Авторы: Часовская Мария Владимировна, Лукина Ольга Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 119 Незнайка
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Проект: исследовательско-творческий (с детьми раннего возраста) «Чистюли»
Тема: исследовательско-творческий (с детьми раннего возраста)
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 119 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей Выборгского района
Санкт-Петербурга «Незнайка»
(ГБДОУ детский сад № 119 «Незнайка»)
Проект: исследовательско-творческий
(с детьми раннего возраста)
«Чистюли»
Подготовили:
Ольга Васильевна Лукина, воспитатель
Мария Владимировна Часовская, воспитатель
Санкт-Петербург
2020
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в
группе раннего возраста
«Чистюли».
Название проекта: «Чистюли».
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (26-30 октября 2020 г.).
Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители,
воспитатели.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,
«Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие»,
«Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Проблема: Недостаточный уровень освоения детьми культурно-
гигиенических навыков и низкая заинтересованность и активность родителей
в привитии этих навыков в домашних условиях.
Актуальность проекта.
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения.
Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически,
одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и
нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании
культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм
поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка
в мир взрослых. Наиболее благоприятный период для формирования
культурно-гигиенических навыков – это ранний возраст. Дети способны в
этом возрасте понимать, что если они регулярно будут соблюдать правила
гигиены, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет
представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за
собой, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому,
чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а
гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Поэтому
задача педагога в игровой форме и с учетом возрастных особенностей
развивать, формировать и закреплять культурно-гигиенические навыки детей
с раннего детства.
Актуальность проблемы развития культурно - гигиенических навыков детей
дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в
проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает
низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не
последовательны и не самостоятельны в своих действиях, только с помощью
взрослого находят свое полотенце и горшок. Игровой проект по воспитанию
культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.
Цель проекта: формирование у детей культурно-гигиенические навыки в
игровой форме, используя различные виды деятельности.
Задачи проекта:
- Обучить детей следить за своим внешним видом, формировать умение
закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и
мыть руки, насухо вытираться полотенцем.
- Развивать умение детей мыть руки перед едой и по мере загрязнения,
пользоваться личным полотенцем.
- Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в
повседневной жизни.
- Развивать произносительную и диалогическую стороны речи.
- Воспитывать уверенность в себе и в своих возможностях; воспитывать
активность, инициативность, самостоятельность.
- Воспитать желание быть здоровым.
- Укрепить связи между детским садом и семьей.
Методы и формы работы с детьми:
- рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме;
- беседы с детьми на тему культурно-гигиенические навыки;
- чтение художественной литературы детям, использование народного
фольклора (потешки, запевки, стихи);
- игровые ситуации;
- подвижные игры;
- игры с водой;
- дидактические игры.
Методы и формы работы с родителями:
- консультации;
- выполнение творческих заданий;
- подбор художественной литературы.
Продукты проекта:
- картотека потешек, стихов о предметах личной гигиены;
- наглядный материал по культурно-гигиеническим навыкам.
Ожидаемые результаты:
У детей сформируется умение следить за своим внешним видом,
сформируется умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом,
аккуратно намыливать и мыть руки, насухо вытираться полотенцем.
Рассказывать вместе с воспитателем короткие стихотворения и потешки про
умывания.
У родителей повысится компетентность по данному вопросу и сформируется
активная позиция по взаимодействию с воспитателями и своими детьми.
I этап – Предварительный. 26 октября.
- подготовить нужную литературу по проектной деятельности;
- подбор сюжетно-ролевых игр;
- подбор занятий;
- подготовка к занятиям в течение недели;
- распечатка материала.
II этап - Основной.
Дата
Работа с детьми
Работа с родителями
Совершенствование
РППС
27
октябр
я
1.Игровая ситуация: «В гости
приходит кукла Катя с
грязными руками».
Цель: рассказать детям для
чего нужно мыть руки.
2. Пальчиковая игра
«Мыло».
3. Чтение стихов и потешек
на тему чистоты.
4. Дидактическое
упражнение: «Как мы моем
ручки и вытираем их».
Цель: обучение навыку
мытья и вытирание рук.
