Автор: Лузина Галина Афанасьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Качканар, Свердловской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Образование и педагогика. Профессиограмма учителя-логопеда.
Раздел: дошкольное образование
Образование и педагогика.
Профессиограмма учителя-логопеда
СОДЕРЖАНИЕ
1.В чём суть профессии учитель-логопед (логопед)
2.Чем конкретно занимается сотрудник
3. В каких условиях происходит труд
4. Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников
5.Способности для успешного овладения профессией
6. Легко ли трудоустроиться
7. На какие заработки можно рассчитывать
8.Возможности для карьерного роста
1.В чём суть профессии учитель-логопед (логопед)
Учитель –логопед(логопед) - высококвалифицированный специалист,
который изучает причины появления речевых дефектов (заикание,
шепелявости, картавости, дисграфии, дислекции и т.д.) и способы их
устранения. Название профессии произошло от греческого logos (логос-
слово, речь) и paideit (пайдео- воспитываю, обучаю). В переводе обозначает
«обучение речи».
Таким образом в целом логопед учит человека правильно проговаривать
звуки его родной речи.
2.Чем конкретно занимается сотрудник
Недостаточно знать суть профессии логопеда и использовать пару
методик.
Нужно:
-взаимодействовать (совместная деятельность) с другими педагогическими
работниками;
-уметь правильно проводить обследование и ставить диагнозы даже в
сложных случаях, от этого зависит будущее пациентов;
-разбираться в детской анатомии и физиологии, понимать, как работают
органы слуха, зрения и речи у детей;
-владеть разными техниками работы (зондовый и логомассаж,
артикуляционная гимнастика, логопедическая ритмика и т.) знать, что
выбрать для конкретного случая;
-знать основы педагогики и детской психологии, уметь тактично общаться с
родителями и опекунами детей и находить общий язык даже с замкнутыми
или агрессивно настроенными учениками;
-при работе с определённой группой пациентов (например, с детьми с
тяжёлыми нарушениями речи) хорошо знать особенности таких людей и
эффективные методики помощи.
Таким образом логопед проводит обследование обратившегося к нему
человека и выявляет степень выраженности речевых дефектов, далее логопед
определяет план мероприятий по проведению коррекционной работы.
3. В каких условиях происходит труд
Учитель логопед (логопед) должен работать в комфортных условиях.
Пройти инструктаж по охране труда. Соблюдать правила внутреннего
трудового распорядка.
В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте
рабочее место. Учитель-логопед (логопед) обязан соблюдать правила
пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств
пожаротушения и направления эвакуации при пожаре.
При несчастном случае немедленно сообщить об этом администрации
учреждения.
В рабочей зоне учителя-логопеда размещается: письменный стол; рабочее
кресло; стеллаж для размещения методических материалов,
диагностического инструментария, служебной документации; полка для
методической литературы; компьютер; принтер; сканер.
В учебной зоне для групповых занятий: комплекты мебели (стол, стул) для
групповых занятий, наборное полотно; настенная азбука; доска; настольно
печатные игры; дидактический материал, учебно-методические пособия;
фланелеграф.
В зоне индивидуальных занятий: комплект мебели; зеркала для
индивидуальной работы; настенное зеркало; логопедический
инструментарий (зонды, шпатели); индивидуальные веера букв; пособия для
индивидуальных занятий.
Учитель –логопед должен знать и соблюдать требования к оснащению и
оборудованию учебных и логопедических кабинетов современными
образовательными средствами, техническими средствами, дидактическими
средствами, средствами логопедической помощи.
4. Какие требования предъявляются к уровню
подготовки работников
Для того, чтобы получить специальность учителя-логопеда (логопед),
обязательным будет обучение в высшем педагогическом учебном заведении.
Высшее образование – специалитет или магистратура в области
дефектологии или высшее образование- специалитет или магистратура
профессиональная переподготовка в области логопедии.
На базе институтов существуют и вечерние, и заочные формы обучения.
Сроки обучения разные — это может быть 2-3-4 года. Но заочное обучение,
по мнению многих, увы, не даёт такую базу знаний, как очное, и в большей
степени предполагает самообразование.
Возможно стать логопедом после окончания специализированных курсов.
Но, закончив курсы, не имея высшего педагогического образования, работать
официально логопедом специалист не может, так как право на ведение
данного вида деятельности дает только полноценное высшее образование. На
курсах логопедов многие важные дисциплины не преподаются.
При наличии высшего образования, специальность логопеда можно получить
как второе высшее образование. Так же при наличии высшего образования
(если не хочется идти на 3-4 года заочного обучения) есть годичные курсы по
подготовке логопедов, дефектологов.
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права
заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в
законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за
преступления, состав и виды которых установлены законодательством
Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном
федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные
установленным перечнем (нервно-психические, сердечно-сосудистые,
хронические инфекционные, болезни слухового и рече-голосового аппарата).
5. Способности для успешного овладения профессией
Способности:
-желание помогать людям (детям);
-быть наблюдательным;
-быть очень выдержанным (обладать стрессоустойчивостью, уметь управлять
своими эмоциями;
-быть психологом от природы, уметь чувствовать люде, понимать поведение
других людей;
-быть коммуникабельным, стремиться найти общий язык с каждым
пациентом;
-иметь хорошую долговременную память;
-иметь грамотную, чёткую правильную речь;
-способным корректировать программу деятельности в соответствии с
требованиями ситуации;
-быть ответственным за свою работу.
Таким образом логопед должен соблюдать правовые, нравственные и
этические нормы, требования профессиональной этики.
6. Легко ли трудоустроиться
Легко ли устроиться обладателям данной профессии?
Трудоустроиться логопедом вполне можно: в детский сад, школу, интернат,
медицинское учреждение, в центр развития речи, благотворительный фонд,
центр преддошкольной подготовки, школу скорочтения, центр социального
обслуживания. Можно обратить внимание на вакансии коммерческих
организаций- частных детских садов, студий развития речи и т.д.
Можно открыть частную практику.
7. На какие заработки можно рассчитывать
Заработок у логопеда достойный.
Очень хорошо зарабатывают специалисты, занимающиеся частной
практикой. Также в данной профессии возможно присвоение категорий: чем
выше категория, тем лучше.
8.Возможности для карьерного роста
Карьерный рост в образовательном заведении крайне ограничен. Однако
карьера логопеда возможна, но она напрямую зависит от опыта,
профессионализма, целеустремленности.
Познание себя, саморазвитие, повышение личностно- профессиональной
компетентности обеспечивает переход на более высокий уровень
профессионального самосознания. Это позволит специалистам эффективнее
планировать собственную профессиональную деятельность. Познай себя-это
мотивационный операционный рефлексивный компонент.
7