Напоминание

Д.Д.Шостакович. Цикл "Танцы кукол"


Автор: Савинцева Ирина Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств им. Р.Н.Розен"
Населённый пункт: город Кунгур, Пермский край
Наименование материала: конспект урока
Тема: Д.Д.Шостакович. Цикл "Танцы кукол"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУДО «ДШИ им Р.Н.Розен»

Конспект урока по предмету

«Слушание музыки»,

3-й год обучения.

Преподаватель: Савинцева Ирина Вячеславовна.

Д.Д.Шостакович.

Цикл пьес «Танцы кукол»

Тема урока: «Д.Д.Шостакович. Цикл пьес "Танцы кукол"».

Тип урока: формирование знаний.

Цель урока:

формирование новых знаний о жизни и творчестве Д.Д.Шостаковича;

расширение круга музыкальных образов; воспитание музыкальной

культуры, как части всей духовной культуры.

Задачи урока:

Обучающие:

1.

Сформировать

представление

о

личности

композитора

Д.Д.Шостаковича;

2.

Познакомить учащихся с пьесами из цикла «Танцы кукол»;

Развивающие:

1.

Развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

2.

Формировать

компоненты

музыкального

слуха,

творческие

способности;

Воспитательные:

1.

Воспитывать чувство уважения к культуре своего народа;

2.

Способствовать формированию потребности в общении с музыкой;

Оборудование:

1.

Компьютер, медиа проектор, экран, музыкальный центр.

2.

Презентация к уроку. (Приложение)

Ход урока:

1.

Организационный момент.

2.

Беседа по теме урока с одновременным просмотром презентации,

слушанием музыки и рассказа преподавателя.

Слайд №1. Ребята, добрый день! Сегодня я предлагаю вам познакомиться с

пьесами из цикла «Танцы кукол» композитора Дмитрия Дмитриевича

Шостаковича.

Слайд №2.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович -

композитор,

пианист,

музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения. Дмитрий

Шостакович — классик музыки XX в. Шостакович по своей природе —

художник универсального дарования. Нет ни одного жанра, где он не сказал

своего веского слова.

Слайд №3. Будущий композитор родился в сентябре 1906 г. в Петербурге. В

1915 году Шостакович поступил в Коммерческую гимназию Марии

Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьёзные

музыкальные

впечатления:

после

посещения

представления

оперы

Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане»

юный Шостакович

заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой.

Слайд №4.

Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, Софья

Васильевна. Она училась в своё время в консерватории, была хорошей

пианисткой и педагогом фортепианной игры для начинающих.

Слайд №5.

Отец композитора, Дмитрий Болеславович был инженером-

химиком, одним из сотрудников Д.И. Менделеева.

Слайд

№6.

В

возрасте

13

лет

Дмитрий

Шостакович

поступил

в

Петербургскую консерваторию. Жизнь в 20-е годы была трудная, только что

закончилась гражданская война – голод, холод, разруха. Одним из первых

произведений Шостаковича была фортепианная пьеса «Солдат». В 1925 году

Шостакович закончил консерваторию, написав в качестве дипломной работы

свою Первую Симфонию. Она сразу привлекла внимание слушателей своей

свежестью, энергией, насмешливыми интонациями.

Слайд №7. Цикл пьес "Танцы кукол" для фортепиано был написан в 1952

году. В него вошли семь пьес. Названия вы видите на слайде.

Слайд №8. Первая пьеса, которую мы послушаем называется «Лирический

Вальс». По названию танца можно понять характер музыки. Лирический –

значит, задушевный, нежный, взволнованный. Начинается вальс волшебной,

сказочно красивой мелодией, нежной и мечтательной. Устремлённой и

полётной. В вальсе три части. Музыка крайних частей (первой и третьей)

звучит более плавно, спокойно и нежно, чем в середине. (Слушание)

Слайд №9. Гавот - старинный французский танец. Появился 400 лет назад.

Отличается умеренным темпом, светлым, энергичным, торжественным

характером. Позднее гавот стал популярным придворным танцем, его

танцевали на балах. (Слушание)

Слайд №10. Романс – это песня нежного, лирического характера, задушевная

и искренняя, повествующая о личных переживаниях человека. Эта пьеса - с

большим внутренним накалом. В ней - очень нежная, выразительная мелодия

большой протяженности. Темп в этой пьесе не быстрый. (Слушание)

Слайд №11.

Следующая пьеса - юмористическая картинка.

Полька в

переводе с чешского означает «половинка шага». Это чешский народный

танец, подвижный, сопровождается маленькими прыжками. Позднее от него

произошёл бальный танец – более праздничный, задорный. Игрушки

танцуют. Сначала тихонько, потом всё смелее, задорней, игривей, веселее. От

такой музыки как будто искрятся и рассыпаются вокруг смешинки! Ноги

сами так и идут в пляс! (Слушание)

Слайд №12. Следующая пьеса называется «Вальс – шутка». Вальс в переводе

с французского означает «кружиться» По характеру вальсы бывают разные,

но чаще всего это плавный танец. «Вальс-шутка» звучит в очень высоком

регистре, отрывисто, прозрачно, изящно, как музыкальная шкатулка. Звонкие

и нежные звуки создают впечатление танцующей куколки. (Слушание)

Слайд №13.

Шарманка - это старинный механический музыкальный

инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает

ручку. Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся

много раз. Часто эти мелодии жалобные, заунывные. Все вы знаете сказку А.

Толстого «Золотой ключик». Папа Карло, который сделал из полена

Буратино, был шарманщиком. Посмотрите на изображение шарманки. Но

были и шарманки, наигрывавшие весёлые, забавные мелодии. (Слушание)

Слайд №14. Последняя пьеса цикла «Танец». В пьесе можно услышать, как и

в «Шарманке», ярмарочное веселье, подражание народным инструментам –

балалайкам, гармошке, трещоткам, бубенцам, дудочкам, которые, быть

может,

сопровождают

кукольное

представление.

Музыка

похожа

на

забавный танец петрушек, которым аккомпанирует целый оркестр народных

инструментов. Мелодия построена на чередовании плавных, скользящих и

отрывистых, острых звуков. В музыке много шутливых акцентов, которые

звучат неожиданно, задорно. (Слушание)

Вот мы и познакомились с пьесами Дмитрия Шостаковича «Танцы кукол».

Слайд №15.

Также существует рисованный мультипликационный фильм

«Танцы кукол» на музыку Д.Д. Шостаковича из одноимённого сборника.

Режиссёр Инесса Ковалевская. Предлагаю вам дома посмотреть сказку о том,

как игрушки пришли развлечь заболевшую девочку. Куклы стали для неё

танцевать, а далее постарались и другие игрушки. В этом мультфильме вы

услышите все пьесы из цикла «Танцы кукол».

3.

Подведение итогов – рефлексия: Ребята, понравился вам цикл пьес

«Танцы кукол»? Какая пьеса запомнилась больше всего? Почему?

(ответы детей)

Слайд

№16.

Дмитрий

Дмитриевич

Шостакович —

один

из

самых

исполняемых в мире композиторов. Высокий уровень композиторской

техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, в

сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью,

сделали

его

музыкальные

произведения

яркими,

самобытными

и

обладающими огромной художественной ценностью. Композитор написал

огромное количество произведений, в том числе 15 Симфоний, 6 Концертов,

3 Оперы, 3 Балета,

скрипичные и виолончельные сонаты, множество

фортепианных пьес и музыку для кинофильмов и театральных постановок.

Наш урок подошел к концу. Всего доброго, до свидания.



В раздел образования