Напоминание

Создание интерактивных музыкальных пособий и дидактических игр в Microsoft Power Point


Автор: Кузина Людмила Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Малышок"
Населённый пункт: г. Перевоз Нижегородской области
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Создание интерактивных музыкальных пособий и дидактических игр в Microsoft Power Point
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс

«Создание интерактивных музыкальных пособий

и дидактических игр

в

Microsoft Power Point

»

Подготовил и провел:

музыкальный руководитель

высшей категории

Кузиной Л.В.

На сегодняшний день одним из путей модернизации в образовании, является

информатизация. Это связано с тем, что для современного общества основной

ценностью становится информация и умение работать с ней. Для педагогов важно с

помощью информатизации создать условия для ребенка по адаптации в

современной жизни.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения

значительно разнообразило методические средства и приемы педагогов, в том числе

позволило включить новые формы работы на занятиях, сделать их интересными и

запоминающимися.

В последнее время к педагогу ДОУ предъявляют высокие профессиональные

требования. Музыкальный руководитель, как и все воспитатели, должен осваивать

новые технологии, владеть элементарной компьютерной грамотностью, составлять

презентации, слайд – шоу, интерактивные игры по всем разделам музыкального

воспитания, уметь самостоятельно находить необходимую информацию в

Интернете, обобщать и передавать её детям в интересной, доступной форме.

Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации

обучения, очень сильное педагогическое средство. Внедрение этой деятельности

позволяет педагогу организовать освоение современных информационных

технологий, сформировать необходимые навыки самостоятельной работы с

современными системами, позволяет одновременно использовать различные

способы представления информации. Программа Power Point позволяет воплотить в

жизнь любой творческий замысел, предоставляет большие возможности для

создания интерактивных игр.

Интерактивные дидактические развивающие игры – это разновидность игр с

правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они

направлены на решение конкретных задач обучения, детей, но в то же время в них

проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Игра -

одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими

знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых

способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле

игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного

уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта

способность является главнейшей психологической базой для введения в игру

дошкольника компьютера как игрового средства.

Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс

обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности

музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального

руководителя.

Для создания компьютерной дидактической игры в PowerPoint педагог должен:

1. Разработать понятные для дошкольников правила и увлекательный сюжет игры

(обеспечить возможность выбора вариантов содержания изучаемого материала,

выбора режима работы) .

2. Составить конспект, где должен описать алгоритм действий (все действия

показывать стрелками, мигающими значками, выделением, увеличением размера

объекта. Это позволит ребенку сосредоточить внимание на нужном объекте,

запомнить порядок действий)

3. Определить цель и обучающие задачи игры.

4. Определить действия дошкольника в игре, направленные на решение обучающей

задачи.

5. Задать игровую мотивацию (что будем делать, для кого и для чего) .

6. Показать дошкольникам способ выполнения задания (как это делать) .

Сегодня я поделюсь с вами опытом создания интерактивной игры.

При создании интерактивных музыкально-дидактических игр я определила для

себя цель – закрепление знаний детей об изобразительных возможностях музыки.

Для ее реализации я выбрала способ сопоставления музыкальных композиций и

анимированных картинок. Каждой картинке соответствует определенная музыка.

Ребенок слушает музыку и выбирает соответствующую ей картинку из

предложенных вариантов ответов.

Создание авторский интерактивных игр играет большую роль. Ведь именно,

музыкальный руководитель знает интересы и возможности своих воспитанников.

Детям очень нравятся интерактивные игры на занятиях, т.к. не каждый ребенок

может понять такие слова как «ритмический рисунок», «пауза», и т.д.

Далее необходимо определить логическую структуру игры.

Вы наверняка имеете представление о создании обычных презентаций.

Алгоритм работы над созданием любой интерактивной игры таков:

1.

выбрать тему и задачи игры и подготовить соответствующие текст и картинки;

2.

в программе Microsoft Power Point выбрать макет слайда;

3.

выбрать фон презентации для игры;

4.

разместить информацию в соответствующих блоках;

5.

отредактировать игру;

6.

сохранить новый файл в папке жесткого диска.

Теперь перейдем конкретно к созданию игры. Прежде всего, нужно определиться с

темой будущей игры, ее задачами, содержанием. Подобрать иллюстративный

материал, скачать необходимые картинки в соответствии с содержанием игры.

Шаг 1.

Поясню технологию создания интерактивной развивающей презентации.

На пустой слайд можно вставить рисунок, клип или любую фигуру. Если ваш

слайд с фоном и вы хотите вставить рисунок, обратите внимание на то, что рисунок

должен быть на прозрачном фоне, тогда будет поворачиваться и передвигаться

именно рисунок (например, Незнайка), а не белый квадрат с Незнайкой.

Шаг 2.

Программа Power Point позволяет устанавливать различные эффекты анимации.

Открыв окно "Анимация"

,

найдите кнопку "Настройка анимации"

(слева вверху). Справа появится окно "Настройка анимации"

Обратите внимание, чтобы добавить эффект

для фигуры, она должна быть

выделена. Эффект входа пригодится, когда предмет должен появиться на слайде

при щелчке. Если вы нажмете на любой эффект, то сразу увидите, как будет

отображаться фигура в презентации.

Пробуйте и выбирайте.

Далее.

Эффект выделения

необходим, когда при выполнении задания нужно

мышкой щелкнуть на правильный ответ. В этом случае при щелчке правильная

фигура увеличивается в размере, крутится вокруг себя и т.д.

Переходя по Меню вы можете выбрать любые варианты. Если же ребенок нажал

на неправильный ответ, то фигура может исчезнуть, стать маленькой и т.д.

Шаг 3.

