Автор: Татьяна Егоровна Павлова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ г.Пушкино"
Населённый пункт: г.Пушкино,Московская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа коррекционно-развивающей области "Логопедические занятия" 6 класс
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пушкинского
муниципального района «Пушкинская школа-интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
коррекционно-развивающей области
«Логопедические занятия»
6 «А» класс
Составитель:
учитель-логопед: Павлова Татьяна Егоровна
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 6 «А»
класса
составлена
на
основании
адаптированной
основной
общеобразовательной
программа
образования
обучающихся
с
легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) В.1, МБОУ «
Пушкинской школы-интернат для детей с ограниченными возможностями
здоровья» Пушкинского муниципального района Московской области,
авторской программы обучения грамоте (автор В. В. Воронкова) для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9
классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Просвещение, 2015 г.,
допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации,
и методических рекомендаций для логопедов: Н.Н. Яковлевой, Т.А. Ткаченко,
Е.В. Мазановой, И.А. Морозовой, О.В. Елецкой, Е.М. Мастюковой, Н.С.
Жуковской, Н.Ю. Горбачевской;
и определяет необходимый уровень знаний,
умений и навыков школьников. Данная программа разработана в
соответствии с требованиями:
Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.г.
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) – приказ Минобрнауки РФ от 19
декабря
2014
г.
№
1599
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)».
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) определяет систему требований к
структуре,
результатам,
условиям
реализации
адаптированной
основной
образовательной
программы.
Коррекционный
курс
«Логопедические занятия» входит в состав элемента учебного плана
«Коррекционно-развивающая
область»
и
является
обязательным
компонентом
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью.
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проводится в рамках внеурочной
деятельности в форме специально организованных индивидуальных и
групповых занятий.
Общая характеристика программы
Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и
содержания
создают
ситуацию,
позволяющую
по
-
новому
оценить
логопедическую работу в школе для обучающихся с ОВЗ.
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции
нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, тесно связана с проблемой развития его
речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при
достаточно
хорошем
уровне
развития
речи,
который
предполагает
определенную степень сформированности средств языка (произношение,
грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков
свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся школы за последние годы претерпел значительные
изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное
учреждение носят характер системного недоразвития речи средней степени,
для которого характерно:
-
нарушение
звукопроизношения;
полиморфное
или
мономорфное
нарушение произношения,
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в
ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при
выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются
значительные трудности);
-аграмматизмы,
проявляющиеся
в
сложных
формах
словоизменения
(предложно-падежных
конструкциях,
согласовании
прилагательного
и
существительного среднего рода в именительном падеже, а также в
косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются
пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности
событий);
- выраженная дислексия, дисграфия.
Нарушения речи у обучающхися 6 А класса носят в большинстве своем
характер
системного
недоразвития
речи
легкой
степени.
В
ходе
логопедического обследования у обучающихся были выявлены:
- нарушения звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность и нарушения связной речи.
Учащиеся с нарушениями речи испытывают стойкие трудности при усвоении
школьной программы вследствие:
I.
нарушения фонетико – фонематического компонента речевой системы:
дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп
недостаточная
сформированность
(в
более
тяжелых
случаях
-
несформированность) фонематических процессов. Вследствие этого у
детей данной категории наблюдаются:
недостаточная
сформированность
предпосылок
к
спонтанному
развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
недостаточная
сформированность
предпосылок
к
успешному
овладению грамотой;
трудности овладения письмом и чтением.
II.
Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы:
лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики,
качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение
значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и
акустическому сходству);
грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют
сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные
аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
недостаточное понимание учебных заданий, инструкций учителя;
трудности овладения учебными понятиями, терминами;
трудности формирования и формулирования собственных мыслей в
процессе учебной работы;
недостаточное развитие связной речи.
III.
Психологические особенности:
неустойчивое внимание;
недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
недостаточное развитие способности к переключению;
недостаточное развитие словесно – логического мышления;
недостаточная способность к запоминанию преимущественно
словесного материала;
недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области
языковых явлений;
недостаточная сформированность произвольности в общении и
деятельности.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
недостаточная сформированность психологических предпосылок к
овладению полноценными навыками учебной деятельности;
трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей
работы, определение путей и средств достижения учебной цели;
контролирование деятельности; умение работать в определенном
темпе.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на
речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Кроме
того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование
мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования,
обобщения. Особенностями логопедической работы в школе для детей с
ОВЗ являются максимальное включение анализаторов и использование
максимальной и разнообразной наглядности.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, “Программа логопедических занятий для
обучающихся 1-7 классов с легкой степенью умственной отсталости МБОУ
«Пушкинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ” имеет под собой
методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких
оснований
могут
выступать
принципы,
определяющие
построение,
реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного
подхода;
-
системности-
рассмотрения ребёнка как целостного, качественного
своеобразного,
динамично
развивающего
субъекта;
рассмотрение
его
речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического
развития;
-
реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации,
единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода- опоры коррекционно- развивающей работы на
ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания,
форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от
индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий
на
звукопроизношение,
фонематические
процессы,
лексику
и
грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими
предпосылками
для
создания
данной
программы
явились
зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о
различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их
преодоления Р.Е Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые
базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А Леонтьева о
сложной
структуре
речевой
деятельности.
Учитывая
специфику
образовательного процесса в учебном заведении, где обучаются дети,
имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались
материалы
исследований
в
сфере
дефектологии
и
психологии
С.Я.
Рубинштейн, М.С.Певзнер.
Цели и задачи программы
Цель программы-
коррекция дефектов устной и письменной речи
учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и
дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и
закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных
особенностей учащихся.
2.Развивать
артикуляционную
моторику,
фонематические
процессы,
грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной
речи.
3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуни
кативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития
обучающихся.
4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности
учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и
зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей
координации движений, мелкой моторики.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся школы-интерната требует
организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане
предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности
речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного
или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются
только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует
подбора особого учебно-дидактического материала. Наполняемость групп
для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
На коррекционные занятия по расписанию отводятся часы как в
первую, так и во вторую половину дня. Основной формой являются
групповые и индивидуальные занятия. Время проведения индивидуальных
занятий
и
подгрупповых:
15-20
минут,
групповых:
30-40
минут,
в
соответствии с учебным планом на год.
