Напоминание

Методика обучения лыжной подготовки учащихся


Автор: Васильев Александр Сергеевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МОУДО ДЮСШ 2
Населённый пункт: Кемеровская область - Кузбасс, г. Анжеро-Судженск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика обучения лыжной подготовки учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Методика обучения лыжной подготовки учащихся

Методическая разработка

Кемерово 2020

2

Оглавление

1.

Введение…………………………………………………………………….3

2.

Методика проведений занятий по лыжной подготовке………………....4

3.

Инвентарь и форма одежды…………………………………..…………...8

4.

Подготовка к обучению основным способам передвижения на

лыжах............................................................................................................10

5.

Подвижные игры на лыжах……………………………………………....13

6.

Примерное распределение учебного материала по классам……...……15

7.

Инструкция по лыжной подготовки для школьников………...…..……17

8.

Приложение…………………………………………………………….....20

9.

Заключение………………………………………………………………..22

10.

Литература………………………………….……………………………..24

3

Введение

В учебном процессе лыжная подготовка занимает особо важное место.

Ходьба на лыжах по различному рельефу местности всесторонне

воздействует на организм, способствует развитию сердечнососудистой и

дыхательной

систем,

повышает

силу,

выносливость,

совершенствует

координацию движений, пребывание на свежем воздухе при различных

температурных условиях закаляет организм занимающихся.

Лыжи - лучший способ укрепления здоровья зимой.

В зимний период времени большая часть уроков физкультуры

посвящена лыжной подготовке. Эти уроки стоят особняком в школьной

программе, так как проводятся на свежем воздухе. Как организовать такие

занятия? В чем заключаются особенности программы и методики ее

преподавания? Именно об этом и пойдет речь в данной работе.

4

Методика проведений занятий по лыжной подготовке

Работа по организации и проведению уроков по лыжной подготовке

очень специфична и сильно отличается от аналогичной по другим разделам

программы. Ее достаточно трудно заранее спланировать поурочно, а затем

реализовать на конкретном уроке. Здесь многое зависит от погоды, которая в

любой момент может преподнести сюрприз. Поэтому иногда бывает так, что

уроки по одной и той же теме проводятся по разным схемам. Это нарушает

стройную систему обучения и в то же время повышает требования к

методике обучения, которая должна быть современной, быстро осваивать

новые упражнения и повторять уже знакомые.

Суть предложенной ниже методики заключается в том, что в ней упор

сделан на главные, ключевые моменты, без которых невозможно добиться

высоких результатов. Это, прежде всего, упражнения на равновесие. Ниже

подробно описаны наиболее эффективные из них, которые учитель может

использовать все или выборочно при обучении технике. Неотъемлемой

частью методики обучения являются игры, которые многократно

сокращают время овладения навыками и дают возможность учащимся

увидеть и понять свои ошибки. Кроме того, игры попытают интерес к

занятиям

и

стимулируют

обучение.

Завершает предлагаемую

методическую систему логическая последовательность изучения упражнений

по

классам.

В

этом

случае

одно

разученное

упражнение

является

подготовительным для другого. Это позволяет быстрее осваивать новые

упражнения и постоянно повторять уже разученные.

При обучении детей целесообразно идти от их умений, а не от

содержания программы, которая лишь показывает последовательность

освоения упражнений и определяет возможности, детей того или иного

возраста.

При обучении следует придерживаться принципа: «Усвоили одно -

можно обучать другому». Это не значит, что на одном уроке надо повторять

5

одно упражнение до тех пор, пока оно не получится. Такие упражнения надо

включать в содержание уроков чаще и более продолжительное время. Те же

упражнения, которые получаются хорошо, достаточно лишь повторять, но в

обязательном порядке.

Некоторые

упражнения

особенно

на

равновесие,

имеют

так

называемый «отставленный эффект». Они получаются не сразу, а навыки и

умения как бы накапливаются. Затем через 1 – 2 года они выполняются

совершенно свободно, причем всеми, кто ходил на уроки. Это обстоятельство

надо учитывать, не всегда ждать сиюминутного результата предложенных

ниже упражнений, так как многое зависит от возможности детей и уровня их

предварительной подготовки.

