Автор: Ирина Юрьевна Стрижкова
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №3 им.А.И. Покрышкина"
Населённый пункт: город Муравленко, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка.
Раздел: среднее образование
Стрижкова Ирина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Школа№ 3 им. А.И. Покрышкина»
Организация проектно-исследовательской деятельности
на уроках русского языка.
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках
русского языка способствует формированию познавательной активности,
самостоятельности
в работе.
Во время
изучения
нового учебного
материала эффективность работы подкрепляется за счет широкого
использования исследовательских методов. Поэтому при подготовке
учителем
исходного
учебного
материала,
нужно
обязательно
предусматривать последовательность мыслительных операций, а на уроке
направлять ход учебных действий. Учащиеся осуществляют предлагаемые
учителем практические операции и поэтапно формулируют правило (или
определяют понятие).
Например, в начале урока при изучении темы «Приставки» я стараюсь
заинтересовать ребят и с этой целью прошу их помочь мне.
- Я приобрела новый компьютер, попыталась включить его и не смогла,
потому что в памятке по эксплуатации есть слово, в котором не
пропечатались буквы. И что мне делать, я не знаю. Вот текст памятки,
давайте вместе посмотрим.
На слайде текст
Памятка
Системный
блок
и
монитор
должны
…ключаться
к
сети
электропитания через специальные электрические розетки, имеющие
заземляющие контакты. Заземляющие контакты розеток должны быть
объединены и надёжно заземлены.
Следует отметить, что учащиеся всегда с готовностью откликаются на
просьбы о помощи и очень стараются помочь учителю. Они быстро
находят нужные буквы. (п, о, д — подключаться).
Далее я подвожу учащихся к теме урока
- Как вы узнали, что это именно слово подключаться? (по смыслу).
- А что это за буквы, что это такое? (Приставка.)
- Какая часть слова придала нужный смысл? (приставка под-).
- А ещё в каких словах этой памятки есть приставки?
Заземляющие, объединены, заземлены.
- Назовите приставки в данных словах.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (приставки)
- А что нужно знать о приставках? (правописание)
Затем я предлагаю учащимся составленный мною текст. Объясняю, что
нужно поэтапно выполнить следующие задания:
1.
Внимательно прочитать.
2.
Найти все слова с приставками и выписать их.
3.
Разделить выписанные слова на группы.
4.
Полученные результаты оформить в виде таблицы или схемы.
Учащиеся не знают, сколько должно быть групп и какие они. Это
предстоит определить самостоятельно.
Текст
Премудрая и прекрасная королева Морфемика управляет приморским
королевством, которое называется Слово. В нём всего четыре города,
раскинувшихся на берегу Словообразовательного моря. Названия городов
говорит о том, кто здесь живёт. Есть города Корень, Суффикс,
Окончание. А начинается королевство Слово с города Приставка. Этот
город разделён на три части. В одной части живут стойкие приставки,
которые
всегда
выглядят
одинаково
и
не
меняются.
В
другой
наслаждаются жизнью приставки, часто меняющие звонкий звук –З на
глухой звук –С. В третьей части проживают очень хитрые приставки.
Они используют гласные И и Е в зависимости от настроения и значения.
Королева Морфемика любит всех жителей королевства и заботится о
них.
Во время выполнения данного задания каждый ученик совершает
несколько умственных операций (например, сравнение, группировку,
обобщение). Пока учащиеся работают, я подхожу к слабоуспевающим
ученикам и, если это необходимо, направляю ход их мыслительных
операций.
Когда работа закончена, учащиеся представляют оформленные
результаты.
Результаты исследования текста. Схема
Приставки
не меняются при- , пре-
всегда пишем одинаково
определяем значение
слова
(настроение, заботятся) (близость - приморский)
(очень – премудрая)
оканчиваются на З и С
после приставки следует звонкий согласный – З (разделён)
глухой согласный – С (раскинувшихся)
Таблица
Группы
приставок
1 группа
2 группа
3 группа
В группу входят
приставки,
которые
всегда пишутся
одинаково
оканчивающиеся
на З и С
правописание
зависит от
смысла
Примеры
управляет
названия
начинается
выглядят
наслаждаются
проживают
настроение
раскинувшихся
разделён
премудрая
прекрасная
приморским
приставка
заботится
Для проверки усвоения изучаемой темы задаю вопросы:
- Что нового вы узнали из текста?
- Назовите группы, на которые делятся приставки и приведите примеры.
(можно по одному примеру).
После фронтальной беседы предлагаю выполнить тренировочные
упражнения, используя таблицу или схему.
Исследовательская деятельность активизирует и стимулирует
процессы осмысленного учения на уроках русского языка Учащимися был
проведён самостоятельный анализ языкового материала, они собрали
необходимую информацию, сделали выводы, а полученные результаты
оформили по желанию в таблице или схеме. Учитель на таком уроке
выступает
в
качестве
координатора
процесса
познания,
ученики
чувствуют себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое
учебный материал усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют
первичное закрепление и
выполнение тренировочных упражнений, а
также последующие занятия по теме.
Список литературы:
1.
Букарева Ю. В. Исследовательская работа по русскому языку в школе: формы,
этапы, значение [Текст] / Ю. В. Букарева, Е. А. Есина // Молодой ученый. — 2014. —
№21.1. — С. 155-158.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти,
2007.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое
пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
4. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в
гуманитарной профильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28
Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс «Школа исследователя:
основы
учебно-исследовательской
деятельности»
//Исследовательская
работа
школьников.-2005.-№4. – с.102-106.