Количество часов по темам, указанных в программе,- примерное, и
может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения
материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом
возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей
речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и
перенос
полученных
навыков
в
учебную
обстановку
значительно
повышается, если используется дидактический материал в соответствии с
темой программы, которая изучается в классе. В 5-7 классах лексический
материал обогащается трудовой лексикой, используемой на уроках трудового
обучения.
Основные направления коррекционной работы:
развитие фонетического слуха и восприятия;
развитие артикуляционной и мелкой моторики;
развитие навыков звукового анализа и синтеза;
развитие лексико –грамматического строя речи;
развитие связной речи;
развитие пространственно-временных представлений;
развитие коммуникативной функции речевого общения;
развитие внимания, памяти, мышления;
развитие мелкой моторики.
Структура занятий
В структуру занятия могут входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
дыхательная гимнастика;
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
работа над предложением;
обогащение и активизация словарного запаса;
развитие связной речи.
Условия реализации программы
Виды и формы организации учебного процесса:
Для реализации данной программы используются разнообразные типы
занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Занятия: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления
изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и
обобщения изученного материала),
нетрадиционные занятия (экскурсии, викторины, утренники и т.д.)
Формы работы на занятии: групповая работа, подгрупповая работа,
индивидуальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-
коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого
и дифференцированного обучения, и т.д.
Виды и формы контроля:
При реализации данной программы используется три формы контроля:
индивидуальный, подгрупповой, групповой, который в свою очередь делится на
типы: внешний контроль учителя за деятельностью
учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится
вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, письменные работы.
Результаты проведенного контроля, диагностики заносятся в речевую карту,
бланки отчетов.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает
повторение лексической тематики в каждом классе на более высоком уровне:
усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Ожидаемые результаты
Устранение нарушений речи у учащихся способствует развитию мыслительной
деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся
с ОВЗ. У большинства обучающихся происходит коррекция
звукопроизношения, просодических компонентов речи (ритм, темп),
наблюдается положительная динамика в развитии словарного запаса, развитии
связной речи, но грамматические и смысловые уровни развития речи не
достигают нормы.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
В структуре планируемых результатов ведущее место
принадлежит личностным результатам, поскольку именно они
обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования —
введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими
социо-культурным опытом.
Личностные результаты освоения программы:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
Предметные результаты освоения программы:
формирование интереса к изучению русского языка;
овладение основами грамотного письма;
коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации
в различных ситуациях общения;
осознанно, правильно, плавно читать вслух целыми словами с использованием
некоторых средств устной выразительности речи;
участие в обсуждении прочитанных произведений;
использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;
осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных
задач;
расширение представлений об окружающей действительности и развитие на
этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной
речи.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся:
-различение звуков и букв; характеристика гласных и согласных звуков с
опорой на образец и опорную схему;
-списывание рукописного и печатного текста целыми словами с
орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку текста, включающего слова с изученными
орфограммами (30-35 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов); составление и распространение предложений, установление
связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в
конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
-деление текста на предложения;
-выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из
нескольких, подходящего по смыслу;
-самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его
анализа.
-чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами
(сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз,
с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
-ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
-определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
-чтение текста молча с выполнением заданий учителя; определение главных
действующих лиц произведения;
-элементарная оценка их поступков; чтение диалогов по ролям с
использованием некоторых средств устной выразительности (после
предварительного разбора);
-пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план
или иллюстрацию; выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
легкой степенью умственной отсталости:
-различение гласных и согласных звуков и букв;
-ударных и безударных согласных звуков;
-оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
-деление слов на слоги для переноса;
-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста
с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с
изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными
буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
-дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия,
признаки;
-составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов
с ориентацией на серию сюжетных картинок;
-выделение из текста предложений на заданную тему; участие в обсуждении
темы текста и выбора заголовка к нему.
-осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
-пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; участие в
коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
-выразительное чтение наизусть 5 коротких стихотворений.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
1.А.К. Аксенова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского
языка вспомогательной школы.- М.: “ Просвещение”,1987.
2.А.К.Аксенова.Методика
обучения
русскому
языку
в
коррекционной
школе - М.: “ Владос”, 1999.
3. Логопедия под ред. Волковой- М.: “ Просвещение”,1989.
4.Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелева, Т.В.Чиркина.Основы
логопедии.- М.: “
Просвещение”, 1989.
5. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: “
Владос”, 1998.
6. Е.В. Мазанова. Коррекция аграмматической
дисграфии. Конспекты
занятий. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
7. Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового
анализа и синтеза. Конспекты занятий. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
8. Е.В. Мазанова. Школьный логопункт. Документация, планирование и
организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-
логопелов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
9.И.Лопухина.Логопедия. 550 занимательных
упражнений
по
развитию
речи-М.: “ Аквариум”, 1995.
10.Л.Н.Ефименкова.Коррекция устной
и
письменной
речи
учащихся
начальных классов- М.: “ Просвещение”, 1989.
11.Р.И.Лалаева.Устранение
нарушений
чтения
у
учащихся
вспомогательной школы.- М.: “ Просвещение”, 1978.
12. Скороговорки- чистоговорки. - М.: “ Гном-пресс” ,1999.
13. И.Б.Мусова. Логопедические чистоговорки.- М.: 1999.
14. Е.Косинова .Пальчиковая гимнастика. -М.: “Эксмо” 2003г.
15. Е.Косинова .Гимнастика для развития речи .- М.: “Эксмо”, 2003.
Учебные пособия для учащихся
1.Л.П. Успенская, М. Б. Успенский. Учитесь правильно говорить. - 1,2 части.
М.: “ Просвещение”, 1982 .
2.Л.И. Ефименкова, Н.Н. Садовникова. Формирование связной речи у детей
олигофренов.- М.: “ Просвешение ”, 1970.
3.Л.Н.
Ефименкова,
Коррекция
ошибок,
обусловленных
несформированностью фонематического слуха.Часть 1. Дифференциация
гласных.-М.: Книголюб, 2004.
4..Н. Ефименкова, Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью
фонематического слуха. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих.-
М.:Книголюб, 2005.
5.И. В. Баранников, Л.А. Варковицкая. Русская речь в картинках. - 1, 2
части- М.: “ Просвещение”,1989.
И. В. Баранников, Л.А. Варковицкая. Русская язык в картинках - 1, 2 части
М.: “ Просвещение”,1982.
