Напоминание

Повторение темы "Однородные члены предложения"


Автор: Яковлева Надежда Владимировна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ-СОШ №1 имени Октябрьской революции
Населённый пункт: город Севск Брянской области
Наименование материала: Конспект урока русского языка для 8 класса
Тема: Повторение темы "Однородные члены предложения"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 8 классе

Повторение темы «Однородные члены предложения»

Учитель русского языка и литературы

: Яковлева Надежда Владимировна

Цели урока: повторить основные знания об однородных членах и пунктуации

при них, роль однородных членов предложения,

показать необходимость этих знаний;

развивать умение находить однородные члены предложения

и правильно расставлять знаки препинания при них,

определять роль однородных членов, заменять их обобщающими словами,

составлять предложения с однородными членами, строить

схемы предложений с однородными членами;

способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви к своему городу,

уважительному отношению к истории Севска.

ПЛАН УРОКА

1.

Организационный момент урока.

2.

Мотивировка урока.

3.

Повторение знаний об однородных членах предложения совместно с

домашними заданиями.

4.

Итоги урока. Оценивание ответов уч-ся.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Слайды - «Исторические виды Севска»,

«Лики города», «Пейзажи Севска»; слайды с текстами о Севске.

Ход урока

I.ОРГМОМЕНТ УРОКА

- Какие члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и

тому же члену предложения? (однородные ).

- Это начальные буквы изученных в теме «Однородные члены» понятий и терминов.

Узнайте их по начальным буквам.

О (днородные ) З (апятая)

Н (еоднородные) Д (воеточие)

О (бобщающие слова) Т (ире).

- Попробуйте определить по этим словам тему нашего сегодняшнего урока

(повторение знаний об однородных членах предложения)

II.МОТИВИРОВКА УРОКА

- На сегодняшнем уроке в поле зрения будут следующие вопросы:

1. Какова роль однородных членов в тексте?

2. Для чего нужны знания об однородных членах?

III.ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.

«Задай вопрос классу»

(уч-ся задают подготовленные дома вопросы по теме «Однородные члены

предложения» и говорят, кому адресуют его.

- 2 уч-ся в это время заполняют «слепые» схемы

Однор.члены связываются

А) Интонацией ? и соч.союзами

Разделит. ? Противит.

Б) позиции соч.союзов

Одиночные ? ?

2.Комментирование схем уч-ся

( с примерами)

Вывод: Мы повторили теоретические знания по изученной теме.

Но, как утверждал великий полководец Александр Суворов,

«теория без практики мертва», поэтому продолжаем повторение,

и будем работать с практическими заданиями.

3.

Работа с текстом об истории Севска

2012 год объявлен годом Российской истории. Наш город Севск неразрывно связан

с историей, первое упоминание о нём в летописях относится к 1146 году.

- Послушайте сообщение об истории нашего города и определите стиль текста и

его основную мысль.

Демонстрируется 1-й слайд «Исторические виды Севска»

Севск – замечательный русский город с героической историей. В 16-17 веках был небольшой

оборонительной крепостью. В 18-19 веках, перестав играть оборонительную роль, стал центром

хозяйственной, и административной, и духовной жизни.

В годы Великой отечественной войны Севск встал на пути немецких захватчиков, принял на

себя бремя оккупации. Севчане не только выстояли, но и подняли впоследствии город из руин.

Всё в Севске: и храмы, и монастыри, и старинные здания – дышит историей. Севчане, помните

уроки истории и храните память о своих достойных земляках!

- Каков стиль текста? (публицистический)

- Какова основная мысль текста? (Севск – город с героическим прошлым)

(Тексты розданы каждому уч-ся).

- Найдите и подчеркните в тексте однородные члены, расставьте знаки препинания

при однородных.

- Сделайте выводы о связи однородных членов в этом тексте.

(В тексте 5 предложений с однородными членами, связанными и повторяющимся

союзом и, и двойным союзом не только, но и, и одиночным союзом и , и

предложение с обобщающим словом при однородных).

Слайд 2-ой с текстом для самопроверки

- Какое предложение соответствует схеме: [ …,\-.-.-.\, = О, и О, и О ]?

(

В 18-19 веках, перестав играть оборонительную роль, стал центром хозяйственной, и

административной, и духовной жизни.)

- Какое предложение текста имеет такую характеристику: повест., восклиц.,

простое, односост., определённо-личное, распрост., полное, осложнено

однородными простыми глагольными сказуемыми и обращением (последнее

предложение текста).

