Автор: Шевченко Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА У ДОО "Детскиий сад №9 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Рассказово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Картотека игр по ритмопластике
Раздел: дошкольное образование
КАРТОТЕКА ИГР
ПО РИТМОПЛАСТИКЕ
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игра
«Ходим кругом»
Цель. Учить детей «снимать» зажатость и скованность, согласовывать
свои действия с другими детьми.
Дети встают в круг и выбирают водящего. Он встает в центр круга и громко
произносит свое имя. Ребята, стоящие в кругу, медленно двигаются вправо
или влево (по указанию педагога) и запевают песенку, в которой упоминается
имя водящего:
Ходим кругом,
Друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что Ваня (Коля, Маша, Таня и др.)
Нам покажет,
Будем дружно повторять!
Дети останавливаются, ведущий показывает какое-либо движение (вращает
руками, прыгает, как лягушка, становится на
ногу, как журавль) или
принимает какую-то смешную позу. Дети должны точно повторить его
движения. После это-водящий подходит к кому-нибудь из ребят в круге и
низко кланяется. Ребенок, которому он поклонился, идет в седину круга и
становится водящим, а прежний водящий занимает его место. Игра
повторяется.
Игра «Снеговик»
Цель. Развивать умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и
корпуса.
Дети изображают снеговиков: стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в
локтях и вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все
мышцы напряжены.
Игра «Заяц и охотник»
Цель. Учить детей ориентироваться в пространстве; равномерно
размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом.
Двое ребят выбираются на роли «охотника» и «зайца». Остальные дети
разбиваются на пары и строятся парами, повернувшись спиной друг к другу.
Из сцепленных вверху рук каждая пара образует «домик» — убежище. Если
«заяц», спасаясь от «охотника» (водящего), забежал в «домик», то тот, к кому
он встал спиной, становится «зайцем» и в свою очередь должен убегать от
«охотника». Если «охотник» успел до него дотронуться, то «заяц» становится
«охотником». Игра проводится под музыку.
Игра «Пальма»
Цель. Развивать пластическую выразительность.
Педагог. Представьте, что вы — пальмы. Сейчас пальмы будут медленно
расти. Вы поднимаетесь со стульчиков. Встали и пальма выросла большая-
пребольшая: правую руку вытяните вверх, потянитесь за рукой, посмотрите на
руку —«завяли листочки»; опустите кисть — «завяли ветки», опустите руку
от локтя — «вся пальма завяла». Вы должны попеременно напрягать и
расслаблять мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Игра «Птицы, на гнезда!»
Цель. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в от-
ношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память,
наблюдательность.
Дети стоят в кругу; они — «птицы». Водящий (педагог) находится в середине
круга. Он ходит мимо играющих и, обращаясь к кому-либо из ребят, говорит:
«Птица улетает!» Ребенок, которому он сказал эти слова, идет за водящим.
Так образуется целая вереница «птиц». Водящий на ходу выполняет разные
движения, а «птицы» повторяют их за ним. Неожиданно водящий кричит:
«Птицы, на гнезда!» и быстро занимает чье-нибудь место в кругу. Остальные
игроки занимают любые свободные места. Тот, кто опоздал,
становится водящим.
Игра проводится под музыкальное сопровождение: «птицы» идут за водящим
танцевальным шагом, а стоящие на месте дети прихлопывают и притопывают.
Игра «Снеговик»
Цель. Развитие двигательных способностей.
Педагог дает детям задание: «Эта игра поможет вам научиться напрягать и
расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса, Встаньте в круг и превратитесь в
снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед,
кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы
напряжены. Пригрело солнышко, под его теплыми веселыми лучами снеговик
начал медленно таять».
Дети постепенно расслабляют мышцы, опускают бессильно! голову, руки,
затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью
расслабляются.
Игра повторяется 2—3 раза.
Игра «Смелые мышки»
Цель. Развивать образное мышление детей. Двигательные способности
детей.
Сначала педагог читает стихотворение:
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре.
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон...
Убежали мышки вон!
Затем педагог предлагает детям превратиться в мышек и выразительно
изобразить их, используя жесты и мимику. Игра повторяется 2—3 раза.
По окончании игры педагог отмечает, что все мышки были разные, не
похожие одна на другую, и хвалит ребят за старание.
Игра «Животные во дворе»
Цель. Развивать воображение, выразительность жестов.
Педагог. Ребята, вспомните, какие домашние животные! живут на
деревенском дворе. У них разные характеры, повадки. Даже животные одного
вида отличаются друг от друга.
На сцену вызывается несколько ребят, которые будут под музыку изображать
домашних животных: ленивого кота, голодного поросенка, крикливого щенка,
наглую ворону, юркого воробья.
Игра «Семь сыновей»
Цель. Развивать умение детей произвольно реагировать на команду, снимать
зажатость, скованность, согласовывать свои действия с другими детьми.
Дети выбирают водящего, повязывают ему платком голову и ставят в средину
круга. Все играющие двигаются по кругу, взявшись за руки, и поют:
У одной бедной старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей,
С большими ногами,
С длинными ушами,
Ничего не ели,
А все только пели,
Скакали да играли!
Как?
Все останавливаются и опускают руки на слова: «Делали все вместе так!»
Водящий, изображающий старушку, быстро делает какое-нибудь движение
или принимает смешную позу. Все играющие должны повторить это
движение или позу, какую принял водящий.
Того, кто зазевался или делает что-то не так, как следует, старушка
наказывает: заставляет обежать круг или поскакать на одной ноге. Затем
выбирается новый водящий на роль старушки, игра продолжается.
Вместо наказания можно сделать «провинившегося» водящим; а бывший
водящий встает в круг. Каждый новый водящий получает от предыдущего, как
эстафету, платочек на голову.
Игра проходит под мелодию русской песни на две четверти или четыре
четверти, например, «Во саду ли, в огороде». Игра повторяется 3—4 раза.
Педагог отмечает лучших игроков.
Игра «Зернышко»
Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую
выразительность и музыкальность.
Педагог рассчитывает детей на первый-второй. Первые — зрители, вторые —
исполнители. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком
какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голова прижата к коленям),
обхватив себя руками. Из зернышка пробивается росточек, он тянется к
солнышку, растет, выпускает листочки... Зрители пытаются определить, что за
растение выросло из каждого зернышка. Затем дети меняются ролями; игра
повторяется.
Игра «Волшебное превращение»
Цель. Учить детей чувствовать, понимать и сопоставлять характер музыки
с образом животного.
Ребята, в моем мешочке есть волшебная палочка. Стоит мне ею взмахнуть, и
вы превратитесь в моих друзей — лесных обитателей, а я буду отгадывать.
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть!
Педагог заранее подбирает музыку для каждого животного и дает детям
некоторое время послушать ее, чтобы животное соответствовало характеру
музыки. Педагог помогает детям наводящими вопросами.
Под музыку дети имитируют движения животных, Старичок-Лесовичок от-
гадывает и поощряет.
Игра «Художница Осень»
Цель. Учить произносить фразы с определенной интонацией и с разной
силой голоса; формировать эстетическое восприятие природы и
воспитывать бережное отношение к ней;
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья —
Красный, желтый, золотой,
Как хорош ты, лист цветной!
Держа в руках воображаемую кисть, дети «красят листья» движениями —
вниз.
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Дети делают глубокий вдох, надувают щеки и с силой выпускают воздух через
сомкнутые губы.
Красный, желтый, золотой,
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно,
Листьев нет — лишь ветки видно.
Подняв руки вверх, дети качаются из стороны в сторону, постепенно приседая
и опуская руки.
Игра «Баба Яга»
Цель. Развитие двигательных способностей.
В этой игре дети учатся напрягать и расслаблять в движении то правую, то
левую ногу. Они ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и
выполняя соответствующие тексту движения:
Бабка Ежка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала! (Дети ходят по залу)
А потом и говорит:
«У меня нога болит!»
Пошла на улицу —
Раздавила курицу,
Пошла на базар —
Раздавила самовар!
Вышла на лужайку —
Испугала чайку!
(Дети останавливаются!)
Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, потом правую ногу;
прихрамывают.
Игра «Японская машинка»
Цель. Развивать координацию и быстроту движений.
Дети сидят в кругу и одновременно выполняют ряд движений: хлопают перед
собой в ладоши; хлопают обеими руками по коленям (правой —по правому,
левой —по левому); не выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо
— вверх, одновременно щелкая пальцами; то же самое делают левой рукой.
Игра «Конкурс лентяев»
Цель. Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке;
двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.
Дети в творческом полукруге. Педагог ставит перед ними задачу по
ритмопластике. Дети изображают ленивых барсуков—ложатся на ковер и
стараются полностью расслабиться. Педагог читает стихотворение В.