6.Т. П. Бессонова, О.Е. Грибова .Развитие речи. - М.:“ Просвещение”,1994.
7.А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок.-М.:
Аркти,2007.
8. Р.Д. Тригер. Дидактический
материал
по русскому
языку. -М.:
Просвещение”,1992.
9. В.П. Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы
вспомогательной школы. -М.: “ Просвещение”,1969.
10 . Г.М. Зегебард. Учение без мучения. Рабочие материалы.-М.: «Генезис»
2009.
10 .Н.Ю. Костылева. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками.
М.:-Астрель.
11. О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. 30 000 учебных примеров и заданий по рус
скому
языку
на
все
правила
и
орфрграммы.
ООО
«Издательство
Астрель»,2005.
Приложение к пояснительной записке
рабочей программы
«Логопедические занятия»
Применение специального оборудования
С
целю
реализации
мероприятий
по
созданию
в
дошкольных
образовательных,
общеобразовательных
организациях,
организациях
дополнительного образования детей ( в том числе в организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам) условий для получения
детьми
–инвалидами
качественного
образования
в
соответствии
с
государственной программы Московской области
«Социальная защита
населения
Московской
области»
на
2017-2021
годы,
утвержденной
постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 года, №
783/39,
в
2017
году
в
МБОУ
«Пушкинская
школа-интернат
для
обучающихся с ОВЗ»
созданы условия, необходимые для коррекции
отклонений в развитии детей, для развития познавательной активности,
разнообразных видов деятельности и совершенствования структуры детской
личности. Предметно – пространственная развивающая среда, включает в
себя корригирующие, развивающие, диагностирующие, оздоравливающе
компоненты и расширяет возможности обучающихся с ОВЗ в получении
качественного образования, а также обеспечивают соответствие учреждения
стандарту комплексных мероприятий по формированию доступности.
Оборудование используется при организации уроков (занятий)
различного типа в соответствии с ФГОС
1. Урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового
материала).
2. Урок совершенствования способов действий (урок закрепления).
3. Урок обобщения и систематизации (обобщающий урок).
4. Комбинированный урок.
5. Урок контроля и коррекции знаний и способов действий.
В соответствии с темой и типом урока (занятия) в структуру поручного
планирования
на
различных
этапах
вводится
использование
данного
оборудования в образовательном процессе, что повышает
мотивацию обучающихся к учебной деятельности и расширят возможности
педагогов в выборе методов, средств и форм организации обучения.
Пространство логопедического кабинета условно разделено на зоны для
проведения групповых и индивидуальных занятий и оснащено необходимым
оборудованием.
Игровая зона
В оборудование игровой зоны входит:
1..Набор для групповых игровых занятий
Набор предназначен для групповой игровой деятельности. С его помощью
дети могут играя, научиться ориентированию в пространстве; распознавать
двух- и трехмерные фигуры, а также работать в команде. В игре они буду
помогать друг другу и воплощать свои идеи в реальность.
2. Ширма для кукольного театра
Предназначение – формирование ролевых действий, ролевого
перевоплощения, воспитание коммуникативных навыков, развития устной
речи, памяти и внимания.
Предназначена для всех категорий детей, в том числе для детей с
расстройствами аутистического спектра ( в помощь их психосоциальной
реабилитации).
3 Развивающий коврик
Коврик для игры и обучения ориентироваться во времени по часам.
Зона двигательной активности
Включает оборудование обеспечивающее двигательную активность детей,
профилактику осанки, развитие координации движений, мелкой моторики
кистей рук.
1 Лечебный пуфик для разгрузки позвоночника
Многофункциональный оздоровительно-профилактический и лечебный
пуфик для разгрузки позвоночника и физических упражнений необходим для
укрепления ослабленных мышц спины.
2.Устройство для развития вестибулярного аппарата тип 2.
Эта игра-балансир развивает концентрацию и моторные навыки.
Лабиринт тип 1
Игра для двоих детей; способствует развитию концентрации внимания и
развивает координацию движений.
Симметричный двойной лабиринт для подготовки к письму тип 1
Доска с двумя симметричными лабиринтами для одновременного
упражнения обеими руками. Является вспомогательным средством терапии
для детей с нарушениями чтения и письма. Упражнения улучшают
необходимую точную моторику кисти при письме, развивает
пространственную ориентацию, внимание и восприятие.
Симметричный двойной лабиринт для подготовки к письму тип 2
Предназначен для одновременного упражнения обеими руками. Является
вспомогательным средством терапии для детей с нарушениями чтения и
письма. Упражнения улучшают необходимую точную моторику кисти при
письме, развивает пространственную ориентацию, внимание и восприятие.
Зона развития тактильных ощущений
Под тактильным восприятием подразумевают – получение информации
благодаря ощупыванию руками и пальцами.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого
комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством
прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в
результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека
и дают возможность познать величину, упругость, плотность или
шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. Тактильное
восприятие играет исключительную роль при выполнении различных
трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда.
Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не
использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную
чувствительность.
В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития
движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга,
отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает
положительное влияние на координацию, внимание, мышление,
воображение, зрительную и двигательную память. Для развития тактильной
чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима
предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать
соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных
форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, не только позволяют
детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный
настрой. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через
развитие тактильной чувствительности расширить представления о
различных предметах и объектах окружающей действительности.
1 . Стенд для сенсорной тренировки
Восстановление приемов самообслуживания и бытовых навыков (одевание,
пользование ключом, замками различного устройства, мелкими предметами
и другие манипуляции).
2. Тактильные ячейки
Тактильные ячейки предназначены для развития навыков идентификации и
исследования через прикосновения.
3 Тактильная дорожка тип 2.
Включает составные модули. На поверхности каждого модуля находятся
различные тактильные материалы и покрытия.
Зона технических средств обучения
1 Специализированный программно-технический комплекс логопеда.
Портативный компьютер с необходимым предустановленным программным
обеспечением.
2. Печатное многофункциональное устройство.
Многофункциональное устройство с функцией принтера и сканера.
3. Система вывода звуковой информации
4. Логопедический тренажер для коррекции устной и письменной речи.