Любой урок по лыжной подготовке целесообразно проводить по плану,

который приводится ниже.

Разминка: медленный бег в течение 3 минут; общеразвивающие

упражнения на равновесие и имитационные упражнения; передвижение на

лыжах любым способом 250—500 м по кругу.

Основная часть: по плану учителя.

Заключительная часть: передвижение к школе; проверка учащихся;

подведение итогов занятия; очистка лыж.

Являясь категорическим противником сдвоенных уроков физкультуры,

в том числе и по лыжам, занятия провожу 2 раза в неделю по одному уроку

во всех (с 5 – го по 11 – й) классах. Урок начинается со звонком и

заканчивается тоже со звонком. По звонку на урок класс строится с лыжами у

входа в школу, а перед звонком с урока учащиеся очищают лыжи у входа в

школу.

Преимущества двух уроков в неделю по одному часу по сравнению с

одним спаренным следующие:

на уроках продолжительностью 45 минут дети почти не мерзнут

и устают значительно меньше;

6

в случае плохой погоды (сильный мороз или оттепель) пропадает

один урок, а не два;

ученик пропускаем один урок, а не два в случае, если что-то

забыл (из одежды и инвентаря) или сломал лыжи, или пришел после болезни.

Занятия проводятся в 100 м от школы, где делаем сами трассу - очень

удобную с препятствиями, с небольшой горкой. Трасса трамбуется очень

просто. Достаточно на ней на нескольких уроках в течение одного дня по 10-

15 минут поиграть в салки на лыжах.

При выполнении упражнении на своих лыжах учащиеся, получив

задание, перемещаются по лыжне туда и обратно. После того как ученики

возвратятся в исходное положение, они получают новое задание и т.д. При

упражнениях на кругах учащиеся выполняют одно задание, преодолевая

целый круг.

При обучении различным ходам, как классическим, так и коньковым,

лучше разделить школьников, имеющих пластиковые и деревянные лыжи.

Обучаемых, в этом случае, надо поставить на разные круги. Особенно это

относится к обучению скользящему шагу классического и конькового хода.

При выполнении классического скользящего шага учащиеся на деревянных

лыжах располагаются на маленьком круге, на большом - школьники на

пластиковых лыжах. При выполнении конькового скользящего шага -

наоборот.

Выполняя классический скользящий шаг на пластиковых лыжах, даже

в случае сильной отдачи лыж следует выполнять все упражнения, не обращая

внимания на скорость передвижения. Главное, чтобы движения ученика

были правильными.

При обучении подъемам и спускам горку разделяю на две половины.

По одной половине ученики спускаются, а по другой поднимаются. Для

разделения горки можно использовать лыжные палки, уложив их в одну

линию, также деревянные ветки. По возможности на каждой половине надо

7

иметь несколько параллельных спусков и подъемов. Это значительно

повысит плотность занятия. Горку надо делить на две половины не только на

спуске, но и на выкате. Спустившись с горы, учащиеся должны свободно

ехать до полной остановки, а затем пройти вперед и только потом

поворачивать и переходить на другую половину для подъема. Это

необходимо для того, чтобы учащиеся не мешали друг другу, т. е. могли бы

одновременно спускаться несколько человек, не опасаясь столкновений.

Кроме того, подобное разделение помогает равномерно распределить

учащихся по всей горке и не устраивать очередей.

8

Инвентарь и форма одежды

Следует твердо уяснить, что от лыжного инвентаря зависит

многое. Здесь не годится принцип: «Научишься кататься – купим

хорошие лыжи». Поэтомy, инвентарь должен быть хотя бы хорошим. На

начальном этапе обучения совсем не важно, какие будут лыжи

пластиковые или деревянные. Гораздо более, важное значение имеют

крепления. Они должны прочно крепить ботинки к лыжам и в то же время

свободно расстегиваться и застегиваться. Причем школьник должен делать это

сам.

В случае финансовых затруднений надо покупать хорошие ботинки и

крепления (лучше с кантом впереди, под 3 штыря), а лыжи можно брать

любые (главное, без пропеллера» скручивающегося изгиба скользящей

поверхности).

