Напоминание

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка.


Автор: Ирина Юрьевна Стрижкова
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №3 им.А.И. Покрышкина"
Населённый пункт: город Муравленко, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка.
Раздел: среднее образование





Назад




Стрижкова Ирина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Школа№ 3 им. А.И. Покрышкина»

Организация проектно-исследовательской деятельности

на уроках русского языка.

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках

русского языка способствует формированию познавательной активности,

самостоятельности

в работе.

Во время

изучения

нового учебного

материала эффективность работы подкрепляется за счет широкого

использования исследовательских методов. Поэтому при подготовке

учителем

исходного

учебного

материала,

нужно

обязательно

предусматривать последовательность мыслительных операций, а на уроке

направлять ход учебных действий. Учащиеся осуществляют предлагаемые

учителем практические операции и поэтапно формулируют правило (или

определяют понятие).

Например, в начале урока при изучении темы «Приставки» я стараюсь

заинтересовать ребят и с этой целью прошу их помочь мне.

- Я приобрела новый компьютер, попыталась включить его и не смогла,

потому что в памятке по эксплуатации есть слово, в котором не

пропечатались буквы. И что мне делать, я не знаю. Вот текст памятки,

давайте вместе посмотрим.

На слайде текст

Памятка

Системный

блок

и

монитор

должны

…ключаться

к

сети

электропитания через специальные электрические розетки, имеющие

заземляющие контакты. Заземляющие контакты розеток должны быть

объединены и надёжно заземлены.

Следует отметить, что учащиеся всегда с готовностью откликаются на

просьбы о помощи и очень стараются помочь учителю. Они быстро

находят нужные буквы. (п, о, д — подключаться).

Далее я подвожу учащихся к теме урока

- Как вы узнали, что это именно слово подключаться? (по смыслу).

- А что это за буквы, что это такое? (Приставка.)

- Какая часть слова придала нужный смысл? (приставка под-).

- А ещё в каких словах этой памятки есть приставки?

Заземляющие, объединены, заземлены.

- Назовите приставки в данных словах.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (приставки)

- А что нужно знать о приставках? (правописание)

Затем я предлагаю учащимся составленный мною текст. Объясняю, что

нужно поэтапно выполнить следующие задания:

1.

Внимательно прочитать.

2.

Найти все слова с приставками и выписать их.

3.

Разделить выписанные слова на группы.

4.

Полученные результаты оформить в виде таблицы или схемы.

Учащиеся не знают, сколько должно быть групп и какие они. Это

предстоит определить самостоятельно.

Текст

Премудрая и прекрасная королева Морфемика управляет приморским

королевством, которое называется Слово. В нём всего четыре города,

раскинувшихся на берегу Словообразовательного моря. Названия городов

говорит о том, кто здесь живёт. Есть города Корень, Суффикс,

Окончание. А начинается королевство Слово с города Приставка. Этот

город разделён на три части. В одной части живут стойкие приставки,

которые

всегда

выглядят

одинаково

и

не

меняются.

В

другой

наслаждаются жизнью приставки, часто меняющие звонкий звук –З на

глухой звук –С. В третьей части проживают очень хитрые приставки.

Они используют гласные И и Е в зависимости от настроения и значения.

Королева Морфемика любит всех жителей королевства и заботится о

них.

Во время выполнения данного задания каждый ученик совершает

несколько умственных операций (например, сравнение, группировку,

обобщение). Пока учащиеся работают, я подхожу к слабоуспевающим

ученикам и, если это необходимо, направляю ход их мыслительных

операций.

Когда работа закончена, учащиеся представляют оформленные

результаты.

Результаты исследования текста. Схема

Приставки

не меняются при- , пре-

всегда пишем одинаково

определяем значение

слова

(настроение, заботятся) (близость - приморский)

(очень – премудрая)

оканчиваются на З и С

после приставки следует звонкий согласный – З (разделён)

глухой согласный – С (раскинувшихся)

Таблица

Группы

приставок

1 группа

2 группа

3 группа

В группу входят

приставки,

которые

всегда пишутся

одинаково

оканчивающиеся

на З и С

правописание

зависит от

смысла

Примеры

управляет

названия

начинается

выглядят

наслаждаются

проживают

настроение

раскинувшихся

разделён

премудрая

прекрасная

приморским

приставка

заботится

Для проверки усвоения изучаемой темы задаю вопросы:

- Что нового вы узнали из текста?

- Назовите группы, на которые делятся приставки и приведите примеры.

(можно по одному примеру).

После фронтальной беседы предлагаю выполнить тренировочные

упражнения, используя таблицу или схему.

Исследовательская деятельность активизирует и стимулирует

процессы осмысленного учения на уроках русского языка Учащимися был

проведён самостоятельный анализ языкового материала, они собрали

необходимую информацию, сделали выводы, а полученные результаты

оформили по желанию в таблице или схеме. Учитель на таком уроке

выступает

в

качестве

координатора

процесса

познания,

ученики

чувствуют себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое

учебный материал усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют

первичное закрепление и

выполнение тренировочных упражнений, а

также последующие занятия по теме.

Список литературы:

1.

Букарева Ю. В. Исследовательская работа по русскому языку в школе: формы,

этапы, значение [Текст] / Ю. В. Букарева, Е. А. Есина // Молодой ученый. — 2014. —

№21.1. — С. 155-158.

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти,

2007.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое

пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

4. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в

гуманитарной профильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28

Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс «Школа исследователя:

основы

учебно-исследовательской

деятельности»

//Исследовательская

работа

школьников.-2005.-№4. – с.102-106.



В раздел образования