Напоминание

программа дополнительного образования "Патриот"


Автор: Артюхина Галина Федоровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СШ № 29
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: программа дополнительного образования "Патриот"
Тема: программа дополнительного образования "Патриот"
Раздел: дополнительное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 29

ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
400006, Россия, Волгоград, ул. им. Дегтярева ,10, тел 74-02-94
«Патриот»

Программа дополнительного образования детей 14 -15 лет

Срок реализации - 1 год



Разработчик
: Артюхина Галина Федоровна, педагог дополнительного образования МОУ СШ № 29 Волгоград 2015

Программа кружка «Патриот».
«Гордиться славой предков не только можно, но и должно» А.С. Пушкин
1. Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Патриот» действует на базе средней общеобразовательной школы № 29. Руководителем кружка является учитель иностранного языка Артюхина Г.Ф.. Данная программа является модифицированной, составлена на основе типовой программы Лутовинова В.И., «Государственной программы патриотического воспитания граждан Р.Ф.№ 795 на 2011-2015г (от 5 октября 2010 года). Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи». Методический сборник. Москва. 2010год.
Направленность программы.
Программа «Патриот» по содержанию является военно-патриотической и направлена на достижение следующей цели: создание условий для формирования духовно здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи является одной из приоритетных в современной молодежной политике. Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.
Новизна и актуальность программы
состоит в том, что в ней конкретизировано и углублено понятие «история страны» до понятия «история одной судьбы» с изучением и исследованием конкретных фактов, событий. Использование нестандартных форм и методов работы. Н а з анят иях к руж ка обуч аю щ ие ся приобрет ают нравст венны е к а ч е с т в а : дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность. Изучение истории родной земли, истинной истории остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Стержнем деятельности кружка является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства. Программа разработана для того, чтобы подростки почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.
Отличительной особенностью данной образовательной программы
является то, что она направлена на создание условий для развития ребенка, обеспечивает ценностно - смысловую, нравственную и социальную ориентацию школьников, социальное взаимодействие обучающихся со сверстниками и взрослыми, развивает мотивацию к познанию и творчеству, приобщает детей к общечеловеческим ценностям. Особенность данной образовательной программы в том, что обучающиеся не только изучают материал, но и учатся самостоятельно находить механизмы (формы и методы) передачи своих знаний аудитории (беседы, семинары, огоньки, встречи, экскурсии, исследовательские работы). Практические занятия по программе связаны с использование компьютера (создание презентаций), работы с основными и вспомогательными фондами «Комнаты Боевой Славы», ведения музейной документации. В структуру программы входят два образовательных блока: теория, практика в составлении
сценариев, экскурсий, проведение экскурсий, исследовательская деятельность. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей. На занятиях дети знакомятся с историческими документами, художественной литературой, личными письмами, воспоминаниями. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Так, в работе по подготовке материалов для экскурсий, встреч, бесед, огоньков, дети всегда должны добиваться точности употребления терминов, стремиться к логическому изложению материала, выделять композиционные части текста, применять знания, нормы литературного языка, придерживаться правил и норм построения работы. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.
Цели программы:
 воспитание у детей духовно-нравственных ценностей, предполагающих развитие стремления к самосовершенствованию;  воспитание и развитие патриотических чувств;  формирование у обучающихся социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».  развитие творческой активности обучающихся, сформирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие мелкой моторики.
Задачи программы:
 знакомство обучающихся с героической историей Отечества, с именами и подвигами;  сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;  сформировать внутреннюю потребно сть лично сти в п о с тоя н н ом самосовершенствовании;  формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения;  Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.
Программа составлена на 34 часа (1 час в неделю) и

рассчитана на учащихся 7-8

классов (14-15 лет)
.
Срок реализации программы один год (01.09.2015г – 25.05.2016года).

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся один раз в неделю по графику утвержденному администрацией

школы.

Формы организации образовательного процесса:
рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия; практическое занятие, викторина встречи с участниками исторических событий
Методы:

Проблемного обучения
(проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации

учебно-познавательной

деятельности
(словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации
(стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля
( индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной

познавательной

деятельности
(подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
 личностно ориентированного образования;  игровые;  информационные;  деятельностного метода;  развитие общеучебных умений.
Ожидаемые результаты.
В результате прохождения программы учащиеся
должны знать
:  основные исторические события Великой Отечественной Войны;  этапы, ход, значение Сталинградской битвы;  боевой путь 299ХСД;  героев и их подвиги;  памятники и памятные места города.
уметь:
 отбирать и классифицировать материал;  составлять экскурсии, композиции, компьютерные презентации;  представлять результаты аудитории, проводить экскурсии;  защищать исследовательские работы и проекты.
Формы подведения итогов.

