Напоминание

Творчество и лепка-развивающее обучение детей раннего возраста


Автор: Светлана Геннадьевна Березина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Творчество и лепка-развивающее обучение детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




В настоящее время идеи раннего развития детей становятся все более

популярными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1–3 лет

сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонние занятия с

ребенком, тем успешнее и быстрее он развивается. Занимаясь с самыми

маленькими, основное внимание следует уделять сенсорному развитию,

развитию речи, знакомству с окружающим миром, развитию движений и

мелкой моторики. Одним из важных направлений является творчество.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией — первый шаг в мир творчества

для ребенка, они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании

нового, развивают креативность (творческое начало личности).

Творчество — это прежде всего создание чего-то нового.

Занятия продуктивными видами деятельности приносят много пользы:

дают разнообразные сенсорные впечатления, развивают мелкую моторику и

речь ребенка, знакомят с явлениями окружающего мира, помогают раскрыть

творческий потенциал детей, развивают воображение и эстетический вкус,

учат видеть мир во всей его красоте и многообразии. Такие занятия

пробуждают активность ребенка, делают процесс познания окружающего

мира более целенаправленным. Возможность увидеть результат своих усилий

особенно важна для ребенка: дарит ощущение собственной значительности и

компетентности. Поэтому можно утверждать, что занятия продуктивными

видами деятельности необходимы и важны малышам 1–3 лет, и не стоит

откладывать занятия до дошкольного возраста (после 3-х лет).

Лепка — это создание объемных или рельефных фигурок, картин и

целых композиций из пластичных материалов — пластилина, теста, глины,

снега и др. Пластичные материалы дарят множество возможностей для

развития и обучения детей. Во время лепки дети усваивают практические

навыки ручных действий, учатся координировать движения обеих рук,

происходит развитие тонкой моторики пальцев. Дети приобретают новый

сенсорный опыт — чувство пластики, формы, материала, веса. Происходит

развитие воображения. Кроме этого, дети учатся планировать работу и

доводить ее до конца. Занятия лепкой с детьми раннего возраста можно

проводить

как индивидуально, так и в небольших группах (2–4 человека).

Если предложить ребенку сделать вместе с взрослым из пластилина

или теста простые поделки, вполне доступные для выполнения и не

требующие много времени, а затем обыграть их, лепка может стать одним из

любимых занятий малыша.

Можно найти описание разных художественных техник лепки:

Волшебное тесто — это создание простейших поделок из обычного

или цветного теста.

Пластилиновые крошки — это деление пластичного материала на

куски разными способами.

Пластилиновые прятки — это плоскостная лепка, в ходе которой

изображение на основе сначала покрывается пластичным материалом, а

затем снова «открывается».

Пластилиновая печать — это плоскостная лепка, в ходе которой

создаются отпечатки на пластичной основе при помощи рук, различных

предметов или специальных инструментов.

Пластилиновая мозаика — это плоскостная лепка, в ходе которой

различные мелкие предметы вдавливаются в пластичную основу.

Пластилиновые картинки — это плоскостная лепка, в ходе которой

маленькие пластилиновые шарики придавливаются к основе или

размазываются на ней с целью дополнения изображений важными деталями

(или создания простых изображений).

Пластилиновые шарики — это создание поделок из пластичных

материалов на основе шариков разной величины.

Пластилиновые колбаски — это создание поделок из пластичных

материалов на основе «колбасок» разной величины.

Пластилиновые кусочки — это создание поделок методом разрезания

пластичных материалов при помощи подходящих инструментов.

Пластилиновые узоры — это создание поделок из пластичных

материалов методом смешивания цветов.

Пластилиновые раскраски — это «раскрашивание» контурного

изображения при помощи мягкого воскового пластилина.

Пластилиновый коллаж — это складывание картинок из выдавленных

разными способами плоских пластилиновых фигурок. Пластилиновые бусы

— это нанизывание пластилиновых де-

талей на тонкие палочки, проволоку и др.

Пластилиновые пирожки — это создание поделок из пластичных

материалов с использованием приема прищипывания.

Рисование на пластилине — это создание простых изображений на

пластичной основе при помощи стеки или линейки.

Пластилиновые поделки — это создание поделок из пластичных

материалов с использованием разных приемов лепки.

Художественная техника «Пластилиновые картинки» — это

плоскостная лепка с использованием приемов надавливания и размазывания

маленьких пластилиновых шариков с целью дополнения изображений

важными деталями или создание простых изображений. «Пластилиновые

картинки» — это нетрадиционная методика работы с пластилином, которая

позволяет создавать яркие пластилиновые картинки за считанные минуты, но

предполагает заранее подготовленную картинку-основу для лепки. Навыки

надавливания и размазывания пластилина усваиваются быстро и без особого

труда, поэтому эта методика подходит для самых маленьких детей — от

одного года. При создании пластилиновых картинок ребенок действует

пальцами — удобнее всего пользоваться указательным пальцем ведущей

руки. Во время работы надо следить за тем, чтобы палец ребенка не

загибался и оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал

подушечкой пальца, а не карябал пластилин ногтем. Чтобы навыки лучше

усвоились, быстрее закрепились и не смешивались, лучше проводить

обучение поэтапно: сначала научить надавливать на пластилин, затем его

размазывать, в дальнейшем можно сочетать оба метода.

Цели и задачи

Закрепление навыков работы с пластилином — отщипывание.

Обучение новым навыкам работы с пластилином — надавли-

ванию и размазыванию пластилиновых шариков, скатыва-

нию маленьких пластилиновых шариков (5–7 мм).

Обучение различным вариантам создания сюжетных карти-

нок при помощи пластилина.

Формирование интереса к лепке.

Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

Развитие мелкой моторики.

Материалы и инструменты

Мягкий пластилин (восковой) ярких цветов, хорошо прилипающий к

основе. Основы для «пластилиновых картинок» могут быть из разных

материалов — разноцветный матовый картон, бархатная бумага,

пластилиновая основа (размазанный равномерным слоем на плотном картоне

пластилин), ткань, натянутая на картон, и др. Главное требование к основе

для пластилиновой картинки — чтобы пластилин хорошо прилипал к

поверхности.

Используемые приемы лепки

Отщипывание

Скатывание маленьких шариков — маленький кусочек пластилина

скатывают круговыми движениями большого и указательного (или среднего)

пальцев.

Надавливание на маленькие кусочки пластилина. В нужном месте на

картон кладется небольшой шарик (диаметром 5–10 мм, в зависимости от

специфики картинки) пластилина, скатанный взрослым. Затем взрослый

берет указательный пальчик правой руки ребенка, кладет его на шарик и

своим указательным пальцем надавливает сверху на пальчик ребенка. В

результате получается круглая лепешечка. В дальнейшем дети раскладывают

готовые шарики в нужные места картинки и надавливают на них

самостоятельно, а также подготавливают к работе несколько пластилиновых

шариков.

Размазывание маленьких кусочков пластилина. В нужном месте на

картон кладется небольшой шарик (диаметром 5–10 мм, в зависимости от

специфики картинки) пластилина, скатанный взрослым. Затем взрослый

берет указательный пальчик правой руки ребенка, кладет его на шарик и

своим указательным пальцем сначала надавливает сверху на пальчик

ребенка, а затем, не уменьшая давления, оттягивает пальчик в нужном

направлении. В результате получается пластилиновая линия. Основные

направления размазывания — сверху вниз и слева направо (для правой руки),

справа налево (для левой руки). В дальнейшем дети раскладывают готовые

шарики в нужные места картинки и размазывают их самостоятельно, а также

подготавливают к работе несколько пластилиновых шариков.



В раздел образования