Викторова:
Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук —лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Дети поднимаются с пола, игра повторяется.
Игра «Гипнотизер»
Цель. Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке;
двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.
Педагог. Сейчас я превращусь в гипнотизера и буду вас «усыплять». (Делает
плавные движения руками.) Спите, спите, спите... Ваши голова, руки и ноги
становятся тяжелыми глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и
слышите шум морских волн.
Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.
Во время игры может звучать легкая медленная музыка. Педагог повторяет
игру; следит за тем! чтобы мышцы и тело детей были расслаблены.
Игра «Руки-ноги»
Цель. Игра развивает внимание и быстроту реакции.
Хлопок- дети поднимают руки, два хлопка — встают. Если руки у ребят
подняты, то на один хлопок они опускают руки, на два, садятся. Игра
повторяется, меняется темп.
Игра «Считалочка»
Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений; умение
согласовывать действия друг с другом. Умение пользоваться жестами.
Педагог произносит текст считалки, дети запоминают его.
Раз, два —острова.
Три, четыре —мы приплыли.
Пять, шесть —сходим здесь.
Семь, восемь —сколько сосен!
Девять, десять —мы в пути.
Досчитал до десяти!
Дети повторяют текст, затем выполняют движения и одновременно
произносят текст.
Раз, два — острова. (Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в
сторону, как бы изображая два острова.)
Три, четыре —мы приплыли. (Два хлопка обеими руками. Волнообразные
движения руками в направлении ош себя.)
Пять, шесть —сходим здесь. (Два хлопка, поочередное движение правой рукой
ладошкой вниз (отбиваем мяч), левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч).)
Семь, восемь —сколько сосен! (Два хлопка, правая рука вытягивается вверх;
на слове «сосен» вытягивается вверх левая рука.
Девять, десять — мы в пути. (Два хлопка; средним и указательным пальцами
обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги».)
Досчитал до десяти!
Дети должны выполнить 4 движения, по одному на каждый слог: 1) ладонь
правой руки на голову, 2) тыльная сторона левой руки под подбородок, 3)
ладонь правой руки касается правой щеки, 4) ладонь левой руки касается ле-
вой щеки.
Затем дети должны выполнить 3 движения: 1) правая рука вытягивается
вперед, 2) левая рука вытягивается вперед, 3) звонкий хлопок в ладоши.
Игра повторяется 2—3 раза (медленно), до тех пор, пока дети не привыкнут
соединять текст с движениями.
Игра «Вороны»
Цель. Учить произносить тексты с различной силой голоса и
интонацией, сочетать движения и речь.
Потешка сопровождается движениями.
Вот под елочкой зеленой Дети разбегаются по группе
Скачут весело вороны и машут руками, как крыльями.
Кар-кар-кар! (громко)
Целый день они кричали, Дети подпрыгивают на месте
Спать ребятам не давали, и машут руками.
Кар-кар-кар! (громко)
Только к ночи умолкают Дети приседают, сложив
И все вместе засыпают. за спиной руки.
Кар-кар-кар! (тихо)
Игра проводится два-три раза с уточнениями движений и силы голоса.
Игра «Летает — не летает»
Цель. Развивать логическое мышление, воображение;
учить соотносить музыкальное произведение с характером
движений выбранного персонажа;
Дети стоят произвольно. Педагог называет различные предметы, птиц и т.д.,
если летает, дети машут руками, как крыльями, и передвигаются по площадке,
подражая голосом, а если нет, то приседают и сжимаются в комочек,
например: кошка, ласточка, утюг, портфель, облако, ворона, книга, синица,
медведь, самолет, воробей, лебедь.
Педагог уточняет, как летает воробей (он часто машет своими маленькими
крылышками), как летает лебедь (он размеренно и плавно машет своими
большими крыльями). Детям предлагается прослушать два музыкальных
фрагмента.
-Как вы думаете, какая музыка соответствует полету воробья, а какая —
лебедю?
-А теперь попробуйте полетать под музыку как воробьи и как лебеди.
Игра «Если весело живется»
Цель. Создавать положительный эмоциональный настрой; учить детей
сочетать движения и речь.
Педагог предлагает детям встать в круг и начинает знакомую игру:
Если весело живется, делай так (2 раза),
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, делай так!
Педагог показывает различные движения (хлопает в ладоши, притопывает
ногой, приседает, делает повороты), дети повторяют за ним.
Педагог обращается к детям: Ребята, если вам весело, что вы дела-
ете? (Ответы детей.)
Игра «Море волнуется»
Цель. Развивать фантазию, подражательные навыки, побуждать детей к
импровизации.
Море волнуется раз, Море волнуется три,
Море волнуется два, Морская фигура, на месте замри!
Игра проводится несколько раз под музыкальное сопровождение. Предва-
рительно надо уточнить с детьми, что растет, плавает, живет в море: медузы,
кораллы, рыбы, киты, корабли, пингвины и т. д.
Игра «Медведь и пчелы»
Цель. Уточнять знания детей о весне, насекомых;
развивать артикуляцию при произнесении звука Ж и интонационную
выразительность речи;
учить сочетать движения и речь.
Ребята, какое сейчас время года? Весной вся природа просыпается.
Просыпаются и насекомые. Ребята, вы знаете насекомых? (Дети
перечисляют.) Вы слышали, как жужжат пчелы? Пчелы собирают нектар с
цветов и делают из него мед. Кто из вас любит мед? А кто из животных очень
любит полакомиться медом? Правильно, медведь. И мы поиграем в игру
«Медведь и пчелы». Выбираем считалочкой медведя: «Раз, два, три —
медведем будешь ты!» Остальные дети — пчелы.
Дети подбирают себе маски-шапочки и элементы костюмов для инсцени-
ровки. Педагог: полетели пчелки собирать мед с цветочков.
Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет.
Пчелки, домой!
Пчелки: Этот улей — домик наш, уходи, медведь, от нас!
Жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж……………..
Пчелки летают и жужжат. Медведь ходит по «поляне» и приближается к
улью. Пчелки машут крылышками, прогоняя медведя. Игра проводится не-
сколько раз.
Игра «Веселые превращения»
Цель. Развивать имитационные навыки и умение использовать все окружа-
ющее пространство;
учить отождествлять себя с заданным персонажем.
Педагог обращается к детям:
Ребята, вы ребята-жеребята? (Да!)
(Дети скачут под музыку, подражая жеребятам.)
Ребята, вы ребята-телята? (Да!)
(Дети «мычат» и под музыку подпрыгивают, изображая телят.)
— Ребята, вы ребята-козлята? (Да!)
(Дети, наклонив вперед головы и глядя исподлобья, говорят «мее-е...» и
изображают козлят.)
— Ребята, вы ребята-поросята? (Да!)
(Дети «хрюкают» и изображают веселых поросят.)
Игра « Снежинки»
Цель. Развивать фантазию
- Представьте себе, что вы превратились в маленькие снежинки, а я ветер.
Педагог делает вдох и дует на детей. Включается грамзапись («Времена года»
П.И.Чайковского).
- Разлетелись снежинки, кружатся в воздухе, как будто танцуют.
Сначала спокойно, плавно и медленно ложатся на землю. Но поднялся
ветер, закружила вьюга и намела целый сугроб.
Дети собираются в плотную группу.
Игра «Снег-снежок»
Цель. Развивать память физических действий.
— Как много снега! Скатаем из него большой ком.
Дети, подражая педагогу, «лепят снежок», катят его по воображаемому снегу,
и постепенно у каждого ребенка получается «снежный ком», а из них педагог
предлагает сделать «снежную бабу».
— Снежная баба готова! А теперь поиграем в снежки. (Включается веселая
подвижная мелодия.) Дети лепят воображаемые снежки и «бросают» их
в разные стороны.
Игра «Пингвины на льду»
Цель. Учить детей сочетать движения и речь.
Лед да лед, лед да лед, а по льду пингвин идет.
(Дети идут на внутренней стороне стопы, переваливаясь с ноги на ногу, по-
хлопывая себя ладошками по бокам.) Игра проводится два-три раза.
Игра «Пчелы в улье»
Цель. Учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к са-
мостоятельному выбору роли.
Дети строят из крупного конструктора (подручного материала) «улей» и со-
бираются в нем. На полу разложены плоские бумажные цветы. Педагог читает
под музыкальное сопровождение.
Пчелы в поле полетели, Сели пчелы на цветы,
Зажужжали, загудели, Пчелка я и пчелка ты.
Дети передвигаются по группе вокруг цветов. Присаживаются возле цветов и
«собирают» нектар. Возвращаются в «улей».
Игра «Поиграем — угадаем» (АБосева)
Цель. Побуждать детей к активному участию в театрализованных
играх, вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать
воображение, логическое мышление, инициативу; развивать
пантомимические навыки;
Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет — молодец!
Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает
и показывает пантомимикой загадки.
Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.
Только это, верно, был никакой не крокодил,
А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)
(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, вы-
соко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо,
уо, трясут головой, болтая в это время языком во рту.)
Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать, по земле хвостом стучать.
Я запутался, однако, он верблюд или...? (Собака.)
(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на
четвереньках и «вертят хвостом».)
Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко и мяукает как... (Кошка.)
(Под музыкальное сопровождение дети изображают кошек: они передвига-
ются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой,
шипят и фыркают, показывают «когти».)
Верно, верно угадали, будто где ее видали!
А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.
(Дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные
звуки, имитируют движение на машине.)
Тр-р-р, приехали!
Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,
Ну а ЭТО на ПОЛЯНКе — ЯДОВИТЫе ... (Поганки.)
(Дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)
Игра «Танец»
Цель. Развивать двигательнык способности.
Всем знаком «Танец утят». Придумайте на эту же мелодию, например:
1.
Танец маленьких котят.
2.
Танец лягушат.
3.
Танец обезьянок.
В выполнении этого задания участвуют взрослые вместе с детьми.
Игры на пальцах (М.С.Рудина, С.А.Афонькин)
Цель. Развитие мелкой моторики.
Наши красивые цветки расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши красивые цветки закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.
Сомкнутые и чуть округлые ладони — бутон цветка. Затем пальцы медленно
расходятся в стороны, немного прогибаются, чуть-чугь шевелятся кончики
пальцев, пальцы медленно смыкаются.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. Кто это? (Бабочка.)
Руки скрещены в запястьях, ладони разведены в стороны. Сначала ладони
неподвижны — «бабочка сидит на цветке», ладони двигаются вверх и вниз-
«бабочка порхает».
В лесу у пня суетня, беготня,
Народ рабочий весь день хлопочет. Кто это? (Муравьи.)
Дети ставят пальцы обеих рук на стол, и, перебирая пальцами по столу. Руки
двигаются в разные стороны.
Зелены мы, как трава, наша песенка: «Ква-ква!»
КТО ЭТО? (Лягушки.)
Ладони рук лежат на столе. Затем резко сжимаются в кулачок, и опять ладони
распрямляются.
Театр рук «Кораблик» (В.Цвынтарный)
Цель. Учить детей сочетать движения и речь;
расширять голосовой диапазон детей при проговаривании стихотворения.
Плывет по морю пароход, А из трубы-то дым идет.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие
пальцы подняты вверх. Дети вместе с педагогом читают стихотворение
низким голосом (как гудит труба) и покачиваются вправо — влево.
Игры на пальцах «Жук»
Цель. Развивать мелкую моторику рук
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
Пальчики в кулачок, указательный и мизинец разведены в стороны, дети
проговаривают слова и шевелят «усами».
Игра на пальцах «Гусь» (В.Цвынтарныи)
Цель. Развивать мелкую моторику рук.
Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Предплечье поднято вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный
палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу. Дети вы-
полняют движения руками и приговаривают: «Га-га-га».
Игры на пальцах «Лошадка» и «Коза»
Цель. Развивать мелкую моторику рук и сочетание движений рук с речью.
Дети, работая пальцами рук, проговаривают фразы.
— У лошадки вьется грива, бьет копытами игриво.
Правая ладонь на ребре. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается
левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху.
Два больших пальца образуют уши.
— У козы торчат рога, забодать может она.
Ладонь опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний
и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.
Игры на пальцах «Собака» и «Кошка»
Цель. Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;
Собака: У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя, большой палец вверх. Указательный, сред-
ний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и
поднимается.
Кошка: У кошки ушки на макушке, чтоб лучше слышать мышь в норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и ми-
зинец подняты вверх.
Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую! (Т.Сикачева.)
Пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, по-
хлопывая друг друга кончиками.
«Мизинчик» (ЛЛ. Савипа.)
Маленький Мизинчик плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет: что все это значит?
Средний пальчик очень важный, не желает слушать.
Указательный спросил: «Может, хочешь кушать?»
А Большой бежит за рисом, тащит рису ложку,
Говорит: «Не надо плакать, на, поешь немножко!»
(Перевод И. Токмаковой)
Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с ми-
зинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
«Сороконожки»
Две сороконожки Как друг дружку догнали,
Бежали по дорожке. Так друг дружку обняли.
Всё бежали и бежали, Так друг дружку обняли,
Всё друг дружку догоняли. Что едва мы их разняли!
Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, затем по плечу
другой руки и сцепляются в крепкий замок на затылке. При последних словах
игры ведущий разнимает руки детей. Игра проводится несколько раз.
Необходимо добиваться, чтобы дети громко и четко проговаривали слова и
двигали пальцами рук
Упражнения в кругу ( под музыку)
– шаги с вытянутого носка, руки на поясе – ноги-циркули;
– шаги на полу пальцах – выросли и стали высокими, высокими;
– шаги на пятках – перебираемся через лужу;
– бег с высоко поднятыми коленями – лошадки;
– бег с подъемом пяток вверх – посверкали пятками;
Упражнения на полу (под музыку)
– сесть на пол, ноги вытянуть вперед, опереться руками сзади – пришли
напляж, солнышко светит, вода плещет;
– попеременно сгибать и выпрямлять ступни – полощем ноги в реке;
– руками достать до ступней, лицо прижать к коленям – ой,
комары!
спрятались в коленки;
– опереться ладонями за спиной, приподняться на руках и
прогнуться вперед-вверх, затем опуститься – комары улетели, встала радуга;
– раздвинуть широко ноги в стороны и тянуться ушком к ноге – поспали на
одной ноге, а потом на другой;
– ноги в том же положении; наклониться вперед и одновременно достать
руками до ступней – потянулись после сна;
– собрать ноги вместе и лечь на спину, руки поставить на пояс; прямую ногу
поднять перпендикулярно к полу (носок вытянут), согнуть ее в колене, при
этом носочком коснуться пола, вытянуть ногу и опустить в исходное
положение; то же другой ногой, а потом обе одновременно
– перевернуться на живот, согнуть ноги в коленях, взяться руками
за щиколотки и прогнуться – корзинка (у кого глубокая корзинка, у того много
еды, а
у кого нет корзинки, тот остался голодным).
Упражнения на месте (под музыку)
– наклоны головы вправо, влево – голова отдохнула на правом плече, а затем
на левом;
– наклоны головы вперед, назад, повороты вправо, влево – любопытный нос;
– подъем и опускание плеч – есть шея, нет шеи;
– поднять плечи и удерживать в таком положении несколько секунд, а затем
опустить их вниз – приклеились к ушам и упали;
– полуприседание – пружина сжимается;
– полное приседание – пружина сильно сжимается;
– полуприседание с поворотом корпуса вправо, влево – винтик
закручивается и раскручивается;
– поставить ногу в сторону на носочек, а затем на пятку – вот, какие
башмачки!
– хлопки справа, слева, снизу, над головой, за спиной – звонкие ладошки;
– притопы одной ногой – я сердит;
– притопы двумя ногами – я очень сердит;
– мелкие топочущие шаги на месте с ускорением (колени присогнуты) –
дождик (сначала редкий, потом чаще и сильней, ливень).
Прыжки (под музыку)
– легкие прыжки на носочках – попрыгунчики;
– вокруг себя – мячики;
– трамплинные прыжки – до потолка;
– прыжком ноги врозь, затем ноги вместе – ножницы;
– прыжком ноги врозь с хлопком над головой, затем ноги вместе с
хлопком по бедрам – веселые скоморохи;
– с поджатыми коленями – кузнечики.
УПРАЖНЕНИЯ-ИГРЫ
Овладение данным видом упражнений – лучше разделить на два этапа.
На первом этапе педагог руководит детьми и выполняет упражнение вместе с
ними.
На втором этапе дети все делают самостоятельно, а педагог лишь помогает им
репликами, помеченными курсивом. Если упражнение освоено
успешно, то возможен 3-й этап: дети выполняют его полностью
самостоятельно под музыку.
Упражнения, для которых рекомендуется 3-й этап помечены значком
(3).
Большинство упражнений построено так, чтобы детям нравилось повторять их
несколько раз подряд.
Гномик и великан
Познакомились гномик и великан:
Гномик идет – дети делают маленькие шаги, подставляя пятку вплотную к
носку другой ноги.
Великан идет – дети совершают гигантские шаги, расставляя ноги как можно
шире.
Гномик топает – топают, стоя на месте, лишь слегка отрывая ноги от пола.
Великан топает – топают сильно, с энтузиазмом.
Гномик хлопает – хлопают тихо, едва раскрывая ладошки.
Великан хлопает – хлопают громко, амплитудно.
Гномик прыгает – прыгают легко, на носочках.
