Напоминание

"Литературная композиция ко дню рождения Сергея Есенина «Я последний поэт деревни»


Автор: Гильмуллина Ильмира Ильдусовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ "Лицей №1"
Населённый пункт: Нефтекамск, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Литературная композиция ко дню рождения Сергея Есенина «Я последний поэт деревни»
Раздел: среднее образование





Назад




«Я последний поэт деревни»

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 125-летию со дня

рождения Сергея Есенина

Цель мероприятия: приобщить учащихся к поэзии С. А. Есенина.

Задачи:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина;

- показать пути становления и развития личности поэта;

- проследить за развитием темы Родины в лирике поэта.

Целевая аудитория – ученики старших классов.

Оформление: портрет С. А. Есенина, выставка книг поэта, плакаты с

цитатами из произведений («Гой ты, Русь моя родная…», «Топи да болота,

синий плат небес…», «Родился я с песнями в травном одеяле», «Страна

березового ситца», «О Русь, малиновое поле и синь, упавшая в реку»).

Участники:

- 4 чтеца, читающие наизусть стихи Есенина;

- 4 ведущих;

- 2 ученика, исполняющие песни на стихи Есенина.

1 ведущий. Стоит произнести «Сергей Есенин», как в памяти мгновенно

всплывают строки: «Глупое сердце, не бейся! Все мы обмануты счастьем…»

Одна строчка тянет другую, третью… И вот уже льется нескончаемый

стихотворный поток:

Да, теперь решено. Без возврата

Я покинул родные поля.

Уж не будут листвою крылатой

Надо мною звенеть тополя...

2 ведущий. «Чувство родины – основное в моем творчестве», - признался

Есенин. Воистину народный, любимый, удивительно чистый русский поэт.

Как человек – другое дело: сложный, противоречивый, мятущийся, глубоко

переживавший трагедию крестьянской, деревенской Руси. А все начиналось

в далеком селе Константинове осенью 1895 года, на легендарной земле

Рязанщины.

1 чтец. Читает стихотворение «Матушка в купальницу по лесу ходила».

Матушка в Купальницу по лесу ходила,

Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,

Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,

Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Только не по совести счастье наготове,

Выбираю удалью и глаза и брови.

Как снежинка белая, в просини я таю

Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.

3 ведущий. Вот так трогательно Сергей Есенин сказал о своей неразрывной

связи с Родиной, с родной землей. Село Константиново на правом берегу

Оки, далекие предки – соколы-дружинники Евпатия Коловрата, защищавшие

землю от Батыя, холопы и крепостные крестьяне, уходившие к Разину и

Пугачеву, не желая гнуть спину, деревенский мужик, измученный тяжелым

трудом на земле, – все это и сформировало то особое чувство Родины, что

отличает стихи Есенина.

4 ведущий. А еще особый лиризм и метафоричность, образность и

мелодичность стиха, по которым узнаешь Есенина. Обо всем этом говорит

уже самое первое стихотворение:

Там, где капустные грядки

Красной зарей поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

В этих строках юного поэта столько любви к Родине, столько восхищения

всем тем, что поэт видит каждый день, и столько трепетного отношения ко

всему живому на земле. Максим Горький о нем сказал так: «Сергей Есенин

не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для

поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему

живому в мире…»

1 ведущий. В автобиографии Есенин пишет: «С двух лет был отдан на

воспитание довольно зажиточному деду по матери... Среди мальчишек

всегда был коноводом и большим драчуном, ходил всегда в царапинах. За

озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал

на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня … его не трожь, он так будет

крепче!». Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было

границ».

2 чтец.

Года далекие,

Теперь вы как в тумане.

И помню, дед мне

С грустью говорил:

«Пустое дело…

Ну а если тянет-

Пиши про рожь,

Но больше про кобыл…»

3 чтец.

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

2 ведущий. Библия деда, сказки бабушки, песни матери, духовные стихи

странников, песни Кольцова и стихи Лермонтова, частушки и книги, красота

природы и русского слова – все это способствовало раннему поэтическому

пробуждению. Среди друзей он был Серега-монах, признанный коновод,

выдумщик, мастак по ловле утят, драчун и забияка, специалист по птичьим

гнездам.

3 ведущий. А в душе романтик и лирик, глубоко чувствующий природу,

трепетно относящийся ко всему, что его окружает, наблюдательный и

внимательный. Быт и уклад деревни, христианские праздники, народные

традиции – ничто не оставляло его равнодушным. И для всего он находил

самые точные слова.