Маленьким детям бывает трудно найти ботинки по

размеру, поэтому можно брать их на 1—2 размера больше, а носок ботинка

заполнить ватой до нужного размера.

Если крепления плохие (ременные), лыжами очень сложно

управлять, а если лыжи постоянно соскакивают трудно кататься и

получать удовольствие. Учащиеся на таких лыжах, помучившись 1—2

урока, начинают придумывать причины, чтобы на занятия по лыжной

подготовке не ходить (что-то забыл, заболел и т. п.). Все это сразу заметно,

так как школьники, имеющие хорошие лыжи, так никогда не делают. Они с

удовольствием катаются и, что самое главное, делают успехи в освоении

«лыжной науки».

На одежду надо обратить особое внимание, и прежде всего, на

отношение к ней родителей и особенно учителей физкультуры. Очень

часто учащиеся на уроках и на прогулках одеты во что угодно, но только не

в спортивную одежду. Когда некоторые коллеги утверждают, что главное,

чтобы ребенок катался, и не важно, во что он одет, это большое

заблуждение. Школьник в неспортивной одежде или одетый слишком тепло,

9

как правило, сильно перегревается и потеет. В этом случае в его нервной

системе срабатывает охранительное торможение и у него пропадает желание

двигаться. Ученик хочет охладиться, поэтому расстегивается и ест снег.

Продолжение движений в этих условиях приводит к перегрузкам.

Следовательно, учащийся не получает удовольствия от выполняемых

заданий (упражнений), а после урока он чувствует себя уставшим и

обессиленным. К тому же некоторые школьники не переодеваются после

урока и ходят потом во влажной одежде. Отсюда неудивительно, что

после подобных занятий они заболевают, а родители винят занятия на

улице и еще теплее одевают своих детей. Такие ученики, позанимавшись на

одном занятии, затем по болезни пропускают от 6 до 8 уроков. Кроме того, у

них формируется отрицательное отношение к лыжной подготовке. Поэтому

очень важно, чтобы спортивная форма учащихся соответствовала погодным

условиям и интенсивности конкретного занятия.

10

Подготовка к обучению основным способам передвижения на

лыжах

Подготовку к обучению передвижению на лыжах надо начинать с

главного. Основой техники такого передвижения является одноопорное

скольжение, т. е. умение удерживать равновесие на одной ноге при

движении. Поэтому упражнениям на равновесие следует уделить особое

внимание. Их надо повторять каждый год во всех классах. Количество

времени, отводимое на выполнение этих упражнений, зависит от степени

освоения их учащимися, а не от возраста школьников.

Все упражнения на равновесие можно условно разделить на группы.

Первое упражнение без лыж: общеразвивающие на равновесие до начала

лыжной подготовки; общеразвивающие во время лыжной подготовки;

имитирующие лыжную технику.

Второе упражнение на лыжах выполняемые на месте; выполняемые в

движении на одной лыже.

Упражнения на равновесие без лыж

Общеразвивающие

упражнения на равновесие до начала лыжной

подготовки выполняются в конце второй четверти на уроках гимнастики.

При выполнении этих упражнений учащиеся стоят на одной ноге, слегка

согнутой в колене.

Вторая нога свободно опущена или отведена назад, но не касается ни

пола, ни другой ноги. Выполнив одно упражнение несколько раз, школьники

меняют положение ног и повторяют упражнение.

Первоначально

все

движения рук, туловища и ног они выполняют в передне-задней плоскости.

Затем движения выполняются ими в плоскостях.

На занятиях можно использовать эспандер лыжника.

Учащимся следует рекомендовать выполнять дома утреннюю зарядку,

стоя на одной ноге. Кроме того, стоя на коньках или на роликах, они тоже

могут выполнять упражнения на равновесие.

11

Общеразвивающие

упражнения во время лыжной подготовки

учащимися выполняются стоя в строю. В исходном положении они стоят

на одной ноге, слегка согнутой в колене. Вторая нога

на первых двух

занятиях свободно опущена, а на остальных занятиях отведена немного назад

и выпрямлена в коленном суставе. Свободная нога не должна касаться ни

снега, ни другой ноги. Выполнив одно упражнение несколько раз,

школьники меняют положение ног и повторяют упражнение. Руки

при выполнении поднимают только до уровня плеч.