Великан хлопает – тяжелые прыжки с приземлением на всю стопу.
И все-таки они подружились – все должны быстро найти пару и
покружиться, взявшись за руки.
Блины
Давайте печь блины – все берутся за руки и встают тесным кружком.
Наливаем тесто – держась за руки, все отходят назад максимально
широко(чтобы получился большой блин).
Печем блин – держась за руки одновременно слегка приседают, при этом
имитируют шипение блина звуком «ш».
Мажем блин сметаной – расцепляют руки и двигают ими волнообразно вверх-
вниз, кисти мягкие и пластичные.
Скручиваем наш блин – делают еще несколько шагов назад, при
этом выполняя круговое движение предплечьями, перед собой – «моторчик».
Раскрываем широко рот, вот так – раскидывают руки в стороны, и со звуком
«а-а-а-ам» сбегаются к центру, соединяя ладошки с хлопком.
Комментарий – при выполнении упражнения, «начинку блина» можно
менять по вкусу, спрашивать совета у детей – «С чем будет блинчик?»
Снежинки (3)
Исходное положение – руки – в стороны-вниз, ладони – вниз.
Подул ветер, закружились снежинки – кружатся на месте на
носочках (медленно, плавно).
Началась снежная буря, полетели снежинки – бегут на носочках по залу
врассыпную (легко, стремительно).
Ветер затих, намело сугроб – все «слетаются» к центру и собираются в один
«сугроб»: приседают, тесно прижавшись друг к другу.
Лесная прогулка
Исходное положение – сидим в домиках – на корточках, руки скрещены перед
собой на груди.
Открыли двери – встают и разводят руки в стороны.
Идем гулять – маршируют по кругу, поднимая колени, активно размахивая
руками.
Ударились ногой о корень – скачут на одной ноге.
Ударились другой ногой – скачут на другой ноге.
Ой, болото, тяжело идти – медленно идут, тяжело поднимая ноги.
Лучше прыгать по кочкам – движутся прыжками.
Кажется, медведь идет – все приседают на корточки и прислушиваются (в этот
момент музыкальное сопровождение должно помочь изображением
медведя).
Идем тихо, чтобы медведь не услышал – встают и идут по кругу
на цыпочках (крадутся).
«Он гонится за нами!» – бегут по кругу (убегают).
Добежали и спрятались в домиках – садятся на корточки и скрещивают руки
перед собой (исходное положение).
«Ну что, ушел медведь?» Дальше упражнение можно начать с начала.
Морская сюита (3)
Камни – дети резко садятся на корточки, колени прижимают к груди, голову к
коленям, руки крепко обнимают колени, кисти сжаты в кулаки. Все мышцы
сильно напряжены.
(В это время педагог может пройтись по залу, дотронуться до каждого, как бы
убедиться – Какие твердые камни!).
Водоросли – дети встают в полный рост, вытягивают руки вверх и начинают
плавно, волнообразно раскачиваться из стороны в сторону. При этом
задействованы и руки, и голова, и корпус, и ноги. Все мышцы максимально
расслаблены.
Морские обитатели – все двигаются хаотично по залу в образе того или иного
морского обитателя. Со временем дети сами начнут придумывать
обитателей и подражать им, но в начале им можно помочь:
золотая рыбка – передвижение плавное, неторопливое, мягкие движения
руками сзади изображают пышный хвост;
рыба шар – надуть щеки, округлить руки по бокам и «плыть» неуклюже
переваливаясь с ноги на ногу;
мальки – бегать легко на носочках, руки согнуты в локтях и кисти работают
как плавнички;
акула – вытянуть руки вперед, согнуть пальцы – «зубы». движениями рук
изображать пасть акулы;
краб – ноги в стороны в полуприсяде, двигаться боком, руки
вперед полусогнуты, указательные и средние пальцы изображают клешни.
Бусы (3)
Дети берутся за руки и образуют круг – «бусы». В центре – ведущий. Все
водят хоровод вокруг него, произнося следующие слова:
Бусы маме смастерю
И на праздник подарю.
Праздничные бусы,
Бусы на все вкусы.
Бусинки разные:
Зеленые, красные,
Желтые, лиловые,
Синие, бордовые.
Но, они все, вот беда,
Раскатились кто куда.
Все разбегаются по залу врассыпную, приседают и замирают.
Ведущий:
Что же делать, как мне быть,
Как подарок подарить?
Я пойду по двору
Мои бусы соберу.
Ведущий идет по залу между сидящими. Касанием руки выбирает первую
бусинку. «Бусинка» громко говорит: «Я – красная». Ведущий и «бусинка»
берутся за одну руку, образуя первое звено. Поочередно ведущий касается
всех, при этом каждая «бусинка» называет свой цвет, отличающийся от
уже названных, и
пристраивается в конец цепочки. Таким образом, двигаясь «змейкой» по залу,
ведущий собирает все бусинки.
После того как бусы собраны, ведущий замыкает круг и говорит:
Я – на крылечке,
А бусы – в колечке.
Все хором:
Мама, дорогая,
Тебя я поздравляю!
Эту игру хорошо показывать на открытых занятиях перед родителями.
Самолет (3)
Исходное положение – все сидят на корточках.
Самолеты, завести моторы – постепенно встать на ноги, при этом руки
согнутые в локтях, делают вращательные движения предплечьями перед
грудью – «моторчик».
Приготовиться к полету – разводят руки в стороны как крылья (сильные и
натянутые).
Полетели – совершают полет, пробежав несколько кругов по залу.
В конце делают приземление, замедлив движение и сев на корточки.
Волшебные самолеты (3)
(разновидность упражнения «Самолет»)
Ведущий, который выполняет роль волшебника, умеет превращать самолеты в
бабочки.
«Самолеты» уже сделали несколько кругов по залу и Волшебник, взмахнув
волшебной палочкой говорит:
«А теперь вы бабочки» – бег замедляется и сильные, напряженные руки
становятся мягкими и пластичными, бабочки легко порхают на носочках.
«Теперь самолеты» – руки вытягиваются в стороны и напрягаются, самолеты
стремительно продолжают свой полет.
Кругосветное путешествие
Мы едем в кругосветное путешествие! В начале на поезде – идут по кругу,
поднимая колени. Руки согнуты в локтях, делают круговые движения,
подражая колесам поезда.
На лодке – сидят на полу, широко расставив ноги перед собой. Изображая
руками гребные движения веслами.
Теперь на велосипеде – лежа на спине, «крутят педали».
На самолете – встают, разводят руки в стороны как крылья (сильные и
натянутые) и «совершают полет», пробежав несколько кругов по залу. В конце
делают приземление, замедлив движение и сев на корточки.
Вот мы снова дома!
Снеговик
Исходное положение – свободное.
Выпал снег, давайте строить снеговика – легкими хлопками «лепят» на себе
толстые ноги, руки, бока, голову, глаза, нос морковкой и улыбку.
Вот он какой получился! – ставят ноги на ширину плеч, руки разводят в
стороны, пальцы растопыривают и улыбаются. Шагают по залу, перенося вес
тела с одной ноги на другую (колени прямые).
Солнышко пригрело, и снег начал таять – происходит постепенное
расслабление всего тела: повисают руки, голова, спина, одновременно с ними
медленно сгибаются колени.
Растаял снеговик, осталась одна лужа – лежать на полу, все мышцы
расслаблены.
Послушные лошадки (3)
Исходное положение – руки вытянуты перед собой и сжаты в кулаки –
«держат вожжи».
Лошадка идет – идут, высоко поднимая колени, носочки тянут,
спина прямая.
Поскакала – с шага переходят на прямой галоп, руки при этом не опускают и
немного пружинят (держим крепко лошадку, чтобы не упасть).
Идет лошадка – и упражнение повторяется
Иголка и нитка (3)
Иголка – ведущий, нитка – остальные, все держатся за руки.
Ведущий двигается по залу «змейкой» спокойным шагом, без рывков.
Остальные идут друг за другом, точно повторяя рисунок «иголки», руки при
этом не растягивать (а то нитка порвется). Ах, какой же красивый узор
получился!
Насос (3)
Исходное положение: дети сидят на корточках, колени прижаты к груди,
голова к коленям, руки их обхватывают маленькие мячики.
Ведущий берется за воображаемый насос, и делает энергичные наклоны
корпуса вперед – «накачивает».
Мячики постепенно надуваются: колени выпрямляются, голова поднимается,
руки округляются по бокам.
Ведущий изображает удары мячом о землю вытянутой вперед ладонью.
Все «мячики» весело и легко прыгают. Ведущий делает хлопок в ладоши –
«открывает клапан», и мячи начинают медленно сдуваться, сжимаясь
до исходного положения.
Жуки (3)
Исходное положение – прямой корпус, руки – в стороны, ладони – вниз.
Летят жуки – бегут по залу.
