кусочки — это создание поделок методом разрезания
пластичных материалов при помощи подходящих инструментов.
Пластилиновые узоры — это создание поделок из пластичных
материалов методом смешивания цветов.
Пластилиновые раскраски — это «раскрашивание» контурного
изображения при помощи мягкого воскового пластилина.
Пластилиновый коллаж — это складывание картинок из выдавленных
разными способами плоских пластилиновых фигурок. Пластилиновые бусы
— это нанизывание пластилиновых де-
талей на тонкие палочки, проволоку и др.
Пластилиновые пирожки — это создание поделок из пластичных
материалов с использованием приема прищипывания.
Рисование на пластилине — это создание простых изображений на
пластичной основе при помощи стеки или линейки.
Пластилиновые поделки — это создание поделок из пластичных
материалов с использованием разных приемов лепки.
Художественная техника «Пластилиновые картинки» — это
плоскостная лепка с использованием приемов надавливания и размазывания
маленьких пластилиновых шариков с целью дополнения изображений
важными деталями или создание простых изображений. «Пластилиновые
картинки» — это нетрадиционная методика работы с пластилином, которая
позволяет создавать яркие пластилиновые картинки за считанные минуты, но
предполагает заранее подготовленную картинку-основу для лепки. Навыки
надавливания и размазывания пластилина усваиваются быстро и без особого
труда, поэтому эта методика подходит для самых маленьких детей — от
одного года. При создании пластилиновых картинок ребенок действует
пальцами — удобнее всего пользоваться указательным пальцем ведущей
руки. Во время работы надо следить за тем, чтобы палец ребенка не
загибался и оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал
подушечкой пальца, а не карябал пластилин ногтем. Чтобы навыки лучше
усвоились, быстрее закрепились и не смешивались, лучше проводить
обучение поэтапно: сначала научить надавливать на пластилин, затем его
размазывать, в дальнейшем можно сочетать оба метода.
Цели и задачи
Закрепление навыков работы с пластилином — отщипывание.
Обучение новым навыкам работы с пластилином — надавли-
ванию и размазыванию пластилиновых шариков, скатыва-
нию маленьких пластилиновых шариков (5–7 мм).
Обучение различным вариантам создания сюжетных карти-
нок при помощи пластилина.
Формирование интереса к лепке.
Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
Развитие мелкой моторики.
Материалы и инструменты
Мягкий пластилин (восковой) ярких цветов, хорошо прилипающий к
основе. Основы для «пластилиновых картинок» могут быть из разных
материалов — разноцветный матовый картон, бархатная бумага,
пластилиновая основа (размазанный равномерным слоем на плотном картоне
пластилин), ткань, натянутая на картон, и др. Главное требование к основе
для пластилиновой картинки — чтобы пластилин хорошо прилипал к
поверхности.
Используемые приемы лепки
Отщипывание
Скатывание маленьких шариков — маленький кусочек пластилина
скатывают круговыми движениями большого и указательного (или среднего)
пальцев.
Надавливание на маленькие кусочки пластилина. В нужном месте на
картон кладется небольшой шарик (диаметром 5–10 мм, в зависимости от
специфики картинки) пластилина, скатанный взрослым. Затем взрослый
берет указательный пальчик правой руки ребенка, кладет его на шарик и
своим указательным пальцем надавливает сверху на пальчик ребенка. В
результате получается круглая лепешечка. В дальнейшем дети раскладывают
готовые шарики в нужные места картинки и надавливают на них
самостоятельно, а также подготавливают к работе несколько пластилиновых
шариков.
Размазывание маленьких кусочков пластилина. В нужном месте на
картон кладется небольшой шарик (диаметром 5–10 мм, в зависимости от
специфики картинки) пластилина, скатанный взрослым. Затем взрослый
берет указательный пальчик правой руки ребенка, кладет его на шарик и
своим указательным пальцем сначала надавливает сверху на пальчик
ребенка, а затем, не уменьшая давления, оттягивает пальчик в нужном
направлении. В результате получается пластилиновая линия. Основные
направления размазывания — сверху вниз и слева направо (для правой руки),
справа налево (для левой руки). В дальнейшем дети раскладывают готовые
шарики в нужные места картинки и размазывают их самостоятельно, а также
подготавливают к работе несколько пластилиновых шариков.