Из предлагаемых ниже упражнений для конкретного урока учитель

выбирает от трех до шести, по одному-два на руки, туловище и ноги.

Упражнение 1: на счет 1 - руки вперед; на счет 2 - руки вниз, на счет 3;

- руки назад, на счет 4 - руки вниз.

Упражнение 2: на счет 1 - руки вперед; на счет 2 - руки назад.

Упражнение 3: то же, но с небольшим подседанием в момент движения

рук вниз.

Упражнение 4: на счет 1 правая рука вперед, левая назад; на счет - руки

вниз; на счет 3 - левая рука вперед; на счет 4 - руки вниз.

Упражнение 5: то же упражнение, но смена рук на два счета.

Упражнение 6: то же упражнение, но с небольшим подседанием в

момент движения рук вниз.

Упражнение 7: на счет 1 наклониться вперед и коснуться обуви и

пальцами (не опираться); на счет 2 - - вернуться в и. п.

Упражнение 8: то же упражнение, но из и. п. - руки вперед.

Упражнение 9: то же упражнение, но из и. п. - руки назад.

Упражнение 10: то же упражнение, но во время наклона отвести руки

максимально назад.

Упражнение 11: на счет 1 - наклониться и коснуться правой рукой

ботинка опорной ноги; на счет 2 - вернуться в и. п.; на счет 3 - наклониться и

коснуться левой рукой ботинка опорной ноги; на счет 4 вернуться в и. п.

12

Упражнение 12: то же упражнение, но одной рукой касаться ботинка, а

вторую руку отводить максимально назад.

Упражнение 13: и. п. - руки и свободная нога впереди; на счет 1

наклониться и отвести руки максимально назад, а свободную ногу тоже назад

но недалеко (немного за опорную); на счет 2 - вернуться в и. п.

Упражнение 14: махи свободной ногой вперед и назад, руки в

произвольном положении.

Упражнение 15: то же упражнение, но руки соединены за спиной.

Упражнение 16: то же упражнение, но руки находятся впереди.

Упражнение 17: то же упражнение, но одна рука впереди, а другая

отведена назад.

Упражнение 18: и. п. руки впереди, а свободная нога отведена назад

одновременные махи руками и ногой в разных направлениях.

Упражнение 19: и. п. - правая рука впереди, а левая рука и правая нога

отведены назад; попеременные махи руками и ногой; правая рука и правая

нога всегда должны двигаться в разных направлениях.

Имитационные

упражнения

лыжной

техники

включают

в

себя

выполнение отдельных элементов техники: работа рук, рук и туловища, рук и

ног.

Упражнения выполняются на одной ноге без палок и с палками в руках.

И это все у учащихся совершенствуется по дороге в школу и обратно на

лыжах.

13

Подвижные игры на лыжах

Подвижные игры на лыжах чаще всего не требуют от участников

специальной подготовленности, кроме владения способами передвижения.

Это позволяет широко использовать их в массовых зимних праздниках с

участием как детей, так и взрослых. В условиях игры более выразительно

проявляются

индивидуальные

особенности

учеников,

что

позволяет

эффективнее реализовать на практике индивидуальный подход. Приведём

примеры нескольких игр.

Эстафеты.

Подготовка. На поляне чертится стартовая линия, на расстоянии 80-

100м - линия финиша. Играющие делятся на равные по количественному

составу команды и встают у стартовой линии в колонну по одному, одна

колонна параллельно другой. Каждая команда прокладывает две параллельно

идущие лыжни для движения туда и обратно.

Проведение. По команде игроки, стоящие впереди колонн, стараются

быстрее пройти до финишной линии и вернуться на старт, чтобы касание

руки передать эстафету второму участнику своей команды. Побеждает

команда, последний игрок которой первым на обратном пути пересечет

линию старта.

