Автор: Цораева Светлана Владимировна
Должность: Преподаватель правовых дисциплин
Учебное заведение: ГБ ПОУ "ВТЭТ"
Населённый пункт: г.Владикавказ, РСО-Алания
Наименование материала: Статья
Тема: Причины и профилактика буллинга в подростковой среде
Раздел: среднее профессиональное
Причины и профилактика буллинга в подростковой среде
Цораева С.В.,
преподаватель правовых дисциплин ГБ ПОУ «ВТЭТ», г. Владикавказ
Одной из негативных форм взаимодействия человека является буллинг (травля).
Это запугивание во всех его проявлениях, травля, физический и психический террор,
порождающие страх, с целью подчинить себе другого человека .
Тема буллинга
актуальна , в-основном, в молодежной среде, хотя способна
создавать специфический климат во взрослом коллективе и угрозу для каждого его члена.
Погранично по своему содержанию понятие конфликта, так как внешне проявления
схожи. Но в конфликте человек вынужден учится справляться со сложными ситуациями:
анализировать, учитывать мнение другого человека, принимать решения и согласовывать
не только с другой стороной конфликта, но прежде всего с самим собой (в
психологическом словаре А.В. Петровского под конфликтом понимается столкновение
противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов
оппонентов или субъектов взаимодействия).
Буллинг же лишь разрушает личность : человек выступающий в роли жертвы
слабее тех/того, кто травит; наносимый вред вызывает чувство беспомощности;
происходит систематически и длительно по времени.
Первые исследования социально опасного феномена «Буллинг» появляются в 70-е
годы прошлого века. Основными формами насилия, по мнению опрошенных автором
студентов
юридического
отделения
ГБПОУ
«ВТЭТ»
(г.Владикавказа),
являются:
«грубость»; «насмешки»; «сплетни и интриги»; «угрозы»; унижение и другие . Вызванные
буллингом неприятные эмоции: страх, отчаяние, беспомощность, ненависть, замкнутость,
психические расстройства, – являются печальным следствием такого насилия.
При этом жертва на подсознательном уровне позволяет это делать с собой.
Виктимность является следствием низкой самооценки и плохой социализации, ребенок
просто не находит своего места в коллективе и невольно становится объектом насмешек и
прочих издевательств.
Для этого возраста характерна
эмоциональность, неустоявшиеся взгляды на
жизнь,
наличие
различных
социальных
проблем,
связанных
с
поиском
себя,
самореализацией. В связи с этим молодежь легко поддается деструктивным влияниям. Все
это усиливает еще и доступ в сети Интернет к материалам, содержащим пропаганду
насилия, жестокости, экстремизма и терроризма. Поэтому важнейшим направлением
деятельности со стороны образовательных учреждений является работа по повышению
правовой культуры в молодежной среде.
Это формирование установки на правомерное поведение; воспитание чувства
необходимости правомерного поведения. Правовое воспитание должно начинаться в
самом раннем возрасте. В становлении правового сознания молодежи должны принимать
участие разные социальные институты – семья, школа, органы государственной власти,
правоохранительные органы, общественные организации, учреждения культуры.
Педагоги, преподаватели, другие специалисты, работающие с подростками,
молодежью, должны сами с уважением относиться к своим воспитанникам, соблюдать их
права. Только осознание молодыми людьми своей правовой защищенности, возможности
реализации прав может помочь преодолеть появление буллинга в подростковой среде.
В
образовательных
учреждениях
часто
складывается
ситуация,
когда
разрабатываются программы, проводятся различные мероприятия,
где подросткам
внушается необходимость уважения к праву, соблюдения законов. При этом взрослые
говорят много «правильных слов», но в реальности, сами нарушают права подростков,
грубят, унижают. А свидетелями такого поведения становятся другие молодые люди.
Складывается
ситуация
двойных
стандартов
со
стороны
взрослых.
Данные
«воспитательные» действия имеют обратный эффект, усугубляют неуважение к праву и
окружающим.
Кроме того, педагоги, администрация образовательных учреждений, не реагируют
на травлю и остаются безучастными. В такой ситуации у подростков-агрессоров
складывается ощущение, что они могут безнаказанно унижать, нарушать законы и права
человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень правовой культуры подростков,
молодых людей напрямую зависит от уровня правовой культуры их родителей, педагогов,
сотрудников правоохранительных органов и других значимых для них людей.
Не вызывает сомнений необходимость дальнейшего изучения проблемы буллинга,
исследование личностных особенностей участников и последствий травли, с целью
разработки программ профилактики данного явления в образовательной среде.
Литература:
1.
Петровский, А. В. Краткий психологический словарь / А. В. Петровский, М. Г.
Ярошевский. – М.: Политиздат, 1985. – 342 с.
2. Юдина С.Д., Кузнецова Е.А. Буллинг как современная форма общения
студентов //
file:///C:/Users/User/Desktop/Новая%20папка/f7fd3555-37c3-49dd-960b-
02a2c6021807.pdf