Автор: Яковлева Надежда Владимировна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ-СОШ №1 имени Октябрьской революции
Населённый пункт: город Севск Брянской области
Наименование материала: Конспект урока русского языка для 8 класса
Тема: Повторение темы "Однородные члены предложения"
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 8 классе
Повторение темы «Однородные члены предложения»
Учитель русского языка и литературы
: Яковлева Надежда Владимировна
Цели урока: повторить основные знания об однородных членах и пунктуации
при них, роль однородных членов предложения,
показать необходимость этих знаний;
развивать умение находить однородные члены предложения
и правильно расставлять знаки препинания при них,
определять роль однородных членов, заменять их обобщающими словами,
составлять предложения с однородными членами, строить
схемы предложений с однородными членами;
способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви к своему городу,
уважительному отношению к истории Севска.
ПЛАН УРОКА
1.
Организационный момент урока.
2.
Мотивировка урока.
3.
Повторение знаний об однородных членах предложения совместно с
домашними заданиями.
4.
Итоги урока. Оценивание ответов уч-ся.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Слайды - «Исторические виды Севска»,
«Лики города», «Пейзажи Севска»; слайды с текстами о Севске.
Ход урока
I.ОРГМОМЕНТ УРОКА
- Какие члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и
тому же члену предложения? (однородные ).
- Это начальные буквы изученных в теме «Однородные члены» понятий и терминов.
Узнайте их по начальным буквам.
О (днородные ) З (апятая)
Н (еоднородные) Д (воеточие)
О (бобщающие слова) Т (ире).
- Попробуйте определить по этим словам тему нашего сегодняшнего урока
(повторение знаний об однородных членах предложения)
II.МОТИВИРОВКА УРОКА
- На сегодняшнем уроке в поле зрения будут следующие вопросы:
1. Какова роль однородных членов в тексте?
2. Для чего нужны знания об однородных членах?
III.ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.
«Задай вопрос классу»
(уч-ся задают подготовленные дома вопросы по теме «Однородные члены
предложения» и говорят, кому адресуют его.
- 2 уч-ся в это время заполняют «слепые» схемы
Однор.члены связываются
А) Интонацией ? и соч.союзами
Разделит. ? Противит.
Б) позиции соч.союзов
Одиночные ? ?
2.Комментирование схем уч-ся
( с примерами)
Вывод: Мы повторили теоретические знания по изученной теме.
Но, как утверждал великий полководец Александр Суворов,
«теория без практики мертва», поэтому продолжаем повторение,
и будем работать с практическими заданиями.
3.
Работа с текстом об истории Севска
2012 год объявлен годом Российской истории. Наш город Севск неразрывно связан
с историей, первое упоминание о нём в летописях относится к 1146 году.
- Послушайте сообщение об истории нашего города и определите стиль текста и
его основную мысль.
Демонстрируется 1-й слайд «Исторические виды Севска»
Севск – замечательный русский город с героической историей. В 16-17 веках был небольшой
оборонительной крепостью. В 18-19 веках, перестав играть оборонительную роль, стал центром
хозяйственной, и административной, и духовной жизни.
В годы Великой отечественной войны Севск встал на пути немецких захватчиков, принял на
себя бремя оккупации. Севчане не только выстояли, но и подняли впоследствии город из руин.
Всё в Севске: и храмы, и монастыри, и старинные здания – дышит историей. Севчане, помните
уроки истории и храните память о своих достойных земляках!
- Каков стиль текста? (публицистический)
- Какова основная мысль текста? (Севск – город с героическим прошлым)
(Тексты розданы каждому уч-ся).
- Найдите и подчеркните в тексте однородные члены, расставьте знаки препинания
при однородных.
- Сделайте выводы о связи однородных членов в этом тексте.
(В тексте 5 предложений с однородными членами, связанными и повторяющимся
союзом и, и двойным союзом не только, но и, и одиночным союзом и , и
предложение с обобщающим словом при однородных).
Слайд 2-ой с текстом для самопроверки
- Какое предложение соответствует схеме: [ …,\-.-.-.\, = О, и О, и О ]?
(
В 18-19 веках, перестав играть оборонительную роль, стал центром хозяйственной, и
административной, и духовной жизни.)
- Какое предложение текста имеет такую характеристику: повест., восклиц.,
простое, односост., определённо-личное, распрост., полное, осложнено
однородными простыми глагольными сказуемыми и обращением (последнее
предложение текста).