Консультация
родителей на тему:
«Развитие культурно-
гигиенических
навыков у детей
третьего года жизни».
Кукла Катя, алгоритм
«Как правильно мыть
руки», иллюстрации,
методическая
литература, детские
книги.
28
октябр
я
1. Пальчиковая игра «Кран
откройся».
Лепка «Микробики».
Цель: познакомиться с
микробами, и узнать какой
вред они проносят людям.
2. Чтение и проговаривание с
детьми потешек и стихов на
тему чистоты.
3. Активная игра –
«Пузырь».
Цель: Научить детей
становиться в круг, делать
его то шире, то уже,
приучать их согласовывать
свои движения с
произносимыми словами.
Памятка «Как
правильно мыть
руки».
Предложить
родителям изготовить
стенгазету «Мы
чистые, опрятные,
всегда мы
аккуратные».
Пластилин, образец
микроба,
иллюстрации,
методическая
литература, детские
книги.
29
октябр
я
1.Пальчиковые игры
«Мыло», «Кран откройся».
2.Дидактическое упражнение
- «Дорисуй картину».
Цель: развитие внимания,
наглядно-образного
мышления и мелкой
моторики.
3. Чтение сказки
Повторяем дома
потешки, моем руки
по правилу.
Обсуждение с
родителями проекта
«Умываемся мы
чисто».
Методическая
литература,
распечатанные
раскраски, гуашь,
ватные палочки, книга
с детскими сказками.
«Мойдодыр».
Цель: познакомить с
содержанием сказки в стихах
К.И. Чуковского
«Мойдодыр». Продолжать
закрепление знаний детей о
культуре гигиены;
воспитывать желание быть
аккуратным, чистоплотным,
опрятным, красивым;
обогатить словарный запас.
30
октябр
я
1.Досуг «У нас в гостях
Мойдодыр».
Цель: наблюдение за
сформированными навыками
последовательных действий
при мытье рук.
Создание стенгазеты:
«Мы чистые,
опрятные, всегда мы
аккуратные».
Распечатанный
материал,
методическая
литература, мыло,
полотенце для рук,
картинка Мойдодыра.
III этап - Заключительный.
Итоговое мероприятие: досуг «У нас в гостях Мойдодыр». (30 октября).
Цель: наблюдение за сформированными навыками последовательных
действий при мытье рук.
(Конспект см. в приложении).
Создание стенгазеты:
«Мы чистые, опрятные, всегда мы аккуратные».
(Родители приносят из дома фотографии, как дети дома соблюдают КГН, как
умываются, чистят зубы, кушают). Из данных фотографий создается коллаж.
Оценка результата.
За неделю проведенного проекта, у большинства детей группы
сформировалось умение следить за своим внешним видом, сформировалось
умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно
намыливать и смывать его, насухо вытираться полотенцем.
Все присутствующие в группе дети научились играть в пальчиковые игры на
тему чистоты. Дети, которые умеют разговаривать научились рассказывать
вместе с воспитателем короткие стихотворения и потешки про умывание.
Ежедневно в группе продолжаем закреплять и улучшать результат
сформированных умений. Еженедельно ведем работу с родителями о
культурно-гигиенических навыках, применяемых в саду и дома, тем самым
повышаем их компетентность по данному вопросу и продолжаем
формировать активную позицию по взаимодействию с воспитателями и
своими детьми.
Список литературы:
1.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе
детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2011г.
2.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в
первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика – синтез, 2010г.
3.
Книга для чтения в детском саду и дома: 2- 4 года: Пособие для
воспитателей детского сада и родителей / Сост. В. В. Гербова и др. –
М.: Издательство Оникс, 2011г.
4.
Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у
детей. Игровой комплект. Айрист-пресс, 2007г.
5.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6-е изд., испр. и
доп. - М., 2011.
6.
Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая
группа / авт. – сост. В. И. Мустафаева. – 2 изд. – Волгоград: Учитель,
2011г.
Приложения.
Детские потешки.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днём,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
Тёплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Тёплая водичка умоет Тане личико,
Пальчики – Антошке,
Сашеньке – ладошки.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Закатаем рукава,
Открываем кран — вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
Ах, какие ладошки!