Программный продукт, предназначенный для коррекции и развития устной и
письменной речи детей. Предназначен для работы с детьми с различными
формами речевой патологии, в том числе с детьми с недостатками
письменной речи по следующим направлениям: коррекция голоса и
звукопроизношения, развитие речевого дыхания, темп и ритм речи,
устранение призвуков, коррекция голоса и звукопроизношения, изучение
букв, составление буквы из нескольких частей, нахождение буквы в ряду,
подстановка букв в слово, нахождение слога в ряду, постановка слога в
слово, восстановление порядка слогов в слове, глобальное восприятие слов,
формирование словесной догадки, классификация слов по разным
морфологическим и тематическим признакам, коррекция лексико-
грамматической стороны речи, комплексная работа над пересказом и
рассказом по картине.
5. Специализированный логопедический комплекс
Набор интерактивных развивающих, обучающих программ для
индивидуальных и групповых занятий.
Зона индивидуальной коррекции речи
Большинство обучающихся начальных классов имеют нарушения
звукопроизношения различной степени, некоторые из них страдают
нарушениями слуха и зрения. Это требует индивидуализации процесса
обучения и применения специальных средств, методов, специального
оборудования для максимально возможного преодоления имеющихся
отклонений. Коррекция нарушений произносительной стороны речи
проводится на индивидуальных логопедических занятиях. Зона
индивидуальной коррекции речи оснащена следующим оборудованием:
1. Стол для логопедических занятий
Используется для организации коррекционной работы с учащимися , не
готовыми к обучению, а также гиперактивными детьми, с низким уровнем
внимания, отвлекаемыми, при коррекции звуковой стороны речи
(звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры
слова)
2. Слухоречевой тренажер.
Предназначен для проведения индивидуальных занятий по развитию
слухового восприятия, отработки ритмико-интонационной речи в
коррекционной работе с д
етьми, имеющими различную степень потери слуха.
3. Комплект методических материалов для слухоречевой реабилитации
людей с нарушенной функцией слуха.
Представляет сборник методических пособий, необходимых для
педагогической слухоречевой реабилитации детей с нарушенной функцией
слуха.
Постоянное оборудование для коррекции звукопроизношения
1.Зеркало индивидуальное для проведения артикуляционной гимнастики
Предназначено для индивидуальной работы по постановке звуков.
2. Муляж артикуляционного аппарата
Применяется для наглядной демонстрации артикуляции звуков.
3. Логопедическое зеркало с отверстием
Зеркало позволяет обучающемуся видеть как артикуляцию логопеда так и
свою
4. Набор зондов массажных логопедических с методикой массажа
Предназначен для постановки звуков в случаях тяжелых нарушений речи.
5. Шпатель медицинский металлический.
Набор шпателей — необходимый вспомогательный инструмент логопеда.
Предназначен для постановки звуков в случаях тяжелых нарушений речи при
ДЦП, нарушениях слуха, зрения.
6. Стерилизатор ультрафиолетовый
Ультрафиолетовый стерилизатор используется для дисбактериальной
обработки и хранения логопедических зондов.
Логопедическое обследование обучающихся с ОВЗ
Сроки проведения : 01.09.20.-15.09.20., 15.05.21.-25.05.21.
Этапы логопедического обследования:
1 этап – ориентировочный;
2 этап – диагностический;
3 этап – аналитический;
4 этап – прогностический;
5 этап - информирование воспитателей ГПД и родителей.
I. Ориентировочный.
Задачи этапа:
• сбор анамнестических данных;
• выяснение запроса родителей;
• выявление предварительных данных об индивидуально-типологических
особенностях ребенка.
Виды деятельности:
• изучение медицинской и педагогической документации;
• изучение работ ребенка;
• беседа с родителями.
Изучение медицинской и педагогической документации.
К медицинской документации относятся:
• медицинская карта ребенка;
• выписки специалистов;
• заключения специалистов.
К педагогической документации относятся:
• педагогическая характеристика;
• логопедическая характеристика;
• психологическая характеристика.
Изучение работ р ребенка.
К данному виду документации относятся:
- рисунки;
- творческие поделки.
Беседа с родителями.
- Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса
родителей или жалоб родителей на речь ребенка.
- Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом);
- Рекомендации для родителей.
II. Диагностический этап.
Взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение :
- какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
- какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
- характер несформированностия зыковых средств.
Кроме этого мы должны рассмотреть:
- в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки;
- какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.
Методы логопедического обследования:
- педагогический эксперимент;
- беседа с ребенком;
- наблюдение за ребенком;
- игра.
Характер дидактического материала.
В каждом конкретном случае будет зависеть:
- от возраста ребенка;
- от уровня развития речи;
- от уровня психического развития ребенка;
- от уровня обученности ребенка.
4 принципа и подхода последовательности проведения логопедического
обследования:
1. принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
2. от общего к частному;
3. от сложного к простому;
4. от продуктивных видов речевой деятельности к рецептивным.
5. Исследование ребенка и характера употребления языковых и речевых
единиц.
Направления обследования:
- состояние связной речи;
- состояние словарного запаса;
- состояние грамматического строя речи;
- состояние звукопроизношения;
- обследование слоговой структуры слова;
- состояние артикуляционного аппарата;
- обследование фонематического восприятия.
III. Аналитический этап.
Задачей аналитического этапа является интерпритация полученных данных и
заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным
документом логопеда, независимо от его места работы.
В речевой карте, как правило, представлены разделы:
- паспортная часть, в том числе и возраст ребенка на момент обследования;
- анамнестические данные;
- данные о физическом и психическом здоровье ребенка;
- раздел, посвященный характеристике речи;
- логопедическое заключение.
IV. Прогностический этап.
На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника
логопедом определяется прогноз дальнейшего развития обучающегося,
основные направления коррекционной работы с ним, составляется
индивидуальный план работы.
Формы реализации индивидуальных маршрутов:
- индивидуальные занятия по индивидуальному плану;
- групповые занятия по определенной коррекционной программе;
- подгрупповые занятия;
- интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами школы-
интерната;
- занятия дома с родителями при консультативной поддержке учителей-
логопедов.
Логопедическое заключение, направления коррекционной работы и ее
организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены
с ними на 5 этапе обследования.
V. Информационный этап.
Информирование родителей –деликатный и сложный этап обследования
обучающегося.
Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребенка.
Требования к информированию родителей:
- беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии;
- беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку;
- беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью
найти союзников в лице родителей.
Индивидуальные логопедические занятия
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября,
по завершении обследования, и условно делится на несколько этапов.
Подготовительный этап
Основная задача тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к
кропотливой и длительной коррекционной работе.