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
Тест, рисунки, викторина, оформление творческих выставок Основные формы работы кружка:  конкурсы;  смотры;  слеты;  конференции;  экскурсии;  исследовательская и поисковая работа;  круглые столы;  клубные встречи;  издательская деятельность;  походы;  игры;  турниры;  создание баз данных.

Учебно - тематический план.


№п\п Тема занятий Количество часов Дата план Дата факт все- го прак- тика тео- рия 1 1.Содержание и задачи работы кружка. 2. Выборы штаба, распределение поручений. 3.Работа с документацией 1 ч 1ч 2 1 Изучение материалов к годовщине со дня трагедии в Беслане 2. Подборка материала для общешкольного митинга «Имя трагедии Беслан»! 3. Правила ТБ при работе с ПК. 1ч 1ч 3 1. Правила пользования сетью Internet, умение найти необходимую информацию. 2.Подборка материала для презентации к празднованию 50-летия школы 1 ч 1ч 4 1. Работа над проектом для районного конкурса по родословной «Визитация». 2. Работа с материалами по истории МОУ СШ № 29 1ч 1ч 5 1.Подготовка презентации «Внтнраны средней школы № 29» 2. Изучение материалов по родословию. 1ч 1ч 6 1Изучение материалов по теме «Геролдия», «Генеалогия». 2.Программа Power Point. Создание компьютерной презентации. 1ч 1ч 7 1.Подготовка обзорной экскурсии по Комнате Боевой Славы. 2 Подборка музыкального сопровождения. Выразительное чтение. Разучивание сценки. 3. Обучение работе с карточками основного и вспомогательного фондов. Правила описания предметов для карточки. 1ч 0,5ч 0,5ч 8 1. Подготовка экскурсоводов «История образовательного учреждения» (история создания школы, ими гордится школа). 1ч 1ч 9 1.Подготовка экскурсоводов «История образовательного учреждения» (история создания школы, ими гордится школа). 1ч 1ч
10 1.Экскурсии для обучающихся МОУ СШ Тракторозаводского района в рамках районной акции «Открытый миру музей» 1ч 1ч 11 1.Экскурсии для обучающихся МОУ СШ Тракторозаводского района в рамках районной акции «Открытый миру музей» 1ч 1ч 12 1.Экскурсии для обучающихся МОУ СОШ Тракторозаводского района в рамках районной акции «Открытый миру музей» 1ч 1ч 13 1.Экскурсии для обучающихся МОУСШ Тракторозаводского района в рамках районной акции «Открытый миру музей» 1ч 1ч 14 1.Подготовка отчета в центр проведения районной акции «Открытый миру музей» (Детско -юношеский центр ТЗР), оформление альбома с фотоотчетом. 2.Работы в Power point. 1ч 1ч 15 1.Подготовка отчета в центр проведения районной акции «Открытый миру музей» (Детско -юношеский центр ТЗР), оформление альбома с фотоотчетом. 2.Работы в Power point. 1ч 1ч 16 1.Изучение темы: «Сталинград в огне»: книги В. Селищева «Волга в огне». 2. Определение эпизодов для представления на огоньке «Новый год грозного 42» 1ч 1ч 17 1. Проведениеогонька «Новый год грозного 42». 1ч 1ч 18 1.Подготовка к празднованию 73 годовщины Сталинградской битвы. «Вспомним всех поименно, сердце вспомним своим». Знакомство со сценарием. Чтение. Распределение ролей. Уточнение линии поведения каждого персонажа. 2. Подготовка экскурсоводов «И мир увидел Сталинград» 1ч 1ч
19 1. Репетиция литературно – музыкальной композиции «Вспомним всех поименно, сердце вспомним своим». 2. Прогон экскурсии «И мир увидел Сталинград»! 1ч 0,5ч 0,5ч 20 1.Праздник посвященный 73 годовщины Сталинградской битвы. «Вспомним всех поименно, сердце вспомним своим». 1ч 0,5ч 0,5ч 21 1.Экскурсии для учащихся школы «И мир увидел Сталинград»! 1ч 0,5ч 0,5ч 22 1.Экскурсии для учащихся школы «И мир увидел Сталинград»! 1ч 1ч 23 1.Исследовательская работа, требования к содержанию, выбор тем из отобранного материала «Трудовая династия…», определение количества документального материала, автобиографического, фото и документов. 1ч 1ч 24 1. Исследовательская работа, подготовка компьютерной презентации «Трудовая династии». 2. Правила пользования сетью Internet, умение найти необходимую информацию. . 1ч 1ч 25 1. Участие в районном конкурсе компьютерных презентаций. 1ч 1ч 26 1. Подготовка к городскому конкурсу экскурсоводов. Определение темы. Доработка содержания экскурсии. 2.Подборка материала: документального, стихов, литературных отступлений, музыкального сопровождения для экскурсии. 1ч 0,5ч 0,5ч 27 1. Репетиция, прогон экскурсии. 1ч 1ч 28 1. Репетиция, прогон экскурсии. 1ч 1ч 29 1.Участие в городском конкурсе экскурсоводов. 1ч. 1ч.
30 Работа над сценарием «Этих дней не смолкнет слава» Знакомство со сценарием. Чтение. Распределение ролей. 1ч 1ч 31 Подготовка и репетиция музыкальных номеров. Изготовление реквизита. Генеральная репетиция. 1ч 1ч 32 Показ литературно-музыкальной композиции «Этих дней не смолкнет слава» 1ч 1ч 33 1.Экскурсия: «Имена героев- защитников Сталинграда в названиях улиц Тракторозаводского района». 1ч 1ч 34 Подведение итогов работы. Составление плана работы на будущий год. 1ч 1ч Итого: 34 часа