- Дайте устную характеристику предпоследнего предложения (повест., невоск.,

простое, двусоставное, распрост., полное, осложнено однородными подлежащими

с обобщающим словом).

- Для чего в этом тексте используются однородные члены? (средство

выразительности для выражения уважительного отношения к истории родного

города).

- В словах с пропусками и скобками определите орфограммы.

Сколько слов с пропусками? (3) Найдите 3-е лишнее среди этих слов (Выст_яли,

(не)большой, с_вчане).

4.Сообщение уч-ся «Лики города»

- У любого российского города есть своё лицо. Послушайте ещё одно сообщение о

нашем городе и определите его тему (

текст на столе у каждого ученика

)

Слайд 3-й «Лики города»

Яркими достопримечательностями нашего города являются храмы: храм в честь Воздвижения,

храм Вознесения, храм Петра и Павла. Они создают неповторимый облик города, гармонично

сочетаясь с современными зданиями и постройками.

Красота родного города благотворно влияет на душу, освещая светом веры и доброты.

- О чём рассказывается в этом тексте? (о достопримечательностях города)

- В каком предложении говорится об особом влиянии красоты города?

- Найдите однородные члены, подчеркните их, расставьте знаки препинания.

- Какова роль однородных членов в этом тексте? (как средство описания)

- Какое из 3-х предложений текста осложнено однородными членами с

обобщающими словами? (первое)

- Постройте его схему.

- Что общего в построении 2-го и 3-го предложений? (они двусоставные,

осложнены деепричастными оборотами, которые на письме выделяются

запятыми).

- Сверьте постановку знаков препинания по тексту на слайде

Слайд 4-й с текстом «Лики города»

- Выразите своё отношение к достопримечательностям нашего города с помощью

опорных слов, данных на карточках:

храмы города, поражать, изысканность и

неповторимость.

- Запишите это предложение и сделайте его синтаксический разбор.

- Дополнительный вопрос: какое слово в последнем предложении сложное?

(благотворно)

Вывод: можем ли теперь ответить на вопрос – какова роль однородных членов в

тексте? (однородные члены используются как средство выразительности для

выражения отношения к сказанному и как средство описания).

5.Работа с деформированным текстом

Задание: собрать текст из данных предложений:

1)Красив наш город как звонкой весной, жарким летом, так и пёстрой осенью и

многоснежной зимой.

2)В любое время года нельзя не залюбоваться яркими, переходящими в полутона

красками утренней зари и вечернего заката.

3)Красота севских пейзажей вызывает чувство любви к родине и отцовскому дому.

4)Наш земляк, историк, исследователь Севского района и Брянской области,

Владимир Крашенинников писал:

Мой одной городок, ты известен не всем.

Ты не Тверь, не Рязань, не Смоленск,

А всего лишь в веках затерявшийся Севск –

Малый город на русской земле.

- Прочитайте составленный текст выразительно.

Слайд 5-й «Пейзажи Севска»

-С каким чувством Крашенинников говорит о городе Севске? (с чувством

большой любви).

- Какое синтаксическое средство выразительности использует он для этого?

(ряды однородных членов).

- Расставьте в тексте недостающие знаки препинания, подчеркните однородные

члены.

- В каком предложении однородные связаны двойным союзом? Сформулируйте

правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами

(по учебнику ).Однородные определения выражены прилагательным и

причастным оборотом? С цитатой?

- Найдите соответствия: 1 пред-е 0

2 пред-е 1

3 пред-е 2

4 пред-е 6

- Сверьте теперь пунктуацию в этом тексте по слайду.

Слайд 6-й с текстом

Вывод: Можете ли теперь ответить, для чего нужны знания об однородных

членах? (для того, чтобы правильно оформить предложение на письме и не

допускать пунктуационных ошибок).

- Среди слов с пропусками определите слово с чередующейся гласной в корне

(мног_снежной, з_ри, зат_рявшийся)

6.Игра «Узнай часть речи по её признакам»

- 1-е пред-е – качественное, употреблено в краткой форме, в ед.числе (красив)

- 2-е пред-е – служит для отрицания в предложении,

- далее предлагаю вам загадать классу часть речи по её признакам (2-3 примера)

IV. Обобщение и итоги урока

- Сегодня на уроке мы провели небольшой экскурс в истории одного города, ещё

раз подчеркнув его красоту и неповторимость, а также ответили на 2 главных

вопроса урока.

В заключение урока – что особенно вам понравилось на уроке?



В раздел образования