Игра «Кто быстрее»

Подготовка. На поляне обозначают линию старта и параллельно ей на

расстоянии более ста метров проводят линию финиша. Играющие делятся на

несколько равных команд и выстаиваются в колонну по одному на линии

старта. Заранее устанавливают игровой лыжный ход.

14

Проведение. По команде первые номера в колоннах стремятся быстрее

дойти до финиша. По очередности стартуют вторые, третьи и т.д. В каждом

забеге выявляют игроков, занявших первое, второе и последующие места.

Выигрывает команда, набравшая наименьшую сумму мест, занятых игроками

в каждом забеге.

15

Примерное распределение учебного материала по классам

1 класс (занимается без палок)

Правила поведения на уроках по лыжной подготовке. Выход из школы

к месту сбора (построения). Передвижение с лыжами в руках (по школе и на

улице). Упражнения на равновесие. Постановка на лыжи. Ступающий шаг

(ознакомление). Передвижение по лыжне. Спуски (ознакомление). Игры на

лыжах на утрамбованной площадке.

2 класс (занимается без палок)

Строевые приемы с лыжами. Постановка на лыжи. Упражнения на

равновесие. Повороты на месте переступанием вокруг носков и пяток лыж.

Ступающий шаг. Скользящий шаг (ознакомление). Спуск с небольшой

горки. Подъем лесенкой. Игры на лыжах. Прохождение дистанции 1 км без

учета времени.

3 класс

Скользящий шаг. Спуск с большой горки. Преодоление канавы. Игры

на лыжах. Прохождение дистанции 15 км без учета времени.

4 класс

Надевание

палок

и

работа

рук

с

палками.

Попеременный

двухшажный ход (ознакомление). Спуск с палками. Спуск лесенкой.

Торможение плугом. Преодоление препятствий. Игры на лыжах.

Прохождение дистанции 2 км без учета времени.

5 класс

Строевые

приемы

с

лыжами

и

на

лыжах.

Упражнения

на

равновесие.

Попеременный

двухшажный

ход.

Торможение

плугом.

Поворот переступанием на спуске. Игры на лыжах. Прохождение

дистанции 2 км без учета времени.

6 класс

Одновременный бесшажный ход. Подъем елочкой. Игры на

лыжах. Торможение и поворот упором. Прохождение дистанции 3 км без

учета времени.

16

7 класс

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Подъем в

гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы.

Поворот на месте махом. Игры на лыжах. Прохождение дистанции 3 км

без учета времени.

8 класс

Одновременный

одношажный

ход

(дистанционный

вариант).

Коньковый шаг (работа ног). Торможение и поворот плугом. Игры на

лыжах. Прохождение дистанции 5 км без учета времени.

9 класс

Одновременный

двухшажный

ход.

Одновременный

двухшажный коньковый ход. Игры на лыжах. Прохождение дистанции 5

км без учета времени.

10 класс

Одновременный одношажный коньковый ход. Игры на лыжах.

Прохождение дистанции: юноши - 10 км, девушки - 5 км без учета

времени.

11 класс

Попеременный двухшажный коньковый ход. Игры на лыжах.

Прохождение дистанции: юноши - 10 км, девушки - 5 км без учета

времени.

17

Инструкция по лыжной подготовке для школьников

Лыжи должны быть подобраны по росту и содержаться в

исправном состоянии. Неисправными считаются лыжи, имеющие

трещины, сколы, поломанные носки или пятки лыж, деформацию

скользящей плоскости (пропеллер).

Крепление должно быть установлено по центру лыж и прочно

скреплено на ней. Оно должно быть отрегулировано так, чтобы можно

было без

посторонней

помощи

крепить к лыже ботинок.

Лучше

использовать жесткие крепления (они более надежны) или резиновые

стандартного образца (не самодельные).

Подобранные по росту палки должны иметь наконечники,

тяпочки и темляки для кистей рук, длина которых должна регулироваться.

Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру (тесная или

очень свободная обувь могут привести к потертостям либо к травме

голеностопного сустава). Нельзя зашнуровывать ботинки слишком туго и

обвязывать шнурки вокруг ноги, из-за этого ухудшается кровообращение и

ноги скорее замерзают. После занятий надо обязательно просушить

ботинки. Ни в коем случае нельзя делать это на батарее или печке. В этом

случае обувь может покоробиться и стать жесткой. Надевать ботинки следует

на два носка (хлопчатобумажный и шерстяной). Носки непременно

должны быть сухими.

Одежда должна

защищать от холода и

ветра,

быть легкой,

удобной и не сковывать движения. Свитер должен перекрывать брюки даже

при сильном наклоне туловища вперед. Следует надеть белье из натуральных

тканей. На руках должны быть варежки. Запрещается заниматься без

головного убора. На голове должна быть спортивная шапочка, закрывающая

уши. При сильном морозе - две, если они тонкие. В том случае, если

шапочка

не

прикрывает

уши,

надо

дополнительно

использовать

специальные наушники.

18

Получив лыжный инвентарь, надо проверить его исправность и

развязать лыжи до выхода на улицу. Выйдя на улицу, не следует сразу

вставать на лыжи, надо дать им остыть, иначе на них образуется корка льда,

которая будет препятствовать скольжению.

Опоздав на урок, нужно доложить учителю о своем приходе, чтобы он

знал точное количество занимающихся. Нельзя уходить с занятий без

разрешения учителя.

В

течение

всего

года

необходимо

регулярно

выполнять

упражнения на развитие выносливости. Низкий уровень выносливости

является одной из главных причин травматизма, так как утомленный

человек менее внимателен и координирован. Лучшей профилактикой

травматизма

является правильная

техника выполнения

упражнений.

Поэтому надо внимательно слушать объяснения учителя и стараться

правильно

и

точно

выполнять

подводящие

и

подготовительные

упражнения. Следует строго выполнять правила поведения на лыжне. При

движении по лыжне надо соблюдать дистанцию до впереди идущего

лыжника 3—4 м, а при спусках этот интервал должен быть не менее 30 м. На

время спуска нельзя выставлять вперед лыжные палки. Если возникла

необходимость быстро остановиться, надо присесть и упасть на бок,

обязательно держа палки сзади. После спуска не следует останавливаться у

подножия склона: сзади за вами следуют другие лыжники. Нельзя

пересекать лыжню, по которой движутся спускающиеся со склона

лыжники, Нельзя прыгать с трамплина: для этого нужны специальная

подготовка и прыжковые лыжи.

Категорически

запрещается

использовать

лыжные

палки

для

осаливания во время подвижных игр и эстафет - это можно делать только

рукой.

Во время занятий не исключены случаи обморожения ушей, носа и

щек. Если они побелели или потеряли чувствительность, надо растереть

19

кожу вокруг обмороженного места до порозовения, а затем и сам

отмороженный участок. Делать это следует сухой рукой, а не снегом, так как

при растирании снегом можно повредить кожу и занести в организм инфекции

.

Если во время соревнований (занятий) участник по каким-либо

причинам вынужден сойти с дистанции, он должен обязательно

предупредить об этом судью (учителя, инструктора). Это можно сделать

лично, а также через контролера или товарища.

О поломке и порче лыжного снаряжения также следует сообщать

тренеру. Если невозможно произвести починку на дистанции, то, получив

разрешение учителя, надо выходить к школе (лыжной базе, ближайшему

населенному пункту).

Нельзя снимать «лишнюю» одежду во время бега на дистанции и после

его окончания (это может привести к простуде). Лучше ее снять до начала

бега, а после его завершения надеть вновь.

По окончании занятий перед входом в помещение надо очистить лыжи

от снега, а зайдя в помещение, связать их.

Сразу после занятий по лыжной подготовке нельзя пить холодную

воду и охлажденные напитки (можно простудить горло).

20

Приложение

Скорость ветра.

Сильный ветер 8 – 15 м\

с.снег

бьёт

в

лицо,

хатрудняет

дыхание

и

ходьбу,

деревья

резко

качаются.

Дым

прибивается к земле.

Не ниже – 4

0

С ( занятия

проводятся

вблизи

от

школы

продолжительностью не

более 45 мин)

То же, но при -6

0

С

Ветер умеренный 2 – 7

м\с.

