Напоминание

Причины и профилактика буллинга в подростковой среде


Автор: Цораева Светлана Владимировна
Должность: Преподаватель правовых дисциплин
Учебное заведение: ГБ ПОУ "ВТЭТ"
Населённый пункт: г.Владикавказ, РСО-Алания
Наименование материала: Статья
Тема: Причины и профилактика буллинга в подростковой среде
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Причины и профилактика буллинга в подростковой среде

Цораева С.В.,

преподаватель правовых дисциплин ГБ ПОУ «ВТЭТ», г. Владикавказ

Одной из негативных форм взаимодействия человека является буллинг (травля).

Это запугивание во всех его проявлениях, травля, физический и психический террор,

порождающие страх, с целью подчинить себе другого человека .

Тема буллинга

актуальна , в-основном, в молодежной среде, хотя способна

создавать специфический климат во взрослом коллективе и угрозу для каждого его члена.

Погранично по своему содержанию понятие конфликта, так как внешне проявления

схожи. Но в конфликте человек вынужден учится справляться со сложными ситуациями:

анализировать, учитывать мнение другого человека, принимать решения и согласовывать

не только с другой стороной конфликта, но прежде всего с самим собой (в

психологическом словаре А.В. Петровского под конфликтом понимается столкновение

противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов

оппонентов или субъектов взаимодействия).

Буллинг же лишь разрушает личность : человек выступающий в роли жертвы

слабее тех/того, кто травит; наносимый вред вызывает чувство беспомощности;

происходит систематически и длительно по времени.

Первые исследования социально опасного феномена «Буллинг» появляются в 70-е

годы прошлого века. Основными формами насилия, по мнению опрошенных автором

студентов

юридического

отделения

ГБПОУ

«ВТЭТ»

(г.Владикавказа),

являются:

«грубость»; «насмешки»; «сплетни и интриги»; «угрозы»; унижение и другие . Вызванные

буллингом неприятные эмоции: страх, отчаяние, беспомощность, ненависть, замкнутость,

психические расстройства, – являются печальным следствием такого насилия.

При этом жертва на подсознательном уровне позволяет это делать с собой.

Виктимность является следствием низкой самооценки и плохой социализации, ребенок

просто не находит своего места в коллективе и невольно становится объектом насмешек и

прочих издевательств.

Для этого возраста характерна

эмоциональность, неустоявшиеся взгляды на

жизнь,

наличие

различных

социальных

проблем,

связанных

с

поиском

себя,

самореализацией. В связи с этим молодежь легко поддается деструктивным влияниям. Все

это усиливает еще и доступ в сети Интернет к материалам, содержащим пропаганду

насилия, жестокости, экстремизма и терроризма. Поэтому важнейшим направлением

деятельности со стороны образовательных учреждений является работа по повышению

правовой культуры в молодежной среде.

Это формирование установки на правомерное поведение; воспитание чувства

необходимости правомерного поведения. Правовое воспитание должно начинаться в

самом раннем возрасте. В становлении правового сознания молодежи должны принимать

участие разные социальные институты – семья, школа, органы государственной власти,

правоохранительные органы, общественные организации, учреждения культуры.

Педагоги, преподаватели, другие специалисты, работающие с подростками,

молодежью, должны сами с уважением относиться к своим воспитанникам, соблюдать их

права. Только осознание молодыми людьми своей правовой защищенности, возможности

реализации прав может помочь преодолеть появление буллинга в подростковой среде.

В

образовательных

учреждениях

часто

складывается

ситуация,

когда

разрабатываются программы, проводятся различные мероприятия,

где подросткам

внушается необходимость уважения к праву, соблюдения законов. При этом взрослые

говорят много «правильных слов», но в реальности, сами нарушают права подростков,

грубят, унижают. А свидетелями такого поведения становятся другие молодые люди.

Складывается

ситуация

двойных

стандартов

со

стороны

взрослых.

Данные

«воспитательные» действия имеют обратный эффект, усугубляют неуважение к праву и

окружающим.

Кроме того, педагоги, администрация образовательных учреждений, не реагируют

на травлю и остаются безучастными. В такой ситуации у подростков-агрессоров

складывается ощущение, что они могут безнаказанно унижать, нарушать законы и права

человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень правовой культуры подростков,

молодых людей напрямую зависит от уровня правовой культуры их родителей, педагогов,

сотрудников правоохранительных органов и других значимых для них людей.

Не вызывает сомнений необходимость дальнейшего изучения проблемы буллинга,

исследование личностных особенностей участников и последствий травли, с целью

разработки программ профилактики данного явления в образовательной среде.

Литература:

1.

Петровский, А. В. Краткий психологический словарь / А. В. Петровский, М. Г.

Ярошевский. – М.: Политиздат, 1985. – 342 с.

2. Юдина С.Д., Кузнецова Е.А. Буллинг как современная форма общения

студентов //

file:///C:/Users/User/Desktop/Новая%20папка/f7fd3555-37c3-49dd-960b-

02a2c6021807.pdf



В раздел образования