Чистые ладошки!
Активная игра - Пузырь.
Цель. Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже,
приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют
небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не
скажет: "Лопнул пузырь!" Тогда они опускают руки и приседают на
корточки, говоря при этом: "Хлоп!" Можно также предложить детям после
слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга, по-прежнему держась за
руки и произнося при этом звук "ш-ш-ш" — воздух выходит. Затем дети
снова надувают пузырь — отходят назад, образуя большой круг.
Пальчиковая игра «Кран, откройся».
Кран откройся, (Правой рукой показать, как открыть кран.)
Нос умойся, (Указательными пальцами массировать крылья носа.)
Мойтесь сразу оба глаза. (Указательными пальцами массировать веки.)
Мойтесь ушки, (Ладошками массировать уши.)
Мойся шейка. (Поглаживание шеи сверху вниз ладошками.)
Шейка мойся хорошенько.
Мойся, мойся, обливайся. (Ладошками массируют щеки.)
Грязь смывайся, (Трут ладошку об ладошку.)
Грязь смывайся.
Пальчиковая гимнастика «МЫЛО».
Каждый день я мылом мою
Под горячею водою (Раздвинув пальцы, хлопаю в ладоши).
И в ладонях поутру
Сильно, сильно мыло тру. (Неплотно сжимают в руках пальцы одной руки и
трут о ладонь другой).
Мойся, мыло, не ленись!
Не выскальзывай не злись! (Воспроизводим мытье рук водой).
Досуг «У нас в гостях Мойдодыр».
Цель: наблюдение за сформированными навыками последовательных
действий при мытье рук.
Задачи:
1. Формировать у детей основы здорового образа жизнь.
2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
3. Развивать внимание, память, речь. (Конспект см. в приложении).
Ход занятий.
Воспитатель:
Утром Солнце просыпалось
Улыбалось из-за туч.
Значит, нам с тобой осталось
Улыбнуться, встретить луч
Улыбнёмся, Солнце, лугу
И травиночке любой,
Улыбнёмся мы друг другу
Просто так сейчас с тобой.
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу.
(Раздаётся стук в дверь).
К нам кто-то пришёл.
( Входит Мойдодыр).
Мойдодыр: Здравствуйте, дети, а вы меня узнали?
Дети: Да.
Мойдодыр:
Я великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник,
И мочалок командир.
Мойдодыр: Ребята, а вы любите умываться? Я люблю опрятных чистых
деток! Вижу, что среди вас нет нерях. Все красивые, ухоженные – приятно
смотреть.
Воспитатель: Ребята, Мойдодыр пришел к нам в гости, проходи Мойдодыр –
присаживайся.
Ребята, давайте вместе расскажем Мойдодыру потешки про водичку:
1.Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
2.Закатаем рукава,
Открываем кран — вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
Ах, какие ладошки!
Чистые ладошки!
Воспитатель: У Мойдодыра есть очень хороший друг – это вода. Ребята,
скажите, а вы знаете для чего нам нужна вода?
Дети: Вода нужна нам, чтобы умываться, пить, готовить.
Мойдодыр: Ребята, а вы дружите с водой?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Мойдодыру, как ты умеем мыть руки
водой с мылом и насухо их вытирать полотенцем.
(Проходим к крану и последовательно моим руки с мыло, вытираем
полотенцем).
Воспитатель: Ребята, а чем моют руки, чтобы они были чистые?
Дети: Мылом.
Воспитатель: Ой, ребята, руки у нас мокрые. Что нам нужно, чтобы руки
стали сухие?
Дети: Полотенце. Берут полотенце и вытирают руки полотенцем.
Мойдодыр: Ребята, запомните мои советы.
Умывайтесь по утрам и вечерам
Мойте руки с мылом перед едой, после прогулки, туалета
Мойте ноги перед сном каждый день
Воспитатель: Ребята, постарайтесь запомнить и выполнить все советы
Мойдодыра. А теперь давайте прощаться с Мойдодыром.
Дети: До свидания.