Снег

сдувает

с

крыш, деревья метёт

по

земле,

дым

отклоняется

в

направлении ветра.

Не ниже – 10

0

С

Не ниже – 12

0

С

Тихий ветер до 2 м\с.

Снег

падает

тихо,

деревья спокойны, дым

из

труб

поднимается

прямо

или

слегка

отклоняется

Не ниже – 12

0

С

Не ниже – 14

0

С

Возраст и

спорт

квалификац

ия

учащегося.

Школьники

1 – 3

классов

Школьники

4 – 5

классов

21

То же, но при -8

0

С

Не ниже – 10

0

С

Не ниже – 12

0

С

Не ниже – 18

0

С

При штормовом ветре более 15 м\с занятия не проводятся.

Не ниже – 14

0

С

Не ниже – 16

0

С

Не ниже – 18

0

С

Не ниже – 20

0

С

Не ниже – 16

0

С

Не ниже – 18

0

С

Не ниже – 20

0

С

Не ниже – 25

0

С

Школьники

6 – 7 классов

Школьники

8 – 9 классов

Школьники

10 – 11 классов

Девушки

и

юноши,

имеющие спортивный

разряд

не

ниже

третьего

22

Заключение

Перед уроками лыжной подготовки в школе стоят важные задачи.

Здесь закладываются основы техники способов передвижения на лыжах, и от

того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит

успешное проведение всех уроков по лыжной подготовке в школе.

В общеобразовательных школах используются учебная, внеклассная и

внешкольная формы работы по лыжной подготовке. Основой для всей

работы по лыжам со школьниками является учебная работа по лыжной

подготовке, которая проводится в соответствии со школьной программой.

Лыжная

подготовка

(обязательная

дисциплина

для

всех

учащихся)

проводится в форме урока.

Внеклассные занятия по лыжам и лыжному спорту организуются в

школе в виде секционных занятий, разнообразных физкультурно-массовых

мероприятий на лыжах (прогулок, туристических походов, экскурсий и

зимних праздников), занятий на лыжах в режиме продленного дня,

соревнований по различным видам лыжного спорта. Кроме этого, большое

значение во внеклассных мероприятиях имеют самостоятельные занятия

школьников (индивидуальные и групповые) по выполнению домашних

заданий по уроку или в виде активного отдыха с товарищами или

родителями.

В процессе уроков лыжной подготовки в школе большое внимание

следует обратить на развитие физических качеств, повышения уровня общей

работоспособности и закаливание школьников. Планирование материала на

развитие

физических

качеств

осуществляется

учителем

на

основе

содержания школьной программы, учебных нормативов с учетом состояния

здоровья, физического развития и подготовленности.

23

При занятии лыжным спортом в дыхательной и сердечнососудистой

системах происходят значительные качественные изменения: увеличивается

жизненная емкость легких.

Проанализировав школьную программу по лыжной подготовке, можно

сделать вывод, что учитель физической культуры должен знать и строго

выполнять все положения программы. Только в этом случае уроки по

лыжной подготовке станут насыщенно-интересными, увлекательными и

познавательными.

24

Литература

1.

Антонов A.М. Игры в обучении передвижению на лыжах //

Физическая культура в школе. -- 2006. -- № 6. -- С. 38.

2.

Видякин М.В.

Спортивные праздники и мероприятия в школе.

Спортивные и подвижные игры. - Волгоград: Учитель, 2007

3.

Видякин М.В. Физкультура. Система лыжной подготовки детей и

подростков: конспекты занятий. -Волгоград: Учитель, 2006

4.

Голомидова С.Е. Нестандартные уроки физкультуры. 10-11 классы. -

Волгоград: Учитель - ACT, 2005

5.

Дружинин Б.Л. Как поставить ребенка на лыжи. - М.: УЦ

«Перспектива», 2003

6.

Лепешкин В.А. Методика обучения учащихся технике передвижения

на лыжах. 1-11 классы: методическое пособие - М.: Дрофа, 2006

7.

Шиширин В.А. Дидактический материал для учителей физической

культуры. - Саратов: «Лицей», 2001



В раздел образования