Автор: Ротова Рамзия Агзамовна
Должность: заведующий
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №41
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Модель взаимодействия органов государственно-общественного управления в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»
Тема: государственно-общественное уравление
Раздел: дошкольное образование
Модель взаимодействия органов общественного управления
В МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»
В настоящее время д
ошкольное образование является первой ступенью
общей
педагогической
системы,
а
само
дошкольное
образовательное
учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая
система.
Являясь
государственным
или
государственно-общественным
институтом, детский сад создаётся обществом для выполнения конкретных
целей и поэтому выполняет его социальный заказ. На смену тоталитарному
единоначалию во всех сферах жизнедеятельности образовательных учреждений,
пришла
общественно-государственная
форма
управления.
Включение
государственно-общественного управления в систему управления дошкольной
образовательной организации является одной из наиболее актуальных задач
современного отечественного дошкольного образования. Поэтому образование
развивается с учетом всех изменений и тех тенденций, которые происходят в
обществе, и получает социальный заказ на новое качество образования.
Управление МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» строится на
принципах единоначалия и самоуправления и осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Участие
общественности,
общественных
и
профессиональных
организаций
в
управлении Учреждением осуществляется через органы государственно-
общественного управления. Современное образование не может быть
замкнутым. Образовательная практика должна соответствовать процессам,
происходящим
в
обществе,
реальным
потребностям
жизни.
Единоличным исполнительным органом учреждения является заведующий,
прошедший соответствующую аттестацию, который осуществляет текущее
руководство деятельностью дошкольного образовательного учреждения.
Управление учреждением – целенаправленное ресурсно-обеспеченное
взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению
запланированного результата.
В дошкольной образовательной организации создана функционально-
целевая модель управления.
Трехуровневая
функционально-целевая
модель
управления
предполагает:
I уровень – предназначен для выработки стратегии развития МАДОУ г.
Нижневартовска
ДС
№41
«Росинка».
Стратегическое
управление
осуществляет
заведующий
учреждения.
В
учреждении
действуют
коллегиальные органы управления, к которым относится педагогический
совет, наблюдательный совет, общее собрание трудового коллектива, совет
родителей.
Педагогический совет
– определяет направление образовательной
деятельности,
перспективы
развития
учреждения,
способствует
совершенствованию воспитательно – образовательного процесса в
соответствии
с
требованиями
современной
науки
и
передовой
практики.
Принимая
основные
направления
деятельности
в
организации образовательного процесса, в т.ч. и дополнительных
услуг, педсовет тем самым определяет их предложение на рынке
образовательных услуг. Педагогический совет взаимодействует с
органами самоуправления МАДОУ по вопросам функционирования и
развития учреждения, вносит предложения по содержанию, способам,
системе
средств
воспитания
и
обучения,
режиму
своего
функционирования в системе самоуправления.
Направления деятельности педагогического совета:
- реализация государственной политики в области дошкольного
образования;
- определение направлений образовательной деятельности, разработка
программы развития МАДОУ;
- разработка
локальных
актов
МАДОУ,
регламентирующих
образовательную деятельность;
- разработка основной образовательной программы МАДОУ;
-внедрение в практику работы МАДОУ достижений педагогической
науки, передового педагогического опыта;
-повышение профессионального мастерства, развитие творческой
активности педагогических работников МАДОУ.
Наблюдательный
совет.
Его
основная
цель
-обеспечение
демократического
и
государственно-общественного
управления
автономным учреждением.
Направления деятельности наблюдательного совета:
Наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает :
1) предложения учредителя, департамента или заведующего МАДОУ о
внесении изменений в устав МАДОУ;
2) предложения учредителя, департамента или заведующего МАДОУ о
создании и ликвидации филиалов МАДОУ, об открытии и о закрытии его
представительств;
3) предложения учредителя, департамента или заведующего МАДОУ о
реорганизации МАДОУ или о его ликвидации;
4) предложения учредителя, департамента или заведующего МАДОУ об
изъятии имущества, закрепленного за МАДОУ на праве оперативного
управления;
5) предложения заведующего МАДОУ об участии МАДОУ в других
юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного
имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или
передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в
качестве учредителя или участника;
6) проект плана финансово-хозяйственной деятельности МАДОУ;
7) по представлению заведующего МАДОУ проекты отчетов о деятельности
МАДОУ и об использовании его имущества, об исполнении плана его
финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность
МАДОУ;
8)
предложения
заведующего
МАДОУ
о
совершении
сделок
по
распоряжению имуществом, которым МАДОУ вправе распоряжаться только
с согласия департамента;
9) предложения заведующего МАДОУ о совершении крупных сделок;
10) предложения заведующего МАДОУ о заключении крупных сделок, в
совершении которых имеется заинтересованность;
11) предложения заведующего МАДОУ о выборе кредитных организаций, в
которых МАДОУ может открыть банковские счета;
12) вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности МАДОУ
и утверждения аудиторской организации.