Содержание курса.

Тема 1
Содержание и задачи работы кружка на предстоящий год. Выборы штаба. Распределение поручений. Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия. Формы работы: групповая работа по ситуациям для беседы. Методическое оснащение: карточки, книги регистрации, тематические таблицы.
Тема 2
1 Изучение материалов к годовщине со дня трагедии в Беслане 2. Подборка материала для общешкольного митинга «Имя трагедии Беслан»! 3. Правила ТБ при работе с ПК. Формы работы: беседа, чтение отрывков из книги, рассказ, обсуждение способов чтения и изложения материала. Методическое обеспечение: компьютер, проектор.
Тема 3
1. Правила пользования сетью Internet, умение найти необходимую информацию. 2.Подборка материала для презентации «Ветераны средней школы № 29» Форма работы: фронтальная, групповая, коллективное обсуждение. Методическое обеспечение: компьютер, содержательная часть экскурсии.
Тема 4
1. Работа над проектом для районного конкурса по родословной «Визитация». 2. Работа с материалами по истории МОУ СШ № 29 Форма работы: выступление., Построение таблиц. Развитие умений читать, добавлять, находить ошибки в таблицах. Методическое оснащение: Бычков М.Е. «Что значат имена родные», М., 2000 Люди Екатерининского времени
Тема 5.
1.Подготовка презентации «Юбилей школы». 2. Изучение материалов по родословию, вида родословных, история родословия Формы работы: беседа, изучение литературы, работа с презентацией. Материальное обеспечение:
Тема 6
Изучение материала по теме «Геролдия», «Генеалогия». Программа Power Point. Создание компьютерной презентации. Формы работы: беседа, презентация материала. Материальное обеспечение: Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. М.,1989, Онучин А.Н Твое родословное древо.
Тема 7.