Упали и барахтаются – ложатся на спину и активно трясут и шевелят
«лапками» – руками и ногами.
Полетели – быстро встают и продолжают полет.
Деревья на ветру (3)
Исходное положение – прямой корпус, ноги – на ширине плеч, руки – вверх.
Слабый ветер – слегка покачивают руками – ветками.
Ветер усиливается – амплитуда качаний увеличивается, добавляются плечи.
Ураган – задействовать все части тела: голову, руки, плечи, корпус;
движения порывистые, сильные.
Ветер затихает – движение постепенно затихает, почти замирает.
Цветочек
Исходное положение – сидят на корточках, руки скрещены перед собой на
груди.
Наступило утро, цветочек раскрывается – плавно встают, размыкая руки
через верх и немного в стороны, образуя бутон.
Покачивается на ветру – слегка покачиваются из стороны в сторону.
Наступил вечер, цветочек закрывается – руки смыкаются,
одновременно приседая, и возвращаются в исходное положение.
Зайчик
Замерз зайчик, греет ручки – хлопать в ладоши. Греет ножки – активно
топать. Прыгает – легкие прыжки, на носочках. Согрелся зайка!
Орел и воробушек (3)
По команде Орел – все «летят» по залу: бег медленный, плавные и широкие
взмахи руками – крыльями.
По команде Воробушки – мелкий бег на носочках, руки согнуты в локтях и
кисти машут как крылышки.
Угадай мелодию (3)
Аккомпаниатор в любой последовательности играет разные знакомые детям
мелодии, под которые они выполняют на занятиях: бег, галоп, прыжки,
кружения.
Задача детей состоит в том, чтобы правильно выполнить необходимые
движения под нужную музыку, без подсказки педагога.
Комментарий: упражнения добавлять периодически, после того как
дети познакомятся со следующими движениями и мелодиями.
Гномик
В этом упражнении роль гномика выполняет педагог.
Он говорит:
Гномик я, со мной беда –
Я рассеянный всегда.
Забываю все на свете.
Вы поможете мне дети?
Дети отвечают: Да!
Дальше педагог называет часть тела и берется за нее руками – Голова на
месте?
Все тоже дотрагиваются до головы – На месте!
Руки на месте? Колени..? Живот..? Ноги..? Нос..? Плечи..? Шея..? –
ведущий называет любые части тела, а участники за ним повторяют.
Гномик говорит:
Вот какая благодать!
А теперь идем гулять.
Все дружно маршируют по кругу, поднимая колени, активно размахивая
руками.
Все опять забыл – беда!
Вы поможете мне?
Дети отвечают: Да!
Комментарий: после нескольких повторов педагог начинает иногда
«шутить», например: вместо головы дотрагивается до живота, дети при
этом должны сказать: «Перепутал».
Я рисую
Исходное положение – руки на поясе.
Я рисую... – дети бегут по залу врассыпную.
Я рисую круг – быстро и организованно встают в круг.
Я рисую... – все разбегаются, и игра повторяется с новыми «рисунками»
(линия, полукруг и т.д.)
Комментарий: необходимо заранее разучить с детьми фигуры. Постепенно,
от занятия к занятию увеличивать количество фигур.
На бал к снежной королеве
Педагог на полу выкладывает дорожку из «льдинок» (например, листочки
бумаги).
Мы идем на бал к снежной королеве – педагог показывает пример и первым
идет по дорожке (аккуратно ступать на носочек, держать равновесие).
По цепочке друг за другом по «льдинкам» все переходят на другой конец зала.
Закружили в танце нас снежинки – дети приподнимают руки в стороны и
кружатся на носочках на месте (медленно, плавно), с окончанием
музыки приседают. Можно импровизировать (красиво, пластично двигаться).
Бал закончился, нам пора домой – и все идут по льдинкам обратно.
Журавль
Исходное положение – корпус прямой, ноги вместе, прямые руки прижаты к
бедрам.
Мы журавли – носочек одной ноги отрывается от пола и скользит по другой
ноге до колена.
Руки при этом делают взмах (как крылья), и одновременно
опускаются вместе с ногой в исходное положение.
Точно-наоборот
По команде «точно» дети должны в точности повторять за педагогом все
движения или выполнять их по командам:
– руки – вверх;
– сесть;
– ноги – широко.
По команде «наоборот» дети должны все делать наоборот:
– поднять руку (поднимают ногу или обе руки);
– шагнуть вперед (шагают назад или в сторону или прыгают вперед);
– наклониться в сторону (наклоняются вперед или назад).
Рекомендация: темп упражнения можно постепенно увеличивать; для
запутывания можно несколько раз чередовать команды, например,
«сесть»–«встать» и неожиданно повторить команду: «сесть».
ПОДВИЖНЫЕ И СЮЖЕТНО-
ИНСЦЕНИРОВАННЫЕ ИГРЫ
Очень важно на раннем этапе детства заложить основы позитивного
художественного восприятия, воспитать наших малышей ловкими,
сообразительными, веселыми и общительными. Эти задачи игры
решают великолепно, нужно лишь соблюдать принцип: не заострять внимание
детей на лидерстве, прививать им вкус не к результату, а к самому процессу.
Игры так же необходимы на занятиях как элемент разрядки: отдохнуть,
подвигаться, повеселиться. При этом они могут служить мощным стимулом –
«Вы хорошо позанимались, теперь можно и поиграть!».
Некоторые игры такие как «Паук и мухи», «Лягушки и цапля» и т. д., по сути,
являются сценками, где каждый играет свою роль. В данном случае для
педагога важны, а для детей интересны именно образы, пластика, мимика, а
цель –догнать или спрятаться становится условной.
В играх «Поезд», «Смелый наездник» и т. д., в какой-то степени,
присутствует дух соревнования, и здесь педагогу стоит сглаживать этот
момент, больше обращая внимание детей на правильность исполнения
движений, умение слышать музыку, ориентироваться, действовать по
представлению, образно.
В играх «Я-артист», «Кино-фото», «Обезьянки» и т.д., очень важно
для педагога вовремя заметить, подбодрить, похвалить даже самые робкие
попытки импровизации и творческой самостоятельности ребенка.
Паук и мухи
Один из детей – паук, все остальные мухи.
Паук садится в центре зала на стул, закрывает глаза и засыпает. Мухи в это
время летают по залу (бегают на носочках, руки согнуты в локтях, кисти
машут как крылышки).
Наступает ночь, музыка меняется. Паук открывает глаза и встает,
мухи замирают (чтобы он их в темноте не заметил). Паук медленно обходит
зал, и, никого не обнаружив, возвращается к себе в домик (на стул).
Смелый наездник
Исходное положение – каждый ребенок садится на стульчик верхом, как на
лошадь.
Звучит вступление в музыке, все встают рядом со стулом и берутся
за «вожжи» (руки вытянуты перед собой и сжаты в кулаки).
Дети скачут прямым галопом, руки при этом немного пружинят.
Музыка резко прерывается, и каждый должен как можно быстрее добежать и
сесть на стул (в исходное положение).
Комментарий – задание можно изменять: садиться только на свой стул или
на ближайший свободный стул.
Я- артист
Все рассаживаются – Мы-зрители.
Первый артист выходит на «сцену» (встает в центре зала), и заказывает
музыку, соответствующую придуманному заранее образу (быструю,
медленную, веселую, грустную, плавную, энергичную и т.д.).
Он танцует, а все внимательно смотрят. Задача артиста – чтобы зрители
догадались: кого он изображает. После выступления зрители аплодируют,
затем педагог спрашивает: Как вы думаете, кого изображал артист?
Педагог выслушивает предположение ребят, говорит свое. Если кто-
то первым угадал, он становится артистом, если никто – следующий выходит
по очереди или по желанию.
Артист может изображать кого угодно, но если он затрудняется с выбором, то
педагог может тихо ему помочь. Изображать можно, например:
животных, снежинки, цветы, робота, и т. д.
Обезьянки
Один ребенок – посетитель зоопарка, все остальные – обезьянки. Посетитель
может совершать любые действия, движения, строить рожицы, а
обезьянки должны точно все за ним повторять.
Рекомендация ведущему: необходимо стараться внятно, не торопясь
показывать движения.
Огонек
Все встают в круг. Звучит музыка, и по кругу начинает передаваться красный
платочек – Огонек в руках не задерживать, а то обожжетесь.
Музыка неожиданно останавливается. И тот, у кого оказался в
руках платочек, выходит в центр круга и танцует с ним под аккомпанемент.
Все его поддерживают, дружно хлопая.
Потом он встает на место, и игра продолжается.
Сова
Один из участников – сова. Все остальные – жители леса (зверята, птички).
День – сова сидит на дереве (стуле). Остальные двигаются по залу, подражая
какому-нибудь мелкому животному.