4 чтец. Читает стихотворение «Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве».

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.

4 ведущий. Это одно из первых стихотворений Есенина. Оно удивительно

простое,

в

нем

нет

никаких

сложных

метафор,

ярких

эпитетов,

впечатляющих образов. В нем все узнаваемо, буднично, привычно. Но от

него веет таким покоем, что кажется: жизнь остановилась в самый

счастливый

момент!

В

этом

и

заключается

все

его

обаяние

и

притягательность. Лирический герой в полной гармонии с природой и с

жизнью, он умиротворен и бесконечно счастлив тем, что живет на своей

земле.

1 ведущий. Но все-таки особая, неповторимая метафоричность и образность

– отличительные черты поэзии Есенина. Сердце, живущее любовью к

Родине, подсказывало ему и сравнения, и олицетворения, и эпитеты, сама

природа наполняла его стихи красками и звуками, а мелодику стиха он

научился слышать в народных песнях.

1 чтец. Читает стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…».

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

2 чтец. Читает стихотворение «Край любимый, сердцу снятся…».

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы — кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

3 чтец. Читает стихотворение «Я пастух, мои палаты…».

Я пастух, мои палаты —

Межи зыбистых полей,

По горам зеленым — скаты

С гарком гулких дупелей.

Вяжут кружево над лесом

В желтой пене облака.

В тихой дреме под навесом

Слышу шепот сосняка.

Светят зелено в сутемы

Под росою тополя.

Я — пастух; мои хоромы —

В мягкой зелени поля.

Говорят со мной коровы

На кивливом языке.

Духовитые дубровы

Кличут ветками к реке.

Позабыв людское горе,

Сплю на вырублях сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

2 ведущий. Но нельзя думать, что Есенин видит только прекрасное, не

замечая нищету деревни, умалчивая о тяжелом крестьянском труде. Он не

идеализирует жизнь народа, не уходит от проблем, веками лежащих на

плечах людей. Его стихи о Родине и деревне – это еще и горькая песня,

надрывающая сердце болью и отчаяньем. И чем старше становился поэт, тем

отчетливей он понимал трагедию народа.

4 чтец. Читает стихотворение «Край ты мой заброшенный…»

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?

1 чтец. Читает стихотворение «Черная, потом пропахшая выть…»

Черная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Выйду на озеро в синюю гать,

К сердцу вечерняя льнет благодать.

Серым веретьем стоят шалаши,

Глухо баюкают хлюпь камыши.

Красный костер окровил таганы,

В хворосте белые веки луны.

Тихо, на корточках, в пятнах зари

Слушают сказ старика косари.

Где-то вдали, на кукане реки,

Дремную песню поют рыбаки.

Оловом светится лужная голь…

Грустная песня, ты — русская боль.

3 ведущий. В этих стихах нет ярких красок. Лирическое чувство поэта

проникнуто нескрываемой тревогой за жизнь деревни, за жизнь тех людей,

которые близки ему. Образы крестьянского бытия полны драматизма:

сенокос некошеный, плесень сизая, край заброшенный, забоченившиеся

избы. Красивого тут ничего нет, однако все это близко сердцу Есенина, это

все его родное и потому любимое.

4 ведущий.

В мечтах Есенину, как и любому крестьянину, рисовался

мужицкий рай, где текут молочные реки с кисельными берегами, поэтому

Октябрьскую революцию он принял восторженно. «В годы революции был

всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским

уклоном», -

признавался поэт. Что означал этот крестьянский уклон?

Вероятно, это была вера в свободу крестьянина, который сможет работать на

своей земле в полную силу, получать богатый урожай, богатеть и процветать,

чтобы вместо «забоченившихся изб» появились крепкие пятистенки, а

родной край не был заброшенным.

1 ведущий. «Небо как колокол, месяц – язык, мать моя – Родина, я –

большевик», - радостно заявил Есенин о своем отношении к революции.

Однако

радость

быстро

прошла:

мужицкий

рай

не

наступил.

В

послереволюционные

годы

Есенин

со

своим

другом

Анатолием

Мариенгофом много ездил по стране. Они становились очевидцами

трагических

событий.

Однажды

из

окна

вагона

они

видели,

как

красноармейцы расстреляли мужиков, стоящих на краю обрыва. Все больше

осознавал поэт, что «рок событий» заводит страну в тупик.

2

ведущий.