Подготовка экскурсоводов. Подборка музыкального сопровождения. Выразительное чтение. Разучивание сценки: «Приготовиться к бою!» Обучение работе с карточками основного и вспомогательного фондов. Правила описания предметов для карточки. Формы работы: беседа, рассказ, выразительное чтение стихов, коллективное обсуждение способов чтения и изложения материала, воспроизведение в действии отдельных эпизодов. Методическое обеспечение: компьютер, сценарий, книга Аргасцева В.А. «Битва за Сталинград»; Кондратьева.В.А. «Говорят погибшие герои».
Тема 8.
Подготовка экскурсоводов «История образовательного учреждения» (история создания школы, ими гордится школа). Формы работы: воспроизведение в действии отдельных эпизодов, прогон экскурсии. Методическое обеспечение: компьютер, сценарий.
Тема.9
Подготовка экскурсоводов «История образовательного учреждения» (пионерская организация вчера и сегодня). Формы работы: воспроизведение в действии отдельных эпизодов, прогон экскурсии. Методическое обеспечение: компьютер, сценарий.
Тема 10.
Экскурсии для обучающихся МОУ СШ Тракторозаводского района в рамках районной акции «Открытый миру музей». Формы работы: экскурсия. Методическое обеспечение: компьютер, сценарий.
Тема 11.
Экскурсии для обучающихся МОУСШ Тракторозаводского района в рамках районной акции «Открытый миру музей» Формы работы: экскурсия. Методическое обеспечение: компьютер, сценарий.
Тема 12.
Экскурсии для обучающихся МОУСШ Тракторозаводского района в рамках районной акции «Открытый миру музей» Формы работы: экскурсия. Методическое обеспечение: компьютер, сценарий.
Тема 13.
Экскурсии для обучающихся МОУ СШ Тракторозаводского района в рамках районной акции «Открытый миру музей» Формы работы: экскурсия. Методическое обеспечение: компьютер, сценарий.
Тема 14.
Подготовка отчета в центр проведения районной акции «Открытый миру музей» (Детско -юношеский центр ТЗР), оформление альбома с фотоотчетом. Работы в Power point.
Формы работы: индивидуальная, групповая. Методическое обеспечение: компьютер, фотоматериалы, альбом.
Тема 15.
Подготовка отчета в центр проведения районной акции «Открытый миру музей» (Детско -юношеский центр ТЗР), оформление альбома с фотоотчетом. Работы в Power point. Формы работы: индивидуальная, групповая. Методическое обеспечение: компьютер, фотоматериалы, альбом.
Тема 16
1.Изучение темы: «Сталинград в огне»: книги В. Селищева «Волга в огне». 2. Определение эпизодов для представления на огоньке «Новый год грозного 42» Формы работы: индивидуальная, групповая беседа. Методическое обеспечение: фотоаппарат, камера для видеосъемки, ксерокс.
Тема 17
1. Проведениеогонька «Новый год грозного 42». Формы работы: огонек. Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация, музыкальное сопровождение.
Тема 18
1.Подготовка к празднованию 73 годовщины Сталинградской битвы.«Вспомним всех поименно, сердце вспомним своим». Знакомство со сценарием. Чтение. Распределение ролей. 2. Подготовка экскурсоводов «И мир увидел Сталинград» Формы работы: индивидуальная, групповая беседа. Методическое обеспечение: книги: Морозов В.П. Исторический подвиг Сталинграда, М.1982 год., Альбомы «299 ХСД в боях за Родину», 1971, 1978, 1982 годы. Альбомы составлены из статей, очерков и воспоминаний, которые были опубликованы после встреч ветеранов дивизии. Статьи написаны ветеранами дивизии: В. Ожерельевым, Н. Скляром, А.Лаптевым, Г. Карповым, Д. Скобловым, О.Лавриковым, Е.Тулуповым и др.
Тема 19.
1. Репетиция литературно – музыкальной композиции «Вспомним всех поименно, сердце вспомним своим». 2. Прогон экскурсии «И мир увидел Сталинград»! Формы работы: групповая работа, групповое обсуждение, творческий конкурс. Методическое обеспечение: компьютер, документальные книги.
Тема 20.
1.Праздник, посвященный 73 годовщины Сталинградской битвы. «Вспомним всех поименно, сердце вспомним своим». Формы работы: литературно- музыкальная композиция Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация, декорации
Тема 21.
1.Экскурсии для учащихся школы «И мир увидел Сталинград»! Формы работы: экскурсия.
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация, документальные книги.
Тема 22.
1.Экскурсии для учащихся школы «И мир увидел Сталинград»! Формы работы: экскурсия. Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация, документальные книги.
Тема 23.
Исследовательская работа, требования к содержанию, выбор тем из отобранного материала «Трудовая династия…», определение количества документального материала, автобиографического, фото и документов. Форма работы: рассказ, беседа, изучение документов, коллективное обсуждение. Методическое обеспечение: компьютер, презентация «Требования к исследовательской работе», фотоаппарат, камера для видеосъемки, ксерокс.
Тема 24.
Исследовательская работа, подготовка компьютерной презентации «Трудовая династии» Форма работы: выполнение компьютерной презентации. Методическое обеспечение: компьютер, презентация, «Требования к исследовательской работе».
Тема 25.
Участие в районном конкурсе компьютерных презентаций.
Тема 26.
Подготовка к городскому конкурсу экскурсоводов. Определение темы. Доработка содержания экскурсии. Подборка материала: документального, стихов, литературных отступлений, музыкального сопровождения для экскурсии. Формы работы: беседа, выразительное чтение, воспроизведение отдельных эпизодов. Методическое обеспечение: компьютер, фонограммы песен, сборники стихов, историко- художественная хрестоматия по Великой Отечественной войне П.И. Потемкин, Москва «Просвящение», 1987 год. Альбомы «299 ХСД в боях за Родину», 1971, 1978, 1982 годы. Альбомы составлены из статей, очерков и воспоминаний, которые были опубликованы после встреч ветеранов дивизии. Статьи написаны ветеранами дивизии: В. Ожерельевым, Н. Скляром, А.Лаптевым, Г. Карповым, Д. Скобловым, О.Лавриковым, Е.Тулуповым и др.
Тема 27.
Подготовка к городскому конкурсу экскурсоводов. Определение темы. Доработка содержания экскурсии. Подборка материала: документального, стихов, литературных отступлений, музыкального сопровождения для экскурсии. Формы работы: беседа, выразительное чтение, воспроизведение отдельных эпизодов. Методическое обеспечение: компьютер, фонограммы песен, сборники стихов.
Тема 28.
Репетиция, прогон экскурсии. Подготовка презентации.
Формы работы: индивидуальная. Методическое обеспечение: компьютер, фонограммы песен.
Тема 29.
Участие в городском конкурсе экскурсоводов. Формы работы: индивидуальная. Методическое обеспечение: компьютер, фонограммы песен.
Тема 30.
Работа над сценарием «Этих дней не смолкнет слава» Знакомство со сценарием. Чтение. Распределение ролей. Уточнение линии поведения каждого персонажа. Занятие техникой речи. Разбор текста по линии каждого выступающего. Пересказ детьми сценария, с целью выявления основной темы. Формы работы: беседа, рассказ, выразительное чтение стихов, изучение сценария, распределение ролей, коллективное обсуждение способов чтения и изложения материала, воспроизведение в действии отдельных эпизодов. Методическое обеспечение: книги: История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941- 1945, М. 1981г. Освободительная миссия Советских вооруженных сил во второй мировой войне, М. 1971 год.
Тема 31
Репетиция музыкальных номеров. Подбор аудиозаписи, создание фонограммы. Уточнение смысловых акцентов. Корректировка. Работа по созданию фонограммы. Репетиция музыкальных номеров. Прогонные репетиции картин. Генеральная репетиция. Форма работы: выразительное чтение стихов, воспроизведение в действии отдельных эпизодов, проигрывание сценок, прогонная репетиция. Методическое обеспечение: компьютер, сценарий, фонограмма.
Тема 32.
Генеральная репетиция. Показ литературно-музыкальной композиции: «Этих дней не смолкнет слава» Форма работы: литературно-музыкальная композиция. Методическое обеспечение: компьютер, фонограмма, презентация, сценарий
Тема 33.
Репетиция. .Экскурсия: «Имена героев- защитников Сталинграда в названиях улиц Тракторозаводского района». Форма работы: экскурсия. Методическое обеспечение: материалы экскурсии.
Тема 34.
Подведение итогов работы, анализ мероприятий, отчет экскурсоводов о проведенной работе, отчет о работе по сбору материалов, итоги конкурса исследовательских работ. Составление плана работы на будущий год.
Форма работы: анализ деятельности. Методическое обеспечение: компьютер, презентации.