Ночь – сова просыпается и вылетает на охоту, все быстро
приседают, замирают. Сова плавно кружит по залу, широко машет крыльями
или парит. День – сова улетает, лес оживает
Рекомендация. Задание можно менять: каждый ребенок должен придумать
для себя образ (любое животное) или педагог дает всем одно общее задание
(зайчики, мышки, синички).
Поезд
Вагоны в депо: все сидят на стульчиках.
Один из детей становится локомотивом. Он идет по залу к сидящим
(поднимает колени, руки согнутые в локтях, делает круговые движения,
подражая вращению колес). Локомотив подъезжает к первому вагону и
гудком дает ему сигнал и цепляет к себе. Тот кладет ему руки на плечи, и они
продолжают
движение. Таким образом, собирается состав. Локомотив причудливым
путем ведет состав по залу под музыку. Неожиданно в музыке
звучат три предупредительных сигнала, и за это время все должны
разбежаться по своим местам.
Состав расформирован. Когда играют старшие дети, вагон, который не успел в
депо, может быть поставлен на ремонт, т. е. пропустить одну поездку.
Солнышко и дождик
Исходное положение – дети сидят на корточках перед стульями лицом к
сидениям.
Дождик – барабанят ладошками по стулу, изображая стук дождя (чем чаще,
тем лучше).
Постепенно дождик затихает.
Давайте проверим, закончился дождик? – отводят руку ладонью вверх и
смотрят на «небо».
Солнышко! – все выскакивают из домиков, веселятся, прыгают, танцуют.
Кто к нам пришел
Дети садятся полукругом.
По желанию один из участников начинает игру. Педагог предлагает ему на
выбор перевернутые карточки с изображением животных.
Ребенок вытаскивает любую карточку и, никому не показывая, откладывает в
сторону.
Педагог говорит: «Кто к нам пришел?». Ребенок, не озвучивая, изображает
выбранное животное. Дети отгадывают. После этого можно показать
карточку.
Рекомендация: необходимо заранее познакомить детей с
пластическими особенностями животных, которые изображены на
карточках.
Силачи
Дети встают в круг. Педагог объявляет:
«На арене силачи!» – поставить ноги на ширину плеч, крепко схватиться
руками за воображаемую штангу и с большим усилием выжать наверх.
Держать штангу! (все мышцы сильно напряжены).
Бросили – бросить штангу, расслабив при этом все мышцы – расслабились...!
Зрители аплодируют – все хлопают.
Эквилибристы
Растянуть прыгалку (веревку) на полу и привязать ее к ножкам стульев.
Зрители, они же артисты, стоят в шеренге рядом.
Все по очереди идут по этому «канату» на носочках, спина прямая, руки в
стороны для равновесия (не раскачиваться!).
Прошедший канат до конца поднимает руки, приветствуя зрителей. Зрители
аплодируют, артист кланяется и присоединяется к зрителям.
Фокусы
Педагог: «Начинаем представление». Участники встают в круг и берутся за
руки – это волшебный мешочек. В центр становится любой из детей.
Кто-нибудь произносит: «Только у нас лучший в мире фокус». Все сходятся к
центру и произносят заклинание: абен, трабен, буме!
Затем круг расходится, а ребенок в центре изображает по своему желанию
того, в кого его превратили (профессия, животное, цветок, дерево, ...).
Зрители аплодируют. Тот, кто в центре кланяется и встает в круг. Игра
продолжается.
Лягушка и цапля
На полу по всему залу разложены небольшие обручи – болотца.
Один из участников становится цаплей и отходит в сторону. Все остальные –
лягушки.
Лягушки прыгают за комарами или между болотцами (сидя на корточках,
колени раскрыты в стороны, ладони на полу, выпрыгивают вверх, выпрямляя
ноги и квакают).
Музыка меняется, выходит цапля. Лягушки быстро (по-лягушачьи) прячутся:
каждая занимает любое свободное болотце. Они прижимают тело ниже к
полу, втягивают головы в плечи, замолкают и замирают.
Цапля обходит зал (высоко поднимая колени и выразительно
взмахивая крыльями), и, не поймав никого, уходит.
Кошки и собака
По всему залу стоят стулья – деревья.
Один из участников – собака, все остальные – кошки и коты.
Собака сидит в конуре (приседает на корточки и держит перед
собой вертикально обруч или лежит на животе под стулом).
Кошки и коты в это время гуляют по залу (мягкий, пружинящий шаг, «лапки»
сложены перед собой или делают скользящие движения).
Музыка меняется и из своего домика выскакивает собака (ребенок быстро
пролезает в обруч или вылезает вперед из-под стула).
Кошки и коты моментально лезут на деревья (садятся на стулья и поджимают
ноги).
Собака бегает от дерева к дереву и лает на кошек и котов, те выразительно
шипят и показывают когти.
Устав, собака возвращается в конуру.
Лиса и утята
На полу в центре зала огораживают скакалками небольшое пространство,
чтобы в нем могли поместиться все дети, это – озеро.
Один из участников – лиса, все остальные – утята.
Лиса затаилась (прячется за спинку стула) и прислушивается.
Утята в это время гуляют вокруг озера и ищут червяков (ходят мелкими
шажками, переваливаясь с ноги на ногу; руки вытянуты вниз и слегка
отведены назад).
Музыка меняется. Из укрытия выскакивает лиса.
Утята быстро (из образа не выходить!) прячутся в озере.
Лиса обходит озеро, жадно поглядывая на утят (мягкий, пружинящий шаг,
когтистые лапки держит перед собой), утята держатся противоположного края
озера и прижимаются друг к другу. Обойдя озеро пару раз, лиса снова
прячется в укрытие.
Мыльные пузыри
Исходное положение – все участники свободно располагаются по залу и
встают в центр своего обруча.
Надуваю пузыри – (педагог набирает в грудь побольше воздуха и дует), дети
приседают на корточки, берутся руками за края обруча с двух сторон и
встают.
Ветер подул – педагог плавно взмахивает руками.
Полетели – дети бегут по залу на носочках (летят, не сталкиваясь!).
Лопнули – (педагог хлопает в ладоши) дети останавливаются, разжимают
пальцы и выпускают обруч из рук.
Кино-фото
Выбирают режиссера, он командует:
Кино – участники свободно двигаются по залу: танцуют, что-то изображают,
пластически импровизируют.
Фото – все резко замирают (стоп-кадр).
Кино – каждый продолжает свое движение и т. д.
ТАНЦЫ-МИНУТКИ
Танцы – минутки придумывались для того, чтобы танцевать их вместе с
детьми. Для самостоятельного детского исполнения они сложны. Но дети их
любят, ведь ребенок с помощью взрослого может гораздо больше. Благодаря
такому подходу не тратится много времени на скучную
автоматизацию простейших па, дети узнают много новых, интересных
движений, которые им
хочется повторять. В упрощенном виде эти танцы могут быть использованы и
для концертного исполнения.
Для начального этапа занятий, самым удобным построением является круг:
каждый ребенок хорошо видит педагога и других детей, ему легче
ориентироваться в танце, замкнутое пространство не дает рассеиваться
детскому еще неустойчивому вниманию, есть возможность сравнивать свое
исполнение и
стараться все делать не хуже других. Замечания о том, где правая рука, а где
левая нога снижают общий эмоциональный подъем.
В описаниях слева цифрами дана раскладка по тактам. Курсивом вне скобок
помечены команды педагога. К командам рекомендуется добавлять
образные подсказки (обозначены курсивом в скобках). Эти образные
подсказки помогают
детям лучше почувствовать дух танца и стимулируют интерес. Они очень
зависят от музыки. Для примера, такие подсказки даны для первых двух
танцев.
Капельки (танец с колокольчиками)
Эмоциональный настрой – легко и звонко.
Общие рекомендации. Движения плавные, неторопливые. Колокольчиками
звенеть, мелко вращая кистью. Звенеть должна рука, которая
совершает описанное в тексте движение. Там, где колокольчики молчат, это
специально оговорено.
Рекомендация по изготовлению реквизита – к колокольчикам
привяжите маленькие резинки – петельки и оденьте по 1-й шт. на
указательные или средние пальцы каждой руки с внутренней стороны ладони.
Исходное положение: все сидят на пятках, руки опущены вниз.
1-я фигура
1–2 Поднять плавно руку вперед-вверх (локоть присогнут, кисть с
колокольчиком дрожит) (пошел дождик).
3–4 Опустить плавно вниз (дождик стих).
5–8 Повторить движение другой рукой (опять пошел, опять стих).
9–12 Повторить движение обеими руками (сильный дождь).
13–14 Плавно подняли руки (еще сильнее).
15–16 Встали (пойдем гулять!).
2-я фигура
1–4 Встряхиваем ритмично рукой возле уха (8 раз) (послушаем дождик).