- Дайте устную характеристику предпоследнего предложения (повест., невоск.,
простое, двусоставное, распрост., полное, осложнено однородными подлежащими
с обобщающим словом).
- Для чего в этом тексте используются однородные члены? (средство
выразительности для выражения уважительного отношения к истории родного
города).
- В словах с пропусками и скобками определите орфограммы.
Сколько слов с пропусками? (3) Найдите 3-е лишнее среди этих слов (Выст_яли,
(не)большой, с_вчане).
4.Сообщение уч-ся «Лики города»
- У любого российского города есть своё лицо. Послушайте ещё одно сообщение о
нашем городе и определите его тему (
текст на столе у каждого ученика
)
Слайд 3-й «Лики города»
Яркими достопримечательностями нашего города являются храмы: храм в честь Воздвижения,
храм Вознесения, храм Петра и Павла. Они создают неповторимый облик города, гармонично
сочетаясь с современными зданиями и постройками.
Красота родного города благотворно влияет на душу, освещая светом веры и доброты.
- О чём рассказывается в этом тексте? (о достопримечательностях города)
- В каком предложении говорится об особом влиянии красоты города?
- Найдите однородные члены, подчеркните их, расставьте знаки препинания.
- Какова роль однородных членов в этом тексте? (как средство описания)
- Какое из 3-х предложений текста осложнено однородными членами с
обобщающими словами? (первое)
- Постройте его схему.
- Что общего в построении 2-го и 3-го предложений? (они двусоставные,
осложнены деепричастными оборотами, которые на письме выделяются
запятыми).
- Сверьте постановку знаков препинания по тексту на слайде
Слайд 4-й с текстом «Лики города»
- Выразите своё отношение к достопримечательностям нашего города с помощью
опорных слов, данных на карточках:
храмы города, поражать, изысканность и
неповторимость.
- Запишите это предложение и сделайте его синтаксический разбор.
- Дополнительный вопрос: какое слово в последнем предложении сложное?
(благотворно)
Вывод: можем ли теперь ответить на вопрос – какова роль однородных членов в
тексте? (однородные члены используются как средство выразительности для
выражения отношения к сказанному и как средство описания).
5.Работа с деформированным текстом
Задание: собрать текст из данных предложений:
1)Красив наш город как звонкой весной, жарким летом, так и пёстрой осенью и
многоснежной зимой.
2)В любое время года нельзя не залюбоваться яркими, переходящими в полутона
красками утренней зари и вечернего заката.
3)Красота севских пейзажей вызывает чувство любви к родине и отцовскому дому.
4)Наш земляк, историк, исследователь Севского района и Брянской области,
Владимир Крашенинников писал:
Мой одной городок, ты известен не всем.
Ты не Тверь, не Рязань, не Смоленск,
А всего лишь в веках затерявшийся Севск –
Малый город на русской земле.
- Прочитайте составленный текст выразительно.
Слайд 5-й «Пейзажи Севска»
-С каким чувством Крашенинников говорит о городе Севске? (с чувством
большой любви).
- Какое синтаксическое средство выразительности использует он для этого?
(ряды однородных членов).
- Расставьте в тексте недостающие знаки препинания, подчеркните однородные
члены.
- В каком предложении однородные связаны двойным союзом? Сформулируйте
правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами
(по учебнику ).Однородные определения выражены прилагательным и
причастным оборотом? С цитатой?
- Найдите соответствия: 1 пред-е 0
2 пред-е 1
3 пред-е 2
4 пред-е 6
- Сверьте теперь пунктуацию в этом тексте по слайду.
Слайд 6-й с текстом
Вывод: Можете ли теперь ответить, для чего нужны знания об однородных
членах? (для того, чтобы правильно оформить предложение на письме и не
допускать пунктуационных ошибок).
- Среди слов с пропусками определите слово с чередующейся гласной в корне
(мног_снежной, з_ри, зат_рявшийся)
6.Игра «Узнай часть речи по её признакам»
- 1-е пред-е – качественное, употреблено в краткой форме, в ед.числе (красив)
- 2-е пред-е – служит для отрицания в предложении,
- далее предлагаю вам загадать классу часть речи по её признакам (2-3 примера)
IV. Обобщение и итоги урока
- Сегодня на уроке мы провели небольшой экскурс в истории одного города, ещё
раз подчеркнув его красоту и неповторимость, а также ответили на 2 главных
вопроса урока.
В заключение урока – что особенно вам понравилось на уроке?