Основные цели:
-формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям. Развивать
слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и
специальных упражнений;
-формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня
минимальной достаточности для постановки звуков.
-формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе
систематических тренировок;
-укреплять физическое здоровье в процессе различных оздоровительных
мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение,
консультирование врачей-специалистов).
Формирование произносительных умений и навыков
Основные цели:
-устранять дефектное звукопроизношение;
-развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные
артикуляционно и акустически;
-формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически
развитой, грамматически правильной речью. Виды коррекционной работы
на данном этапе.
1.Постановка звуков в последовательности:
свистящие [с], [з], [ц], [с'], [з'];
шипящий [ш];
сонорный [л];
шипящий [ж];
сонорные [р], [р'];
шипящие [ч], [щ].
Способ постановки — смешанный.
Подготовительные упражнения для постановки звуков:
— для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка»,
«Футбол», «Фокус»;<
— для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»,
«Погреем руки»;
— для [р], [р']: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок»,
«Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;<
— для [л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке
звуков проводится только индивидуально.
2.Автоматизация поставленного звука в слогах:
— [с], [з], [ш], [ж], [с'], [з'], [л'] автоматизируются сначала в прямых слогах,
затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением
согласных;
— [р], [р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и
параллельно вырабатывать вибрацию языка. Автоматизация каждого
исправленного звука по мере постановки может проводиться как
индивидуально, так и в подгруппе детей со сходным дефектом.
3.Автоматизация звуков в словах
проводится по следам автоматизации в
слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком
произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и
закрепляется в словах с данным слогом.
4.Автоматизация поставленных звуков в предложениях. Каждое
отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в
небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со
словами, включающими исправленные звуки.
5.Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков:
[с] – [з], [с] – [с'], [с] – [ц], [с] – [ш];
[ж] – [з], [ж] – [ш];
[ч] – [с'], [ч] – [т'], [ч] – [щ];
[щ] – [с'], [щ] – [т'], [щ] – [ч], [щ] – [р'];
[р] – [л], [р] – [р'], [р'] – [л'], [р'] – [й], [л'] – [л].
6.Автоматизация звуков в спонтанной речи (в монологах и диалогах, играх,
развлечениях, экскурсиях, на прогулках, труде и других формах детской
жизнедеятельности).
Совершенствование фонематических процессов и звуковой аналитико-
синтетической деятельности параллельно с коррекцией звукопроизношения
у ребенка.
Развитие (совершенствование) психологической базы речи ребенка на
отработанном в правильном произношении лексическом материале.
Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых
ребенком звуков на основе лексико-грамматических упражнений, заданий
для развития просодической стороны речи, при обучении рассказыванию и
т.д.
Закрепление правильного произношения ребенка в самостоятельной (не
заученной, не повторяемой вслед за взрослым) речи происходит на
последнем этапе. Пока ребенок не будет правильно употреблять звуки в
самостоятельной речи, их автоматизация не может считаться законченной,
произношение исправленным. Поэтому на заключительном этапе
автоматизации звуков речи очень важен контроль за правильным
произношением со стороны родителей, педагогов, воспитателей.
Он необходим и в тех случаях, когда самоконтроль ребенка за речью еще не
сформирован.
Перспективный план логопедической работы с учащимися 6 А класса
Номер раздела
Темы
занятий
Цели и
задачи занятий
Количество
часов по
разделу
I.Анализ
предложения
1.Предложение. Слово.
-Уточнение знаний о
предложении;
-дифференциация
понятий
«предложение» и
«слово»;
-развитие умения
устанавливать
грамматическую и
смысловую связь
между словами в
предложении.
7 часов
сентябрь-
октябрь
2.Граматическое
оформление
предложения.
Определение границ
предложения.
-Развитие умения
выделять предложения
из потока речи,
определить границы
предложения на слух,
при чтении;
-развитие умение
применять правило
обозначения границ
предложения на
письме, правильно
выбирать знак в
зависимости от типа
предложения;
-демонстрация
значимость
правильного
определения границ
предложения;
-развитие умение
слышать, чувствовать
и понимать
интонационную
законченность
предложения;
-привлечение
внимания к
правильному чтению
текста с расстановкой
пауз;
-развитие навыка
выразительного
чтения и
произношения
предложений, с
интонацией,
соответствующей
знаку препинания;
-развитие умения
замечать и исправлять
ошибки.
3.Виды предложений
по цели высказывания
и по эмоциональной
окраске.
-Уточнение знаний
учащихся о
повествовательных,
восклицательных и
побудительных
предложениях;
-демонстрация
значимость
использования
интонации в речи;
-развитие навыка
классификации
предложений по цели
высказывания и по
эмоциональной
окраске;
-различие и
использование
интонационных знаков
на письме,
обозначение
соответствующей
интонацией и голосе;
-развитие умения
составлять различные
по цели высказывания
и эмоциональной
окраске предложения.
4.Главные члены
предложения.
Распространенные и
нераспространенные
предложения.
-Уточнение знаний
учащихся о главных
членах предложения;
-развитие умение
выделять
грамматическую
основу простого
двусоставного
предложения;
-развитие умение
составлять схему
простого
предложения;
-определение главных
членов предложения
на слух;
-распространение
простых предложений
с опорой на схему и
без нее.
5.Второстепенные
члены предложения.
Связь слов в
предложении.
-Уточнение знаний
учащихся о
второстепенных
членах предложения ;
-развитие умение
определять главное и
второстепенные члены
предложения;
-демонстрация
значимость
использования
второстепенных
членов предложения.
6.Количественный и
последовательный
анализ предложения на
слова.
-Развитие навыка
анализа предложения,
развитие умение
определять количество
и порядок слов в
предложении;
-формирование
представление о слове
как о единице
предложении;
-развитие умение
составлять схемы
предложения;
-развитие умение
составлять
предложения по
схемам.
7. Предлоги. Значение,
правописание
Уточнение
представлений о
предлоге, о роли
предлогов в речи;
развитие навыка
раздельного написания
предлогов;
уточнение конкретно-
пространственных
значений предлогов на
основе их
графического
изображения;
II.Звукослоговой
анализ слов
8. Гласные и согласные
звуки
Дифференциация
гласных и согласных
звуков;
• дифференциация
понятий «звук» и
«буква»;
• уточнение
представлений об
отличительных
признаках гласных и
согласных звуков;
8 часов
октябрь-
ноябрь
9. Слогообразующая
роль гласных. Типы
слогов
Развитие умения
определять количество
слогов в слове,
опираясь на
количество гласных
звуков;
• развитие умения
выделять гласные из
слов;
• уточнение
представлений
учащихся о слоге как о
части слова;
10. Правила переноса
слов
Развитие умения
переносить слова с
учетом правил
переноса;
• закрепление
представлений о
делении слова на
слоги.