Общее собрание работников
. Общее собрание работнкиов МАДОУ
№41 "Росинка" является органом самоуправления. Общее собрание
объединяет
руководящих,
педагогических,
служащих,
рабочих,
специалистов, т.е. всех лиц, которые работают по договору в данной
Организации. Общее собрание реализует право на самостоятельность
ДОУ в решении вопросов, способствующих оптимальной организации
образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности.
Общее собрание решает следующие вопросы:
о
необходимости
заключения
с
администрацией
МАДОУ
коллективного договора, рассматривает и принимает его проект;
создание комиссии по разрешению трудовых споров и избрание ее
членов;
об
избрании
и
делегировании
работников
МАДОУ
в
состав
наблюдательного совета;
о
рассмотрении
и
утверждении
кандидатур
работников
на
награждение.
II уровень – предназначен для выработки тактики развития МАДОУ г.
Нижневартовска ДС №41 «Росинка» и направлен на развитие научно-
методического
обеспечения,
способствует
эффективной
организации
образовательного процесса, развитию инновационной деятельности, развития
материально-технической
базы.
Тактическое
управление
находится
в
компетенции
заместителей
руководителя,
методического
совета,
родительского комитета.
III уровень – оперативное управление осуществляют члены органов
соуправления
и
самоуправления:
педагоги,
специалисты,
родители
воспитанников,
объединенные
по
интересам
в
различные
группы
и
решающие вопросы, не требующие административного управления.
Модель включает в себя временные и постоянные функциональные
группы, состоящие из представителей разных структурных подразделений, в
том числе из рядовых сотрудников и родителей.
Временные группы создаются для решения конкретных задач, решение
которых ограничено во времени, состав группы и регламент работы
утверждается приказом по учреждению.
Каждый «субъект» управления в интересах развития МАДОУ г.
Нижневартовска ДС №41 «Росинка» взаимодействует с другими в ходе
выполнения своих функций: планирование, организация, контроль, анализ,
координация и др.
Управление
структурами
МАДОУ
г.
Нижневартовска
ДС
№41
«Росинка»
происходит
через
взаимное
планирование
деятельности,
взаимоконтроль,
выявление
проблем,
поиск
совместных
решений.
В
структуре управления МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» по
вертикали и горизонтали выделяется такой фактор, как специализация в
распределении основных функций при их одновременной интеграции в
решении поставленных целей и задач, необходимый для качественного
осуществления образовательного процесса. Функционально-целевая модель
управления МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» представляет
демократически централизованную систему с особым характером связей
между субъектами управления. Данная модель управления определяет баланс
задач для всех отделов организационной структуры управления учреждением
со
структурой
целей;
соответствие
иерархических
уровней
задач
и
управленческих звеньев; оптимизацию задач, полномочий и ответственности
управления.
В организационную структуру МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41
«Росинка» входят:
1.
Руководство
(заведующий,
заместитель
заведующего
по
воспитательно-методической работе, заместитель заведующего, заместитель
заведующего
по
административно-хозяйственной
работе,
заместитель
заведующего по безопасности, главный бухгалтер);
2.
В
подчинении
заместителя
заведующего
по
воспитательно-
методической работе находится:
- воспитательно-методический отдел (заместитель заведующего по
воспитательно-методической работе, заместитель заведующего, заведующий
воспитательным отделом, заведующий методическим отделом, воспитатель,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор
по физической культуре (плавание), педагог-организатор, учитель-логопед,
педагог-психолог);
4.
В
подчинении
главного
бухгалтера,
курирующего
вопросы
финансово-экономической деятельности находится:
- финансово-экономический отдел (главный бухгалтер, начальник
расчетного отдела, бухгалтер, экономист);
5.
В
подчинении
заместителя
заведующего
по
безопасности
курирующего вопросы безопасности жизнедеятельности находится:
- отдел безопасности (заместитель заведующего по безопасности,
специалист по охране труда);
6. В подчинении заместителя заведующего по административно-
хозяйственной работе, курирующего вопросы хозяйственной деятельности
находится:
- хозяйственный отдел (заместитель заведующего по административно-
хозяйственной работе, заведующий хозяйством, шеф-повар, повар, кухонный
рабочий, кладовщик, швея, кастелянша, машинист по стирке и ремонту
специальной одежды, грузчик, уборщик служебных помещений, уборщик
служебных помещений (бассейн), рабочий по комплексному обслуживанию
и ремонту зданий, помощник воспитателя, вахтер, дворник, сторож);
7. В подчинении начальника отдела кадров, курирующего вопросы
кадровой службы находится:
-
отдел
кадров
(начальник
отдела
кадров,
делопроизводитель,
секретарь).
Таким образом, разработанная в учреждении модель взаимодействия
органов общественного управления позволяет проследить их взаимодействие
и взаимовлияние, а так же способствует усилению роли общественности в
решении проблем образования, что является одной из главных тенденций
развития образования, как открытой государственно-общественной системы.