5–8 Повторили возле другого уха (другим ухом).
9–16 Покружились на носочках с поднятыми вверх руками (весело
под дождиком!), с окончанием музыкальной фразы остановились и спрятали
руки за спину (кончился дождик).
3-я фигура
1–16 Побежали на носочках по кругу (колокольчики молчат) (побежали по
траве), с окончанием музыкальной фразы повернулись лицом в
круг(сколько
цветов!).
4-я фигура
1–4 Сбегаемся в центр круга, поднимая руки вперед-вверх (колокольчики
звенят) (собираем цветы, брызги летят).
5–8 Разбегаемся (спиной из круга), разводя руки в стороны (вот какой букет
собрали!).
9–16 Еще раз повторили комбинацию тактов (еще собираем, еще красивей
букет!).
5-я фигура
1–12 Покружились на носочках с поднятыми вверх руками
(порадуемся капелькам).
13–16 Приняли исходное положение и опустили плавно руки
(вернулись домой).
Танец с ложками
Эмоциональный настрой – по народному размашисто, радостно.
Общие рекомендации. Широкие, амплитудные движения выполняются
эмоционально, ярко, с настроением.
Исходное положение: ноги вместе, руки согнуты в локтях, ложки держим
перед собой на уровне лица.
1-я фигура
1–3 Руки тянем вперед, корпус тянется за руками и наклоняемся, скользящие
удары ложками сверху вниз и снизу вверх (вот какие ложки!).
4 Вернулись в исходное положение.
5–8 Топаем на месте (вот какие ножки!).
9–16 Повторили комбинацию.
2-я фигура
1 Ставим выпрямленную ногу на пятку по диагонали, и
одновременно раскрываем руки в стороны (эх, распахнулись!).
2–7 Стучим ложками возле правого уха (здорово стучат!).
8 Приставили ногу, руки убираем за спину (спрятали).
9–16 Повторили комбинацию с другой ноги.
3-я фигура
1–4 Широко черпаем ложкой и кладем в рот (2 раза) (вкусно!).
5–8 Гладим ложкой себя по животу (наелись) и убираем за спину (убрали).
9–16 Повторили комбинацию другой ложкой.
4-фигура
1–16 Маршируем по кругу, локти в стороны, стучим ложками как
барабанными палочками (а теперь на парад).
5-я фигура
1–8 Кружимся, руки в стороны, ложки вверх (карусель, карусель).
9–16 Прыгаем на месте, стуча ложками перед собой: раз, два, три, четыре
(4 раза) (веселятся прыгуны). В конце музыки стоп, руки вниз.
Собачий вальс
Эмоциональный настрой – весело, игриво.
Общие рекомендации. Это не трудный и веселый танец, исполнять
его необходимо легко и с хорошим настроением.
Исходное положение – ноги вместе, «лапки» сложены перед собой.
1-я фигура
1–2 Скребем «лапкой» впереди себя (4 раза).
3–4 Качаем головой из стороны в сторону (4 раза).
5–8 Повторили комбинацию другой «лапкой».
9–11 Слегка присев, крутим «хвостом».
12 Прыжок (поворачиваемся на 180° и оказались спиной), во время прыжка
все дружно произносим «гае!».
13–16 Повторили движения
9–12 тактов и оказались лицом.
2-я фигура
1–3 Ставим ногу на пятку и машем ладонью возле уха (чешем «лапой» за
ухом) (6 раз).
4 Вернулись в исходное положение.
5–8 Повторили комбинацию с другой ноги.
9–11 Слегка присев, крутим «хвостом».
12 Прыжок (поворачиваемся на 180° и оказались спиной), во время прыжка
все дружно произносим «гае!».
13–16 Повторили движения
9–12 тактов и оказались лицом
3-я фигура
1–8 Прыгаем на месте из стороны в сторону (16 раз).
9–16 Покружились на носочках в одну сторону.
17–24 Покружились на носочках в другую сторону.
Елочки
Эмоциональный настрой – мягко и игриво.
Общие рекомендации – на заснеженной, «пушистой» полянке танцуют
елочки. Движения выполняются мягко, аккуратно, даже слегка вкрадчиво.
«Елочкам» свойственно некоторое самолюбование и легкое кокетство.
Исходное положение: на корточках, руки и кисти («лапы» елей) приподняты в
стороны.
1-я фигура
На вступление елочки постепенно вырастают.
1–4 Качаем головой из стороны в сторону (8 раз).
5–8 Делаем полуприседания с поворотом корпуса (4 раза) (вот какие мы
красивые!).
9–16 Повторили комбинацию 1–8 тактов.
2-я фигура
1 Ставим ногу на пятку.
1 Приставляем ногу.
3–4 Повторили движение другой ногой.
5–8 Мелкие топочущие шаги на месте (топотушки).
9–16 Повторили комбинацию 1-8 тактов.
3-я фигура
1–3 Одной рукой «стряхиваем снег» с другой руки (3 раза).
4 Вернулись в исходное положение.
5–8 Пожимаем плечами с поворотом корпуса (4 раза).
9–16 Повторили комбинацию другой рукой.
4-я фигура
1–2 Делаем шаг в сторону и приставляем другую ногу.
3–4 Делаем полуприседание (один раз).
5–8 Покружились на носочках.
9–16 Повторили комбинацию в другую сторону. В конце музыки приседаем и
кланяемся.
Салют (танец с ленточками)
Эмоциональный настрой – стремительно и празднично.
Общие рекомендации – все взмахи вверх делаются с такой силой, чтобы
ленточки взлетали над головой. Приподнятое радостное настроение
танца передается с помощью широких и летящих движений.
Рекомендация по изготовлению реквизита – изготовьте на каждого ребенка
по два кольца из резинки с размером запястья. Пришейте к каждой резинке
разноцветные ленточки (длиной 60 см) по 2–3 шт.
Исходное положение: ноги вместе, руки опущены.
1-я фигура
1 Взмах рукой вперед-вверх.
2 Опустить в исходное положение.
3 Взмах другой рукой.
4 Опустить в исходное положение.
5–8 Повторили движения 1–4 тактов.
9–16 Делаем попеременно, взмахи руками (одна рука – вверх, другая – вниз).
2-я фигура
1–2 Сбегаемся к центру круга и делаем двумя руками взмах вперед-вверх.
3–4 Разбегаемся (спиной из круга), опуская руки вниз.
5–8 Повторили движения 1–4 тактов.
3-фигура
1–16 Побежали на носочках по кругу, руки в стороны, с окончанием
музыкальной фразы (стоп) повернулись лицом в круг.
4-фигура
1 Взмах одновременно обеими руками.
5 Опускаем в исходное положение.
3–8 Повторили движения 1–2 тактов.
9–16 Руки в стороны, делаем полуприседания, закручивая руки вокруг
корпуса.
5-фигура
1–16 Повторили движения 2-й фигуры.
В конце музыки приседаем и руки опускаем.
Макарена
Эмоциональный настрой – активно и зажигательно.
Общие рекомендации – движения выполняются свободно и непринужденно.
Движения, легкие в исполнении и простые в запоминании, нравятся детям и
при этом эффектно смотрятся.
Исходное положение: ноги вместе, руки опущены.
1-я фигура
1 Вытягиваем руку вперед, ладонью вверх.
1 Повторяем другой рукой.
2 Кладем первую руку на другое плечо.
3 Повторяем другой рукой.
4 Переводим первую руку на то же бедро.
5 Повторяем другой рукой.
6 Не отрывая рук, крутим бедрами.
7 Прыжок (поворачиваемся на 180°).
9–16 Повторили комбинацию 1–8 тактов.
2-я фигура
1–3 Шагаем к центру (6 шагов), высоко поднимая колени, активно
размахивая руками.
4 Прыжок (поворачиваемся на 180°).
5–7 Шагаем на свои места.
8 Прыжок (поворачиваемся на 180°).
Жили у бабуси...гуси
Эмоциональный настрой – важно и неторопливо.
Общие рекомендации – этот танец имеет сюжетно-игровую основу
и пластическим образом инсценирует песню «Жили у бабуси». Хорошо если
дети будут не просто выполнять движения, а обыгрывать их. Для этого
необходим артистичный, эмоционально-выразительный показ педагога.
Он даже может подпевать или проговаривать слова песни, тем самым,
помогая, подсказывая и заинтересовывая детей.
Исходное положение: ноги вместе, руки (крылья) приподняты в стороны.
1-я фигура
Жили у бабуси: поднимаем руку (крыло) в сторону-вверх поворачиваем к ней
голову и киваем (клювом чистим на крыле перышки) (3 раза)
вернулись в исходное положение.
Два веселых гуся: повторили движение другой рукой.
Один серый, другой белый: делаем взмахи руками – крыльями (2 раза)
Два веселых гуся: слегка присев крутим хвостиком.