Методическое обеспечение:
 компьютер;  проектор;  звуковые колонки;  презентации;  фонограммы песен;  экспонаты основного фонда;  экспонаты вспомогательного фонда.
Литература:
1. Морозов В.П. Исторический подвиг Сталинграда, М.1982 год. 2. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941- 1945, М. 1981г. 3. Освободительная миссия Советских вооруженных сил во второй мировой войне, М. 1971 год. 4. Историко-художественная хрестоматия по Великой Отечественной войне, П.И. Потемкин, Москва «Просвещение», 1987 год. 5. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления, М.1989 год. 6. Аргасцева В.А. «Битва за Сталинград». 7. Кондратьева.В.А. «Говорят погибшие герои». 8. Альбомы «299 ХСД в боях за Родину», 1971, 1978, 1982 годы. Альбомы составлены из статей, очерков и воспоминаний, которые были опубликованы после встреч ветеранов дивизии. Статьи написаны ветеранами дивизии: В. Ожерельевым, Н. Скляром, А.Лаптевым, Г. Карповым, Д. Скобловым, О.Лавриковым, Е.Тулуповым и др. 9. Альбом «Командиры и герои 299 ХСД». 1980год. 10. Статьи из газет: «За Отчизну», 1943г.; «Красноармейская газета». 11. Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. 12. М.,1989, Онучин А.Н Твое родословное древо.


В раздел образования