Мультимедийная игра будет активизировать любознательность, более активно

привлекать внимание ребенка своим оформлением, если в ней используются

разнообразные триггеры - интерактивное средство анимации, позволяющее выбрать

действие для конкретного элемента игры. Все заданные эффекты будут запускаться

по щелчку, и управление игрой возможно непосредственно играющим ребенком.

дополнительные

эффекты

выхода

или

входа

изображения:

появление,

исчезновение, задвигание, растворение, вылет и др.;

звуковые эффекты;

временной таймер

Применение

триггеров

придает

игре

интерактивность,

сюрпризность

и

необычность. За счет использования триггеров картинки, тексты, отдельные слова

могут появляться в произвольном порядке, по замыслу игрового действия и по мере

выполнения заданий игры.

После того, как вы выберите необходимый эффект, в окне "Настройка

анимации"

появится строка с названием этой фигуры. Когда она одна или две, трудностей не

возникает, но если их много, надо внимательно смотреть на названия фигур. Это

нужно для того, чтобы не запутаться дальше.

При присвоении эффекта рядом с фигурой появляется единица. Если фигур больше,

то цифры пойдут по порядку. Это значит, что при первом щелчке запуститься

анимация данной фигуры, при втором – следующей фигуры и т.д. Причем, щелчок

по любому месту слайда.

Но чаще всего нам надо, чтобы фигура менялась именно тогда, когда щелкают по

ней.

Шаг 4.

Для этого в конце строки с названием фигуры нажмите на стрелочку. В

выпадающем меню найдите "Время".

Перейдя дальше, вы попадете на такое окно. Нажмите на кнопку "Переключатели" и

выберите "Начать выполнение эффекта при щелчке"

.

Вот здесь надо вспомнить

название фигуры и выделить именно его.

Нажимаем "ОК" и все готово. Теперь около фигуры появится такой значок.

Не забудьте выбрать

окне «Настройки анимации» Скорость – медленно.

Шаг 5.

Бывает так, в игре нам необходимо, чтобы фигура перемещалась с одного места на

другое. Чтобы продолжить, вставьте, например, любую картинку. Далее при

добавлении эффекта выбираем "Пути перемещения". Открыв окно, вы увидите куда

и как может перемещаться фигура, и если эти варианты вас не устроят, выберите

"Нарисовать пользовательский путь"

.

Когда вы выберите "Рисованная линия"

,

у вас появится карандаш. С помощью него

вы сможете нарисовать любой путь.

Шаг 6.

Итак, прописав путь для фигуры, данную картинку в связи с игровой ситуацией

можно накладывать на соответствующую картинку или под нее. Для этого нужно

выделить фигуру (картинку), войти в "Средства

рисования"

и найти кнопку "На

задний план" или «На передний план», выполнить то действие, которое требуется в

соответствии с содержанием игры.

Шаг 7.

Давайте создадим ещё один слайд и узнаем, как можно переходить с одного слайда

на другой, при нажатии на какую-нибудь фигуру. Выделяем фигуру и в окне

"Вставка"

ищем кнопочку "Действия"

.

Откроется окно "Настройка действий",

изучите его внимательно.

При щелчке на фигуру можно перейти на любой слайд из презентации, вернуться на

предыдущий и т.д.

Шаг 8.

Через это же окно можно запустить любую программу, мультфильм и добавить

звук.

Шаг 9.

Для перехода между логическими действиями удобнее всего использовать

гиперссылки и мультимедийные элементы – картинки. Гиперссылка это свойство

элемента в документе, позволяющее, при нажатии на него, перейти (сослаться) на

другой элемент. Она может быть добавлена к любому элементу и позволяет быстро

перемещаться между элементами внутри документа. В нашем случае, переходить на

определенный слайд в презентации, при нажатии на нужную нам картинку.

Чтобы создать гиперссылку, нужно выделить объект и нажать на вкладке

«Вставка» кнопку «Гиперссылка», либо нажав правой кнопкой мыши на

выделенном объекте, в открывшемся меню выбрать вкладку «Гиперссылка».

Откроется окно добавления гиперссылки, где выбираем интересующий нас элемент

из списка.

Чтобы перейти со слайда приветствия к первой игровой ситуации, необходимо

создать кнопку и применить к ней свойство «гиперссылка», сославшись на слайд,

содержащий первую игровую ситуацию. Для решения проблемы выбора одного из

трех вариантов ответа, снова применяем гиперссылки. Те картинки, которые не

являются правильным ответом, ссылаются на дополнительный слайд, сообщающий

об ошибке и возвращающий нас при помощи все той же гиперссылки к

первоначальной ситуации. Картинка, являющаяся правильным вариантом ответа,

ведет на слайд, позволяющий перейти к следующей игровой ситуации.

Отдельно нужно сказать о вставке звукового сопровождения. Чтобы вставить звук

на слайд, нужно на вкладке вставка нажать на кнопку «Звук» и выбрать звуковой

файл. В настройках анимации установить необходимые параметры звучания.

В процессе игры, возникают ситуации, когда нужно возвращаться к одному и тому

же слайду. К сожалению, программа PowerPoint не всегда корректно работает со

звуками. Например, если при первом открытии слайда содержащего звуковой файл,

музыка начинает проигрываться автоматически, то при повторном попадании на

слайд это происходит не всегда, либо вообще не происходит. Для решения этой

проблемы можно создать дубликаты слайдов, либо попросить пользователей

запускать звуковой файл вручную.

Приведенные примеры могут служить основой для составления развивающих игр -

презентаций, включающие задания на исключение лишнего, классификацию,

использоваться при проверке знаний (кроссворд, заполни пропуски, убери лишнее,

тест и др.).

Если вы несколько раз поэкспериментируете, то обязательно поймете, как это

делается. Я уверена, вы сможете сделать много увлекательных и интересных игр для

детей.



В раздел образования