11. Слоговой анализ и
синтез слов различной
слоговой структуры.
Перенос слов
Развитие навыка
деления слова на
слоги, составления
слова из слогов,
определения
количества слогов в
слове;
• развитие умения
переносить слова с
учетом правил
переноса.
12. Ударение.
Смысло - и
форморазличи тельная
роль ударения
Уточнение
представлений об
особенностях
ударного слога и роли
ударения в речи;
• развитие умения
дифференцировать
ударные и безударные
гласные звуки в слове;
• развитие умения
выделять ударный
гласный на фоне
слова, ударный слог в
словах различной
звукослоговой
структуры.
13. Ударные и
безударные гласные.
Правописание слов с
проверяемыми
безударными гласными
в корне слова
Уточнение
представлений о
правописании
проверяемых
безударных гласных в
корне слова;
• формирование
навыка правописания
слов с проверяемыми
безударными
гласными в корне
слова;
• дифференциация
ударных и безударных
гласных.
14. Правописание слов
с непроверяемыми
безударными гласными
Уточнение
представлений о
правописании
непроверяемых
безударных гласных в
корне слова;
• развитие умения
выделять,
распознавать ударные
и безударные гласные
в слове.
III.Развитие
15. Гласные 1-го и 2-
Формирование
12часов
фонематического
анализа, синтеза,
восприятия
го ряда.
представления о
различии между
«звуком» и «буквой»;
• дифференциация
гласных 1-го и 2-го
ряда.
ноябрь-
декабрь
16. Твердые и мягкие
согласные.
Обозначение мягкости
согласных на письме
гласными 2-го ряда
Развитие умения
дифференцировать
твердые и мягкие
согласные;
• уточнение
представлений о
способах обозначения
мягкости согласных на
письме: гласными
буквами 2-го ряда (е,
е, я, ю, и) и буквой Ь.
17. Твердые и мягкие
согласные.
Обозначение мягкости
согласных на письме
мягким знаком
• Развитие умения
дифференцировать
твердые и мягкие
согласные;
• обобщение
представлений
учащихся о способах
обозначения на письме
мягкости согласных
звуков.
18. Разделительный
мягкий знак. Мягкий
знак – показатель
мягкости согласных
• Развитие умения
различать Ь –
показатель мягкости
согласных на письме и
разделительный Ь;
• уточнение
представлений о
разделительном Ь и Ь
— показателе
мягкости.
19. Разделительные Ь и
Ъ знаки
• Развитие умения
различать
разделительные Ь и Ъ
знаки;
• обобщение знаний о
правописании
разделительного Ь и
разделительного Ъ;
• формирование
умения соотносить
произношение слова и
его написание.
20. Звонкие и глухие
согласные.
Правописание парных
звонких и глухих
согласных в корне
слова
• уточнение
представлений о
глухих и звонких
согласных;
• дифференциация
звонких и глухих
согласных;
• уточнение
представлений о
парных согласных по
звонкости–глухости;
• уточнение знаний о
правописании слов с
парными глухими и
звонкими согласными
в корне слова;
• развитие умения
распознавать в словах
согласные, которые
нужно проверять;
• формирование
умения подбирать
проверочные слова; •
уточнение
представлений о
единообразном
написании корня в
однокоренных словах.
21. Непроизносимые
согласные
Развитие умения
проверять слова с
непроизносимыми
согласными, используя
алгоритм проверки
непроизносимых
согласных в корне
слова;
• развитие умения
осознанно подбирать
проверочное слово и
обосновывать
написание
проверяемого;
• обобщение знаний
учащихся об
орфограммах в корне
слова.
22. Фонематический
анализ слов Экспресс –
проверка
• Развитие
фонематического
анализа, синтеза,
представлений;
• Формирование
навыка
фонематического
разбора слов по
алгоритму.
23. Проверочная работа
по всему блоку
Проверка усвоения
знаний учащимися по I
блоку программы;
• формирование
навыка применения
полученных знаний;
• развитие
орфографической
зоркости;
• повышение уровня
самостоятельности и
самоконтроля.
IV.Развитие
навыков
словообразовани
я
24. Состав слова.
Корень
• Развитие навыка
морфемного анализа;
• развитие умения
выделять в словах
корень.
12 часов
январь-
февраль
25. Родственные
(однокоренные) слова
Уточнение понятия
«родственные слова» и
представлений о двух
признаках
родственных слов;
• развитие умения
осуществлять подбор
родственных слов с
опорой на сходство
значений и общность
буквенного состава;
• уточнение
представлений о
единообразном
написании корня в
родственных словах;
• развитие умения
проводить
дифференциацию
разных «гнезд»
родственных слов,
осуществлять.
26. Сложные слова
Уточнение знаний о
сложных словах;
• развитие умения
находить и выделять
два корня в сложных
словах;
• развитие умения
образовывать сложные
слова путем сложения
двух основ при
помощи
соединительных
гласных и без
соединительных
гласных.
27. Суффикс.
Смысловая нагрузка
суффиксов
• Уточнение знаний
учащихся о суффиксе
как о части слова и его
роли в речи;
• формирование
навыка
словообразования при
помощи суффиксов;
• образование
названий детенышей
животных, профессий
и т.д. с помощью
суффиксов;
• правописание
гласных в суффиксах с
уменьшительно-
ласкательным
значением (-ек , -ик , -
очк, -еньк).
28. Приставка.
Смысловая нагрузка
приставок
• Уточнение знаний
учащихся о приставке
как о части слова и ее
роли в речи;
• формирование
навыка
словообразования при
помощи приставок;
• развитие умения
находить и выделять
приставки в словах;
• развитие умения
различать смысловую
нагрузку приставок;
• правописание
безударных гласных в
приставках;
• разбор слова по
составу.
29. Предлоги и
приставки Экспресс-
проверка
• Дифференциация
приставок и
предлогов;
• уточнение знаний
учащихся о
правописании
предлогов и
приставок;
• развитие умения
правильно
использовать
приставки и предлоги
в речи.