О

своих

трагических

предчувствиях

Есенин

пишет

в

стихотворениях «Русь советская», «Русь уходящая», «Русь бесприютная».

«Раскол в стране», «крестьянская оголь», «брадачи, чья жизнь в сплошном

картофеле и хлебе», тот же «край осиротелый» с «мельницей – бревенчатой

птицей с крылом единственным» - все это никак не было похоже на

мужицкий рай.

3 ведущий.

Все большую тревогу вызывало у Есенина разрушение

традиционного уклада. В этом он видел начало нравственного падения,

духовного обнищания народа. «Крестьянский комсомол», поющий «агитки

Бедного Демьяна, веселым криком оглашая дол», не радовал поэта, а скорее,

пугал своей решимостью покончить со всем, что напоминало о прошлом и

ассоциировалось с рабством. Но в этом прошлом были заложены законы

жизни, на которых держался крестьянский мир. Всю свою боль поэт выразил

в «Сорокоусте».

2 чтец. Читает 3 часть «Сорокоуста».

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Неужель он не знает, что в полях бессиянных

Той поры не вернет его бег,

Когда пару красивых степных россиянок

Отдавал за коня печенег?

По-иному судьба на торгах перекрасила

Наш разбуженный скрежетом плес,

И за тысчи пудов конской кожи и мяса

Покупают теперь паровоз.

4 ведущий. Конь в образной системе Есенина – знак устремления в светлое,

прекрасное будущее. Однако «красногривому жеребенку» не угнаться за

чугунным поездом, нацеленным в будущее. Не догнать ему уже этот

стремительный бег. «Милый, смешной дуралей» остался в прошлом, как и

сам Есенин. «Я человек не новый! Что скрывать? Остался в прошлом я одной

ногою. Стремясь догнать стальную рать, скольжу и падаю другою», -

горестно признавался поэт.

3 чтец. Читает стихотворение «Мариенгофу».

Мариенгофу

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,

Панихидный справляя пляс.

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час!

1 ведущий. «Глупое сердце» поэта бьется тревожно: что ждет Россию в

будущем, сумеют ли люди сохранить красоту природы, любовь к земле, ко

всему живому в мире и сохранить себя и род человеческий? Сохранят ли

люди милосердие и человеколюбие? «Сестры стали комсомолки… вчера

иконы выбросили с полки, на церкви комиссар снял крест. Теперь и богу

негде помолиться», - слышит он, вернувшись на родину. Сестра «как

Библию, пузатый Капитал» читает.

4 чтец. Читает отрывок из стихотворения «Русь советская».

Ах, родина, какой я стал смешной!

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

Вот вижу я:

Воскресные сельчане

У волости, как в церковь, собрались.

Корявыми немытыми речами

Они свою обсуживают «жись».

Уж вечер. Жидкой позолотой

Закат обрызгал серые поля.

И ноги босые, как телки под ворота,

Уткнули по канавам тополя.

Хромой красноармеец с ликом сонным,

В воспоминаниях морщиня лоб,

Рассказывает важно о Буденном,

О том, как красные отбили Перекоп.

«Уж мы его — и этак и раз-этак,—

Буржуя энтого… которого… в Крыму…»

И клены морщатся ушами длинных веток,

И бабы охают в немую полутьму.

Исполняется песня «Не жалею, не зову, не плачу»

2 ведущий. Однако Есенин осознавал необходимость перемен. За границей

он увидел развитое сельское хозяйство, и больно ему стало за русского

крестьянина, который бьется на земле за урожай. Не без оснований поэт

восклицает: «Полевая Россия, довольно волочиться сохой по полям! Нищету

твою видеть больно и березам, и тополям!» Суть нового взгляда на мир у

Есенина состоит в приятии исторической закономерности поиска. В

современных

общественных

преобразованиях

он

увидел

стремление

воплотить вечные ценности – «вольность и светлый труд».

3 ведущий.

Поэт понимал, что патриархальной Русь уже оставаться не

может. «Голос сердца» говорил Есенину, что к прошлому возврата нет, что

прежний уклад не поможет его родине справиться с вековой отсталостью,

что крестьянину надо дать современные технологии для работы на земле.

Глядя в будущее, он верил, что его народ обретет счастье, что человечество

сохранит и духовность, и гуманность, что эпоха разрушений закончится и

настанет время возрождения.

4 ведущий. Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Исполняется песня «Отговорила роща золотая».



В раздел образования