2-я фигура
Мыли гуси лапки: ставим ногу на пятку и крутим носком
приставляем ногу.
В луже у канавки: повторили движение другой ногой.
Один серый, другой белый: делаем взмахи руками – крыльями (2 раза).
В луже у канавки: слегка присев, крутим хвостиком.
3-я фигура
Ой, кричит бабуся,
Ой, пропали гуси,
Один серый, другой белый
Гуси, мои гуси: приседаем на корточки и замираем.
4-я фигура
Выходили гуси,
Кланялись бабусе: встаем и кланяемся,
Один серый, другой белый: делаем взмахи руками – крыльями (2 раза)
Два веселых гуся: слегка присев крутим хвостиком.
Буратино
Эмоциональный настрой – энергичный и озорной.
Общие рекомендации – особенность танца в том, что он исполняется сидя
на стуле. Все движения выполняются резко и энергично. Когда руки
и ноги раскрываются, руки натягиваются, колени выпрямляются. В
сочетании четкости и
задорного, энергичного характера движений создается яркий образ
деревянного и веселого человечка.
Исходное положение: дети сидят на стульях, ноги вместе, руки на поясе.
1-я фигура
1 Ставим ногу на пятку в сторону (колено выпрямляется).
6 Ставим другую ногу.
7 Раскрываем руку в сторону.
8 Раскрываем другую руку.
9 Собираем одновременно руки и ноги в исходное положение.
10 Раскрываем одновременно руки и ноги в стороны.
7–8 Повторили движения 5–6 тактов.
2-я фигура
1 Ставим ногу обратно (в исходное положение).
11 Ставим другую ногу.
12 Возвращаем руку в исходное положение.
13 Возвращаем другую руку.
14 Раскрываем одновременно руки и ноги в стороны.
15 Собираем одновременно руки и ноги в исходное положение.
7–8 Повторили движения 5–6 тактов.
3-я фигура
1–7 Ставим ногу на пятку в сторону, ладонь растопырить, и большой палец
приставить к носу – дразнимся.
8 Вернулись в исходное положение.
9–16 Повторили движение другой ногой и рукой.
4-я фигура
1 Делаем один хлопок в ладоши над головой.
8 Раздвигаем ноги в стороны на пятки, руки кладем на колени.
3–7 Крутим носками.
8 Принимаем исходное положение.
9–16 Повторили комбинацию 1–8 тактов.
5-я фигура
1–7 Обхватываем сзади руками спинку стула, приподнимаем и болтаем
ногами попеременно (сгибая и разгибая колени).
8 Вернуться в исходное положение.
9–16 Маршируем, сидя на стуле, активно размахивая руками.
Солнечные зайчики (танец с зеркальцами из фольги)
Эмоциональный настрой – легко, радостно.
Общие рекомендации – в движениях руками очень важно положение
ладошек, их точная ориентация, чтобы поблескивание «солнечных
зайчиков» было хорошо заметно.
Рекомендация по изготовлению реквизита – изготовьте на каждого ребенка
по два кольца из резинки по размеру ладони. Наклейте фольгу на
картон, вырежьте из него четыре кружочка (размером с ладошку) и
пришейте фольгой наружу к резинкам с внутренней и внешней стороны
ладоней.
Исходное положение: ноги вместе, руки опущены.
1-я фигура
1–2 Вытягиваем руки вперед ладонями вперед (как будто отодвигаем от себя
что-то).
3–4 Так же вытягиваем руки в стороны ладонями в стороны.
5–8 Кружимся на носочках, крутя ладошками (наклоняя их вперед-назад).
9–10 Вытягиваем руки вперед ладонями вперед.
11–12 Вытягиваем руки вверх ладонями вперед.
13–16 Кружимся на носочках, крутя ладошками.
2-я фигура
1–8 Делаем синхронно двумя руками круги: в сторону – вниз – к лицу, вниз –
в сторону – наверх – к лицу, ладонями вперед (2 раза).
9–16 Поворачиваем ладони к себе и от себя (4 раза).
3-я фигура
1–16 Побежали на носочках врассыпную по залу, вытянув руки вперед, крутя
ладошками (наклоняя их вправо-влево). В конце музыкальной фразы педагог
предлагает детям встать в круг (лицом в центр), руки опустить.
4-я фигура
1–4 Сбегаемся к центру круга, крутя ладошками, поднимаем руки вперед –
вверх.
5–8 Разбегаемся (спиной из круга), опуская руки вниз.
9–16 Повторили комбинацию 1–8 тактов.
5-я фигура
1–16 Прыгаем на месте, скрещивая руки над головой. С окончанием музыки
останавливаемся (стоп) и руки прячем за спину.
Лошадки
Эмоциональный настрой – грациозно и торжественно.
Общие рекомендации – благородная осанка, приподнятый подбородок, все
движения лошадок четкие и грациозные.
Исходное положение: ноги вместе, руки вытянуты перед собой и сжаты в
кулаки – «держат вожжи».
Все передвижения и повороты исполняются основным ходом –
шагать, высоко поднимая колени, носочки тянуть, спина прямая.
1-я фигура
1–4 Поднимаем согнутую в колене ногу и опускаем в исходное положение
(2раза).
5–8 Повторили движение другой ногой.
9–12 Делаем восемь шагов, сходимся к центру.
13–16 Делая восемь шагов на месте, поворачиваемся на 360°.
2-я фигура
1–3 «Бьем копытцем» (3 раза).
4 Приставляем ногу.
5–8 Повторили движение другой ногой.
9–12 Делаем восемь шагов, расходимся спиной на свои места.
13–16 Делая восемь шагов на месте, поворачиваемся на 360°.
3-я фигура
1–2 Делаем шаг ногой в сторону и приставляем другую ногу.
3–4 Киваем головой (2 раза).
5–8 Повторили движение в другую сторону.
9–12 Делаем шаги на месте (8 раз).
13–16 Шагая, поворачиваемся на месте и в конце музыкальной фразы
останавливаемся лицом в направлении движения по кругу.
4-я фигура
1–8 Скачем по кругу прямым галопом (руки пружинят вперед-назад).
9–16 Поворачиваемся и скачем в обратную сторону. В конце музыки тянем на
себя «вожжи» и останавливаемся.
Лягушки
Эмоциональный настрой – весело и активно.
Общие рекомендации – стоит обратить внимание на исполнение движений.
Они не должны быть вялыми и пассивными. Движения выполняются с
хорошей амплитудой, энергично и весело.
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях
и разведены в стороны, пальцы растопырены.
1-я фигура
1–4 Тянем руки вверх и возвращаемся в исходное положение (2 раза).
5–8 Тянем руки в стороны и возвращаемся в исходное положение (2 раза).
9–12 Поднимаем согнутую в колене ногу и опускаем в исходное положение (2
раза).
13–16 Повторили движение другой ногой.
2-я фигура
1–8 Делаем полуприседания, скрещивая руки перед лицом (4 раза).
9–16 Кружимся на полусогнутых ногах. В конце музыкальной фразы
садимся на корточки (колени раскрыты в стороны, ладони на полу).
3-я фигура
1 Ставим ногу в сторону на пятку (выпрямляя колено).
16 Приставляем ногу.
3–4 Повторили движение другой ногой.
5–8 Качаем головой из стороны в сторону (8 раз).
9–16 Повторили комбинацию 1–8 тактов.
4-я фигура
1–16 Прыгаем как лягушки (выпрыгивать наверх, выпрямляя ноги) (8 раз).
Солдатики
Эмоциональный настрой – торжественно и парадно.
Общие рекомендации – спина прямая, подбородок приподнят, корпус
подтянут. Все движения выполняются сдержанно и четко, фиксируя
конечные точки.
Исходное положение: ноги вместе, руки вытянуты вдоль корпуса.
1-я фигура
1–2 Энергично поднимаем согнутую в колене ногу и опускаем в исходное
положение.
3–4 Повторили другой ногой.
5–8 Маршируем на месте (8 шагов), высоко поднимая колени.
9–12 Повторили движения 1–4 тактов.
13–16 Маршируем на месте (8 шагов), поворачиваясь вокруг себя на 360°.
2-я фигура
1–2 Делаем шаг в сторону, и приставляем другую ногу.
3–8 Играем на барабане (имитируют игру, сжав кулаки и выставив
указательные пальцы как палочки).
9–16 Повторили комбинацию 1–8 тактов с другой ноги.
3-я фигура
1–8 Играем на трубе (имитируют игру, повернув корпус вправо и приподняв
голову).
9–16 Повторили движение, повернув корпус влево.
4-я фигура
1–4 Идем маршем (8 шагов) вперед, высоко поднимая колени.
5–6 Поклон головой.
7–8 Отдаем честь и опускаем руку.
9–16 Повторили комбинацию 1–8 тактов (отходя назад спиной).