V.Развитие
навыков
словоизменения
30. Имя
существительное. Род и
число имен
существительных
• Уточнение знаний
учащихся по теме
«Имя
существительное»;
• грамматическое и
лексическое значение
имен
существительных;
• развитие умения
определять род и
число имен
существительных;
• изменение имен
существительных по
числам;
• развитие умения
определять
существительные,
употребляемые только
в единственном или
только во
множественном числе;
• уточнение правила
постановки Ь после
шипящих у имен
существительных.
15 часов
март-
апрель
31. Предложно-
падежные конструкции
имен существительных
Экспресс-проверка
• Уточнение знаний
учащихся по теме
«Склонение имен
существительных»;
• развитие умения
определять род, число
и склонение
существительных;
• уточнение правила
правописания
окончаний
существительных в
косвенных падежах;
• формирование
навыка правописания
безударных окончаний
существительных 1, 2
и 3 склонения.
32. Имя
прилагательное.
Изменение по числам и
родам имен
прилагательных
• Уточнение знаний
учащихся по теме
«Имя
прилагательное»;
• грамматически
лексическое значение
имен прилагательных;
• развитие умения
определять род и
число прилагательных;
• развитие умения
изменять
прилагательные по
числам и родам.
33. Предложно-
падежные конструкции
имен прилагательных
• Развитие умения
согласовывать имена
существительные и
имена прилагательные
в числе, роде и
падеже;
• правописание
безударных окончаний
имен прилагательных
в единственном и
множественном числе.
34. Глагол. Изменение
по числам и временам
• Уточнение знаний
учащихся по теме
«Глагол»;
• грамматическое и
лексическое значение
глагола;
• формирование
представления об
изменении глаголов по
временам и числам;
• развитие умения
определять время и
число глагола;
• развитие умения
изменять глаголы по
числам и временам;
развитие умения
находить в тексте
глаголы настоящего,
прошедшего и
будущего времени.
35. Согласование имен
существительных и
глаголов в роде и числе
• Развитие умения
правильно
согласовывать
существительные и
глаголы прошедшего
времени в роде и
числе;
• развитие умения
образовывать глаголы
прошедшего времени.
36. Виды глагола
• Грамматическое и
лексическое значение
глаголов
совершенного и
несовершенного вида;
• дифференциация
глаголов
совершенного и
несовершенного вида
1 50. Части речи.
37. Части речи
• Дифференциация
имен
существительных,
имен прилагательных
и глаголов;
• обобщение,
систематизация,
закрепление знаний
учащихся о частях
речи;
• развитие умения
определять, к какой
части речи относится
слово;
• развитие умения
преобразовывать слова
одной части речи в
другую.
38. Проверочная работа
по всему блоку
• Проверка усвоения
знаний учащимися по
II блоку программы;
• формирование
навыка применения
полученных знаний;
• развитие
орфографической
зоркости;
• повышение уровня
самостоятельности и
самоконтроля.
VI.Развитие
лексической
стороны речи
39. Слово и его
лексическое значение.
Многозначные слова
•Уточнение знаний
учащихся о
лексическом значении
слова, о
многозначности слов;
• формирование у
учащихся
представления о том,
что многозначными
могут быть слова,
относящиеся к
различным частям
речи;
• расширение и
обогащение
словарного запаса,
• развитие языкового
чутья, памяти, связной
речи.
7 часов
апрель-
май
40. Прямое и
переносное значение
слов
• Уточнение знаний
учащихся о прямом и
переносном значении
слова;
• развитие умения
различать прямое и
переносное значение
слов;
• развитие умения
находить в тексте
слова с переносным
значением.
41. Антонимы и
синонимы
• Дифференциация
синонимов и
антонимов;
• закрепление знаний
о синонимах и
антонимах;
• расширение и
обогащение
словарного запаса
учащихся путем
введения в речь
синонимов и
антонимов.
42. Словосочетание
• Уточнение
представлений о
словосочетании;
• развитие умения
устанавливать связь
слов в
словосочетании;
• развитие умения
различать
словосочетание, слово
и группу слов, которая
не составляет
словосочетания;
• развитие умения
составлять
словосочетание из
данных слов.
43. Словосочетание и
предложение Экспресс-
проверка
Дифференциация
словосочетаний и
предложений;
• развитие умения
различать и
сравнивать
предложение,
словосочетание и
группу слов, которая
не составляет ни
предложения, ни
словосочетания;
• формирование
умения составлять
словосочетания и
предложения;
• формирование
умения находить в
предложении
словосочетания.
44. Проверочная работа
по всему блоку
• Проверка усвоения
знаний учащимися по
III блоку программы; •
формирование навыка
применения
полученных знаний;
• развитие
орфографической
зоркости;
• повышение уровня
самостоятельности и
самоконтроля.
45.Логопедическое
обследование
обучающихся
Исследование
сенсомоторного
уровня речи.
Исследование навыков
языкового анализа.
Исследование
грамматического строя
речи.
Исследование словаря
и навыков
словообразования.
Исследование
процесса письма.
Исследование
процесса чтения.
11
часов
В течение
учебного
года
(сентябрь,
май)
46. Индивидуальные
занятия по коррекции
письма и чтения.
Индивидуальный
маршрут
логопедического
сопровождения.
31
час
В течение
учебного
года
ИТОГО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
102
Календарно-тематическое планирование
групповых логопедических занятий
на 2020-2021 учебный год
6а класс
I четверть
№
Тема занятия
К-во
заня
тий
Дата
Использование
специального
оборудования
По
плану
Iп.гр.
IIп.гр.
Факт.
пров.
Iп.гр.
IIп.гр
Логопедическое обследование
1
Логопедическое обследование
1
01.09
Специализированный
программно-
технический комплекс
логопеда, печатное
многофункциональное
устройство
2
Логопедическое обследование
1
03.09
3
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
04.09
4
Логопедическое обследование
1
08.09
5
Логопедическое обследование
1
10.09
6
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
11.09
7
Логопедическое обследование
1
15.09
Логопедический
тренажер для коррекции
устной и письменной
речи
Анализ предложения
8
Грамматическое оформление
предложения. Определение
границ предложения.
1
17.09
9
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
18.09
1
0
Виды предложений по цели
высказывания и эмоциональной
окраске.
1
22.09
1
1
Главные члены предложения.
1
24.09
Симметричный
двойной лабиринт для
подготовки к письму
тип 1
1
2
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
25.09
1
Распространенные и
1
29.09
3
нераспространенные
предложения.
1
4
Второстепенные члены
предложения. Связь слов в
предложении.
1
01.10
1
5
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
02.10
1
6
Количественный и
последовательный анализ
предложений на слова.
1
06.10
1
7
Предлоги. Значение,
правописание.
1
08.10
Симметричный
двойной лабиринт для
подготовки к письму
тип 2
1
8
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
09.10
Звукослоговой анализ слов
1
9
Гласные и согласные звуки.
1
13.10
Логопедический
тренажер для коррекции
устной и письменной
речи
2
0
Слогообразующая роль
гласных. Типы слогов.
1
15.10
2
1
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
16.10
2
2
Правила переноса слова.
1
20.10
2
3
Слоговой анализ и синтез слов
различной слоговой структуры.
1
22.10
2
4
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
23.10
2
5
Ударение.
Смыслоразличительная роль
ударения.
1
27.10
2
6
Ударные и безударные гласные
в слове.
1
29.10
2
7
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
30.10
Итого
27 ч
Календарно-тематическое планирование
групповых логопедических занятий
на 2020-2021 учебный год
6а класс
II четверть
№
Тема занятия
К-во
заня
тий
Дата
Использование
специального
оборудования
По
плану
Iп.гр.
IIп.гр.
Факт.
пров.
Iп.гр.
IIп.гр
Звукослоговой анализ слов
1
Правописание безударных
гласных в корне слова.
2
10.11
12.11
Специализированный
программно-
технический
комплекс логопеда.
2
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
13.11
Развитие фонематического анализа, синтеза
3
Гласные первого и второго
рядов.
1
17.11
4
Твердые и мягкие согласные.
Обозначение мягкости
согласных на письме.
1
19.11
Симметричный
двойной лабиринт
для подготовки к
письму тип 1
5
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
20.11
6
Твердые и мягкие согласные.
Обозначение мягкости
согласных на письме.
1
24.11
7
Разделительный мягкий знак и
мягкий знак-показатель
мягкости согласных.
1
26.11
8
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
27.11
9
Разделительный мягкий знак и
мягкий знак-показатель
мягкости согласных.
1
01.12
10
Разделительный
твердый
знаки
разделительный
мягкий знак.
1
03.12
11
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
04.12
12
Разделительный
твердый
1
08.12
знаки
разделительный
мягкий знак.
13
Звонкие и глухие согласные.
Правописание парных звонких
и глухих согласных.
1
10.12
Симметричный
двойной лабиринт
для подготовки к
письму тип 2
14
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
11.12
15
Звонкие и глухие согласные.
Правописание парных звонких
и глухих согласных.
1
15.12
16
Непроизносимые согласные.
Правописание
непроизносимых согласных.
1
17.12
17
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
18.12
18
Непроизносимые согласные.
Правописание
непроизносимых согласных.
1
22.12
19
Фонематический анализ и
синтез.
1
24.12
Логопедический
тренажер для
коррекции устной и
письменной речи
20
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
25.12
Итого
21 ч
Календарно-тематическое планирование
групповых логопедических занятий
на 2020-2021 учебный год
6а класс
III четверть
№
Тема занятия
К-во
заня
тий
Дата
Использование
специального
оборудования
По
плану
Iп.гр.
IIп.гр.
Факт.
пров.
Iп.гр.
IIп.гр
Словообразование
1
Состав слова. Корень слова.
2
12.01.
14.01
Специализированный
программно-
технический
комплекс логопеда
2
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
15.01
3
Родственные слова.
2
19.01
21.01
4
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
22.01
5
Сложные слова.
2
26.01
28.01
6
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
29.01
7
Суффикс.
2
02.02
04.02
8
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
05.02
9
Приставка.
2
09.02
11.02
10
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
12.02
11
Предлоги и приставки.
2
16.02
18.02
12
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
19.02
Словоизменение
13
Имя существительное. Род и
число имен существительных.
1
25.02
Логопедический
тренажер для
коррекции устной и
письменной речи.
14
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
26.02
15
Имя существительное. Род и
1
02.03
число имен существительных.
16
Предложно-падежные
конструкции имен
существительных.
1
04.03
17
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
05.03
18
Предложно-падежные
конструкции имен
существительных.
1
09.03
19
Имя прилагательное.
1
11.03
20
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
12.03
21
Предложно-падежные
конструкции имен
прилагательных.
2
16.03
18.03
Симметричный
двойной лабиринт
для подготовки к
письму тип 1
22
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
19.03
Итого
29 ч
Календарно-тематическое планирование
групповых логопедических занятий
на 2020-2021 учебный год
6а класс
IV четверть
№
Тема занятия
К-во
заня
тий
Дата
Использование
специального
оборудования
По
плану
Iп.гр.
IIп.гр.
Факт.
пров.
Iп.гр.
IIп.гр
Словоизменение
1
Глагол.
1
30.03
2
Изменение глаголов по
числам и временам.
1
01.04
3
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
02.04
4
Изменение глаголов по
числам и временам.
1
06.04
5
Согласование имен существи
тельных и глаголов прошедше
го времени в роде и числе.
1
08.04
6
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
09.04
7
Виды глагола.
1
13.04
8
Части речи.
1
15.04
9
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
16.04
10
Проверочная работа по
разделу «Словоизмениние»
1
20.04
Симметричный
двойной лабиринт
для подготовки к
письму тип 2
Развитие лексической стороны речи
11
Слово и его лексическое значе
ние.
1
22.04
12
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
23.04
13
Многозначные слова.
1
27.04
14
Прямое и переносное
значение слова.
1
29.04
15
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
30.04
16
Антонимы и синонимы.
1
04.05
17
Словосочетание.
1
06.05
18
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
07.05
19
Словосочетание и предложе
ние.
1
11.05.
20
Проверь себя!
1
13.05.
Логопедический
тренажер для
коррекции устной и
письменной речи
21
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
14.05
22
Логопедическое
обследование
1
18.05
23
Логопедическое
обследование
1
20.05
24
Индивидуальные занятия по
коррекции письма и чтения.
1
21.05
25
Логопедическое
обследование
1
25.05
Специализированный
программно-
технический комплекс
логопеда.
Система вывода
звуковой
информации.
Печатное
многофункциональное
устройство
Итого
25 ч
Итого по программе
102 ч